Здавалка
Главная | Обратная связь

ОТКАЗ ОТ ЗАКОНА ДЖУНГЛЕЙ



Противники либерального капитализма всегда критиковали эту модель за то, что она изначально ориентирована на неравенство. Встречный аргумент состоит в том, что люди изначально обладают разными способностями, а потому обоснованно одни оказываются успешнее и богаче. Последние десятилетия, казалось, убеждали, что альтернатив либеральным рыночным принципам экономики нет. Социализм в лице СССР вроде бы потерпел фиаско, и западные страны принялись усиленно экспортировать свою, теперь уже «единственно верную», схему хозяйствования всему миру. Однако в итоге оказалось, что непогрешимые рыночные принципы породили лишь разгул финансовых спекуляций в таких масштабах, что теперь преодолевать их последствия придется всему мировому сообществу. Как справедливо замечают представители развивающихся стран, те, кто стал виновниками этой ситуации, явно потеряли право считать себя «учителями жизни». В экономической и политической сфере следствием этого станет ослабление роли США и попытки других стран выработать механизмы защиты своих экономик от финансовых спекуляций. Но кризис, приводящий к серьезному экономическому спаду, а значит реально ухудшающий жизнь миллионов людей, если не всех, то многих, заставит довести до конца эту логическую цепочку. В результате становится актуальным вопрос о сущности (а не технических моделях) капиталистической модели экономики.

«Внутри каждой страны идет конкуренция между самыми сильными и самыми слабыми, между теми, кто обладает большей физической силой, лучше питается, кто научился читать и писать, кто посещал школы, кто накопил больше опыта, обладает большими связями, большими средствами, и теми, кто лишен этих преимуществ в обществе. Между странами идет конкуренция между теми, у кого лучший климат, больше пригодной для обработки земли, больше воды, больше природных ресурсов на земле, где им выпало жить, когда больше нет территорий, чтобы их завоевывать, теми, кто обладает технологиями, большим развитием и манипулирует бесконечными медийными средствами, и теми, кто, напротив, не пользуется ни одной из этих прерогатив. Существуют иногда неизмеримые различия между теми, кто считается богатыми и бедными странами. Это закон джунглей», – написал недавно Фидель Кастро. В ее нынешнем, либеральном варианте мировая экономика оказалась теми самыми джунглями, где на одного победителя приходятся тысячи, если не миллионы проигравших. И если в развитых странах такой «проигрыш» означает пособие по безработице, невозможность купить новый автомобиль или позволить себе дорогую ипотеку, то в странах «третьего мира» это бедность, голод и разгул преступности.

В Латинской Америке проблема массовой бедности была актуальна всегда, поэтому нет ничего удивительного, что идеи теологии освобождения возникли именно там – о том, что система, исходящая из эгоизма и сверхпотребления одних и обрекающая на нищету других, не может считаться справедливой и соответствующей христианским принципам. Тогда, в 70-е годы, официальный Ватикан поспешил откреститься от латиноамериканских католиков-вольнодумцев. Однако сегодня католические иерархи уже сами все чаще говорят об усугублении социальной несправедливости, чрезмерном обогащении одних и обнищании других. Разумеется, тон этой озабоченности далек от радикализма латиноамериканских священников-революци-онеров, таких как Камилло Торрес, защищавших 40 лет назад идеи теологии освобождения с оружием в руках в рядах повстанцев. Но слова о справедливом мироустройстве становятся слышны все чаще.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.