Финансовые основы пенсионной системы России
Своддоходов и расходов, обеспечивающих финансирование пенсионнойсистемы РФ.Бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) является полностью автономной финансовой системой от государственного бюджета на всех уровнях федеративного устройства РФ (федеральном, субъектов Федерации и местном). Бюджет ПФР должен быть сбалансирован по доходам и расходам за счет регулирования размера и условий уплаты тарифа страховых взносов различных категорий плательщиков, а также за счет прямого возмещения средств из федерального бюджета на покрытие текущего дефицита бюджета ПФР.
Доходная часть бюджета ПФР формируется исходя из тарифа страховых взно. :ов для различных категорий плательщиков, установленных федеральным законо. [ательством, а также за счет поступлений из федерального бюджета на финансн-ювание выплаты социальных пенсий, «ветеранских», «чернобыл ьских» (военных» (кроме офицерского состава) и других пенсий, Расходная часть бюджета ПФР формируется в полном соответствии с ус.ювия-(и исчисления размера пенсий по действующему пенсионному законодательству ;ак по старой (1990 г.), так и по новой (1998 г.! формулам. Бюджет ПФР формируется строго базируясь на прогнозных бюджетных пока, ■ателях на основании Бюджетного кодекса РФ, поскольку помимо трудовых пен-;ий из бюджета ПФР выплачиваются социальные пенсии и пенсии военнослужа-цим, пострадавшим от чернобыльской катастрофы и другие выплаты финансируемые за счет федерального бюджета. Бюджет ПФР в соответствии с законодательством о бюджетной системе и бюд- 3. Организационная структура и управление пенсионной системы ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, ocyufe-твпяющим свою деятельность в соответствии с законодательством Россип-коп Федерации. ПФР образован в целях государственного управления финансами 1енсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном [ействующим на территории Российской Федераиии законодательством о банках и панковской деятельности. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности 'оссийской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, 1ругих фондов и изъятию не подлежат. Главные функции ПФР: • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, з также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения; > организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; i капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; i контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; , организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России); (в ред. Федерального закона от 05.05.97 № 77-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) а межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; • участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударствен • изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам ■ проведение научно-исследовательской работы В области государственного пенсионного страхования; • разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, от Средства ПФР в полном объеме должны направляться на выплату установленных федеральным законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выехавшим за пределы Российской Федерации, а также на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов, включая персонифицированный учет плательщиков и застрахованных граждан. Формирование единой организационно-управленческой структуры ПФР (единая пенсионная служба). Помимо самого Фонда в настоящее время организационная структура пенсионной системы включает в себя: • региональные отделения ПФР в субъектах Федерации; • региональные органы социальной зашиты населения, осуществляющие непо • Центральный банк России, через расчетно-кассовые центры которого ПФР • региональные отделения Сбербанка; • Федеральную службу почтовой связи, через отделения которой осуществляют Основной задачей регионального отделения ПФР является организация сбора страховых взносов и финансирования органов социальной защиты населения, осуществляющих непосредственную выплату пенсий. В пятнадцати регионах России (Республики Ингушетия, Калмыкия, Коми, Марий Эл, Татарстан, Якутия (Саха), Тыва, Чеченская Республика, Агинский Бурятский, Ненецкий автономные округа, Белгородской, Ленинградской, Московской, Новосибирской областях) в настоящее время на базе региональных отделений ПФР создана Единая пенсионная служба, охватывающая все процессы пенсионного обеспечения от сбора страховых взносов до выплаты пенсий. V ри этом функции непосредственного назначения и выплаты пенсий получал е-ранее находившиеся в ведении органов социальной защиты, переданы в орга-циной пенсионной службы. ионные отделения собирают страховые взносы и размещают их на своих >вских счетах, после чего средства переводятся из районов на региональный ■нь. а затем спускаются в районы для осуществления платежей. Затем на мес-банкоеских счетов районного управления средства переводятся либо в мест-('чреждения социальной защиты населения, которые затем выплачивают пен-либо, в тех регионах, где создана Единая пенсионная служба, районные шения сами осуществляют выплату пенсий. том случае, если регионы собирают больший доход, чем им требуется на венные нужды (регионы — доноры), излишек переводится региональным от-|ием в центр, где аккумулируются аналогичные средства из других регионов, редства затем направляются в другие регионы, которым требуются дотации ыполнения своих обязательств по пенсионным платежам. инансовые потоки между элементами пенсионной системы выглядят сле-[им образом: 'обранные с работодателей, работников и индивидуальных предпринимателей граховые взносы через банк шта1«льщика поступают в региональные отделе-ия ПФР откуда через Центральный Банк или банк, уполномоченный Цен-эальным Банком, поступают в органы социальной защиты, осуществляющие ыплату пенсий пенсионерам. Выплата производится тремя службами: через очту, сберегательные кассы и альтернативные службы доставки. Причем, на очту приходится 80-82% от общего объема доставляемых пенсий, на сберега-мьные кассы — 10-15%, на альтернативные службы доставки — 4-5%. юственные средства от региональных отделений доноров поступают помимо ов социальной защиты в Централизованный фонд, где аккумулируются для дующего перераспределения в дотационные регионы. отличие от вышеуказанных отделений ПФР Единая пенсионная служба по-ные от плательщиков и из Централизованного фонда средства, направляет жбу по назначению пенсий. Оттуда через почту, сберегательные кассы и энативные службы доставки идет выплата пенсий пенсионерам. При этом чту приходится 60-75% доставки, на сберегательные кассы — 10-15%, на энативные службы доставки — 15-20% от общего объема доставляемых й. 1изнание ПФР федеральной государственной собственностью — особенность и. Обычно подобные фонды не объявляются государственной собственно-даже федеральной. Они как правило рассматриваются как собственность са-(страхованных и работодателей со строго целевым назначением, исключаю-какое-либо иное использование средств Фонда и тем более их изъятие [рством. дальнейшем при стабилизации политической и экономической ситуации в > предполагается создать орган управления Фондом из лиц наемного труда аховапных), работодателей (предпринимателей), представителей независи-рофсоюзов и государства. 4. Экономические и социальные проблемы развития пенсионной системы России Анализ динамики соотношения занятого трудоспособного населения и пенсионеров нашей страны за рассматриваемый временной период выявляет ряд характерных тенденций (табл.1). Таблица 1
Приведенные статистические данные свидетельствуют, что численность занятых за период с 1992 г. уменьшилась на 9,3% (6,7 млн. чел.), а численность пенсионеров при этом возросло с 35,2 до 38,2 млн. чел., т.е. па 8,2%. В результате этого нагрузка пенсионной системы на экономическую систему занятого населения возросла с 46 пенсионеров на 100 чел. занятых в народном хозяйстве в начале переходного периода до 57 пенсионеров в настоящее время, В последующие годы в связи с ухудшением экономического положения в стране во многих ранее благополучных по пенсионной нагрузке регионах ситуация значительно осложнилась, и соотношение пенсионеров к численности работающего населения приблизился и даже перешагнул 50%. Так, в Республике Карелия (с 43,8% в 1992 г. до 56,1 — в 1995 г.), Архангельской области (с 42,8 до 59,9%), Еврейской автономной области (с 40,9 до 50,7%). Для наглядного представления структуры пенсионной системы целесообразно более детально рассмотреть динамику численности основных категорий пенсионеров за те же периоды (табл. 2). Как показывает статистика, за 5-летний период общая численность пенсионеров возросла на 7,3% или на 2,6 млн. чел., при этом численность получателей трудовых пенсий увеличилась на 7,4% (2,5 млн. чел.), численность получателей социальных пенсий — на 25%, причем численность пенсионеров по труду растет равномерно в каждом году, численность пенсионеров-военнослужащих в течение всего периода ежегодно уменьшалась примерно на 1 Источник: Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. — М.: Госкомстат России. 1946; Россия в цифрах: Статистический сборник. — М.: Госкомстат России. Динамика индекса инфляции, пенсии и заработной платы к предыдущему году (раз)
Приведем динамику реального размера пенсии по старости (в ценах 1987 г.): i 992 г. — 52%. 1996 г. — 54%, 1993 г. — 62%, 1997 г. — 53%, 1994 г. — 58%, 1998 г. — 41 %. При этом, естественно, были нарушены как минимум два основополагающих ринципа государственной страховой пенсионной системы: поддержание жизнен-ого уровня пенсионеров путем обеспечения стабильного уровня покупательной пособности пенсии и обеспечение сбалансированности соотношения средних азмеров пенсий по старости и средней заработной платы. Последствием перечисленных выше процессов явилась катастрофическая де-юрмация финансовой обеспеченности пенсионной системы, при которой уровень 1инансовой обеспеченности выплаты пенсий снизился с 100-120% в дореформен-ый период до уровня 80-85 % в переходный период к рыночным отношениям, [ропорционально размеру снижения обеспеченности произошло снижение уровня амих назначаемых пенсий. Закономерно, что' средний размер пенсии по старости в среднегодовой динами- 1990 г. — 41%, 1994 г. —35%, Ц 1991г. —37%, 1995 г. —39%, Ц 1992 г. — 26%, 1996 г. — 37,8%, 1993 г. — 34%, 1997 г, — 37,2%. Еще более неустойчивый характер приобрело соотношение минимального раз-ера пенсий по старости и прожиточного минимума. Если в 199! году оно состав-ало 171%, то к 1992 г. снизилось до 59%, а к 1996 г. еще уменьшилось до 50%. В 991 г. минимальный размер пенсий соответствовал минимальному потребитель-^ «эму бюджету, а не уровню прожиточного минимума. 1 Источник: Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. — М.: Госком! ■ат России. 1996. Россия в цифрах: Статистический сборник. — М.: Госкомстаг России. 1997] веления о численности пенсионеров и суммах назначенных ни месячных пенсий н компепсаи шык выплат (форма 94-собес (головая)) на 31 декабря 1992-1996 гг. Министерство труда и сощй it н ого рачви"] ия Российской Федерации. За переходный период произошла также глубинная деформация и другого ос-овного принципа построения системы пенсионного обеспечения: связи размера Н[енсии с величиной 1рулового вклада гражданина. В результате введения наряду с инфляционной индексацией пенсий компенсационных выплат произошло сниже-1ие реальных размеров отдельных видов пенсионных выплат, резко сузилась дифференциация между максимальными и минимальными размерами пенсий, вновь возникла тенденция к уравнительности пенсионного обеспечения. Вместо предусмотренной законодательством дифференциации в пределах 1:3-3,5, она в 1997 г. составляет не более 1: 1,7. Немаловажную роль в ухудшении пенсионного обеспечения сыграли и применяемые правительственными органами методы борьбы с последствиями инфляционного роста потребительских цен. При этом единственная антиинфляционная мера — проведение индексации пенсии по итогам предыдущих трех месяцев — в условиях галопирующего роста цен не обеспечивала необходимого уровня компенсации потерь и неизбежно привела к дальнейшему снижению покупательной способности пенсий. Таким образом, уже к середине 90-х гг. т.е. практически через три-пять лет пенсионная система России начала испытывать кризисные явления, основными признаками которых являются : • нарушение принципа зависимости размера пенсии от трудового вклада пен • резкое снижение уровня жизни пенсионеров, которое наиболее наглядно про • сужение дифференциации минимального, среднего и максимального размеров • разбалансированность бюджета ПФР по причине роста расходов Пенсионно • неурегулированность финансовых взаиморасчетов бюджета Пенсионного Основная причина разбалансированности бюджета пенсионной системы обусловлена тем, в системе пенсионного обеспечения имеется немало механизмов нецелевого расходования пенсионных средств — возможность получения пенсии незави- 1 Соловьев А.К. Три варианта пенсионной реформы. // Пенсия, 1997. № 8 (11). — с. 32-35
"•С ;имо от уплаты страховых взносов, множество необеспеченных соответствующцщн денежными поступлениями льгот для отдельных категорий пенсионеров и т.д. Пенсионное законодательство не связывает предоставление льгот с фактиче-жим состоянием условий труда на производстве, с размером страховых взносов (, IX своевременной уплатой. Не менее существенным фактором ухудшения финансовой обеспеченности тенсионных выплат послужило падение собираемости все*: видов доходов Пеней-шного фонда. Ставка отчислений в Пенсионный фонд определяется федеральным законода-ельством о тарифах. Однако В последнее время чрезмерно высокая тарифная тавка отчислений с заработной платы на пенсионное обеспечение становится об-1еменительной для предприятий и организаций. В последние годы более чем в три ада был увеличен страховой тариф — с 12% в 1990 г. 39,5% в 1997 г., который для редприятий, организаций, учреждений включает взносы в Пенсионный фонд — 9%, в фонд социального страхования — 5,4%, в государственный фонд занятости - 1,5% и на обязательное медицинское страхование—-3,6%. Суммарная величина страховых тарифов с заработной платы составила по го-ам: 1990—12%, 1992 — 38%, 1994-1995— 40%, 1991 — 38%, 1993 — 39%, 1996-1998 — 39,5%. За последние годы значительно усложнились условия и механизм контроля за эором страховых взносов практически для всех категорий плательщиков. По при-кне падения управляемости в бюджетно-финансовой системе, выражающейся в ^контролируемом разрастании теневого обращения денежных средств и их суше-гвенном вытеснении из легального обращения различными заменителями (ценами бумагами разного вида, бартерными отношениями, «натуральными» выпла-1ми и т.п.) обеспечить сколько-нибудь стабильный сбор доходов ПФР для инансирования плановых расходов по пенсиям оказывается все более трудно, остаточно напомнить, что уровень просроченной задолженности по страховым :носам в ПФР составил в начале 1999 года около 130 млрд. руб., т.е. практически |довой бюджет Пенсионного фонда 1997 г. Практика последних лет показала также наличие значительного числа неэф-;ктивных элементов в самой действующей организационной схеме управления :нсионным государственным страхованием. Первостепенное место среди них за-гмает сохраняющееся до сих пор разделение функций сбора и расходования пеН-онных средств между Пенсионным фондом и органами социальной защиты на-ления, которое привело к тому, что использование этих средств осуществляете* з надлежащего правового и финансового контроля за движением финансовых сурсов от органов Пенсионного фонда непосредственно до пенсионера. В ре-пьтате нецелевое и необоснованное расходование средств в региональных оргэ-х социальной защиты достигло существенных размеров. Перечисленные проблемы сделали неизбежной необходимость реформирова-я пенсионной системы России. 5. Основные принципы реформирования пенсионной системы реализуемая в настоящее время Программа пенсионной реформы, равно как и усматриваемые предложения по реформе пенсионного обеспечения на среднесрочную перспективу определяют государственное пенсионное страхование сле- образом: Государственное пенсионное страхование — один из видов государственного социального страхования, реализуемого через систему финансовых, организационных мер и правовых норм, направленных на гарантированное государственное обеспечение граждан трудовыми пенсиями за счет обязательных страховых взносов. Обязательное пенсионное страхование представляет систему правовых, жо-ноукческих и организационных мер, направленных на материальное обеспечение граждан в случае утраты ими заработка (дохода) вследствие инвалидности старости, потери кормильца и других случаев, установленных законодательством. Государственное (обязательное) пенсионное страхование — это совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих обязательный характер для субъектов трудовых отношений, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, и для других граждан, и обеспечивающих реализацию гражданами права на получение пенсии из средств бюджета государственного (обязательного) пенсионного страхования, формируемого за счет страховых взносов работодателей и граждан. Одновременно с выполнением своей функции в системе социально-трудовых отношений государственное пенсионное страхование является неотъемлемой частью бюджетно-финансовой системы государства. Для этого все условия и нормы материального обеспечения застрахованных, также как и уплата обязательных страховых взносов, регулируются государством путем создания системы правовых актов, и государство гарантирует их неукоснительное исполнение. Это касается как государственного контроля за сбором и уплатой страховых взносов, так и создания специальных органов, управляющих институтом пенсионного страхования. Если взносы не поступают в полном объеме, и в пенсионном фонде недостаточно средств для выполнения условий пенсионного законодательства по выплате пенсий, государство обязано пополнять пенсионный фонд и обеспечить выполнение пенсионных обязательств по закону. Социальная сущность пенсионного страхования заключается в перераспределении риска наступления страхового случая между застрахованными, с одной стороны, и всеми работодателями, с другой; между поколениями застрахованных и работодателей, между застрахованными и работодателями, живущими и работающими на предприятиях в разных регионах страны, занятых на предприятиях различных отраслей и т.д. Полная автономность бюджета пенсионного фонда должна базироваться на стабильной правовой основе. Поэтому решение всех вопросов финансирования и обеспечения своевременной выплаты (размеры страховых взносов, сроки и порядок их уплаты, принудительное взыскание, санкции за задержку платежей и т.п., круг застрахованных, условия предоставления обеспечения, его уровень и т.п.) должно от- >ситься к исключительной компетенции высшего законодательного органа страны, )торый проводит пенсионную политику через соответствующие законы. Обязательное государственное пенсионное страхование включает в себя систе-у пенсионного обеспечения, охватывающую все активное населения в трудоспо.-)бном возрасте, включая наемных работников, предпринимательские категории жаждам и отдельные виды деятельности, участвующих-^ обязательной пенсион-)й системе на специальных условиях. Основная особенность пенсионной системы в нашей стране заключается в том, ■о действуют специальные пенсионные схемы, в состав которых входят отдель-.те категории граждан из числа, главным образом, государственных служащих; 1енные и правоохранительные органы, служащие определенных сфер государст-нной власти и т.д. Изложенные выше положения по формированию системы пенсионного обеспе-ния в основном получили отражение в современной практике, которая в той или гой степени реализует основные принципы пенсионного страхования: единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования; всеобщность; обязательность для всех страхователей уплаты страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования; государственная гарантия для всех застрахованных; солидарность материальных обязательств (между поколениями, отраслями экономики, территориями, отдельными организациями и гражданами); федеральный (общенациональный) характер собственности на уплаченные страховые взносы (межотраслевого и межрегионального перераспределения финансовых ресурсов); автономности бюджета пенсионной системы от государственного бюджета; поддержания уровня жизни пенсионеров (осовременивания пенсий путем сохранения покупательной способности начисленной пенсии в течение всего периода жизни); эквивалентности страховых платежей и пенсионных выплат; зависимости размера пенсии от трудового вклада работника (продолжительности трудового стажа и размера заработной платы) при назначении пенсий; целевого использования страховых взносов на выплаты пенсий и пособий; возвратности пенсионных платежей; зависимости размера пенсии от трудового вклада работника (продолжительности трудового стажа и размера заработной платы) при назначении пенсий (с целью предотвращения уравнительности пенсий); индивидуального учета (персонификации) уплаченных страховых взносов и др. принципы (схема 2). Объективными причинами большинства современных проблем функционирова-i пенсионной системы стали отсутствие некоторых из перечисленных принципов |равовых основах пенсионной системы, их нарушение, прямое или косвенное не-полнение на практике. Некоторые принципы пенсионного страхования изначаль-не получили адекватного отражения в системе пенсионного обеспечения. В на-рящее время с учетом последних дополнений в пенсионном законодательстве ;оторые из перечисленных проблем получили частичное решение на практике.
Схема 2. Основные принципы государственного пенсионного страхования В большинстве государств с развитой экономикой пенсионное обеспечение осуществляется из трех источников: • из государственных средств (в рамках государственного социального обеспе • из внебюджетных пенсионных фондов (в рамках государственного пенсионно • из средств страховых компаний и иных финансовых организаций (в рамках Многообразие видов пенсионного страхового обеспечения обычно разделяют (три направления: индивидуальное страхование пенсий, когда страхователь страхует пенсию обусловленного размера; накопление средств в страховой организации адекватно размеру назначаемой пенсии; групповое страхование — пенсии всех участников адекватны общей сумме взносов. В России до 1917 Г. общества взаимного вспомоществования, выплачивавшие нсии своим членам, назывались пенсионными кассами. 6. Перспективные направления реформирования пенсионной системы РФ За период, прошедший после принятия Концепции реформирования системы кионного обеспечения в РФ (постановление Правительства РФ от 7 августа )5 г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного ;сттечения в РФ»), разработан и принят ряд нормативных актов, направленных реализацию ее положений. В 1996 г. вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персони-яированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», на гавании которого создана основа новой инфраструктуры пенсионной системы, спечивающая информационную базу для мотивации уплаты страховых взносов ми работающими. Введение персонифицированного учета должно осуществ-ься в опережающем порядке, так как это создает предпосылки для последую-< преобразования. Следующим шагом по введению системы персонифицированного учета стала ректировка порядка назначения и перерасчета пенсий С ориентацией на исполь-шие указанных лицевых счетов. В мае 1997 г. в Закон Российской Федерации государственных пенсиях в Российской Федерации» внесены изменения, пре-иатривающие установление трудового стажа и определение среднемесячного 1ботка при назначении пенсий и их перерасчете на основе данных индивиду-шх лицевых счетов. В целях осуществления дальнейшей работы в этом направлении принято По-ювление Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. № 318 «О ах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей 'дарственного пенсионного страхования». Для осуществления работ по обра-<е информации по индивидуальному (персонифицированному) учету в системе дарственного пенсионного страхования распоряжением Правительства Рос-:кой Федерации от 9 июня 1997 г. № 796-р создан Информационный центр онифицированного учета при Пенсионном фонде Российской Федерации. Федеральным законом «О порядке исчисления и увеличения государственных ий» предусмотрен переход на принципиально новый механизм исчисления и ичения государственных пенсий, основанный на определении индивидуально- го коэффициента для каждого пенсионера. Новый механизм обеспечивает не только исчисление размера пенсии, но и ее перманентную индексацию строго исходя из темпов роста средней заработной платы в стране. Одновременно он позволяет более объективно, чем старый, дифференцировать размеры пенсий в зависимости от трудового вклада и ограничивает влияние уравнительных факторов в пенсион-ном обеспечении. Позитивный сдвиг наблюдался в соотношении средней пенсии и средней заработной платы в стране: v 26% в 1992 году, . 35-39% — в 1997-98 гг. Однако этот сдвиг достигнут за счет резкого сокращения дифференциации в размерах пенсий. В настоящее время дифференциация максимальной и минимальной пенсий составляет 1,7:1 вместо 3:1 по законодательству. Вследствие этого заработная плата практически не играет роли при исчислении размера пенсии, и у населения ослабли стимулы к «зарабатыванию» пенсии. В период после начала пенсионной реформы развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения происходило в условиях отсутствия нормативной правовой базы, адекватной системы регулирования их деятельности. Это негативно отразилось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов и низком уровне доверия к ним населения. Объективной причиной финансовой нестабильности пенсионной системы является, с одной стороны, кризис неплатежей в народнач хозяйстве, с другой — ее несоответствие изменившимся социально-экономическим условиям в стране. Число пенсионеров растет, численность работающих в народном хозяйстве снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обеспечение. Временная нормализация финансовой ситуации в период более благоприятного в силу демографических факторов соотношения численности между пенсионерами и плательщиками взносов (2000-2007 гг.) не сможет в долгосрочной перспективе обеспечить стабильность действующей системы пенсионного обеспечения. Проведенные расчеты показывают, что в последующий период кризис пенсионной системы, основанной на существующих принципах, вновь начнет обостряться и в дальнейшем неизбежно приведет к неплатежеспособности Пенсионного фонда Российской Федерации. Подобные выводы основываются на данных долгосрочного демографического прогноза. Стабилизации существующей распределительной системы пенсионного обеспечения можно достичь лишь через поэтапное повышение пенсионного возраста с ооновремениой отменой всех имеющихся льгот. Предотвратить углубление кризиса пенсионной системы и создать предпосылки для экономического роста можно только через поэтапный переход от всеобщей йаспредеяительноп системы к комбинированной системе пенсионного обеспече-ШШ, в которой значительную роль играют накопительные механизмы финансирования пенсий. Формирование значительных пенсионных накоплений позволит снизить финансовую зависимость пенсионной системы от соотношения численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами и тем самым существенно повысить ее устойчивость перед неблагоприятными демографическими изменениями. В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распреде- нительной системе предлагается комбинированная система пенсионного обеспечу кия, которая включает в себя: • государственное пенсионное страхование как ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пеней- t. онного страхования и финансируется как за счет текущих постунлений в Пен- \ сионный фонд Российской Федерации, так и за счет средств, полученных or h направления части обязательных страховых взносов на накопление, и за счет * | инвестиционного дохода от их размещения; » государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, — за счет средств федерального бюджета; i дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, — обязательных страховых взносов. В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной систе- 1Ы предлагается поэтапное, в полном соответствии с организационными и финансо- ,ыми возможностями государства и существующей пенсионной системы, введение [акопительных механизмов в систему государстве!того пенсионного страхования. Индексация пенсий осуществляется с учетом финансовых возможностей обще- тва и не должна привести к дальнейшей финансовой дестабилизации пенсионной истемы. В процессе реформирования необходимо осуществить изменения нормативно равовых актов по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета за-трахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования. Система ерсонифицированного учета должна соответствовать требованиям, связанным с ведением условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан в 1еханизм финансирования пенсий. Одновременно требуется конкретизировать подходы к реформированию льгот-ых пенсий с использованием накопительных механизмов. Программа реформирования предполагает формирование гибкой системы ффективньтх стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию, в эм числе с использованием условно-накопительных и именных накопительных четов граждан, при которых более продолжительная работа, и соответственно, украшение ожидаемого срока пребывания на пенсии позволяют существенно величивать для получателя ее ежемесячный размер. Такая система стимулов элжна учитывать не только финансовые интересы пенсионной системы, но и )менение ситуации на рынке труда. Важно также, чтобы предлагаемые стимулы z превращались на деле в систему экономического принуждения пожилых лео-гй к продолжению активной трудовой деятельности вопреки их возможностям желанию. Целесообразно осуществить в переходный период централизацию функций iera государственного пенсионного страхования, включая его накопительный гемент, и создаваемых профессиональных пенсионных систем в рамках ПенсиоН->го фонда РФ. Следует предусмотреть комплекс мер по дальнейшему развитию дополнитель-ного пенсионного страхования (обеспечения), включая стимулирование пенсионных накоплений через налоговые льготы и повышение действенности гарантий их сохранности. Для создания условий проведения гибкой государственной политики пенсионного обеспечения в отношении отдельных категорий граждан необходимо принять федеральный закон о дополнительном материальном обеспечении граждан за особые заслуги перед Российской Федерацией, определяющий общие принципы и основания принятия решений об установлении ежемесячных доплат к пенсиям липам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией. Предлагаемая в Программе модель государственного пенсионного обеспечения с поэтапным введением накопительных элементов обеспечивает сбалансированность доходов и обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации в течение всего переходного периода (до 2020 г.) без увеличения базовой ставки страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Основными факторами, обеспечивающими в прогнозе стабилизацию финансового положения пенсионной системы в переходный период, являются: • реформирование механизмов досрочного выхода на пенсию путем их перевода • определение размера пенсионных выплат в зависимости от величины поступ • учет прогнозируемой (ожидаемой) продолжительности жизни пенсионера при • обеспечение разграничения обязательств по финансированию страховых пен • законодательное закрепление перечня нестраховых периодов, подлежащих
• повышение собираемости страховых взносов в результате введения условно- • частичное финансирование с 2005 г. вновь назначаемых трудовых пенсий на накопительной основе. В долгосрочной перспективе трудовая пенсия по государственному пенсионному страхованию будет формироваться по распределительному и накопительному принципам в равной пропорции. Одновременно тарифная политика в государственном пенсионном страховании должна ориентироваться на постепенное снижение тарифа отчислений за работников, работающих в нормальных технологических и природно-климатических условиях. В целях сокращения скрытого субсидирования через пенсионную систему отраслей с повышенным удельным весом рабочих мест с вредными условиями труда, а также регионов с особыми природно-климатическими условиями целесообразно ■41' усмотреть вопрос о введении для них дополнительного тарифа страховых пенсм-рнных взносов. ПреЛ1 полагаете я в рамках тарифной политики по государственному пенсионно- Предлагается следующая последовательность увеличения накопительного эле-ента тарифа по государственному пенсионному страхованию: 2000 год — 1 процент; 2006 год — 5 процентов; 2003 год — 3 процента; 2009 год —■ 7 процентов. Указанное повышение будет достигнуто перераспределением в пределах уста-эвленного страхового тарифа в пользу накопительной части взносов. В то же время для обеспечения внедрения условно-накопительных и именных шэпителъных пенсионных счетов граждан на лицевом счете должна аккумулиро-1ться следующая дополнительная информация: сумма страховых взносов, уплаченных работодателем за застрахованное лицо на распределительных принципах; сумма страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо и направленных на накопление; сумма начисленного инвестиционного дохода, связанного с инвестированием части страховых взносов, направляемых на накопление; сумма страховых взносов, перечисляемых через Пенсионный фонд РФ в профессиональные пенсионные системы (в переходный период), а также начисленный инвестиционный доход по этим накоплениям. Чтобы в максимальной степени отразить указанную информацию в составе ли-вого счета каждого застрахованного лица должны быть открыты следующие эстета: условно-накопительный счет, на котором отражаются взносы, уплаченные работником или за работника работодателем на распределительной основе. На базе условно-накопительных счетов застрахованным лицам будет назначаться часть трудовой пенсии, которая финансируется из распределительного источника; именной накопительный пенсионный счет, на котором отражаются страховые взносы, идущие на накопление, и регистрируется начисленный инвестиционный доход, связанный с их инвестированием; профессиональный пенсионный счет, открываемый для работников, участвующих в обязательных профессиональных пенсионных системах. На этом счете отражаются дополнительные взносы, уплачиваемые работодателями для финансирования досрочного выхода на пенсию, а также начисленный инвестиционный доход, полученный от инвестирования этих средств через профессиональные пенсионные системы. Размер трудовых пенсий предполагается исчислять только исходя из страховых знаков: возраста; Г страхового стажа; страховых взносов; заработной платы (дохода), с которой уплачивались страховые взносы; а также пенсионных накоплений (пенсионных резервов), отнесенных на именные накопительные счета застрахованных. Страховой стаж застрахованного лица представляет собой суммарную продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы. Начиная с 2001 г. трудовые пенсии выходящим на пенсию по старости будут назначаться в рамках системы персонифицированного учета на основе условно -накопительных счетов. В связи с этим за период начиная с 2001 г. основным страховым показателем, на основе которого формируется часть будущей трудовой пенсии, финансируемой на распределительной основе, должен стать размер уплаченных страховых взносов. Основным источником финансирования части трудовых пенсий, назначаемых на распределительной основе по данным условно-накопительных счетов, должны служить текущие поступления в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением страховых взносов, направленных на накопление, и доходов от их инвестирования. Страховые взносы, направленные на накопление, и доходы от их инвестирования образуют пенсионные резервы, которые подлежаг инвестированию Пенсионным фондом Российской Федерации через независимые управляющие компании и могут расходоваться лишь на выплату части трудовых пенсий лицам, которые имеют соответствующие накопления на именных накопительных счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации. Учитывая всеобщий характер включения работников в накопительную схему и незначительность накопленных ресурсов для работников, выходящих на пенсию в течение первых 5 лет с момента введения накопительных элементов, предусматривается использовать их на частичное финансирование выплат пенсий лишь после 2005 г. Таким образом, начиная с 2005 года трудовые пенсии для большинства выходящих на пенсию по старости будут состоять из двух частей, назначаемых на распределительной и накопительной основе. По мере роста пенсионных накоплений застрахованных лиц часть трудовой пенсии, финансируемой из накопительного источника, будет возрастать и в долгосрочной перспективе может достигнуть величины, равной величине трудовой пенсии, финансируемой на распределительной основе. В связи с этим необходимо предусмотреть с 2005 г. внесение изменений в порядок исчисления трудовых пенсий, финансируемых на распределительной основе. Относительная величина части пенсий, назначаемых на распределительной основе, должна постепенно уменьшаться по мере возрастания части пенсий по накопительной схеме. В основе применения условно-накопительных счетов лежит принцип регистрации взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на индивидуальном лицевом счете каждого работника таким образом, как если бы эти взносы составляли реальные пенсионные накопления. В частности, производится индексация взносов, отраженных на условно-накопительном счете, или условное начисление на них процентов по согласованным ставкам. Предполагается поэтапное внедрение в государственное пенсионное страхование гакопительных элементов финансирования пенсий. Трансформация действующее юрядка назначения пенсий по старости с уменьшением возраста в связи с особыми словиями труда предполагает осуществление мер, направленных на перевод их в редмет деятельности профессиональных пенсионных систем. Предполагается рас-мотреть вопрос о назначении досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда а основании применения действующих в настоящее время Списков № 1 и 2 прои> одств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию о возрасту (по старости!, на льготных условиях с учетом критериев уровней цр0-ессиональных рисков. Эта критерии целесообразно применять как обязательное гловие реализации прав на профессиональную пенсию, что позволит осуществить остепенный переход от формальных оснований признания права на льготную пению на основе Списков № I и 2 к установлению этого права в зависимости от сгепе-и фактического риска отдельных видов производственной (трудовой} деятельности 1Я здоровья и трудоспособности каждого конкретного работника-Введение дополнительного тарифа страховых взносов должно быть синхрони-фовано с проведением налоговой реформы, предполагающей снижение общего говня налогообложения фонда оплаты труда. Дополнительный тариф страховых !носов должен быть установлен таким образом, чтобы он не вызвал общего почтения уровня налогообложения фонда оплаты труда, сложившегося до проверяя налоговой реформы. Для обеспечения решения указанной задачи необходимо в рамках реорганиза-1И системы льготных пенсий, назначаемых как в связи с особыми условиями тру-:, так и в связи с проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним :стностях, подготовить проекты федеральных законов о внесении изменений и итолнений в налоговое законодательство, обеспечивающих реальное снижение раховой и налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Страховые взносы по дополнительному тарифу перечисляются в уполномочен-ie негосударственные пенсионные фонды. При этом необходимо обеспечить нтроль со стороны Пенсионного фонда РФ в рамках персонифицированного ста плательщиков взносов и негосударственных пенсионных фондов. Предлагаемый подход к организации профессионального пенсионного страхо-ния непосредственно связан с внедрением системы персонифицированного учета :истеме государственного пенсионного страхования на всей территории Россий-эй Федерации. Лица, которые к моменту начала реформы профессиональных пенсии будут еть более половины требуемого стажа, приобретают право на получение пенсии льготных условиях из Пенсионного фонда Российской Федерации. Однако про-тжительность периода получения льготной пенсии будет сокращаться в зэвиси-сти от того, сколько месяцев недостает застрахованному лицу до полного мини-чьного стажа. Если при этом указанные лица продолжают работать на рабочих пах с особыми условиями труда, то дополнительные страховые взносы, упла-шемые за них работодателями, должны поступать в соответствующие профес-жальные пенсионные системы и обеспечивать формирование досрочной (льгот-i) пенсии на накопительной основе. Выплата пенсии с момента наступления права на досрочную пенсию в соответ-ии с законодательством Российской Федерации до наступления возраста, в ко- тором льготная пенсия начинает выплачиваться этим липам Пенсионным фондом российской Федерации, должна будет осуществляться исключительно через профессиональные пенсионные системы. В профессиональных пенсионных системах взносы работодателей должны относиться к затратам на производство продукции (работ, услуг). Целесообразно предоставлять в рамках профессиональных пенсионных систем льготы в части налогообложения инвестиционного дохода. реформирование государственного пенсионного страхования не препятствует развитию добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования). Такое страхование может осуществляться как за счет средств самих застрахованных, так и за счет средств работодателей в рамках коллективных и индиви-ду&чьных трудовых договоров. Формирование системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) должно опираться на развитие и повышение финансовой надежности ныне действующих негосударственных пенсионных фондов. Налогообложение добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) целесообразно организовать по следующей схеме: • освобождение взносов на добровольное дополнительное пенсионное обеспе • полное или частичное освобождение доходов от операций с пенсионными ре • взимание подоходного налога с пенсионных выплат. В целях обеспечения надежности системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) необходимо сформировать эффективный механизм надзора и регулирования ее деятельности, включая: • реорганизацию существующих органов контроля и регулирования развития • совершенствование системы учета и отчетности в сфере добровольного до • установление требований к договорам, заключаемым негосударственными Исключительно важную роль в развитии негосударственных пенсионных фондов приобретает формирование многоуровневой системы гарантий сохранности пенсионных накоплений. Первый уровень таких гарантий — обязательный резервный фонд негосударственного пенсионного фонда, порядок формирования которого будет установлен нормативными актами. Второй уровень гарантий составляет собственный капитал управляющих компаний, депозитариев и негосударственного пенсионного фонда. Третий уровень гарантий — гарантийный страховой фонд, образуемый как саморегулируемая организация, подлежащий прямому государственному контролю. Участие в гарантийном страховом фонде целесообразно сделать обязательным щ1я всех него су дарствен нь]х пенсионных фондов, осуществляющих обязательное пен-сионное страхование в РФ. Реализация рассмотренных принципов пенсионной реформы позволит постепенно стабилизировать финансовое положение пенсионной системы и повысить вровень жизни пенсионеров. ]. Расчет размера пенсий по старости по Закону от 20.11.90 Л» 340-1 Требуемые данные 1. Сведения о заработной плате (ЗП) пенсионера за 2 последние года работы 2. Сведения о стаже работы включая все нестраховые периоды, включаемые в Для назначения полной пенсии по старости необходимо иметь:
S-55% от заработной платы (ЗП) пенсионера За каждый год отработанных сверх этого + ] %, но не свыше 20%, т.е. 75% от ЗП. 3. К основному размеру пенсии полагаются в соответствии с законодательст- 4. Пенсия с учетом всех повышений увеличивается на районный коэффициент. ример расчета пенсии по старости При минимальном размере пенсии 84,19 руб. Определить размер пенсии женщине при стаже 40 лет, в т.ч. 20 лет для получе-1я права на пенсию и 20 лет с верху станов ленного законодательством. Таким образом, «стажевый» коэффициент для исчисления пенсии составит + 20=75% Зарплата пенсионерки составляет по вариантам: 1) 200 руб. 2) 1000 руб. Расчетная формула для определения размера пенсии = (Зарплата) X («стажевый» коэффициент в %) = Вариант I) 200 руб. X 75% = 150 руб. Кроме того прибавляется дифференцированная компенсационная выплата в мере 85 руб. Итого размер пенсии составит 150 + 85= 235 руб. Вариант 2) lOOOX 75% = 750 руб. = 84,19Х 3X ],2 = 303,1 + 85 = 388, 1 руб. Вариант 3) 140X75%= 105 руб. = 84J9X 1,2 + 150 = 251,03 руб. 2. Расчет размера пенсии по индивидуальномукоэффициенту пенсионера по Закону от 21тр7.97№"ПЗ-фЗ jy Сведения о средней ЗП по стране (ЗП стр.) 2) Сведения о ЗП пенсионера (ЗП пенс.) 3] Сведения о стаже работы в календарном исчислении и без учета периодов, за которые не уплачивались страховые взносы в ПФР. В составе трудового стажа подлежат учету периоды военной службы, пересидки в тюрьме, нахождение на временной нетрудоспособности и на пособии по безработице. 4) Порядок расчета пенсии предусматривает понятие минимальной пенсии, мак 5) К пенсии полагаются все надбавки и повышения, компенсационная выплата не 6) К пенсии не применяется районный коэффициент. Пример расчета Расчет размера пенсии для женщины со стажем работы 40 лет (20 лет + 20 лет) = 55+20=75% Зарплата пенсионерки (Зп пенс.) за 1990 г. — по стране — 303 руб. Варианты: 1 — 200 руб. 2.—1000 руб. .■. ■% _ ЗП пенс. , , „, „_.
Пенсия = («стаж, коэф.» % от 311) = 200 303
1000 303 Пенсия составит: 0,525 X 760 = 399 руб. 7. Контрольные задания и задачи для самопроверки 1. Основные структурные составляющие современной пенсионной системы России. 2. Понятие «трудовая пенсия» и её экономическое содержание 3. Базовые принципы обязательного пенсионного страхования. Особенности их 4. Бюджет пенсионного страхования России. Его место в государственной 5. Виды и формы обязательного пенсионного страхования в развитых зарубеж- 6. Финансовое обеспечение обязательного пенсионного страхования 7. Особенности обязательного страхования отдельных категорий "застрахованных. 8. Основные экономические и социальные элементы. Программы пенсионного 9. Основные экономические и социальные элементы. Программы пенсионного 10. Социальные и экономические результаты реформирования пенсионной сие Глава 2.9. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ДОКТРИНЫ ГОСУДА РСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
i ' , ■ 8. Литература 1. Соловьев А.К. Основы пенсионного страхования в России. / Учебно 2. Соловьев А.К. Финансовая система пенсионного страхования в России 3. Соловьев А.К. Экономика пенсионного страхования (учебное пособие) —- 4. Соловьев А.К. Экономические основы обязательного государственного пен- План: 1. Безопасность труда: понятийный аппарат 2. Состояние безопасности труда в стране и государственная полити 3. Пути формирования национальной доктрины безопасности труда 4. Контрольные задания и задачи для самопроверки 5. Литература ; ■ ■ '* 1. Безопасность труда: понятийный аппарат Проблема обеспечения безопасности человека в процессе трудовой деятельно- Различают социально-экономические, организационно-технические и естест-;нно-природные факторы, воздействующие на формирование условий труда. Социально-экономические факторы: законодательное И нормативное регули-эвание организации и гигиены труда (продолжительность рабочего времени и )емени отдыха, санитарные нормы и требования, нормативное- регулирование )уда женщин и подростков, некоторых категорий занятых). Организационно-технические факторы: средства труда (производственные задания и сооружения, технологическое оборудование, инструменты и т.д.), предметы и продукты труда (сырье, материалы, заготовки, полуфабрикаты и готовые изделия); технологические процессы (физическое, механическое, химическое и биологическое воздействия на обрабатываемые предметы труда, способы их транспортировки и хранения); организационные формы производства, труда и управления (уровень специализации производства, его масштабы и массовость, сменность работы предприятия, формы разделения и кооперации труда). Е стес гв ен н о- п риродн ы е ф актор ы: географическое размещение предприятий (климатические зоны, высота над уровнем моря, погодные условия); геологические факторы (характер залегания ископаемых и способ их добычи); биологические факторы (особенности окружающего растительного и животного мира, наличие .контактов работников с различными животными, растениями, микроорганизмами и продуктами их жизнедеятельности). Многофакторный характер формирования производственной среды и трудово-процесса объясняет необходимость применения междисциплинарного подхода, тользования методов и инструментария различных научных дисциплин для изу-гия явлений и процессов жизнедеятельности человека в процессе труда. В их т входят: инженерные науки — техника и технология безопасности в отдельных отраслях экономики, пожарно, электро-, и атомная безопасность, эргономика и т.д. Важнейшими их задачами выступают; — разработка рекомендаций по безопасности технологических процессов, приспособлению машин, оборудования, приборов, инструмента к физиологическим, психологическим, антропометрическим возможностям человека; медицинские науки — гигиена, физиология и психология труда, профессиональная патология. Предмет их деятельности — изучение факторов нарушения здоровья работников, причин возникновения профессиональных заболеваний и разработка рекомендаций по снижению уровней профессионального риска с помощью нормирования опасных факторов, выявления на ранних стадиях профзаболеваний; , экономические науки — политическая экономия, э ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|