ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИСтр 1 из 22Следующая ⇒
Учреждение образования «ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ» ВИТЕБСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра экономики и управления
Краткий конспект лекций для подготовки к государственному экзамену по специальности по дисциплине «Экономика организации» для учащихся специальности 2-45 02 01 – Почтовая связь
Витебск 2013 Перечень вопросов по дисциплине «Экономика ОРГАНИЗАЦИИ» На Государственный экзамен по специальности
1. Экономические особенности почтовой связи. 2. Основные средства, их состав и характеристика. 3. Способы оценки основных средств. 4. Износ основных средств. 5. Амортизация основных средств. 6. Натуральные показатели использования основных средств. 7. Обобщающие показатели использования основных средств. 8. Оборотные средства, их состав и характеристика. 9. Показатели использования оборотных средств. 10. Трудовые ресурсы, их состав и характеристика. 11. Расчет среднегодовой численности работников на планируемый год. 12. Производительность труда, характеристика и расчет. 13. Сущность заработной платы. Выплаты, включаемые в заработную плату. 14. Принципы организации оплаты труда. 15. Формы и системы оплаты труда. 16. Себестоимость продукции, ее сущность и расчет. 17. Состав затрат, образующих себестоимость продукции. 18. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) почтовой связи и ее формирование. 19. Тарифы и услуги связи. Виды тарифов. 20. Прибыль как экономическая категория. Расчет прибыли. 21. Порядок распределения прибыли. 22. Рентабельность и ее расчет. 23. Сущность инвестиций, их состав и структура. 24. Показатели абсолютной экономической эффективности капитальных вложений. 25. Показатели сравнительной экономической эффективности капитальных вложений. 26. Понятие и общая характеристика налогов. 27. Основные функции налогов. Принципы налогообложения. 28. Налоги, включаемые в себестоимость услуг связи. 29. Хозяйственный учет. Виды учета. 30. Методы экономического анализа. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О связи» связь является одной из основных частей инфраструктуры страны и предназначена для удовлетворения нужд государственных органов управления, юридических и физических лиц в услугах электрической и почтовой связи. Сеть электрической связи (телекоммуникации) – это комплекс технических средств, обеспечивающих передачу и прием сообщений любого рода (звуков, изображений, текстов, знаков) с помощью электрических сигналов. Сеть почтовой связи – это система организаций связи и транспорта, обеспечивающих прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, а также распространение периодической печати и оказание иных дополнительных услуг. Принадлежность любой отрасли к сфере материального производства объясняется наличием нескольких признаков. Во-первых, для производства продукции необходимо привлечение ресурсов: природных, материальных, трудовых и финансовых. Во-вторых, в отрасли связи, как и в других отраслях материального производства, существуют товарно-денежные отношения. Каждая услуга связи имеет стоимость, отражающая общественно необходимые затраты на ее производство. Их стоимость выражается ценами (тарифами) на услуги связи. Организации связи реализуют свою продукцию по установленным тарифам потребителям, получая доходы, прибыль от этой деятельности. В-третьих, отрасль связи, как и другие производственные отрасли, действует на полном хозяйственном расчете и самофинансировании. Организации связи производят продукцию, то есть услуги, на производство которых затрачиваются ресурсы. Затраты на производство и реализацию услуг связи окупаются выручкой, доходами от их реализации, а полученная прибыль используется для расширения и развития производства, материального стимулирования собственников и работников. Отрасль связи не зависит от бюджетного финансирования, она самостоятельно изыскивает средства к существованию и развитию путем производства услуг. Таким образом, связь в полной мере развивается в соответствии с экономическими законами и, следовательно, относится к сфере материального производства. В то же время отрасль связи имеет ряд важных экономических особенностей: - продукция связи имеет невещественный характер. Не телеграмма, не письмо являются продукцией, а процесс их передачи, продукцией являются услуги по перемещению информации. Для производства продукции связи не требуется сырьё; - процесс производства и процесс потребления продукции связи неразрывны во времени. Если прекратилось действие оборудования, одновременно прекращается телефонный разговор, телепередача и т.д. Всякого рода нарушения сразу скажутся на потребителях. Если в промышленности бракованная продукция может быть изъята до ее реализации, то «бракованную» услугу изъять, как правило, невозможно. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на организации связи в обеспечении высокого качества; - в производственном процессе участвуют несколько организаций связи, поэтому необходимо проводить единую техническую политику развития средств связи, использовать единые для всех однородных организаций правила, стандарты, нормативы. Ведущую роль в этом играет Министерство связи и информатизации Республики Беларусь; - наблюдается неравномерность поступления нагрузки от потребителей на организации связи по часам суток, дням недели и месяцам года, в отличие от промышленного производства. Промышленное производство должно быть ритмичным, только тогда оно считается эффективным. Связисты же не могут сделать производство ритмичным в силу полной зависимости от желания потребителей. Поэтому организации связи должны искать такие формы организации труда и производства, которые бы максимально возможно исключили потери в использовании рабочей силы. Тем не менее, даже при оптимальной организации труда, некоторое время, при отсутствии нагрузки, труд связистов носит дежурный характер, предполагает просто наличие работника на рабочем месте; - наблюдается наличие многочисленной сети мелких структурных подразделений организаций связи, разбросанных по всей обширной территории, обслуживаемой этими организациями. Это районные узлы электрической и почтовой связи, отделения связи. Последние должны быть в каждом населенном пункте, находиться близко к потребителю. Не редкость, когда структурные подразделения убыточны, нерентабельны. Однако они не могут быть упразднены, так как услуги связи должны быть доступны всем; - продукция связи – не вещественна, процессы производства и потребления неразрывны во времени, поэтому объем произведенной продукции приравнивается к объему реализованной продукции и численно равен выручке от реализации услуг связи. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|