Здавалка
Главная | Обратная связь

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРИЕМЫ СПОРА



Содержание

Предисловие

Глава 1

ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

Что изучает логика

Истинность и правильность

Мышление и язык

Этапы развития логики

Зачем нужно знакомство с логикой?

 

Глава 2

СЛОВО И ПОНЯТИЕ

Имя

Понятие

Содержание и объем имени (понятия). Классификация понятий

Отношения между объемами понятий.. Неточность, неясность, многозначность Операции с понятиями

Ответы

 

Глава 3

ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СУЖДЕНИЕ

Что такое суждение

Строение простого суждения

Виды простых суждений

Логические связки

Таблицы истинности

Другие виды высказываний Ответы

 

Глава 4

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

 

Глава 5

РАССУЖДЕНИЯ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

Что такое умозаключение. Дедукция и индукция

Непосредственные умозаключения

Простой категорический силлогизм

Условно-категорический силлогизм

Разделительно-категорический силлогизм

Индукция

Ответы

 

Глава 6

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ОПРОВЕРЖЕНИЯ

Структура доказательства

Прямое и косвенное доказательства

Опровержение

Каков ваш тезис?

Какими должны быть аргументы

Демонстрация, или форма доказательства

Убедительность доказательств

Ответы

 

Глава 7

МЫ ВСТУПАЕМ В СПОР

Что такое спор

Разновидности спора

Условия спора

 

Глава 8

ТАКТИКА СПОРА

Глава 9

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРИЕМЫ СПОРА

Паралогизм и софизм

Запрещенные общие приемы. Запрещенные аргументы.

Что делать?

 

 

Предисловие

 

Биологический вид, к которому мы принадлежим, называется “homo sapiens” - “человек разумный” в переводе с латинского. Среди наших предков был “человек умелый”, начавший изготавливать первые каменные орудия; “человек выпрямленный”, пите­кантроп; неандерталец, непосредственный предше­ственник современного человека. Нашей отличи­тельной особенностью по сравнению с животными и предшественниками является наличие разума. Но что такое “разум”? Оказывается, до сих пор отве­тить на этот вопрос чрезвычайно трудно. Мы гораз­до больше знаем о строении вещества, о звездах и галактиках, о растениях и животных, чем о наибо­лее важном свойстве человека.

Но есть одна из сторон разума - важнейшая, быть может, - которая исследована достаточно хо­рошо. Это - мышление, т.е. способность ориенти­роваться в окружающем мире, рассуждать, строить объяснения тех или иных явлений, делать предска­зания. Наука о мышлении называется логика.

“Когда я принимаю в соображение, - писал сто лет назад английский экономист, философ и логик Джон Ттюарт Милль, - ка” проста теория умоза­ключения, какого небольшого ремени достаточно для приобретения полного зн-.ния ее принципов и правил и даже значительной опытности в их при­менении, я не нахожу никакого извинения для тех, кто, желая заниматься с успехом каким-либо умст­венным трудом, упускает это изучение. Логика есть великий преследователь темного и запутанного мы­шления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время как мы его не по­нимаем. Я убежден, что в современном воспитании ничто не приносит большей пользы для выработки точных мыслителей, остающихся верными смыслу слов и предложений и находящихся постоянно на­стороже против терминов неопределенных и дву­смысленных, как логика”.

Да, разумом нужно уметь пользоваться, его нуж­но и можно развивать. И этому учит единственная из наук - логика. Поэтому знакомство с ней необходи­мо любому человеку. Слон сильнее человека, ло­шадь - быстрее, орел видит дальше и лучше. Но ра­зум позволяет человеку неизмеримо превзойти их всех и в силе, и в быстроте, и в зоркости.

 

Глава 1

ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

 

ЧТО ИЗУЧАЕТ ЛОГИКА

Конечно, предмет всякой науки становится вполне ясным лишь в процессе знакомства с самой наукой, поэтому все предварительные определения этого предмета остаются неполными и не очень ясными. Тем не менее с чего-то же надо начинать.

 

Логика есть наука о формах и законах по­знающего мышления.

Логика изучает мышление, но не всякое, а лишь те мыслительные процессы, которые направлены на обнаружение и обоснование истины, на реше­ние некоторой задачи, на поиск путей преодоле­ния тех или иных трудностей, встающих перед на­ми как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Иногда утром, посмотрев на себя в зеркало, вы можете подумать: “У...у, ка­кая у меня сегодня противная физиономия!” Таких мыслительных процессов логика почти не касает­ся, изучение их - дело психологии или даже пси­хиатрии. Логику интересуют прежде всего позна­вательные процессы. Ну а что такое “познающее мышление”? Попро­буйте ответить на несколько простых вопросов.

У меня в кармане две монеты, которые в сумме дают 15 копеек, но одна из этих монет не пятачок. Какие это монеты? Вы начинаете думать: 7 и 8 копеек? Таких монет не существует. Может быть, 2, 3 и 10 копеек? Но тогда получается три монеты, а их всего две. Наконец, приходит мысль: одна из них не пятачок, но другая-то может быть пятачком! Ответ: 10 и 5 копеек.

Ночной сторож умер не ночью, а днем. Назначат ли ему пенсию? Вы начинаете вспоминать, что вам известно о пенсионном законодательстве, затем вдруг спохватываетесь: но ведь он умер, зачем же ему пенсия? Ответ: нет, не назначат.

Может ли порядочный человек жениться на сес­тре своей вдовы? Слово “порядочный” привлекает ваше внимание и вы задумываетесь: этично ли же­ниться на сестре вашей жены? Но вскоре приходит мысль: жена-то ведь уже вдова, значит, тот человек, о котором идет речь, умер! Ясно, что он ни на ком уже жениться не может, а слова “порядочный чело­век” просто отвлекают наше внимание от этого ре­шающего обстоятельства.

Во всех этих случаях поиск решения сводится к выдвижению некоторого предположения и выве­дению из него следствий. Если следствия не согла­суются с условиями задачи, мы отбрасываем перво­начальное предположение и выдвигаем новое и т.д. Несмотря на простоту приведенных примеров, по­иск их решения воспроизводит основные черты вся­кого познавательного процесса: проблема — пред­положительное решение — проверка решения и его отбрасывание, если оно не согласуется с условиями задачи и с известными нам истинами, - выдвиже­ние нового решения... Логика как раз и изучает те формы, в которых протекает познающее мышление, и те общие принципы, которым оно должно подчи­няться, чтобы достигнуть поставленной цели.

Логику интересует лишь форма наших мыслей, но не их содержание. Содержание наших мыслей бесконечно разнообразно: мы можем думать и рас­суждать о вулканах и звездах, о любви и предпри­нимательстве, о колбасе, которой вечно не хватает, и об электронах, от которых не знаешь куда девать­ся. Однако все это разнообразие укладывается в сравнительно небольшое число форм. Вот эти формы и изучает логика. Образно говоря, логику интересуют сосуды - бутылки, ведра, бочки, а не то, что в них налито. В бутылку что ни налей - нарзан, пиво, вино - она останется бутылкой и ее можно изучать именно как бутылку: исследовать ее геоме­трическую форму, объем, толщину стенок и т.д. Точ­но так же и мыслительные формы, независимо от своего содержания, обладают определенными свойствами, которые изучает логика.

В этом отношении логика сходна с грамматикой, которую мы изучали в школе. Грамматика тоже иссле­дует и описывает формы языковых выражений, от­влекаясь от их содержания. Для иллюстрации этого обстоятельства известный советский лингвист Л.В. Щерба приводил пример следующего выдуман­ного им предложения: “Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка”. Мы ничего не можем сказать о содержании этого предложения, но знание грамматики позволяет нам утверждать, что слово “ку-здра” здесь является подлежащим, “будланула” -сказуемым, “бокра” - дополнением и т.д. Мы можем говорить о роде, числе, падеже наших существитель­ных, не имея ни малейшего представления о том, что обозначают соответствующие слова. Аналогичное знание о формах мысли дает нам логика.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.