Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ



Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

Утверждена

Зав.кафедрой

«____»___________2015 г.

_________________

 

ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЛОГИКА»

 

 

 

Краснодар, 2015

Программа и методические рекомендации дисциплины составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, УМК АТ и СО.

 

Составитель: к.ф.н., Трикило Е.А.. ___________

 

Обсуждены на заседании кафедры

26 сентября 2015 г., протокол №____1___.

 

Рассмотрены учебно – методическим «____»___________2015 г., протокол № ____.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение логики имеет особое значение для подготовки специалистов, выпускаемых АТ и СО. Главная причина повышения значимости логики как фундаментальной учебной дисциплины связана с впечатляющими успехами в создании и применении новых информационных технологий. Поэтому формирующаяся информационная цивилизация требует несравненно более высокой, чем прежде, логической культуры. Учебная дисциплина «Логика» раскрывает природу мышления, концепции и парадигмы логического знания, механизмы и формы мышления. Весь курс дисциплины направлен на решение логических проблем, и на то чтобы научить студентов связывать изучаемый материал со своими профессиональными интересами, с теми науками, которые осваивают параллельно с логикой.

Целью данного курсаявляется получение студентами знаний об основных законах и приемах правильного мышления, о способах аргументации и критики, выработка у них практических навыков логического анализа рассуждений, овладение ими основа-ми стратегии и тактики аргументативного процесса. Программа данной дисциплины рассчитана на студентов 2-го курса, обучающихся по специальности «Связи с общественностью». Данный курс является авторским, его лекционная часть основана на опыте преподавания логики студентам различных гуманитарных специальностей. В учебном курсе рассматриваются основные теории логического вывода, разработанные в классической логике (исчисление высказываний, исчисление предикатов, силлогистика), и их применение в реальных процессах коммуникации.

Реализация целей курса предполагает постановку следующих задач:

- Изучение основных принципов и приемов логического анализа выражений естественного языка, выявление их логической формы.

- Изучение теории дедуктивных рассуждений (логика высказываний, логика предикатов, силлогистика), овладение навыками критического анализа и практического использования дедуктивных выводов.

Изучение теории индуктивных и правдоподобных рассуждений, овладение навыками выдвижения и подтверждения гипотез.

- Ознакомление с основными видами допустимых и недопустимых приемов аргументации, тактическими приемами ведения споров и дискуссий.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п Форма и номер учебного занятия Кол-во часов Основные вопросы к разделу
1. Лекция 1 Тема 1 Предмет и значение логики. Законы формальной логики. Вопросы: 1.Происхождение и сущность мышления. 2.Зарождение и сущность логики как науки. 3.Содержание мысли и логическая форма. 4.Логический закон. 5.Основные этапы развития логики, ее современное состояние.
2. Лекция 2 Тема 2.Понятие. Вопросы: 1.Общая характеристика понятия. 2.Содержание и объем понятия. 3.Виды понятий. 4.Отношения между понятиями. 5.Логические операции с понятиями.
3. Лекция 3,4 Тема 3.Силлогистика. Вопросы: 1.Общая характеристика суждения. 2.Классификация суждений. 3.Преобразование простых суждений. 4.Отношения между простыми суждениями по истинности и ложности. 5.Сложные суждения и их виды.
4. Лекция 5 Тема 4. Индукция и правдоподобные рассуждения. Вопросы: 1.Общая характеристика умозаключения. 2.Индуктивные умозаключения. 3.Традуктивные умозаключения (по аналогии). 4.Взаимосвязь различных видов умозаключений.
5. Семинар 1,2 Тема 1. Логика высказываний и предикатов.
6. Семинар 3 Тема 2. Логические формы развития знания.
7. Семинар 4 Тема 3. Логические основы теории аргументации.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ПО ТЕМАМ

Лекция 1

 

Тема: Предмет и значение логики. Законы формальной логики.

Философское понимание процесса познания. Чувственная и рациональная ступени познания. Происхождение и сущность мышления, его роль в познавательной и практической деятельности людей. Функции мышления в познании. Мышление и язык. Мышление и рассуждение.

Предмет, методы и принципы науки логики. Понятие о логической форме мысли. Основные логические формы мысли. Логика как наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине.Основные логические формы (формы мышления): понятие, суждение, умозаключение. Символическое выражение структуры мыслей. Виды логических законов. Соблюдение законов логики - необходимое условие успеха в практике мышления. Истинность высказывания и формальная правильность рассуждения. Понятие логического закона. Общая характеристика законов логики. Объективность законов и логические требования, вытекающие из них. Взаимосвязь и взаимодействие законов логики в практике мышления.

Основные принципы правильного рассуждения: принцип тождества, принцип непротиворечия, принцип исключенного третьего, принцип достаточного основания.

Коренные черты правильного мышления: определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность (доказательность).

Возникновение логики как науки и основные этапы ее развития. Логика в античности. Аристотель, стоики. Средневековая логика. У. Оккам. Логика Нового времени. Ф. Бэкон, Р. Декарт. Разделение логики на формальную и диалектическую. И. Кант, Г.В. Гегель. Формирование математической логики. Г. Фреге, Б. Рассел. Современный этап развития логики. К. Гедель, Р. Карнап. Логика традиционная и символическая, классическая и неклассическая

Соотношение формальной логики и логики диалектической. Формальная и математическая (символическая) логика. Проблема выработки логической культуры.

Значение логики для познания и практики. Необходимость изучения логики будущими юристами.Место логики в системе гуманитарных наук. Логика и процесс коммуникации. Роль логики в современном мире.

 

ЛЕКЦИЯ 2.

 

Тема: ПОНЯТИЕ

 

Возникновение и сущность понятия. Понятие как форма мысли. Понятие и слово. Термины и понятия. Понятия и имена. Роль понятий в теоретическом и практическом освоении мира. Понятийный характер юридического мышления.

Логическая характеристика понятия. Содержание понятия. Признаки, виды признаков: простые и сложные, положительные и отрицательные, родовые и видовые. Предикаты как логическая форма выражения содержания понятия.

Объем понятия. Классы (множества) и подклассы (подмножества). Элементы класса. Отношение принадлежности элемента классу и включение класса в класс. Операции с классами: пересечение, дополнение, объединение, вычитание. Связь между операциями над содержаниями и над объемами понятий.

Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий. Логический и фактический объем понятий. Логическое и фактическое содержание понятий. Универсальность закона обратного отношения. Обобщение и ограничение понятий. Пределы. обобщения и ограничения понятий. Основные логические приемы обобщения и ограничения понятий.

Виды понятий. Логически пустые и фактически пустые понятия. Логически непустые и фактически непустые понятия. Единичные и общие понятия. Понятия с универсальным объемом. Конкретные и абстрактные понятия. Положительные и отрицательные понятия. Безотносительные, относительные и соотносительные понятия. Собирательные и несобирательные понятия. Классификационные, сравнительные и количественные понятия и их роль в науке.

Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Виды сравнимых понятий: совместимые и несовместимые понятия. Виды совместимости: равнозначность, частичное совпадение (пересечение), подчинение. Виды несовместимости: соподчинение, противоречие, противоположность. Круги Эйлера и диаграммы Венна как средства анализа отношений между понятиями.

Определение (дефиниция). Остенсивные и вербальные определения. Номинальные и реальные определения, явные и неявные определения.

Структура и виды явных определений (атрибутивные, генетические, операциональные). Дефиниендум и дефиниенс.

Неявные определения: контекстуальные, через абстракцию, индуктивные, аксиоматические, рекурсивные.

Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение, разъяснение посредством примера.

Правила определений (ясность, отсутствие круга, соразмерность, непротиворечивость). Ошибки в определениях.

Значение определений в науке и практическом рассуждении. Методические требования к определению.

Деление понятий. Структура деления: делимое понятие, основание деления, члены деления. Виды деления: таксономическое и мереологическое. Виды таксономического деления: дихотомическое и по видоизменению признака.

Правила деления: непустота членов деления, непересечение объемов членов деления, единственность основания для деления, последовательность деления, равенство объема делимого понятия и совокупности объемов членов деления, отсутствие членов деления с пустым объемом. Возможные ошибки при делении: неполнота деления, смешение оснований деления, сбивчивое деление, перекрещивающееся деление. Необходимость и сущность деления, его роль в науке и практической деятельности людей. Деление и классификация. Классификация. Естественная и искусственная классификация. Операция деления в юридической науке и практике. Виды деления: по видоизменению признака и дихотомическое деление. Значение деления и классификации в науке и практике.

 

Лекция 3,4.

Тема: Силлогистика

Происхождение и сущность суждения, его значение в познавательной и практической деятельности людей. Суждение и предложение. Структура суждения. Простые суждения. Состав простого суждения: субъект, предикат, связка. Виды простых суждений: атрибутивные суждения, суждения об отношениях, суждения существования. Единичные и множественные суждения. Виды атрибутивных суждений: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные, единичноутвердительные, единичноотрицательные суждения.

Исключающие и выделяющие суждения. Классификация суждений о двуместных отношениях.

Интерпретация терминов в атрибутивных суждениях. Позитивная и негативная силлогистика. Традиционная силлогистика. Семантика традиционной силлогистики. Модельные схемы. Распределенность терминов.

Деление суждений по характеру предиката. Деление суждений по количеству и качеству. Законы силлогистики и непосредственные умозаключения (следования). Распределенность терминов в суждении. Деление суждений по модальности. Законы силлогистики и непосредственные умозаключения (следования). Обращение, превращение, противопоставление предикату. «Логический квадрат». Конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция. Таблицы (матрицы)их истинности и ложности. Отрицание простых и сложных суждений.

Простой позитивный категорический силлогизм. Состав силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Правильные и неправильные модусы. Проверка правильности силлогизмов с помощью модельных схем и общих правил. Правила фигур.

Энтимемы. Восстановление энтимем до полного силлогизма. Корректные и некорректные энтимемы. Полисиллогизмы. Сориты. Эпихейремы.

 

 

Лекция 5.

Тема: Индукция и правдоподобные рассуждения.

 

Общая характеристика умозаключения. Происхождение и сущность умозаключения, его роль в теоретической и практической работе. Структура умозаключения.

Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные, традуктивные (по аналогии).

Индуктивные умозаключения. Традиционное и современное понимание индукции. Индуктивные и правдоподобные рассуждения.

Индукция как рассуждение от частного к общему. Обобщающая индукция. Виды индукции: полная и неполная. Популярная индукция и индукция научная. Методы научной индукции: сходства, единственного различия, сопутствующих изменений и остатков. Статистическая индукция. Приемы, повышающие правдоподобие заключения при неполной и статистической индукции. Проблематичность индуктивных заключений.

Традуктивные умозаключения (по аналогии). Виды аналогии Аналогия как вид правдоподобных рассуждений. Аналогия свойств и аналогия отношений. Научная и популярная аналогия. Основные приемы, повышающие степень правдоподобия умозаключений по аналогии. Аналогия как метод познания. Аналогия и моделирование. Виды моделей.

Методы установления причинных связей Бэкона - Милля. Понятия причины и следствия (действия), необходимого условия, достаточного условия, необходимого и достаточного условия. Метод сходства, метод различия, объединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Эвристическое значение методов установления причинных связей.

.Взаимосвязь различных видов умозаключенийв практике мышления.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Врезультате изучения студенты должны знать логическую структуру основных форм мышления и сущностную характеристику основных формально-логических законов, а также логическую проблематику теории и практики аргументации, в том числе доказательства и опровержения, гипотезы и ее юридического варианта – следственной версии.

Уметь производить необходимые логические операции над основными формами мышления, выделять в процессе доказательства и опровержения их основные логические элементы и строить версию с учетом необходимых логических требований.

Цельизадачи изучениякурса «Логика» - это выработка знания необходимых условий правильного мышления и умения пользоваться этим знанием в условиях практической деятельности. Овладение с помощью логических задач и упражнений (на основе теории и практики) элементарными основами логики как науки позволит студентам более осознанно и грамотно пользоваться общечеловеческими формами и законами мышления, формируя его точность, ясность, последовательность и непротиворечивость.

 

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

План







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.