Здавалка
Главная | Обратная связь

Стратегии разрешения конфликтов межличностных отношениях



 

Как указывают А.Я.Анцупов и А.И Шипилов (1999), разрешение конфликта представляет собой процесс, который включает в себя: анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию, оценку эффективности своих действий [21].

Аналитический этап предполагает:

● сбор и оценку информации об объекте конфликта;

● сбор и оценку информации об оппоненте;

● анализ и оценку собственной позиции;

● сбор и оценку причин и непосредственного повода (поводов) приведших к конфликту;

● сбор и оценку представлений субъекта о том, как его оппонент воспринимает конфликтную ситуацию, как он воспринимает меня, мое представление о конфликте и т.п.

Этап прогнозирования вариантов решения и определение способов разрешения конфликта.

Прогнозируются:

● наиболее благоприятное развитие событий;

● наименее благоприятное развитие событий;

● наиболее реальное развитие событий;

● то, как разрешится противоречие, если просто прекратить активные действия в конфликте.

Определение критериев разрешения конфликта, это могут быть:

●правовые нормы;

● нравственные принципы;

● мнение авторитетных лиц;

● преценденты решения аналогичных проблем в прошлом, традиции.

Этапреализации намеченного плана в соответствие с выбранным способом разрешения конфликта. Если необходимо, то производится коррекция ранее намеченного плана, предполагающая:

● возвращение к обсуждению;

● выдвижение альтернатив;

● выдвижение новых аргументов;

● обращение к третьим лицам;

● обсуждение дополнительных уступок.

Этап контроля над эффективностью собственных действий, предполагающий ответы на следующие вопросы:

● Зачем я это делаю?

● Чего хочу добиться?

● Что затрудняет реализацию намеченного плана?

● Справедливы ли мои действия?

● Какие необходимо предпринять действия по устранению помех разрешения конфликта? и др. [21].

Кроме описанного выше, для разрешения межличностных конфликтов, можно использовать модель постановки цели «ТОТЕ»(с английского test – operate – test – exit (пробую – действую – пробую - выхожу), предложенную В.А.Ананьевым [16]. Она предназначена для более точной и четкой проработки цели. В нашем случае цель - разрешение противоречия (конфликта) имеющегося в межличностных отношениях.

Как указывает В.А.Ананьев (2007), выполнение решения возможно лишь при правильно сформулированной цели. Критериями этого могут быть следующие характеристики [16, с.203]:

● формулирование цели только в положительных (позитивных) терминах (чего я хочу, а не чего я не хочу);

● точное знание достигнутого результата на уровне сенсорных ощущений (как я узнаю, что достиг цели? Что увижу, услышу, почувствую в этот момент?);

● ориентация на свои возможности (не ставится цель для окружающих, только для себя);

● улучшение или сохранение положительного опыта нынешнего состояния (достижение цели не должно ухудшать сегодняшнее состояние);

● обусловленность цели настоящим контекстом (в каких условиях цель желанна, а в каких - нет);

● экологическая чистота (реализация цели не должна наносить вред окружающим или самому человеку).

«Кроме того, цель должна быть: возможной (достижимой) для субъекта; практичной (глобальные цели следует разбивать на конкретно выполнимые шаги); стоящей, то есть цель должна быть необходима субъекту как таковая и в её последствиях» [16, с.203].

Вопросы, помогающие идентифицировать цель:

1. Чего я хочу добиться? – РЕЗУЛЬТАТ.

2. Как я узнаю, что достиг цели? Свидетельства достижения на сенсорном уровне (что увижу, услышу, почувствую?) – ПРИЗНАКИ.

3. Когда мне это необходимо (нежелательно)? – УСЛОВИЯ.

4. Чего мне недостает, чтобы достичь цели? – СРЕДСТВА.

5. Что мешало мне достичь цели раньше? – ОГРАНИЧЕНИЯ.

6. Что произойдет, если я достигну (не достигну) цели? – ПОСЛЕДСТВИЯ.

7. Стоит ли цель моих усилий? – ЦЕННОСТЬ.

Предлагаемая В.А.Ананьевым модель «ТОТЕ» состоит из четырех шагов.

Первый шаг: проработка цели – необходимо ясно, четко представить себе результат во все трех модальностях (вижу, слышу, чувствую).

Второй шаг: четко и ясно осознать свидетельства достижения, признаки того, что цель достигнута. Признаки могут быть внешними или внутренними.

Третий шаг: отслеживание движения к цели (признаки, указывающие двигаюсь ли я к цели, или сбился с пути).

Четвертый шаг: коррекция (если сбился с пути к достижению цели, необходимо скорректировать действия).

Упражнение на закрепление знаний: попросите, каждого участника конфликта (если это возможно) продумать цель, которую бы им хотелось достичь в результате разрешения конфликта. Используя модель «ТОТЕ», проработать в конспектах все шаги. После выполнения задания, обсудить, что получилось.

Перейдем к описанию и обсуждению стратегий выхода из конфликта. Как указывает Н.В.Гришина (2004), решающим для исхода конфликта зачастую становятся стратегии взаимодействия, развиваемые его участниками [63]. Выделяют пять основных стратегий: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление (К.Томас) [по Гриш 63].

Соперничествозаключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. «Выражает стремление удовлетворить только свой интерес, не принимая в расчет интересов партнера» [99, с.111].

Соперничество рационально, когда:

● позволяет добиться крайне необходимого результата;

● стимулирует развитие, способствует прогрессу;

● является движущей силой и сутью ситуации;

● отношения с оппонентом неважны или являются «одноразовыми».

Соперничество нежелательно, когда:

● требует приложения всех сил, что может привести к их истощению;

● нарушает важные отношения между людьми;

● баланс сил может измениться, в нежелательную для нас сторону;

● создает искушение выиграть любой ценой, вплоть до применения нечестных и жестоких методов.

Исследователи считают данную стратегию ущерб­ной для решения проблем, так как она не предоставляет возможности оппоненту реализовать свои интересы. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, при дефиците времени и высокой вероятно­сти опасных последствий.

Компромисс состоит в желании оппонентов завершить кон­фликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовно­стью простить. «Идеальным компромиссом можно считать вариант 50/50, то есть уступка каждой из сторон наполовину и удовлетворение интересов каждой из сторон наполовину» [99, с.112].

Компромисс желателен, когда:

● является единственно возможным и наилучшим мирным вариантом разрешения проблемы;

● обеспечивает перемирие;

● дает возможность восстановить силы;

● каждая из сторон получает что-то устраивающее её, вместо того, чтобы продолжать конфликт и, возможно потерять все.

Минусы компромисса:

● часто он является лишь временным выходом;

● ни одна из сторон не удовлетворяет свои интересы полностью, тем самым сохраняется основа для продолжения конфликта;

● в том случае, если компромисс не является равным для обеих сторон, а одна из них уступает больше, чем другая, то риск возобновления и продолжения конфликта становится еще выше.

Приспособление,или уступка, рассматривается, как вынуж­денный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих по­зиций. Приспособлению «соответствует уступчивость оппоненту, тенденция идти навстречу, удовлетворять требования партнера» [99, с.112].

Уступка полезна, когда:

● может продемонстрировать добрую волю;

● служит позитивной поведенческой моделью для оппонента;

● результат не особо важен, а отношения значимы;

● становится переломным моментом в напряженной ситуации, меняющим её течение на более благоприятное;

● позволяет сохранить ресурсы до более благоприятного момента;

● баланс сил складывается явно не в нашу пользу;

● мы признаем правоту оппонента.

Уступка нежелательна, когда:

● может быть воспринята оппонентом, как проявление слабости;

● может привести к эскалации его давления и требований;

● ожидания ответных уступок со стороны оппонента нереалистичны;

● уступая, мы не достигаем желаемого результата и не удовлетворяем свои интересы;

● вопрос принципиален, важен прецедент.

Уход от решения проблемы,или избегание, является попыт­кой уйти из конфликта при минимуме затрат. Отличается от аналогичной стратегии поведения в ходе конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализо­вать свои интересы с помощью активных стратегий. Речь идет не о разрешении, а о затухании конфликта.

Как указывает Е.Н.Иванова (2010), «уход это нулевая точка, вблизи которой не происходит удовлетворения ничьих интересов. Человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, и не принимает ни каких шагов по ее разрешению или изменению» [99, с.111].

Уход желателен, когда:

● ситуация не особенно значима для нас и не стоит того, чтобы тратить свои силы и материальные ресурсы;

● лучше «не связываться», так как наши шансы что-либо улучшить близки к нулю;

● может продемонстрировать наше великодушие и благородство;

● вопрос разрешится сам собой.

Уход нежелателен, если:

● невмешательство может привести к эскалации конфликта;

● результат очень важен, и интересы участников конфликта остаются неудовлетворенными;

● вполне разрешимая поначалу ситуация, может превратиться в неразрешимую.

Сотрудничество- это наиболее эффективной стратеги­ей поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рас­смотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Как отмечает Е.Н.Иванова (2010), «эта стратегия отличается стремлением достигнуть максимально возможного удовлетворения своих интересов, и интересов партнера. Часто люди воспринимают такой вариант желательным, но нереальным в ситуации конфликта. Однако, нередко ситуация кажется тупиковой только из-за того, что каждый из оппонентов настаивает на выполнении предъявленных им позиций, которые он смешивает с истинными интересами другого… Для сотрудничества необходим переход к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов» [99, с.113].

Сотрудничество желательно, когда:

● необходимо прочное разрешение проблемы;

● важно сохранить или улучшить отношения;

● необходимо достичь желаемого результата, сохранив отношения с партнером;

● предполагается продолжать отношения с партнером в будущем.

Трудности сотрудничества:

● необходимо приложение интеллектуальных, эмоциональных и других усилий для осуществления сотрудничества;

● требует существенных временных затрат для достижения желаемого результата;

● оно не всегда возможно, та как для него необходимо взаимное желание разрешать проблему совместно, с учетом истинных интересов всех сторон;

● будет воспринято как занудство, так как ситуация не стоит усилий.

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно указывают на личностные особенности оппонента, уровень нанесенного и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, значимость решаемой проблемы, длительность конфликта и др. Сочетание стратегий определяет, каким способом разрешится противоречие, лежащее в ос­нове конфликта.

Е.Н.Иванова (2010), указывает на то, что «одним из главных критериев выбора стратегии является определение для себя в каждом конкретном случае, насколько важно достижение результата, с одной стороны, и отношения с оппонентом, с другой» [99, 113].

- Если ни то, ни другое не представляет большей ценности, то, видимо, оптимальным будет уход.

- Если результат принципиально важен, а отношения не являются значимыми, стоит добиваться своего с помощью соперничества.

- Если отношения важнее всего, то, наверное, лучше уступить.

- Если же и отношения, и результат важны для обоих партнеров, то стоит приложить усилия и потратить время на достижение сотрудничества.

- Если прийти к сотрудничеству в предыдущей ситуации не удается, то можно постараться достичь компромисса.

Кроме отмеченных выше стратегий разрешения конфликтов, а также их положительных или отрицательных сторон, на успешность завершения конфликтов оказывают следующие факторы [21]:

Время. Наличие необходимого времени для обсуждения проблемы, выяснения позиций и интересов, выработки решений. «Сокращение времени вдвое от имеющегося в распоряжении для достижения согласия, ведет к повышению вероятности выбора альтернативы, отличающейся большей агрессивностью» [21, с.473].

Третья сторона. Участие в завершении конфликта третьих лиц, в нашем случае это практикующие профессиональные психологи (психотерапевты), конфликтологи, которые помогают партнерам решить проблему.

Своевременность. Стороны приступают к разрешению конфликта на ранних стадиях его развития. Суть в том, что «меньше противодействия – меньше ущерба – меньше обиды и претензий – больше возможностей для того, что бы договориться» [21, с.473].

Равновесие сил. Если конфликтующие стороны примерно равны по возможностям (социальным, материальным, психологическим и т.п.), то они вынуждены искать пути к конструктивному решению проблемы. «Конфликты конструктивно разрешаются тогда, когда между оппонентами нет зависимости по работе» [21, с.474].

Культура. Высокий уровень общей культуры оппонентов, снижает вероятность насильственного развития конфликта.

Единство ценностей. Это предполагает наличие согласия между конфликтующими сторонами по поводу того, что должно представлять собою приемлемое решение. «Конфликты более или менее регулируемые, когда у их участников есть общая система ценностей, общие цели, интересы» [21, с.474].

Опыт (пример). Предполагает наличие опыта решения подобных проблем хотя бы у одного из оппонентов, а также знание примеров разрешения аналогичных конфликтов. «Опыт жизни не может быть бесследно зачеркнут, он может быть только изжит и преодолен более полным опытом, в который предшествующий опыт непременно войдет» (Н.А.Бердяев, 2003).

Отношения. Хорошие отношения между оппонентами до конфликта, способствуют более полному разрешению противоречия.

К описанным выше стратегиям добавим еще одну – это возможность, способность переориентировать партнера (оппонента) на конструктивное взаимодействие. Об этом речь пойдет в следующем разделе учебного пособия.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.