Здавалка
Главная | Обратная связь

Профилактика конфликтов



 

Особенности предвидения возможных вариантов развития событий, в том числе и межличностных конфликтов, создает условия для результативного (эффективного) управления ими. Поэтому, как считают А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов (1999), прогнозирование возникновения конфликтов является предпосылкой эффективной деятельности по их предупреждению [21, с.398].

Полагаем, что особенностью управления конфликтом в межличностных отношениях является знание их специфики. Поэтому вмешательство в естественное развитие конфликтной ситуации должно осуществляться компетентными людьми. Это определяется как минимум двумя моментами:

1. Люди, вмешивающиеся в развитие конфликтной ситуации, должны обладать общими знаниями о характере возникновения, развития и завершения конфликтов. Эти знания являются следствием специальной подготовки таких людей в области конфликтологии, в том числе и психологии конфликтов, или богатого жизненного опыта [21].

Однако когда мы говорим о «богатом жизненном опыте», возникает вопрос и как следствие – проблема. В чем «богатство жизненного опыта»? Будет ли это переживание различных жизненных ситуаций или опыт конструктивного разрешения, преодоления разногласий? Приведем пример. Конфликт, возникший между супругами, в который «вмешивается» родитель одного из партнеров, «обладающий богатым жизненным опытом». Результатом этого может стать разрастание конфликтов и увеличение числа его участников.

«Радикальность вмешательства в конфликты не должна превышать глубины наших знаний о них. Управлять можно только тем, что хорошо знаешь. В противном случае управление может привести к результатам худшим, чем те, которые были бы при естественном развитии событий» [21, с.398]

2. Необходимо собрать максимально разностороннюю, как можно более подробную информацию о конфликтной ситуации, возникшей в отношениях между партнерами.

Таким образом, управление конфликтом – «это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной» [21, с.399]. Управление конфликтом включает в себя:

Симптоматику.

Диагностику.

Прогнозирование.

Профилактику.

Предупреждение.

Ослабление.

Урегулирование.

Разрешение.

Пресечение.

Гашение.

Преодоление.

Устранение.

Управление межличностными конфликтами, в отношениях будет осуществляться более эффективно на ранних этапах возникновения противоречий между партнерами. Соответственно. Чем раньше обнаружена проблема в отношениях между партнерами, тем больше вероятности её конструктивного разрешения. Однако здесь есть одна тонкость. Она заключается в следующем. Возможность конструктивного разрешения проблемы будет определяться осознанием ситуации как проблемной обоими партнерами, а не только одним из них.

Если субъекты межличностных отношений знают «проблемные зоны» своих отношений, тем больше у них возможностей для профилактики возможных конфликтов и, соответственно, конструктивного управления ими.

Учет возможных причин возникновения противоречий и неудовлетворенности в межличностных отношениях открывает возможность для профилактики конфликтов.

Профилактика конфликтов «заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними… Цель профилактики конфликтов – создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними» [21, с.400].

А.Я.Анцупов и А.И.Шипилов (1999), указывают на то, что социальное (в нашем случае межличностное) взаимодействие носит непротиворечивый характер тогда, когда оно сбалансировано. Сознательное или неосознанное нарушение баланса приводит к возникновению конфликтов. Авторы выделяют следующие виды балансов [21]:

1. Баланс ролей. Он обусловлен принятием партнерами отводимые им роли. В противном случае возникает ролевой конфликт.

2. Баланс взаимозависимости в решениях и действиях. «Слишком большая зависимость человека от партнера ограничивает его свободу и может спровоцировать конфликт» [21, с.405].

3. Баланс взаимных «услуг». Его наличие или отсутствие обусловлено тем, что человек осознанно или бессознательно фиксирует те «услуги» которые оказал он, и его партнер. Такими «услугами» например, могут служить помощь в выполнении в чем-либо.

4. Баланс ущерба. Не нанесение ущерба (особенно психологического) является важным условием профилактики конфликтов и поддержания гармонии в межличностных отношениях.

5. Сбалансированность самооценки и внешней оценки. Для профилактики конфликтов в межличностных отношениях очень важно создание условий поддерживающих позитивную самооценку друг друга.

Одним из важных факторов профилактики конфликтов, а также условием их конструктивного разрешения является знание способов урегулирования межличностных противоречий, об этом речь пойдет в следующей части учебного пособия.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.