Тематика письменных работ по курсу
УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
КАФЕДРА «ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ»

«Утверждаю»
Проректор по УМР, д.э.н., профессор
______________Нурмуханова Г.Ж.
«___»__сентября______2011 г.
Учебная программа курса для студентов
(Силлабус)
наименование дисциплины: Математика в экономике
Специальности 5B050900 – «Финансы», 5B050800 – «Учет и аудит»,
B051100 – «Маркетинг», 5B050600 – Экономика»,
B090800 – «Оценка»
Форма обучения очная _____
Всего ____3_____ кредита
Курс: ____1_____
Семестр:__1_____
Лекций: ___30____часов
Практических занятий: ____15____часов
Количество РК: ___2____
СРСП: ___23__часа
СРС ___ 63__часов
Экзамен___1____ семестр
АЛМАТЫ, 2011
Учебная программа курса составлена доцентом Джумагалиевой Мадиной Бижановной на основании типовой учебной программы дисциплины «Математика в экономике» для высших учебных заведений по специальностям 050509– «Финансы», 050508 – «Учет и аудит», 050511 – «Маркетинг», 050506 – «Экономика», 050908 – «Оценка».
Джумагалиева Мадина Бижановна,кандидат физико-математических наук,доцент. Окончила с отличием механико-математический факультет КазГУ, закончила аспирантуру при Институте математики Сибирского отделения Академии наук СССР, защитила диссертацию. Научно-исследовательские интересы: занимается исследованием стабилизации и оптимальной стабилизации перманентных вращений твёрдого тела. Владеет свободно русским и казахским языками, на английском языке говорит и переводит со словарем.
Телефон: 334-18-05, электронный адрес – E-mail: madina_dzh@mail.ru
Учебная программа обсуждена на заседании кафедры «Информационные системы»
« 26 » августа 2011 г. Протокол № _
Заведующий кафедрой,
к.т.н., доцент Махметова А.М.______________
Декан факультета
«Финансы и информационные системы»,
к.э.н., доцент Кенесбаева Д.Ж._______________
РЕКОМЕНДОВАНО УМС УНИВЕРСИТЕТА
Протокол № от « » сентября 2011 г.
.
Пререквизиты дисциплины: Для изучения дисциплины «Математика в экономике» студент должен владеть математическими знаниями в объеме школьной программы.
Постреквизиты дисциплины:Дисциплина «Математика в экономике» служит базой для изучения таких дисциплин как «Статистика», «Эконометрика», «Микроэкономика», «Макроэкономика».
Описание дисциплины: Курс «Математика в экономике» включает следующие основные разделы: Линейная алгебра и элементы аналитической геометрии; Введение в анализ; Дифференциальноe исчисления; Интегральное исчислениe;Дифференциальные уравнения;Теория рядов.
Цель изучения дисциплины«Математика в экономике» в системе подготовки специалиста по экономическим направлениям:
освоение математического аппарата, помогающего моделировать, анализировать и решать экономические задачи с приложением, в случае необходимости с использованием компьютерной техники;
помочь студентам усвоить математические методы, дающие возможности изучать и прогнозировать процессы и явления из области будущей деятельности студентов как специалистов;
формировать умения и навыки самостоятельного анализа исследования экономических проблем, развивать стремление к научному поиску путей совершенствования своей работы.
Задачи изучения дисциплинысостоят в том, чтобы студент:
развил логическое и алгоритмическое мышление;
освоил приемы исследования и решения математически формализованных задач;
овладел простейшими численными методами и познакомился с их реализацией на ЭВМ.
В результате изучения курса математики студент должен:
иметь представления о методах математики, ее роль в развитии других наук, где и как применяются математические методы;
знать основные определения, теоремы, правила, математические методы и практические применения;
приобрести практические навыки в решении задач на все предусмотренные программой темы курса;
развить умение и способности самостоятельно пополнять свое образование.
- Содержание дисциплины
1.1 Календарно-тематический план:
| Недели
| Наименование темы
| Количество часов
|
| Лекции
| Практич.
занят.
| СРСП
| СРС
|
|
| Раздел I. Линейная алгебра и элементы аналитической геометрии
Матрицы и определители.
|
|
|
|
|
|
| Системы линейных уравнений и неравенств.
|
|
|
|
|
|
| Элементы векторной алгебры.
|
|
|
|
|
|
| Уравнение линии на плоскости.
|
|
|
|
|
|
| Уравнения плоскости и прямой в пространстве.
|
|
|
|
|
|
| Раздел II. Введение в анализ. Дифференциальноe исчисления
Функция. Предел и непрерывность функции.
|
|
|
|
|
|
| Понятие производной и дифференциала функции.
|
|
|
|
|
|
| Исследование функций.
|
|
|
|
|
|
| Функции нескольких переменных.
|
|
|
|
|
|
| Раздел III. Интегральное исчислениe
Неопределенный интеграл.
|
|
|
|
|
|
| Определенный интеграл.
|
|
|
|
|
|
| Приложения определенного интеграла.
|
|
|
|
|
|
| Раздел IV. Дифференциальные уравнения
Дифференциальные уравнения.
|
|
|
|
|
|
| Раздел V. Теория рядов
Числовые ряды.
|
|
|
|
|
|
| Степенные ряды.
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
1.2 График выполнения и сдачи заданий СРС:
| №
| Тема задания
| Содержание задания
| Рекомен-
дуемая
литера
тура
| Форма
контроля
| Срок
сдачи
неделя
| Макси-мальный
оценочный
балл
|
|
| «Модель Леонтьева многоотраслевой экономики»
| Подготовка реферата
| [1],
Глава 2, 2.7.
| Сдача реферата
|
|
|
|
| СРС 1
«Линейная алгебра»
| Выполнение
ИДЗ 2, 3,
4а), 4б), 5, 6а), 7, 9, 10
| [4], с.21-60
|
Проверка выполнения
|
|
|
|
| СРС 2
«Элементы векторной алгебры и аналитической геометрии»
| Выполнение
ИДЗ 3
| [4], с.78-108
|
Проверка
выполнения
|
|
|
|
| «Применение функций и производной в экономике»
| Подготовка реферата
| [4], Глава 5, 5.6;
Глава 7, 7.6;
[4],с.126-127
| Сдача реферата
|
|
|
|
| СРС 3
«Дифференциальное исчисление функции одной переменных»
| Выполнение
ИДЗ
Задачи 1– 5
|
[4], с.127-139
|
Проверка выполнения
|
|
|
|
| «Функции нескольких переменных в экономической теории»
| Подготовка реферата
| [1], Глава 15, 15.10;
[4], с.153-163
| Сдача реферата
|
|
|
|
| СРС 4
«Функции нескольких переменных»
| Выполнение
ИДЗ1-5
| [4], с.164-176
| Проверка выполнения
|
|
|
|
| «Использование понятия определенного интеграла в экономике»
| Подготовка реферата
| [1],
Глава 11, 11.9;
[4],с.213-215
| Сдача реферата
|
|
|
|
| СРС 5
«Неопределенный интеграл.Определенный интеграл и его приложения»
|
Выполнение
ИДЗ 1а),б),в),2а),3, 5
|
[4],с.193-215
|
Проверка выполнения
|
|
|
|
| Использование дифференциальных уравнений в экономической динамике»
| Подготовка реферата
| [2],
Глава 12, 12.7
| Сдача реферата
|
|
|
|
| СРС 6
«Дифференциальные
уравнения»
| Выполнение
ИДЗIД.1.(a),2.(a);
IIР.1-3
|
[4],с.229-259
|
Проверка выполнения
|
|
|
1.3 График проведения и содержание СРСП:
| №
| Тема занятия
| Содержание задания
| Литера
тура
| Форма
проведения
| Неделя прове-
дения и количесво часов
| Макси-
мальный
оценоч-
ный балл
|
|
| Матрицы и определители.
| Выполнение операций над матрицами. Вычисление определителей. Нахождение обратной матрицы. Вычисление ранга матриц.
| [1], Глава 1,
1.1-1.9
| Аудиторные занятия
Консультации преподавателя
| 1,2
|
|
|
| Системы линейных уравнений и неравенств.
| Решение систем линейных уравнений матричным методом и правилом Крамера. Применение метода Гаусса для
исследования и решения систем. Решение систем линейных неравенств.
| [1], Глава 2,
2.1-2.7
| Аудиторные занятия
Консультации преподавателя
| 2,1
|
|
|
| Элементы векторной алгебры.
| Операции над векторами. Разложение вектора по базису. Действие над векторами, заданными проекциями. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.
| [1], Глава 3,
3.1-3.3
| Аудиторные занятия
Консультации преподавателя
КР 1
| 3,2
|
|
|
| Уравнение линии на плоскости.
| Составление уравнений прямой.Нахождениеугла между двумя прямыми. Условия параллельности и перпендикулярности двух прямых.Расстояние от точки до прямой.
| [1], Глава 4,
4.1- 4.3
| Аудиторные занятия
Консультации преподавателя
| 4,1
|
|
|
| Уравнения плоскости и прямой в пространстве.
| Составление уравнений плоскости.Нахождениеугла между двумя плоскостями. Условия параллельности и перпендикулярности двух плоскостей.Прямая в пространстве. Угловые соотношения. Прямая и плоскость.
| [1], Глава 4,
4.7
| Аудиторные занятия
Консультации преподавателя
| 5,2
|
|
|
| Функции. Предел и непрерывность функции.
| Нахождение области определения и построения графиков функций. Вычисление пределов. Замечательные пределы. Исследование функции на непрерывность.
| [1], Главы 5, 6
| Аудиторные занятия
Консультации преподавателя
КР 2
| 6, 1
|
|
|
| Производная и дифференциал функции.
| Дифференцирование функций. Нахождение производных высших порядков. Раскрытие неопределенностей. Правило Лопиталя. Экономический смысл производной. Предельные издержки.
| [1], Глава 7, Глава 8 8.1-8.2, Глава 9
| Аудиторные занятия
Консультации преподавателя
| 7, 2
|
|
|
| Исследование функций.
| Исследование функций на монотонность, экстремум, выпуклость и точки перегиба. Нахождение асимптот. Общая схема исследования функций и построения графиков. Нахождение максимума прибыли.
| [1], Глава 8,
8.3-8.10
| Аудиторные занятия
Консультации преподавателя
| 8, 1
|
|
|
| Функции нескольких переменных.
| Нахождение частных производных и полного дифференциала функций. Нахождение частных производных высших порядков. Вычисление производной по направлению и градиента. Исследование функций двух переменных на экстремум и условный экстремум.
| [1], Глава 15
| Аудиторные занятия
Консультации преподавателя
| 9, 2
|
|
|
| Неопределен-ный интеграл.
| Нахождение неопределенных интегралов применением основных методов интегрирования: непосредственного, интегрирования подстановкой, интегрирования по частям.
| [1], Глава 10,
10.1-10.4
| Аудиторные занятия
Консультации преподавателя
КР 3
| 10, 1
|
|
|
| Определенный интеграл.
| Вычисление определенных интегралов. Вычисление несобственных интегралов.
| [1], Глава 11, 11.1-1.5,
11.7
| Аудиторные занятия
Консультации преподавателя
| 11, 2
|
|
|
| Приложения определенного интеграла.
| Вычисление площадей плоских фигур, длин дуг кривых, объемов тел и поверхностей тел вращения. Использование понятия определенного интеграла в экономике.
| [1], Глава 11, 11.6,11.9
| Аудиторные занятия
Консультации преподавателя
| 12, 1
|
|
|
| Дифференци-альные уравнения.
| Нахождение решений дифференциальных уравнений первого порядка.
| [1], Глава 12,
12.1-12.6
| Аудиторные занятия
Консультации преподавателя
КР 4
| 13, 2
|
|
|
| Числовые ряды.
| Исследование сходимости числовых рядов.
| [1], Глава 13
| Аудиторные занятия
Консультации преподавателя
| 14, 1
|
|
|
| Степенные ряды.
| Нахождение области сходимости степенных рядов. Разложение функций в ряды.
| [1], Глава 14
| Аудиторные занятия
Консультации преподавателя
| 15, 2
|
|
Список рекомендуемой литературы
Основная учебная литература:
1. Под редакцией проф. Кремера Н. Ш. Высшая математика для экономистов.-
М:
, 2008.
2. Под редакцией проф. Кремера Н. Ш. Высшая математика для экономистов.
Практикум.- М.:
, 2008.
3. В.П. Минорский. Сборник задач по высшей математике. - М.:Издательство физико-
математической литературы, 2008.
4. Сборник задач. Математика для экономистов. Методические разработки
преподавателей кафедры высшей математики КазГАУ.-Алматы: Экономика, 2006.
5. Джумагалиева М.Б. Электронный учебник «Математика в экономике». -Алматы:
www.UIB.KZ, 2011.
Дополнительная учебная литература:
1. Шипачёв В. С. Курс высшей математики. - М.: ОНИКС, 2007.
Тематика письменных работ по курсу
Тематика рефератов:
1. Модель Леонтьева многоотраслевой экономики (балансовый анализ).
2. Применение функций в экономике. Использование понятия производной в экономике.
3. Функции нескольких переменных в экономической теории.
4. Использование понятия определенного интеграла в экономике.
5. Использование дифференциальных уравнений в экономической динамике.
Тематика контрольных работ:
1. Элементы линейной алгебры.
2. Элементы векторной алгебры ианалитической геометрии.
3. Дифференциальное исчисление функций одной и многих переменных.
4. Неопределенный интеграл. Определенный интеграл.
Тестовые задания для самоконтроля:
1. Вычислить минор
элемента
матрицы
.
A) 1
B) –1
C) 3
D) 2
E) –2
2. Вычислить определитель
.
A) 37
B) 6
C) 17
D) –10
E) 11
3. Найти произведения матриц
.
A) 
B) 
C) 
D) 
E) 
4. Для матрицы
найти обратную матрицу
.
A) 
B) 
C) 
D) 
E) 
5. Найти ранг матрицы А =
.
A) –10
B) 3
C) 0
D) 2
E) 1
6. Решить систему
и найти
.
A) 1
B) –1
C) 6
D) 5
E) –5
7. Найти угол между векторами
и
.
A) 450
B) 1350
C) 600
D) 300
E) 900
8. При каком значении x векторы
и
коллинеарны?
A) 2/3
B) –2/3
C) –6
D) 6
E) 2
9. При каком значении x векторы
и
ортогональны?
A) 2/3
B) –2/3
C) –6
D) 6
E) 2
10. Найти уравнение прямой, проходящей через точки A(–3;1) и B(4;–2).
A) 3х + 7у +2 =0
B) 2х – 3у –10 = 0
C) х – 3у –8 = 0
D) 4х + 3у –7 = 0
E) 3х – у –6 = 0
11.Найти уравнение прямой, проходящей через точку (–1;2) и параллельную прямой
2х – 3у + 7 = 0.
A) 2х – 3у + 8 = 0
B) 2х + 3у – 4 = 0
C) 3х – 2у – 1 = 0
D) 3х + 3у – 8 = 0
E) 2х + 3у – 8 = 0
12. Найти скалярное произведение векторов
и
.
A) 3
B) 13
C) (8; –5)
D) (6;4)
E) 5
13. Найти плоскость, проходящую через точку M(1;0;–2) и перпендикулярную вектору
= (2;1;1).
A) 2x + y + z = 4
B) 2x – y – z =1
C) x – y + z = 7
D) x – 2y + z = 1
E) 2x + y + z = 0
14. Найти предел
.
A) –1
B) 2
C) 1
D) 0
E) –2
15. Найти предел
.
A) –5
B) 1
C) 0
D) –1
E) 
16. Найти предел
.
A) 0
B) 4/5
C) 2/5
D) 8/5
E) 1
17. В какой точке функция y =
терпит разрыв и какого рода?
A) В т. x = 4 – разрыв 1-го рода.
B) В т. x = 4 – разрыв 2-го рода.
C) В т. x = 0 – разрыв 1-го рода.
D) В т. x = 0 – разрыв 2-го рода.
Е) В т. x= 2 – разрыв 1-го рода.
18. Найти производную функции y = tg (3x+4).
A) 
B) 
C) 
D) 
E) 
19. Найти дифференциал функции y = (2x– 3)3.
A) 6(2x – 3)2 dx
B) 3 (2x– 3)2 dx
C) 6 (2x – 3)
D) (2x – 3)2 dx
E) 6(2x –3)4 dx
20. По правилу Лопиталя найти предел
.
A) 1
B) ¥
C) 3/2
D) 2/3
E) 0
21. Исследовать на экстремум функцию у = х2 + 6х –7.
A) В т. х = 2 – mах .
B) В т. х = 0 – mах.
C) В т. х = –3 – min.
D) В т. х = –3 – mах
E) В т. х = –2 – min.
22. Найти интервал вогнутости функции
.
A) 
B) 
C) 
D) 
E) Такого интервала нет
23. Найти горизонтальную асимптоту графика функции
.
A) х = 0
B) y = 0
C) y = x – 1
D) у = –1
E) х = –1
24. Дана функция
. Найти смешанную частную производную
.
A) 
B) 
C) y
D) 
E) 0
25. Найти градиент функции
в точке М(–1; 2).
A) (0; –1)
B) (0; 0)
C) 
D) 
E) 
26. Найти интеграл 
A) 
B) 
C) 
D) 
E) 
27. Вычислить интеграл
.
A) 0
B) 2
C) 1
D) 4
E) –1
28. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями
.
A) 16/3
B) 32/3
C) 8/3
D) 2/3
E) 
29. Решить дифференциальное уравнение
.
A) 
B) 
C) 
D) 
E) 
30. Исследовать сходимость ряда
.
A) Cходится.
B) Cходится условно.
C) Cходится абсолютно.
D) Сходится на отрезке [–1; 1].
E) Расходится.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.