Здавалка
Главная | Обратная связь

Темы рефератов и докладов.



1. Концепция личности и ее ответственности в средневековой христианской философии. Проблема времени.

2. Проблема универсалии в средневековой философии.

3. Проблема сущности и существования в философии Боэция.

4. Эзотерический символизм Библии.

5. Дух, душа и тело в понимании философов средневековья.

6. Смысл человеческой жизни и смысл истории в средневековом мировоззрении.

7. Каковы разновидности и смысл теодицеи.

8. Филон Александрийский – «настоящий отец христианства».

9. «Отцы церкви» и основы христианской философии.

10. Философия Уильяма Оккама.

Методические рекомендации: В период средневековья философия развивалась преимущественно в лоне теологии. Она выполняла роль служанки богословия. Идея творения мира из ничего была основополагающей идеей христианской онтологии, ибо через нее вся полнота бытия приписывалась Богу как абсолютному порождающему началу всего происходящего и сущего.

Средневековое мировосприятие определялось системой религиозных догматов, совокупность последних была представлена Библией, включающей Ветхий и Новый Заветы. Само христианство как официальная и как господствующая религия средневековой Европы гетерогенно по своим источникам. Патристика обозначает совокупность теологических философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей I – III веков. Схоластика – это тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике.

В средневековой общемировоззренческой установке выступает как способ целостного восприятия мира. «Целостность» религиозной картины мира выражается в идее творения и в творце, который объемлет и содержит в себе смысл своего творения. Идея Бога как творца едино-сущностного мира определяет место и роль природы в системе божественного миросозидания. Поэтому средневековая философия становится по своему преимуществу философией творения. Понимание мира как сотворенного приводит к тому, что природа выступает как объект совершенно определенного религиозного отношения и трактуется как символ, как знак трансцендентной реальности. И становится «книгой», в которой заложены и таятся божественные смыслы.

Высшей целью познание природы и ее формообразований в средневековье теоцентрическом образе познания объявляется раскрытие сакрального смысла природы и ее формообразований, заложенных в них в акте творения.

Обращение непосредственно к самим текстам средневековых теологов, в частности трудам Аврелия Августина и Фомы Аквинского, показывает, что в средневековой познавательной культуре вера выступала как ступень познания, предваряющая собой разум (или выступала основанием разума). В системе средневекового теоцентризма путь к познанию запредельного мира (мира божественного) лежал через веру откровения, Священное Писание.

Литература

1. Древнекитайская философия: Собрание текстов в 2-х т., М., 1972.

2. Китайская философия: Энциклопедический словарь. – М.,1994.

3. Книга перемен. – М., 1993.

4. Литман А.Д. Современная индийская философия. – М., 1985.

5. Радхакришнан С. Индийская философия. – М.,1956.

6. Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. – М., 1997.

7. Хрестоматия по истории философии. От Лао-цзы до Фейербаха. – М., 1997.

8. Аблеев С.Р. История мировой философии: Учебник. – М., 2002.

9. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. – М.,2004.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.