Понятие макроэкономического равновесия
Решение проблемы макроэкономического равновесия предполагает научно обоснованный выбор устраивающего всех в обществе способа использования ограниченных производственных ресурсов для создания различных товаров и их сбалансированное распределение между различными членами. Сбалансированность означает здесь достижение совокупной пропорциональности: а) производства и потребления; б) ресурсов и их использования; в) предложения и спроса; г) факторов производства и их результатов; д) материально-вещественных и финансовых ресурсов. Различают частичное, общее и реальное равновесие рынков. Общее равновесие - это равновесие как единая взаимосвязанная система, образованная всеми рыночными процессами на базе закона свободной конкуренции. Реальное макроэкономическое равновесие - есть равновесие, устанавливающееся на рынке фактически при несовершенной конкуренции и внешних факторах воздействия на рынке. В экономической литературе существуют различные толкования общей модели макроэкономического равновесия. Классический вариант этой модели основывается на законе Сэя и предполагает: 1. Абсолютную эластичность заработной платы и цен. 2. Выдвижение на первый план совокупного предложения в 3. Способность рыночного механизма к сбалансированию 4. Постоянно действующую тенденцию к совпадению объема Проблема макроэкономического равновесия привлекла экономистов с точки зрения математического обоснования. Одна из фундаментальных экономико-математических моделей равновесия разработана в конце XIX в. швейцарским экономистом Л. Вальрасом. Он построил точную систему уравнения, отражающую взаимосвязи отдельных рынков в экономической системе. Таким образом, впервые было математически доказано, что возможно достижение единовременного равновесия на всех рынках и во всем хозяйстве в условиях свободной конкуренции. В конечном виде систему уравнений Вальраса можно записать следующим образом: Формула читается так: общее предложение конечных продуктов в денежном выражении должно быть равно общему спросу на них как сумме доходов, приносимых всеми факторами производства их собственникам. Закон Вальраса формулируется следующим образом: сумма избыточного спроса и сумма избыточного предложения на всех рассматриваемых рынках совпадают. Модель общего равновесия Вальраса: в процессе заключения контрактов на продажу и покупку товаров на рынках устанавливается такой набор относительных цен, при котором все желаемые товары продаются и покупаются и нет избыточного спроса и избыточного предложения, Американский экономист Д. Патинкин обратил внимание на то, что в учении классиков теория ценности, определяющая пропорции обмена товаров, т.е. их относительные цены, не согласуется с количественной теорией денег, служащей для определения уровня цен. Для того чтобы устранить отмеченные у неоклассиков противоречия, он включил реальные кассовые остатки в число аргументов функции полезности индивидов. В этом случае объемы избыточного спроса на рынках благ и денег тоже зависят от реальных кассовых остатков. В модели Патинкина рост уровня цен уменьшает объем избыточного спроса на рынке благ. Поскольку рост уровня цен сокращает реальную кассу, то на денежном рынке в связи с желанием индивидов восстановить размеры реальной кассы появится избыточный спрос. Таким образом, в модели Патинкина в отличие от модели Вальраса, дополненной уравнением количественной теории денег, с повышением уровня цен дефициту на денежном рынке соответствует избыток на рынке благ, что соответствует модели Вальраса. Посредством включения реальных кассовых остатков в вальрасовскую модель общего равновесия Патинкин объединил теорию ценности (относительных цен) с теорией денег (номинальных). В его модели при заданном количестве денег определяется единственный вектор номинальных цен, обеспечивающий равновесие на всех рынках благ и на денежном рынке. Заслуга Патинкина заключается в том, что ему удалось создать модель экономики, включающую в себя не только рынки товаров, но и денежный рынок с реальными кассовыми остатками. Эта модель получила название модели общего равновесия Патинкина. Исходя из моделей Вальраса и Патинкина. в экономической литературе дается следующее определение общего равновесия. Общее равновесие — это устойчивое состояние конкурентной экономики, при котором потребители максимизируют значение функции полезности, а конкурирующие предприниматели максимизируют полученную прибыль при ценах, обеспечивающих равенство спроса и предложения при эффективном распределении ресурсов. 2 Потребление и сбережение В теории Кейнса весь доход распределяется на потребление и сбережение. Под потреблением понимается та сумма денег, которая затрачивается населением на приобретение определенных благ и услуг, используемых для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Приоритеты в потреблении различны в каждой стране. Можно выделить наиболее общие группы расходов по степени их желаемости для семьи: питание, одежда, жилье, транспорт, медицина, образование. Приоритеты в потреблении каждой страны зависят от ряда факторов: 1. Уровня дохода семьи. 2. Платности или бесплатности тех или иных источников потребления. 3. Насыщения рынка товарами. 4. Национального понимания «престижных товаров» и др. Зависимость между потреблением и доходом выражается в функции потребления. Функция потребления определяет планируемый или желаемый уровень потребительских расходов для каждого из уровней личного располагаемого дохода. Графически функция потребления изображена ниже (рис.1). Рис.1. График функции потребления Угол наклона функции потребления — это предельная склонность к потреблению (МРС). Предельная склонность к потреблению - это доля прироста дохода (У), на величину которой увеличивается потребление (С). Функция потребления записывается следующим образом: Например, С = 0,75 х У. Это означает, что потребление равно 75% дохода. МРС в этом случае означает, что если доходы, получаемые потребителями, увеличиваются на 1 тенге, то их потребление возрастет на 75 тиынов. По мере роста доходов растут сбережения населения. Сбережения — это часть дохода, которая не потребляется, а накапливается. Они могут быть представлены как разница между доходом и потреблением. Функция сбережения имеет вид: где S — сбережения, MPS - предельная склонность к сбережению. В нашем примере предполагается, что 25% доходов сберегаются, и функция сбережения приобретает вид: На потребление и сбережение влияют: 1. Нестабильность экономического положения и инфляция, 2. Рост налогов может вызвать сокращение потребления и сбережения. 3. Рост отчислений на социальное страхование может сокращать сбережения. 4. Ажиотажный спрос может резко увеличить потребление. 5. Рост предложения на рынке сокращает сбережение, 6. Рост доходов ведет к росту потребления и сбережений. 3 Инвестиции и сбережения Сбережения — это часть располагаемого дохода, которая остается неиспользованной при затратах на текущие производственные и потребительские нужды, накапливается. Экономисты рассматривают сбережения как экономический процесс, связанный с инвестированием. Сбережения делаются как фирмами, так и домашними хозяйствами. Фирмы сберегают для инвестирования — в расчете на расширение производства и увеличение прибыли Инвестиции представляют собой расходы на расширение и обновление производства, связанные с введением новых технологий, материалов и других орудий и предметов труда. Источники инвестиций: 1. Средства предприятий (собственные и заемные). 2. Государственные капитальные вложения. Размеры и динамика инвестиций зависят от трех факторов: доходов предприятий, их издержек и ожидания. При решении вопроса об инвестировании средств, окупаемых в течение многих лет, необходимо учитывать такие условия: 1. Изменение спроса на новую продукцию, полученную за счет новых инвестиций. 2. Размеры процентных ставок и налогов, которые повлияют на затраты в инвестициях. 3. Политические, технологические и структурные изменения, определяющие колебания спроса. 4. Инфляционные процессы в обществе. Инвестиции являются одним из важнейших и наиболее изменчивых компонентов ВНП. Когда во время спада происходит сокращение расходов на товары и услуги, большая часть этого сокращения вызвана падением объема инвестиционных расходов. Выделяют три типа инвестиционных расходов: 1. Инвестиции в основные фонды предприятий - это здания, сооружения и оборудование, приобретаемые предприятия ми для использования в своей производственной деятельности. 2. Инвестиции в жилищное строительство - расходы на приобретение домов для проживания в них, а также домов, приобретаемых домовладельцами для последующей сдачи в аренду. 3. Инвестиции в запасы — товары, которые откладываются фирмами для хранения, включая сырье и материалы, незавершенное производство и готовые изделия. Зависимость между инвестициями и реальной ставкой процента показана на рисунке 2.
Рис. 2. Зависимость между инвестициями и ставкой процента Инвестиции в основные фонды предприятий увеличиваются при снижении ставки процента, поскольку меньшая величина ставки процента снижает издержки на единицу капитала и делает, таким образом, владение капиталами более выгодным. Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции — это все вложения денежных средств в определенное предприятие. Валовые инвестиции минус амортизация — остаются чистые инвестиции.
4 Эффект мультипликатора
Кейнсианские представления о функционировании макроэкономики нашли свое выражение в теории «мультипликационного» эффекта. В теории Кейнса под мультипликатором понимается коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций. Кейнсианская теория определения оптимальных размеров ВНП, при котором экономика достигает равновесного состояния, показывает, что при росте инвестиций рост ВНП будет происходить в гораздо большем размере, чем первоначальные дополнительные инвестиции. Это вытекает из того, что инвестиции приводят к мультипликационному (нарастающему) эффекту. Помимо первичного эффекта возникают явления вторичного, третичного и т.д. эффекта. Затраты в одной сфере ведут к расширению производства и занятости - в других. Такой множительный нарастающий эффект в размере ВНП и называется мультипликационным эффектом. Мультипликатор представляет собой числовой коэффициент, показывающий размеры роста ВНП при увеличении объема инвестиций. Мультипликатор определяется как отношение приращения ВНП к приращению инвестиций.
5 Производные инвестиции и акселератор. «Парадокс бережливости»
По логике классической школы, высокая склонность к сбережениям должна способствовать процветанию нации. Существенно отличаются на сей счет взгляды кейнсианской школы. Согласно Кейнсу, в странах, достигших высокой стадии развития, стремление сберегать будет всегда опережать стремление инвестировать. Причины проявляются двояко: 1. С ростом накопления капитала снижается предельная эффективность его функционирования, так как все более сужается круг альтернативных возможностей высокоприбыльных капиталовложений. 2. С ростом доходов увеличивается доля сбережений. В связи с этим Кейнс рассматривает категории автономных и производных инвестиций. Автономные инвестиции - капиталовложения, не зависящие от объема и динамики национального дохода. Они осуществляются в виде первоначальных «инъекций» и вследствие эффекта мультипликатора приводят к росту национального дохода. Оживление деловой активности, рост занятости повышают склонности к инвестированию у различных групп предпринимателей. Эти инвестиции принято называть производными, ибо они зависят от динамики национального дохода. Акселератор. Возрастание спроса на предметы потребления порождает цепную реакцию, ведущую к многократному увеличению спроса на оборудование и машины. Эта закономерность определяется как эффект акселератора (акселератор -ускоритель). В экономике для достижения желаемого уровня производства предметов потребления производятся предварительные затраты на изготовление средств производства. Всякий рост спроса на предметы потребления способен вызвать гораздо более значительное расширение производства средств производства, в результате чего их определенная часть окажется на рынке излишней. Акселератор можно представить в виде отношения между инвестициями и приростом потребительского спроса (готовой продукции) или национального дохода: где v - акселератор, I - инвестиции; Y - доход (или потребительский спрос); t - год, когда были осуществлены инвестиции. «Парадокс бережливости». Если экономика находится в состоянии неполной занятости, то стремление к сбережению, естественно, вызывает уменьшение склонности к потреблению на рынке. Сокращение потребительского спроса, в свою очередь, означает невозможность для производителей товаров продать свою продукцию. Производство начинает сокращаться. В этом заключается «парадокс бережливости».
6 Инвестиционная политика в Казахстане Целью инвестиционной политики правительства РК является создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирование инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих производств с применением современных технологий, создание новых и сохранение существующих рабочих мест, а также охрана окружающей среды. Государственная поддержка инвестиций заключается в предоставлении инвестиционных преференций. К ним относятся: 1) инвестиционные налоговые преференции (предоставляются на срок, определяемый в зависимости от объемов инвестиций в фиксированные активы, но не свыше пяти лет); 2) освобождение от обложения таможенными пошлинами (предоставляется при импорте оборудования и комплектующих к нему, ввозимых для реализации инвестиционного проекта); 3) государственные натурные гранты — это имущество (земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и т.д.), являющееся собственностью РК, безвозмездно передаваемое в собственность либо в землепользование юридическому лицу РК для реализации инвестиционного проекта. 3) В экономику Казахстана привлечено порядка 30 миллиардов долларов США прямых иностранных инвестиций, что говорит о том, что Казахстан является надежным партнером, гарантирующим стабильность и обеспечивающим взаимовыгодное сотрудничество. 4) Создан Казахстанский инвестиционный фонд, целью которого является оказание финансовой поддержки инициативам частного сектора в несырьевом секторе экономики путем долевого и неконтрольного участия в уставном капитале предприятий как в Казахстане, так и за рубежом. 5) В стране реализуется индустриально-инновационная стратегия, направленная на диверсификацию экономики. Сформирована инфраструктура индустриально-инновационного развития Портфель инвестиционных проектов превышает 1 млрд 200 млн долл. США. Только за 2004 г. реализовано 204 инвестиционных проекта. Проведение в перспективе государственной инвестиционной политики будет сочетать комплекс мер по стимулированию частных и осуществлению государственных инвестиций с целью развития несырьевых производств.
7 Макроэкономическое равновесие в модели «АД = AS»
Основная модель общеэкономического равновесия выражается через равенство совокупного спроса (АД) и совокупного предложения (AS). Совокупный спрос — это экономический агрегат, равный реальному объему национального производства, который готовы купить потребители при любом возможном уровне цен. Модель совокупного спроса графически может быть представлена в виде кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен (рис.3). Р
Рис. 3. Кривая совокупного спроса
На динамику потребляемого (покупаемого) ВНП влияют ценовые и неценовые факторы. Действие ценовых факторов реализуется через изменение в объеме совокупного спроса на товары и услуги и графически выражается движением вдоль кривой АД. Неценовые факторы вызывают изменение в совокупном спросе, сдвигая кривую АД влево или вправо. Неценовые факторы, которые определяют спрос на отдельный товар (доход потребителей, их вкусы, цены на товары-заменители), оказывают свое воздействие и на агрегативном уровне. Совокупное предложение—это экономический агрегат, равный наличному реальному объему производства при каждом возможном уровне цен. Модель совокупного предложения графически может быть представлена кривой, выражающей положительную зависимость между уровнем цен и объемом национального производства (рис.4). Рис. 4. Кривая совокупного предложения
На AS оказывают воздействие те же факторы (технология производства, издержки и т.д.), которые вызывают изменение предложения на рынке отдельного товара. Равновесный уровень цен и равновесный объем производства предполагает равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Это равенство в графическом выражении иллюстрируется точкой пересечения кривых АД и AS (рис. 15.5). Рис. 15.5. Макроэкономическое равновесие В соответствии с распределением совокупного спроса по секторам экономики определяется его структура: 1. Совокупный спрос домохозяйств (или потребление (С)). 2. Спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей (или инвестиции (I)). 3. Спрос на товары и услуги со стороны государства (или государственные закупки (G)). 4. Разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары (или чистый экспорт (X)). Иными словами, АД равно общей сумме спросов на конечную продукцию = C + I + G + X = ВНП. Под совокупным предложением понимают денежную величину общей суммы всех конечных товаров и услуг, предъявленных к продаже предпринимательским и государственным секторами. В таком случае совокупное предложение равняется ВНП (AS = ВНП), или, если отбросить несущественные различия в подсчете, величине национального дохода. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|