Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие макроэкономического равновесия



Решение проблемы макроэкономического равновесия пред­полагает научно обоснованный выбор устраивающего всех в об­ществе способа использования ограниченных производственных ресурсов для создания различных товаров и их сбалансированное распределение между различными членами. Сбалансированность означает здесь достижение совокупной пропорциональности:

а) производства и потребления;

б) ресурсов и их использования;

в) предложения и спроса;

г) факторов производства и их результатов;

д) материально-вещественных и финансовых ресурсов.

Различают частичное, общее и реальное равновесие рынков.
Частичное равновесие предполагает равновесие на индивиду­альных товарных рынках.

Общее равновесие - это равновесие как единая взаимосвязан­ная система, образованная всеми рыночными процессами на базе закона свободной конкуренции.

Реальное макроэкономическое равновесие - есть равновесие, устанавливающееся на рынке фактически при несовершенной кон­куренции и внешних факторах воздействия на рынке.

В экономической литературе существуют различные толкова­ния общей модели макроэкономического равновесия. Классический вариант этой модели основывается на законе Сэя и предполагает:

1. Абсолютную эластичность заработной платы и цен.

2. Выдвижение на первый план совокупного предложения в
качестве мотора экономического роста.

3. Способность рыночного механизма к сбалансированию
совокупного спроса и совокупного предложения на уровне
полной занятости и полного использования других факто­
ров производства.

4. Постоянно действующую тенденцию к совпадению объема
совокупного предложения и потенциальных возможностей
экономики (поэтому кривая совокупного предложения иллюстрируется вертикальной линией, отражая изменение
уровня цен и постоянство объема производимого дохода).

Проблема макроэкономического равновесия привлекла эко­номистов с точки зрения математического обоснования. Одна из фундаментальных экономико-математических моделей рав­новесия разработана в конце XIX в. швейцарским экономистом Л. Вальрасом. Он построил точную систему уравнения, отража­ющую взаимосвязи отдельных рынков в экономической системе. Таким образом, впервые было математически доказано, что воз­можно достижение единовременного равновесия на всех рынках и во всем хозяйстве в условиях свободной конкуренции.

В конечном виде систему уравнений Вальраса можно записать следующим образом:

Формула читается так: общее предложение конечных продук­тов в денежном выражении должно быть равно общему спросу на них как сумме доходов, приносимых всеми факторами производс­тва их собственникам. Закон Вальраса формулируется следующим образом: сумма избыточного спроса и сумма избыточного предложения на всех рассматриваемых рынках совпадают.

Модель общего равновесия Вальраса: в процессе заключения контрактов на продажу и покупку товаров на рынках устанавлива­ется такой набор относительных цен, при котором все желаемые товары продаются и покупаются и нет избыточного спроса и избы­точного предложения,

Американский экономист Д. Патинкин обратил внимание на то, что в учении классиков теория ценности, определяющая про­порции обмена товаров, т.е. их относительные цены, не согласуется с количественной теорией денег, служащей для определения уровня цен. Для того чтобы устранить отмеченные у неоклассиков противоречия, он включил реальные кассовые остатки в число аргументов функции полезности индивидов. В этом случае объемы избыточного спроса на рынках благ и денег тоже зависят от реальных кассовых остатков. В модели Патинкина рост уровня цен уменьшает объем избыточного спроса на рынке благ. Поскольку рост уровня цен сокращает реальную кассу, то на денежном рын­ке в связи с желанием индивидов восстановить размеры реальной кассы появится избыточный спрос. Таким образом, в модели Па­тинкина в отличие от модели Вальраса, дополненной уравнением количественной теории денег, с повышением уровня цен дефициту на денежном рынке соответствует избыток на рынке благ, что соответствует модели Вальраса. Посредством включения реальных кассовых остатков в вальрасовскую модель общего равновесия Патинкин объединил теорию ценности (относительных цен) с тео­рией денег (номинальных). В его модели при заданном количестве денег определяется единственный вектор номинальных цен, обес­печивающий равновесие на всех рынках благ и на денежном рын­ке. Заслуга Патинкина заключается в том, что ему удалось создать модель экономики, включающую в себя не только рынки товаров, но и денежный рынок с реальными кассовыми остатками. Эта мо­дель получила название модели общего равновесия Патинкина.

Исходя из моделей Вальраса и Патинкина. в экономической литературе дается следующее определение общего равновесия. Общее равновесие — это устойчивое состояние конкурентной экономики, при котором потребители максимизируют значение фун­кции полезности, а конкурирующие предприниматели максимизи­руют полученную прибыль при ценах, обеспечивающих равенство спроса и предложения при эффективном распределении ресурсов.

2 Потребление и сбережение

В теории Кейнса весь доход распределяется на потребление и сбережение.

Под потреблением понимается та сумма денег, которая затра­чивается населением на приобретение определенных благ и услуг, используемых для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

Приоритеты в потреблении различны в каждой стране. Можно выделить наиболее общие группы расходов по степени их желаемости для семьи: питание, одежда, жилье, транспорт, медицина, образование.

Приоритеты в потреблении каждой страны зависят от ряда факторов:

1. Уровня дохода семьи.

2. Платности или бесплатности тех или иных источников пот­ребления.

3. Насыщения рынка товарами.

4. Национального понимания «престижных товаров» и др.

Зависимость между потреблением и доходом выражается в функции потребления. Функция потребления определяет планиру­емый или желаемый уровень потребительских расходов для каждого из уровней личного располагаемого дохода. Графически фун­кция потребления изображена ниже (рис.1).

Рис.1. График функции потребления

Угол наклона функции потребления — это предельная склон­ность к потреблению (МРС). Предельная склонность к потребле­нию - это доля прироста дохода (У), на величину которой увеличивается потребление (С).

Функция потребления записывается следующим образом:

Например, С = 0,75 х У. Это означает, что потребление равно 75% дохода. МРС в этом случае означает, что если доходы, получа­емые потребителями, увеличиваются на 1 тенге, то их потребление возрастет на 75 тиынов.

По мере роста доходов растут сбережения населения.

Сбережения — это часть дохода, которая не потребляется, а накапливается. Они могут быть представлены как разница между доходом и потреблением. Функция сбережения имеет вид:

где S — сбережения,

MPS - предельная склонность к сбережению.

В нашем примере предполагается, что 25% доходов сберега­ются, и функция сбережения приобретает вид:

На потребление и сбережение влияют:

1. Нестабильность экономического положения и инфляция,
которые ведут к росту потребления и сокращению сбере­жений.

2. Рост налогов может вызвать сокращение потребления и сбережения.

3. Рост отчислений на социальное страхование может сокра­щать сбережения.

4. Ажиотажный спрос может резко увеличить потребление.

5. Рост предложения на рынке сокращает сбережение,

6. Рост доходов ведет к росту потребления и сбережений.

3 Инвестиции и сбережения

Сбережения — это часть располагаемого дохода, которая оста­ется неиспользованной при затратах на текущие производственные и потребительские нужды, накапливается. Экономисты рассматри­вают сбережения как экономический процесс, связанный с инвестированием. Сбережения делаются как фирмами, так и домашни­ми хозяйствами. Фирмы сберегают для инвестирования — в расчете на расширение производства и увеличение прибыли

Инвестиции представляют собой расходы на расширение и об­новление производства, связанные с введением новых технологий, материалов и других орудий и предметов труда.

Источники инвестиций:

1. Средства предприятий (собственные и заемные).

2. Государственные капитальные вложения.

Размеры и динамика инвестиций зависят от трех факторов: до­ходов предприятий, их издержек и ожидания.

При решении вопроса об инвестировании средств, окупаемых в течение многих лет, необходимо учитывать такие условия:

1. Изменение спроса на новую продукцию, полученную за счет новых инвестиций.

2. Размеры процентных ставок и налогов, которые повлияют на затраты в инвестициях.

3. Политические, технологические и структурные изменения, определяющие колебания спроса.

4. Инфляционные процессы в обществе.

Инвестиции являются одним из важнейших и наиболее измен­чивых компонентов ВНП. Когда во время спада происходит сокра­щение расходов на товары и услуги, большая часть этого сокраще­ния вызвана падением объема инвестиционных расходов.

Выделяют три типа инвестиционных расходов:

1. Инвестиции в основные фонды предприятий - это здания, сооружения и оборудование, приобретаемые предприятия­ ми для использования в своей производственной деятель­ности.

2. Инвестиции в жилищное строительство - расходы на при­обретение домов для проживания в них, а также домов, приобретаемых домовладельцами для последующей сдачи в аренду.

3. Инвестиции в запасы — товары, которые откладываются фирмами для хранения, включая сырье и материалы, неза­вершенное производство и готовые изделия.

Зависимость между инвестициями и реальной ставкой про­цента показана на рисунке 2.

 

 


 

Рис. 2. Зависимость между инвестициями и ставкой процента

Инвестиции в основные фонды предприятий увеличивают­ся при снижении ставки процента, поскольку меньшая величина ставки процента снижает издержки на единицу капитала и делает, таким образом, владение капиталами более выгодным.

Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвести­ции — это все вложения денежных средств в определенное пред­приятие. Валовые инвестиции минус амортизация — остаются чис­тые инвестиции.

 

4 Эффект мультипликатора

 

Кейнсианские представления о функционировании макроэко­номики нашли свое выражение в теории «мультипликационного» эффекта. В теории Кейнса под мультипликатором понимается ко­эффициент, показывающий зависимость изменения дохода от из­менения инвестиций.

Кейнсианская теория определения оптимальных размеров ВНП, при котором экономика достигает равновесного состояния, показывает, что при росте инвестиций рост ВНП будет происхо­дить в гораздо большем размере, чем первоначальные дополни­тельные инвестиции. Это вытекает из того, что инвестиции при­водят к мультипликационному (нарастающему) эффекту. Помимо первичного эффекта возникают явления вторичного, третичного и т.д. эффекта. Затраты в одной сфере ведут к расширению про­изводства и занятости - в других. Такой множительный нараста­ющий эффект в размере ВНП и называется мультипликационным эффектом. Мультипликатор представляет собой числовой коэффи­циент, показывающий размеры роста ВНП при увеличении объема инвестиций. Мультипликатор определяется как отношение приращения ВНП к приращению инвестиций.

 

5 Производные инвестиции и акселератор. «Парадокс бережливости»

 

По логике классической школы, высокая склонность к сбере­жениям должна способствовать процветанию нации. Существен­но отличаются на сей счет взгляды кейнсианской школы. Согласно Кейнсу, в странах, достигших высокой стадии развития, стремле­ние сберегать будет всегда опережать стремление инвестировать. Причины проявляются двояко:

1. С ростом накопления капитала снижается предельная эф­фективность его функционирования, так как все более сужается круг альтернативных возможностей высокопри­быльных капиталовложений.

2. С ростом доходов увеличивается доля сбережений.

В связи с этим Кейнс рассматривает категории автономных и производных инвестиций.

Автономные инвестиции - капиталовложения, не зависящие от объема и динамики национального дохода. Они осуществля­ются в виде первоначальных «инъекций» и вследствие эффекта мультипликатора приводят к росту национального дохода. Ожив­ление деловой активности, рост занятости повышают склоннос­ти к инвестированию у различных групп предпринимателей. Эти инвестиции принято называть производными, ибо они зависят от динамики национального дохода.

Акселератор. Возрастание спроса на предметы потребления порождает цепную реакцию, ведущую к многократному увеличе­нию спроса на оборудование и машины. Эта закономерность опре­деляется как эффект акселератора (акселератор -ускоритель).

В экономике для достижения желаемого уровня производства предметов потребления производятся предварительные затраты на изготовление средств производства. Всякий рост спроса на пред­меты потребления способен вызвать гораздо более значительное расширение производства средств производства, в результате чего их определенная часть окажется на рынке излишней. Акселератор можно представить в виде отношения между инвестициями и при­ростом потребительского спроса (готовой продукции) или нацио­нального дохода:

где v - акселератор,

I - инвестиции;

Y - доход (или потребительский спрос);

t - год, когда были осуществлены инвестиции.

«Парадокс бережливости». Если экономика находится в со­стоянии неполной занятости, то стремление к сбережению, естест­венно, вызывает уменьшение склонности к потреблению на рынке. Сокращение потребительского спроса, в свою очередь, означает невозможность для производителей товаров продать свою про­дукцию. Производство начинает сокращаться. В этом заключается «парадокс бережливости».

 

6 Инвестиционная политика в Казахстане

Целью инвестиционной политики правительства РК явля­ется создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирование инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих производств с применением современных технологий, создание новых и сохра­нение существующих рабочих мест, а также охрана окружающей среды. Государственная поддержка инвестиций заключается в предоставлении инвестиционных преференций. К ним относятся:

1) инвестиционные налоговые преференции (предоставляют­ся на срок, определяемый в зависимости от объемов инвес­тиций в фиксированные активы, но не свыше пяти лет);

2) освобождение от обложения таможенными пошлинами (предоставляется при импорте оборудования и комплекту­ющих к нему, ввозимых для реализации инвестиционного проекта);

3) государственные натурные гранты — это имущество (зе­мельные участки, здания, сооружения, машины и обору­дование, транспортные средства и т.д.), являющееся собственностью РК, безвозмездно передаваемое в собствен­ность либо в землепользование юридическому лицу РК для реализации инвестиционного проекта.

3) В экономику Казахстана привлечено порядка 30 миллиардов долларов США прямых иностранных инвестиций, что говорит о том, что Казахстан является надежным партнером, гарантирую­щим стабильность и обеспечивающим взаимовыгодное сотрудни­чество.

4) Создан Казахстанский инвестиционный фонд, целью которого является оказание финансовой поддержки инициативам частного сектора в несырьевом секторе экономики путем долевого и некон­трольного участия в уставном капитале предприятий как в Казахс­тане, так и за рубежом.

5) В стране реализуется индустриально-инновационная страте­гия, направленная на диверсификацию экономики. Сформирована инфраструктура индустриально-инновационного развития Порт­фель инвестиционных проектов превышает 1 млрд 200 млн долл. США. Только за 2004 г. реализовано 204 инвестиционных проекта. Проведение в перспективе государственной инвестиционной политики будет сочетать комплекс мер по стимулированию част­ных и осуществлению государственных инвестиций с целью раз­вития несырьевых производств.

 

7 Макроэкономическое равновесие в модели «АД = AS»

 

Основная модель общеэкономического равновесия выражает­ся через равенство совокупного спроса (АД) и совокупного предложения (AS).

Совокупный спрос — это экономический агрегат, равный ре­альному объему национального производства, который готовы купить потребители при любом возможном уровне цен. Модель совокупного спроса графически может быть представлена в виде кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен (рис.3).

Р

 

 

Рис. 3. Кривая совокупного спроса

 

На динамику потребляемого (покупаемого) ВНП влияют це­новые и неценовые факторы. Действие ценовых факторов реали­зуется через изменение в объеме совокупного спроса на товары и услуги и графически выражается движением вдоль кривой АД. Неценовые факторы вызывают изменение в совокупном спросе, сдвигая кривую АД влево или вправо. Неценовые факторы, кото­рые определяют спрос на отдельный товар (доход потребителей, их вкусы, цены на товары-заменители), оказывают свое воздействие и на агрегативном уровне.

Совокупное предложение—это экономический агрегат, равный наличному реальному объему производства при каждом возмож­ном уровне цен. Модель совокупного предложения графически может быть представлена кривой, выражающей положительную зависимость между уровнем цен и объемом национального производства (рис.4).

Рис. 4. Кривая совокупного предложения

 

На AS оказывают воздействие те же факторы (технология про­изводства, издержки и т.д.), которые вызывают изменение предло­жения на рынке отдельного товара.

Равновесный уровень цен и равновесный объем производства предполагает равенство совокупного спроса и совокупного пред­ложения. Это равенство в графическом выражении иллюстрирует­ся точкой пересечения кривых АД и AS (рис. 15.5).

Рис. 15.5. Макроэкономическое равновесие

В соответствии с распределением совокупного спроса по сек­торам экономики определяется его структура:

1. Совокупный спрос домохозяйств (или потребление (С)).

2. Спрос на капитальное оборудование со стороны предпри­нимателей (или инвестиции (I)).

3. Спрос на товары и услуги со стороны государства (или го­сударственные закупки (G)).

4. Разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары (или чистый экспорт (X)).

Иными словами, АД равно общей сумме спросов на конечную продукцию = C + I + G + X = ВНП.

Под совокупным предложением понимают денежную величи­ну общей суммы всех конечных товаров и услуг, предъявленных к продаже предпринимательским и государственным секторами. В таком случае совокупное предложение равняется ВНП (AS = ВНП), или, если отбросить несущественные различия в подсчете, величине национального дохода.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.