Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные экономические агенты.



ЭКОНОМИКА»

Предмет экономической науки и методы экономического анализа.

Экономика - это наука, изучающая хозяйственную сторону жизни общества, проблему согласования потребностей людей с ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для их удовлетворения. Основные функции экономической науки - познавательная и практическая. Экономика состоит из двух больших частей - микроэкономики, которая изучает деятельность отдельных хозяйствующих субъектов, и макроэкономики, изучающей экономическую жизнь общества в целом. Экономика - это общественная наука, она изучает определенную сторону жизни общества и потому тесно связана с другими общественными науками: политологией, социологией, юриспруденцией, психологией и др. Будучи исторической наукой, экономика меняется по мере развития человеческого общества.

Наиболее широко используются следующие методы экономических исследований: сбор, обработка, систематизация фактов экономической жизни; научное абстрагирование, результатом которого является выработка понятий; функциональный анализ, устанавливающий зависимости между отдельными экономическими переменными; моделирование, графический метод описания экономических взаимозависимостей, маржинальный анализ, предполагающий изучение изменения одних показателей в связи с изменением других показателей, связанных с ними на единицу; экспериментирование и др. Критерием правильности теоретических выводов является практика.

Многие экономические процессы и явления экономисты характеризуют с помощью чисел. Экономические величины могут иметь размерность потока или размерность запаса, быть номинальными или реальными. Для уравнивания ценностей экономических показателей сегодня и в будущем используется метод дисконтирования. Сравнительная статика - это метод анализа, при котором реальные экономические процессы рассматриваются на определенный момент времени. При изучении экономических процессов и явлений различают мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды.

 

Основные экономические агенты.

Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и действующих в соответствии с ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ, называют экономическими агентами, или хозяйствующими субъектами. Экономическим агентом может быть как отдельное лицо, так и несколько или множество лиц. В производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ участвуют три основных хозяйствующих субъекта. Этими хозяйствующими субъектами (экономическими агентами) являются: домашние хозяйства, фирмы и государство.
Домашнее хозяйство - хозяйствующий субъект, деятельность которого направлена на удовлетворение собственных потребностей. К домашним хозяйствам относят отдельных лиц и семьи. Основные виды деятельности домашних хозяйств: предложение факторов производства, находящихся в их частной собственности; потребление полученного дохода от продажи факторов производства и сбережение части этого дохода.
Фирма (предприятие) - это хозяйствующий субъект, представляющий собой одного владельца факторов производства или, как правило, их объединение, основными функциями которого является: закупка факторов производства, производство и реализация экономических благ, поддержание и развитие производственной базы (инвестирование).
Государство - это все государственные организации и учреждения, в функции которых входит производство общественных благ, удовлетворяющих коллективные потребности; перераспределение части доходов и ресурсов общества; проведение политики, направленной на повышение эффективности экономики в целом и др.
Современная экономическая наука исходит из теории рационального поведения субъектов, т.е. стремления его к максимизации полезности в условиях ограниченности ресурсов. Так, домашние хозяйства стремятся к максимизации полезности потребляемых благ исходя из своих бюджетных ограничений; фирмы - к максимизации прибыли, захвату или расширению доли рынка, к увеличению масштабов производства и т.п.; государство преследует разнообразные, часто противоречивые цели, связанные с обеспечением стабильности, эффективности экономики, социально-экономического равенства членов общества и др.
Каждый из хозяйствующих субъектов является носителем определенных экономических интересов. Экономические интересы - это побудительные мотивы хозяйственной деятельности отдельных экономических агентов. Содержание экономических интересов экономических агентов обусловлено их местом в системе общественного разделения труда, отношениями собственности, присущими им потребностями, выполняемыми функциями.
Интересы выступают мощным двигателем экономической деятельности, стимулом, который побуждает хозяйствующие субъекты к участию в экономической деятельности.
Экономические интересы людей представляют собой сложную иерархическую структуру. Помимо собственных личных интересов люди руководствуются коллективными, национальными интересами, интересами общества в целом. Каждый человек (работающий) заинтересован не только в удовлетворении своих личных потребностей, но и в успешном развитии фирмы, где он работает, в прогрессивном развитии экономики страны в целом и т.п. Однако надо отметить, что при всем многообразии интересов, носителем которых выступает отдельный человек, личный интерес является стимулом и двигателем экономической деятельности человека.
На экономическое поведение отдельных экономических агентов, их интересы огромное влияние оказывает существующая форма собственности на факторы производства.

 

3 Проблема выбора и альтернативная стоимость. СВОБОДА ВЫБОРА
Свобода выбор означает, что владельцы материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать или реализовать эти ресурсы по своему усмотрению. Она означает также, что работники вправе заняться любым трудом, на который они способны. Наконец, она означает, что потребители свободны в пределах своих денежных доходов покупать товары и услуги в таком наборе, который они считают наиболее подходящими для удовлетворения своих потребностей. Свобода потребительского выбора оказывается самой широкой из этих свобод. Потребитель занимает в экономике особое стратегическое положение: в определённом смысле потребитель обладает суверенитетом. Приделы свободы выбора поставщиков людских и материальных ресурсов обслуживаются потребительским выбором. В конечном счете, потребители решают, что должна производить экономика, а в установленных тем самым рамках поставщики ресурсов могут делать свой собственный выбор. Таким образом, в действительности поставщики ресурсов и предприятия вовсе не “свободны” производить товары и услуги, которые потребители не желают. ДИАПОЗОН ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА
Экономика в условиях частичной конкуренции может и не обеспечить достаточного диапазона потребительского выбора или разработки новых продуктов. Это критическое замечание имеет и статистический и динамический аспект. Чистая конкуренция приводит к стандартизации продуктов, тогда как другие рыночные структуры, – например, олигополия и монополистическая конкуренция –порождают широкий диапазон типов, стилей и оттенков качества любого продукта. Такая дифференциация продукции расширяет диапазон свободы выбора потребителя и одновременно наиболее полно удовлетворить предпочтение покупателя. Критики чистой конкуренции также указывают, что, поскольку конкуренция не является прогрессивной в отношении развития новой производственной техники, поскольку эта рыночная структура не благоприятствует в совершении имеющихся продуктов и созданию новых.
Очевидно, также то, что потребитель обладает ограниченным количеством долларов, а продукты, которые мы можем купить, имеют определённую ценность, то потребитель сможет приобрести лишь ограниченное количество товаров. Потребитель не может купить всё, что ему хочется, если каждая покупка приводит к истощению его ограниченного дохода. Это как раз тот самый случай, когда отдельный потребитель непосредственно сталкивается с экономическим фактором редкости. ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЫБОР
Если бы ограниченность ресурсов была абсолютной, то выбор был бы не возможен. Если бы ограниченность ресурсов отсутствовала, то выбор был бы не нужен. Выбор становиться необходимым в условиях относительной ограниченности ресурсов Кривая производственных возможностей.
Данный график потому-то показывает МАХ (эффективное) использование ресурсов, что увеличение производства товараВ невозможно без уменьшения производства товара А (и наоборот). Иначе говоря, полное использование ресурсов –ситуация, когда рост одного результата может идти только за счёт уменьшения другого результата. А это превышает теряемую величину “другого результата” в своего рода неизбежную плату за прирост первого результата. Кривая интересна тем, что она наглядно показывает эту обязательную плату в каждой точке. Такая плата, потеря получила название “альтернативная цена” (“альтернативная стоимость”).
Альтернативная стоимость прироста какого-либо товара определяется сокращением выпуска другого товара. Таким образом, альтернативная стоимость товара определяется количеством другого товара, от которого приходиться отказаться, чтобы приобрести, получить дополнительную единицу данного. Эта цена отброшенной, упущенной альтернативы, которую пришлось обменять на более предпочтительную, цену потери.
Поэтому когда экономика находиться на грани производственных возможностей, то выбор всякий раз происходит между максимум объёма производства товара А и В. Однако чаще производитель пребывает в точке “Е”, тогда имеется резерв ресурсов для одновременного увеличения сопряженных результатов (и товара А и В). В подобной ситуации число альтернатив необозримо возрастает, причем здесь альтернативы не связаны, как на границе производственных возможностей, с ростом одного продукта за счёт абсолютной потери другого.
Действительно, на границе производственных возможностей выбор регулируется только допустимой величиной “альтернативной цены”. Внутри же сферы производственных возможностей (точка “Е”) возникает ситуация: А. ) имеется резерв ресурсов для расширения производства;
В. ) наличие резерва снимает ограничение, накладываемое альтернативной ценой, позволяет одновременно наращивать производство и А и В.
Это осложняет выбор оптимального решения, однако, каждый избранный вариант по-прежнему делает невозможным другие варианты. Различие лишь в том, что если на границе производственных возможностей речь шла–о потере, которой могло не быть! Количество товаров, которое приходиться терять при максимизации производства в условиях неполного (неэффективного) использования ресурсов, в экономической теории получило название “альтернативная затрата”.
Таким образом, в условиях неполного применения ресурсов максимизация возможна в любом направлении, в том числе и одновременного увеличения обоих результатов. И тем не менее уже выбраны: направление делает всевозможными другие варианты, которые, однако, были возможны. Вот эта несостоявшаяся возможность, а с ней–и упущенная выгода, - постоянно “кровоточит” в сердце производителя, заставляет его бесконечно взвешивать выгоды всех возможных альтернативных затрат. Но, несмотря на это, без системы общественных ограничений свобода одних станет засильем для других. Но в то же время наличие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свобода заключена в заранее заданные рамки. Весь вопрос в том, каков уровень ограничений. Увеличивая его, можно свести зону экономической свободы к нулю, а расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его и при наличии ограничений не сковывающих хозяйственную деятельность, инициативу и предприимчивость.

 

4 Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экон-х элементов, образующих определ-ю целостность, экном. структуру общ-ва, единство отношений складывающихся по поводу произ-ва, обмена и распределения благ.Производительные силы - совокупность средств производства и людей, обладающих знаниями, производственным опытом, навыками к труду, и приводящих средства производства к действию (естественные, общественные, всеобщие: наука, культура, образование).Производственные отношения - отношения между людьми, складывающиеся по поводу производства, обмена, потребления благ (социально-экономические, организ.-эконом-е, техникоэконом-ие).Ресурсы: трудовые, природные.Общественное распределение труда - специализация производства на изготовление продукта.Процесс труда и его моменты - труд, средства труда, предмет труда.Производственные возможности - возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.Альтернативный издержки (издержки неиспользованных потребностей, вменённые издержки) – издержки одного

 

блага, выраженные в др благе, которым пришлось пренебречь, пожертвовать.График «границы производительный возм» показывает, что национальная экономика, полностью реализующая потенциал не может увеличить производство кого-либо блага не поступившись с др благом. Функционирование эк системы на границе эк возможностей свидетельствует о ее эффективности. Исходя из этого выбор сочетания ресурсов, соотв. т Е, расценивается как неудачный для общества, так как он не позволяет ему эфф-но использовать производственные ресурсы. Производство на основе выбора т. F вообще не осуществимо, так как эта точка лежит за границами возможностей данной эк системы. Суть проблемы выбора – если кажд используемый для удовлетворения потребн. Факторогранияен, то всегда существует проблема альтернативы его использования и поиска лучшего сочетания фактора производства

 

 

5 Экономические системы, их типы и модели.

При натуральном хозяйстве люди не зависят друг от друга, а при разделении труда, когда каждый не производит всей продукции, между производителем и покупателем необходима взаимосвязь, согласованность действий. Согласованность экономических действий – экономическая система – это способ организации экономической жизни общества, совокупность форм собственности, методов хозяйствования и управления производством и распределением. В истории развития человеческого общества известны следующие системы организации жизни общества: 1. Традиционная система. 2. Командно-административная система. 3. Рыночная. 4. Смешанная. Традиционная система. В далеком прошлом развитие экономического производства осуществлялось на основе инстинкта, т.е. проблемы выбора в экономике (что, как и для кого производить) решались на основе обычаев, ритуалов, традиций, наследственности, сословности. Занятия строго распределены. Сын наследует профессию отца, и так из поколения в поколение. Технический прогресс не возможен, так как новшества запрещены. «Для кого производить?» - тоже решает традиция. Часть продукта крестьяне обязаны отдавать церкви, государству, феодалам. А так как хозяйство натуральное, то оставшийся продукт семья потребляла сама. Характерные черты: - Очень низкая производительность труда. - Минимальные запросы к ассортименту и к количеству продукции. - В хозяйстве доминируют крестьянские и ремесленнические хозяйства. Командно-административная система. Главную роль в решении проблем выбора в экономике играет государство. Оно решает вопросы по поводу производства и распределения. В его собственности все материальные ресурсы. Решения принимаются с помощью централизованного экономического директивного планирования. Характерные черты: - Управление идет из одного центра. - Нет хозяйственной самостоятельности у хозяйствующих субъектов. - Существует уравнительное распределение - Государственный контроль над ценами. - Централизованное материально техническое снабжение. Рыночная. Эти же проблемы решаются с помощью важнейших элементов рыночного механизма и просто рыночного инструментария. Элементы рыночного механизма: - Спрос. - Предложение. - Цена. - Конкуренция. Рыночный инструментарий: убытки, прибыль и т.д. Смешанная. Власть и экономика тесно переплетены. Происходит сочетание и взаимодействие частной, коллективной и государственной собственности. Часто разделяются функции государства и рынка. Используются в хозяйстве, как рыночные механизмы, так и индикативное (рекомендательное) планирование. В настоящее время существуют различные модели экономических систем: японская, американская, скандинавская, западноевропейская.

6 В объективном смысле право собственности – система норм права, закрепляющих и охраняющих отношения в обществе по присвоению продуктов производства, а также средств, позволяющих собственнику осуществлять права владения, пользования, распоряжения имуществом. В субъективном смысле – конкретные правомочия собственника по принадлежности конкретного имущества и возможности поведения в отношении этого имущества. Содержание собственности заключается в том, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, но эти действия не должны противоречить закону и иным правовым актам, а также нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. Формы: частная, государственная и муниципальная собственность. Виды: общая (долевая и совместная) и отдельного лица. Основание возникновения – юридические факты, наличие которых необходимо для возникновения права собственности. Выделяют первоначальные способы приобретения права собственности и производные способы приобретения права собственности. Первоначальные способы – приобретение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество; право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов; обращение в собственность общедоступных вещей (ягоды, грибы и др.); приобретение права собственности на бесхозяйное имущество, безнадзорных животных, находку; приобретение права собственности на клад; приобретательская давность (на недвижимое имущество – 15 лет, на все остальное – 5 лет). Производные способы: национализация, приватизация, приобретение права собственности на имущество юридического лица при его реорганизации и ликвидации, обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника этого имущества, обращение имущества в собственность государства в интересах общества (реквизиция) или в виде санкции за правонарушение (конфискация), выкуп домашних животных при ненадлежащем с ними обращении, выкуп бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей, приобретение права собственности по договору и в порядке наследования. Национализация – обращение собственности граждан и юридических лиц в собственность государства. Реквизиция – производимое в интересах общества по решению государственных органов изъятие имущества у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой собственнику стоимости этого имущества. Конфискация – безвозмездное изъятие имущества у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения. Изъятие имущества путем обращения на него взыскания по обязательствам собственника производится по решению суда. Право собственности прекращается с момента возникновения права собственности у третьего лица, т. е. при наступлении определенных юридических фактов (отчуждения или отказа собственника от имущества, его уничтожение) либо помимо воли собственника (обращение взыскания, выкуп имущества: культурные ценности, домашние животные).

7 Собственность можно классифицировать различным образом, например: 1) По форме присвоения различных форм собственности (индивидуальная, коллективная и государственная собственность). 2) По форме права собственности (частная, государственная и совместная собственность). 3) По типу производственных отношений (первобытно-общинная, феодальная, капиталистическая, социалистическая, рабовладельческая). Определяющим видом собственности в рыночной экономике является частная собственность. Она может выступать в следующих основных формах: 1) Единичная собственность – характеризуется тем, что физич. или юридич. Лицо реализует все отношения собственности. Владелец частного предприятия может использовать труд человек своей семьи или наёмных рабочих; 2) Партнерская собственность – она предлагает объединение в той или иной форме имущества, капитала, нескольких юридических или физических лиц с целью осуществления общей предпринимательской деятельности; По типу парт. собст. у нас работает ООО (общество с ограниченной ответственностью) ОДО (общество с дополнительной ответственностью). 3) Корпоративная собственность – базируется на функции капитала, которая формируется путём свободной продажи титулов собственной акции ОАО (открытое акционерное общество). Общественная собственность существует в 3 основных формах собственности: 1) Коллективная собственность формируется путём её распределения между членами коллектива на данном предприятии, ЗАО (закрытое акционерное общество). 2) Государственная собственность – она выпускает в качестве собственников всех членов общества, реализация отношений, присвоения через отношения владения осуществляется гос. аппаратом. Отношения распоряжения реализует хозяйственные субъекты гос. собств. 3) Общенародная собственность – она предлагает принадлежность всего общественного состояния прямо, непосредственно и одновременно всем и каждому в отдельности. Такая форма собственности была закреплена в России конституцией и была формой без содержания. Согласно гражданского кодекса РФ в России закреплены следующие формы и виды собственности: 1) Государственная. Формы федеральные и субъекта федеральные; 2) Муниципальная. Формы собственности городов, посёлков, сёл; 3) Частная. Формы собственности граждан и предприятий; 4) Общественная. Формы собственности церквей, партий, различных общественных организаций.

 

 

8 Сущность и функции рынка.
В узком смысле слова рынок- это система отношений между продавцами и покупателями, иными словами, это система отношений между предложением и спросом.
В широком смысле слова рынок- это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества.
Воспроизводство - это процесс производства, взятый в динамике его непрерывного возобновления. Стоимость - это содержание рыночных отношений между участниками рынка. Цена - форма этого содержания. Спрос- это идеальная потребность и реальная возможность покупателя купить определенное количество данного товара.
Предложение- это идеальная готовность и реальная возможность товаропроизводителя произвести и поставить на рынок определенное количество данного товара. Объект - экономические явления.
Субъект - человек, фирма, государство, их экономическое поведение. Товар - это экономическое благо, произведенное для обмена.
Деньги- это товар, который является единым всеобщим эквивалентом и обладает абсолютной ликвидностью.
Сущность конкуренциисостоит в том, что она представляет собой сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи.
Предприниматель- это менеджер-новатор, который ведет собственное дело как индивидуальное, так и коллективное, имея в нем свою долю собственности или используя заемный капитал.
Фирма- это такой самостоятельно хозяйствующий субъект, который организуется в соответствии с действующим законодательством данной страны, т. е. является юридическим лицом, занимается предпринимательской деятельностью и функционирует на принципах коммерческого расчета, т. е. строго учитывает и сопоставляет затраты в целях максимизации коммерческого успеха.

 

9 Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Спрос – это платежная способность (потребность), т.е. это сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги. На рынке всегда действует объективный закон - экономический закон спроса. Экономический закон спроса можно представить в виде формулы в которой показана функциональная зависимость спроса от цены на товар: , Q – спрос; P – цена на товар. Теоретически экономический закон спроса можно трактовать следующим образом: Если цена на рынке на товары и услуги растет, то спрос на них будет снижаться. Этот закон можно изобразить на графике:

Главная функция, которую выполняет спрос, как главный рыночный механизм заключается в том, что именно он заставляет производство выпускать необходимые товары, улучшать их качество, и расширять ассортимент. Помимо цены на спрос могут влиять и неценовые факторы. Они, воздействуя на спрос, могут смещать кривую спроса вправо или влево, вверх или вниз. Неценовые факторы: · Изменение денежных доходов населения. · Изменение в структуре страны (увеличение количества пенсионеров). · Изменение вкусов и предпочтений покупателей. · Изменение цен на взаимозаменяемые товары. · Изменения в ожиданиях потребителей.

Предложение – это совокупность товаров и услуг с определенными ценами, которые готовы продавать производители. Действует объективный экономический закон предложения. , S – спрос; P – цена на товар. Если цены на товары и услуги растет, то предложение их на рынке будет увеличиваться. Экономический закон предложения может быть изображен в виде линии предложения на графике. Главная функция предложения состоит в том, что оно соединяет производство с потребителями, соединяет продажу товара с его покупкой. Наибольшее признание в экономической науке получили две теории: Марксистская (в основе цены лежит стоимость товара) и Австрийская (основа цены – полезность товара).

Из всех разработок, касающихся теории рыночного ценообразования, особого внимания заслуживают труды английского экономиста Альфреда Маршала. Согласно его теории, цена, которую согласен уплатить потребитель, определяет полезность товара и не может быть ниже издержек производства. Он установил простой механизм взаимодействия соотношения спроса и предложения на формирование цен товара. Он указывает, что спрос при падении цены растет, а при ее росте снижается. Динамика предложения совпадает с динамикой цены. Отсюда, устойчивая цена (цена равновесия) устанавливается в той точке, где спрос уравновешивается с предложением. Изменение предельной полезности Маршала рассматривается как решающий фактор в изменении кривой спроса, а изменение предельных издержек рассматривается как решающий фактор в изменении кривой предложения. · Если продавец предлагает товар по цене ближе равновесной, то наименее состоятельные потребители либо ограничивают объем покупок, либо совсем от них отказываются. В этих условиях продавец должен пойти на снижение цены. · Цена на товар ниже равновесной, на рынке образуется дефицит. Продавец увеличивает цену.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.