Здавалка
Главная | Обратная связь

Практическое применение эластичности



1. Взаимосвязь эластичности и выручки:

TR = P*Q – выручка

§ Если спрос эластичен, то снижение стоимости (цены) приводит к увеличению (росту) выручки из-за резкого увеличения объема продаж.

§ Если спрос неэластичен, то уменьшение (снижение) стоимости (цены) приведет к снижению выручки, так как оно не компенсируется ростом объемов продаж.

§ Выручка максимальна когда Е pd = 1.

2. Распределение налогового бремени.

Государство вводит акцизный налог на единицу продукта (товара) в размере Т. Это приводит к смещению кривой (см. график в соответствующей статье про предложение) предложения (S) вверх (до S1). Сумма налога, взимаемого государством, распределяется между производителем и потребителем. Введение налога приводит к образованию избыточного налогового бремени, являющегося чистой потерей для общества.

Чем более эластичен спрос и неэластично предложение, тем большую часть налога выплачивает производитель.

 

11 поведение потребителя

Психологический анализ рыночных процессов охватывает широкий круг проблем, но преимущественным направлением психологических исследований является поведение людей на рынке потребительских товаров: изучение спроса, воздействие на покупателей с помощью рекламы и цен, реакция участников спроса на предложение. Исследователи отмечают, что в условиях рыночной экономики поведение потребителя характеризуется рядом особенностей, основными из которых являются следующие [3]:

 

а) навязанные потребности – рынок посредством рекламы формирует все новые и новые потребности или формы их удовлетворения;

 

б) ускоренное потребление – вещи проживают все более короткую жизнь по спланированным технологическим причинам или по причинам, связанным с модой. Дешевле становится купить новое, поменять, чем беречь, чистить, реставрировать. Эта тенденция быстрого устаревания характерна как для материальных, так и для интеллектуальных продуктов. Быстротечность отношений с вещами переходит и в сферу взаимоотношений между людьми. В силу увеличения контактов, разнообразия услуг все больше проявляется временность, фрагментарность отношений между людьми, что способствует снижению у них чувства ответственности;

 

в) опережающее потребление в виде кредита. Жизнь в кредит усиливает психологическое напряжение и тревогу у человека, а так же, как правило, увеличивает стоимость вещи;

 

г) выбор из маргинальных (несущественных) различий – нарастающий поток вещей различается несущественно, а это усложняет и психологически отягощает выбор нужной альтернативы. Товаров больше, чем хочется и нужно, и человек становится жертвой сверхвыбора.

 

Сверхвыбор ( по А.Тоффлеру) – это позиция, в соответствии с которой преимущества разнообразия и индивидуализации перечеркиваются сложностью принятия решения покупателем. Психологическими последствиями быстротечности экономики и сверхвыбора являются чувства непостоянства, суматохи, а также стресс принятия решения, поскольку слишком высокая степень неопределенности, избыточность перемен порождает перегрузки организма и психики.

 

В качестве важнейших стратегических инструментов защиты от избытка неопределенности психологи предлагают [3]: во-первых, развитие волевых качеств (целеустремленности, настойчивости и самостоятельности), обеспечивающих свободу выбора личности и позволяющих тормозить свои желания, регулировать противостояние внешним влияниям и требованиям. Во-вторых, выбор модели жизненного стиля, образа жизни. В рамках принятого личностью жизненного стиля сужается набор альтернатив, в том числе потребительских, выбор становится относительно простым.

 

12 рынки совершенной конкуренции Совершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой: 1) никакая отдельная единица, выступающая в качестве покупателя или продавца, не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара; 2) никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому. Понятие совершенной конкуренции привязано к статичной модели равновесия, оперирующей заранее заданными ценами и объемами ресурсов. Понятие свободной, неограниченной конкуренции характеризовало ее как процесс. Понятие совершенной конкуренции акцентировало внимание на равновесном состоянии предприятия, отрасли как результате, предшествовавшем конкуренции. Такая трактовка означала эволюцию теоретической модели рынка. Модель совершенного рынка основывается на том, что его основные субъекты действуют в соответствии с экономическими принципами. Условием рационального хозяйствования предприятий является принцип экономичности, имеющий два аспекта: 1) используя имеющиеся средства, следует получить максимальный результат – пользу, доход; 2) желаемого результата необходимо достичь при минимальном использовании средств. Совершенно конкурентные рынки – это рынки, где соблюдаются следующие основные условия: 1) наличие множества мелких фирм (предприятий), доля которых на рынке отрасли ничтожно мала – менее 1%; 2) продажи за любой период времени (атомизирован-ный рынок); 3) продукция является однородной. Это условие называется гомогенностью товаров; 4) продавцы действуют независимо друг от друга; 5) покупатели и продавцы хорошо информированы о состоянии всего рынка, прежде всего о ценах в любой части рынка. Это условие называется прозрачностью рынка. Наряду с перечисленными совершенно конкурентные рынки предполагают и другие условия: 1) мгновенную реакцию спроса и предложения на рыночные сигналы, что должно обеспечить установление рыночного равновесия; 2) существование рынка наличного товара, на котором продавцы и покупатели встречаются в одно и то же время, в одном и том же месте; 3) отсутствие каких-либо издержек, связанных с совершением сделки между производителями и потребителями. Исключается существование биржевых контор, инвестиционных компаний, дилеров и других посредников; 4) исключается такое орудие конкуренции, как сбивание цен; 5) предполагается отсутствие предпочтений пространственного, личностного и временного характера. Рынкам совершенной конкуренции присуща самая высокая степень независимости поведения продавцов и покупателей. Совершенно конкурентная фирма – это фирма, которая «принимает цену» на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Такую фирму называют ценополучателем. Ее конкурентное поведение можно охарактеризовать как приспособительное. Фирма приспосабливает затраты, объемы производства к главному ориентиру, заданному извне, – рыночной цене. Модель рынка совершенной конкуренции носит нормативный характер. В реальной действительности совершенная конкуренция является довольно редким случаем. И лишь некоторые рынки приближаются к ней (рынок зерна, валют и др.).

13 рынок монополии Монополия– это рыночная структура, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. Рынок, где доминирует монополия, находится врезком контрасте со свободным рынком, на котором конкурирующие продавцы предлагают для продажи стандартизированный товар. Доступ других фирм на монополизированный рынок затруднен или невозможен, так как существуют барьеры, не позволяющие конкурентам войти в отрасль. Барьер для входа в отрасль – это ограничитель, предотвращающий появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Роль барьеров выполняют лицензии, патенты, исключительные права, полученные от правительства, и т.д. Они являются необходимым условием долгосрочного поддержания монопольной власти фирмы. Главным признакоммонополии является занятие монопольного положения.Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать многих проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть. Монополистические предприятия имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Если на рынке возникает монополия со стороны спроса, то такая рыночная структура называется мо-нопсонией. Если на рынке противостоят друг другу единственный продавец и единственный покупатель, то возникает рыночная структура, называемая двусторонней монополией. Виды монополий 1. Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Примером естественной монополии могут служить: железная дорога, телефонная компания, предприятия -поставщики природного газа и электричества. Естественные монополии подлежат регулированию. Оно может быть различным в зависимости от цели регулирования. 2. Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними нет конкуренции. 3. Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, т.е. на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

14 рынок олигополии Олигополия– рыночная структура, при которой существует несколько продавцов, доля каждого из которых настолько велика в общих продажах, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены. Существует два вида олигополии: 1) первый предполагает, что несколько предприятий производят идентичный продукт; 2 ) второй предполагает, что несколько производителей выпускают дифференцированные товары. Однако в том и в другом случае производители осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций. Так, если одна фирма будет участвовать в создании новой модели изделия, то она должна наверняка ожидать аналогичных действий со стороны конкурентов. В такой ситуации каждая фирма знает, что, по крайней мере, некоторые решения конкурентов зависят от ее собственного поведения. По этому, принимая то или иное решение, она обязана считаться с этим обстоятельством. Олигополистическая взаимозависимость фирм поднимает соперничество между ними на качественно новый уровень, превращает конкуренцию в непрестанную борьбу. В этом случае возможны самые разнообразные решения конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей, превращая отрасль в подобие чистой монополии, или бороться друг с другом. Последний вариант чаще всего осуществляется в форме ценовой войны – постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Если одна фирма снизила цену, то ее конкуренты, почувствовав отток покупателей, в свою очередь, тоже снизят свои цены. Этот процесс может иметь несколько этапов. Но снижение цен имеет свои пределы. Оно возможно до тех пор, пока у всех фирм цены не сравняются по средним издержкам. В данном случае исчезнет источник экономической прибыли и возникнет ситуация, близкая к совершенной конкуренции. От подобного исхода в выигрышном положении остаются потребители, в то время как производители все до одного никакого выигрыша не получают. Поэтому чаще всего конкурентная борьба между фирмами приводит к принятию ими решений, основанных на учете возможного поведения своих соперников. В этом случае каждая из фирм ставит себя на место конкурентов и анализирует, какова была бы их реакция. Взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии Фирмы, действующие в рамках олигополистической структуры рынка, стремятся к созданию системы связей, которая позволила бы корректировать поведение в общих интересах. Одной из форм такой координации является так называемое лидерство в ценах. Оно заключается в том, что изменения в справочных ценах объявляются определенной фирмой, которая признается лидером всеми остальными, следующими в ценовой политике за ней. В зависимости от ситуации некоторые олигополии могут действовать во многом так, как совершенно конкурентные рынки, имея цены равные или близкие к предельным издержкам. Другие, заключив или не заключив открытое соглашение, могут действовать больше как монополии, имея цены выше предельных издержек и в результате большие убытки.

15 рынок монополистической конкуренции Монополистическая конкуренция представляет собой смешение монополии и конкуренции. Для монополистической конкуренции как рыночной структуры характерно относительно большое число небольших производителей. Эти производители предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Дифференциация продукта может осуществляться в различных формах: 1) в зависимости от качества продукта; 2) от территориального размещения фирмы (маленький магазин, расположенный вблизи от покупателей, может конкурировать с крупным магазином, но расположенным вдалеке от оживленного места); 3) в зависимости от методов стимулирования сбыта (реклама путем использования имени известного спортсмена, который потребляет товар); 4) путем убеждения в исключительности потребительских свойств товара. Отсюда вытекает развитость неценовой конкуренции. Экономическое соперничество в условиях монополистической конкуренции не сводится к одной лишь цене, но и сосредоточивается на таких факторах, как качество товара, реклама и т.д. Производители в условиях монополистической конкуренции являются небольшими по размеру фирмами как в абсолютном, так и в относительном выражении. Поэтому вступление в отрасль является относительно легким. Примерами отраслей, где господствует монополистическая конкуренция, являются розничная торговля, производство парфюмерии, бытовой техники и электроники, верхней одежды.

Прежде всего рассмотрим кривую спроса на продукцию монополистического конкурента. Очевидно, что она эластична, но до определенных пределов. Она более эластична, чем при чистой монополии, так как монополистический конкурент соседствует с другими производителями аналогичного товара. И если, например, цена на его продукцию упадет, то, скорее всего, огромное количество покупателей будет использовать его товар. Таким образом, степень эластичности спроса зависит в данном случае от числа конкурентов и уровня дифференциации продукта (числа субститутов). Чем больше число конкурентов и меньше дифференциация продукта, тем больше будет эластичность кривой спроса каждого продавца, тем больше ситуация будет походить на чистую конкуренцию. Фирма – монополистический конкурент в краткосрочном периоде будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, как и в случае с монополией, при MR = МС. При этом цена продукции установится выше минимума средних общих издержек (Р > min АТС) и выше предельных издержек (Р > МС).

Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции Фирма может столкнуться и с убытками, но продолжать функционировать до тех пор, пока они меньше постоянных издержек. Если фирмы в условиях монополистической конкуренции получают экономические прибыли, то это будет побуждать другие фирмы вступать в аналогичную отрасль.

16 несовершенство рыночного механизма и вмешательство государства в экономику Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий. В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных объемах. В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, «провалы» рынка? 1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт. 2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование. Дорожными знаками, регулирующими правила движения, обязаны пользоваться все во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционных заболеваний. Общественные блага - это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому. Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые не способен нести рынок. Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства (см. гл. 26). 3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер. По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления. Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен (см. гл. 7). На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности. 4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность. «Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления. 5. Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты - производители и потребители - обладают ею в различной степени. Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты. Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности. Несовершенства («провалы») рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.

17 производство в кратк. и долг. периодах ИЗДЕРЖКИ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ В процессе производства товаров и услуг затрачивается живой и прошлый труд. При этом каждая фирма стремится получить возможно большую прибыль от своей деятельности. Для этого у каждой фирмы есть два пути: постараться продать свой товар по возможно более высокой цене или попробовать сократить свои затраты на производство продукции, т.е. издержки производства. В зависимости от времени, затрачиваемого на изменение количества применяемых в производстве ресурсов, различают краткосрочные и долгосрочные периоды в деятельности фирмы. Краткосрочный – это временный интервал, на протяжении которого невозможно изменить размеры производственного предприятия, принадлежащего фирме, т.е. количество постоянных затрат, осуществляемых этой фирмой. На протяжении краткосрочного временного интервала изменения в объемах выпуска продукции могут проистекать исключительно от изменения объемов переменных затрат. Влиять на ход и результативность производства она может лишь путем изменения интенсивности использования своих мощностей. В этот период фирма может оперативно изменять свои переменные факторы – количество труда, сырья, вспомогательных материалов, топлива. В краткосрочном периоде количество некоторых производственных факторов остается неизменным, количество других изменяется. Издержки в этом периоде подразделяются на постоянные и переменные. Это связанно с тем, что обеспечение постоянных затрат определяют постоянные издержки. Постоянные издержки. Постоянные издержки получили свое название в силу своей природы неизменности и независимости от изменения объема производства. Однако они относятся к разряду текущих издержек, ибо их бремя лежит на фирме ежедневно, если она продолжает арендовать или владеть производственными мощностями, необходимыми ей для продолжения производственной деятельности. В том случае, когда эти текущие издержки принимают вид периодических платежей, они относятся к явным денежным постоянным издержкам. Если же они отражают альтернативные издержки, сопряженные с владением теми или иными производственными мощностями, приобретенными фирмой, они являют собой имплицитные издержки. На графике постоянные издержки изображаются горизонтальной линией, расположенной параллельно оси абсцисс (рис. 1).

Рис. 1. Постоянные издержки

К постоянным издержкам относят: 1) затраты на оплату труда управленческого персонала; 2) рентные платежи; 3) страховые взносы; 4) отчисления на амортизацию зданий и оборудования.

Переменные издержки

Помимо постоянных затрат, фирмы несут также переменные затраты (рис. 2.). Переменные затраты могут быстро подвергнуты изменению в рамках предприятия данного размера по мере того, как изменяется объем выпуска продукции. Сырье, энергия, почасовая оплата труда – примеры переменных издержек большинства фирм. От конкретной ситуации зависит, какие затраты являются постоянными, а какие – переменными.

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ

Долгосрочный временной интервал представляет собой временной промежуток, величина которого достаточна, чтобы смогли произойти изменения в производственных мощностях предприятия.

Особенность изменения затрат и издержек производства в долгосрочном периоде рождает необходимость анализа этих затрат и издержек на основе долгосрочных средних и предельных издержек.

Долгосрочные средние издержки – это издержки на единицу объема выпуска, допускается возможность изменения всех факторов производства оптимальным образом. Закономерностью изменения долгосрочных средних издержек является их первоначальное снижение с расширением производственных мощностей и ростом объема производства. Однако в итоге ввод все больших и больших мощностей приведет к увеличению долгосрочных средних издержек.

Графическим выражением связи между издержками производства единицы продукции и объемом выпуска в рамках длительного периода времени являются кривая долгосрочных средних издержек (long – run average cost – LAC).

Кривая долгосрочных средних издержек является огибающей для всех возможных кривых краткосрочных средних издержек. Она имеет точки соприкосновения с каждой из них, не пересекая их. При этом каждая краткосрочная кривая средних издержек соответствует препятствию, размеры которого больше препятствующего.

Изменение средних издержек в долгосрочном периоде Долгосрочные средние издержки и масштаб производства. Долгосрочная кривая средних издержек показывает минимальные долгосрочные средние издержки производства каждого объема выпуска, когда все факторы являются переменными. Перемещения вдоль кривой долговременных средних издержек, в ходе которых допускается свобода выбора объемов всех используемых видов затрат, получили название изменений в масштабе производства. С изменением масштаба производства меняются и долговременные средние издержки. Если в какомлибо диапазоне выпуска долговременные средние издержки уменьшаются с ростом объемов выпуска, то имеет место экономия (обусловленная ростом масштабов производства). Если в какомлибо диапазоне выпуска долговременные средние издержки увеличиваются с ростом объемов производства, то имеет место ущерб. Если в каком-либо диапазоне выпуска долговременные средние издержки не изменяются с изменением объема выпуска, то имеет место постоянный эффект от изменения масштаба производства.

Условием сокращения всех издержек всегда являются такие меры, как:

1) совершенствование производственных процессов на предприятии;

2) экономия и рациональное использование ресурсов;

3) рост производительности труда;

4) наличие современного оборудования;

5) тщательное изучение потребительского поведения.

18 фирма: сущность, формы, особенности Фирма– это обособленный технико-экономический и социальный комплекс, предназначенный для производства полезных для общества благ с целью получения прибыли. Фирма – это наименование, под которым предприятия (или их объединения) выступают в хозяйственной деятельности в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта. В экономике имя играет не последнюю роль. Оно создает особый образ хозяйствующего субъекта, способствует укреплению позиций в борьбе за качество, приносит немалые прибыли. Завоевание фирмой прочных позиций на рынке того или иного товара нередко приносит ей дополнительную прибыль за счет продажи права пользоваться ее фирменным наименованием. На этом построена система «франчайзинга». Франчайс – лицензия, дающая право частной компании функционировать как части большой торговой сети. Использование имени компании выгодно покупателю франчайза, за которым стоит реклама, репутация. Хотя большинство фирм имеет только одно предприятие (в этом смысле эти понятия совпадают), многие фирмы владеют и управляют несколькими предприятиями, а следовательно, выступают в виде различных объединений горизонтального (сеть магазинов в сфере розничной торговли) и вертикального (предприятия различных стадий производственного процесса)типа. Целью и побудительным мотивом фирмы является получение максимальной величины прибыли. Получение прибыли в условиях рыночной экономики возможно только при условии производства нужной для потребителя продукции. Фирма, производящая нужные для общества товары и услуги, формирует материальные и социальные условия жизни и развития общества. Фирма как экономическая система является основным звеном, где происходит непосредственное решение основной экономической проблемы. Она предоставляет рабочие места, выплачивает зарплату, участвует в осуществлении социальных программ. Классификация фирм Выделяют фирмы, действующие в сфере материального и нематериального производства. Субъекты хозяйствования сферы материально производства – это строительство, транспорт и т.д. Отличительной особенностью субъектов хозяйствования сферы нематериального производства является то, что они создают особые продукты и услуги (бытовые, культурные, социальные). По характеру воздействия на предметы труда субъекты хозяйствования делятся на добывающие и перерабатывающие. По типу производства выделяют субъекты хозяйствования единичного, серийного и массового производства.Единичное производство характеризуется широким ассортиментом продукции и малым объемом выпуска. Серийное производство характеризуется изготовлением ограниченного ассортимента продукции. Массовое производство характеризуется изготовлением отдельных видов продукции в больших количествах. По количеству видов производимой продукции различают специализированные, т.е. выпускающие ограниченное число товаров, и многопрофильные – производящие разные товары. По экономическому назначению фирмы подразделяются на производящие средства производства и производящие предметы потребления. В зависимости от размеров фирмы подразделяются на крупные, мелкие и средние.

 

19 издержки и доходы фирмы Издержки производства: постоянные, переменные, валовые. Предельные издержки и их влияние на определение объёма производства.Проблема издержек производства занимает одно из центральных мест в рыночной экономике. Потому, что от величины издержек производства зависит конкурентоспособность предприятия на рынке. Имея ясное представление об издержках производства можно всегда определить методы и способы, с помощью которых их можно сократить, тем самым добиться наибольшей отдачи от тех ресурсов, которые используются и, следовательно, добиться большей эффективности производства. Именно уровень издержек оказывает определяющее влияние на размер прибыли предприятия, на возможность его расширения, а так же на то останется ли предприятие на данном рынке, или оно вынуждено будет покинуть его, если издержки превышают прибыль. В современных западных теориях уделяется особое внимание взаимосвязи между объемами производства и издержками. Для этого используется концепция предельных издержек, которая имеет значительное сходство с теорией предельной полезности. Издержки производства представляют собой все расходы на производство определенного объема продукции. Издержки производства – это то, во что обходится производство данного товара предпринимателю. Оплата приобретенных предпринимателем факторов производства. Использование их должно обеспечить денежную выручку от изготовленной и реализованной продукции в таком размере, что бы она покрывала произведенные затраты и дала определенный излишек, т.е. прибыль. В конечном итоге именно прибыль является движущим мотивом, который определяет смысл предпринимательской деятельности. А достижение этой цели в значительной степени зависит от величины произведенных затрат. Издержки производства оказывают большое влияние на конкурентоспособность предпринимателя на рынке. При анализе предпринимательской деятельности используется очень много видов издержек производства. В самом общем виде выделяют: валовые издержки, постоянные издержки и переменные издержки.Постоянные издержки – это такие затраты предпринимателя, которые он должен нести в любом случае и которые не зависят от объема выпускаемой продукции.Постоянные издержки будут даже при нулевом объеме выпускаемой продукции.Элементы, из которых складываются постоянные издержки:- Арендная плата за помещение.- Амортизационные отчисления.- Административные и управленческие расходы.- Стоимость и содержание оборудования.- Стоимость освещения и отопления производственных помещений.- Охрана производственных помещений.- Выплаты процентов по кредиту.Переменные издержки – это такие затраты, которые напрямую зависят от объема производимой продукции и применение которых непосредственно будет сказываться на производимом объеме продукции.Элементы, из которых складываются переменные издержки:- Покупка сырья, полуфабрикатов, материалов и заработная плата производственных рабочих.Переменными издержки называют по двум причинам:- Стоимость самих ресурсов может изменяться в зависимости от рыночной конъюнктуры.- Изменяются в зависимости от жизненного цикла товара.На первом этапе, когда объем производства невелик, такие издержки достаточно значительны, в дальнейшем по мере увеличения объема выпускаемой продукции уровень затрат снижается, потому, что начинает действовать фактор экономии на масштабе производства. При вступлении в действие закона убывающей доходности переменные издержки могут начать обгонять рост производства. В сумме постоянные и переменные издержки дают валовые (общие) издержки производства – это все издержки предприятия на данные период времени, которые необходимы для производства того, или иного товара. В экономической теории и на практике выделяются предельные издержки и предельный доход. Предельные издержки представляют собой дополнительные затраты, которые необходимы фирме для увеличения производства на единицу товара, который производится данной фирмой. Они равны приросту переменных издержек, если постоянные издержки неизменны. В экономическом анализе нельзя смешивать такие понятия как средние издержки и предельные издержки. Так предприятие не может продавать свою продукцию ниже средних затрат (оно просто обанкротится). Средние издержки – это важнейший показатель работы предприятия, но об эффективности деятельности предприятия лучше судить на основе предельных издержек производства. На производство дополнительной единицы товара затрачиваются дополнительные издержки, но это дополнительное производство должно приносить предприятию дополнительный доход от ее продажи. Величина этого предельного дохода представляет собой разность между выручкой от реализации n товаров и n-1. В условиях свободной конкуренции дополнительный доход, как правило, равен цене. Введя понятия, предельные издержки и предельный доход, мы всегда более точно сможем определить точку равновесия фирмы или точки, где фирма должна прекращать производство продукции. Так если предельные издержки будут меньше предельного дохода, то эта точка равновесия будет соответствовать такому выводу, что фирма может увеличивать производство продукции, если предельный доход больше предельных издержек. В случае если предельные издержки больше предельного дохода – показатель того, что следует остановиться или сократить объем производимой продукции. Основным условием для равновесия фирмы будет: MC=MR=P, где MC – предельные издержки, MR – предельный доход, P – цена.

20 рынки факторов производства Рынок факторов производства отличается тем, что на нем производители, которые раньше были продавцами товаров, выступают как покупатели, обеспечивая производственный процесс необходимыми ресурсами. Расходы производителей становятся доходами для продавцов ресурсов. Поэтому уровень доходов в обществе зависит от уровня развития производства, от их рационального распределения между отдельными производителями. Предложение факторов производствазависит прежде всего от специфики каждого рынка. Дело в том, что рынок факторов производства складывается из трех видов рынка: рынка труда, рынка земли, рынка капиталов. В зависимости от факторов развития рынка формируется предложение. Однако общим для всех рынков является то, что количество ресурсов, предлагаемых к продаже, ограничено по сравнению с потребностями в их производстве. Для фирмы-производителя большое значение имеют цены на ресурсы, так как именно от них зависит уровень издержек производства. При имеющемся техническом базисе цены будут определять количество ресурсов, которое можно использовать. Спрос на факторы производства.Особенностью, специфической чертой спроса на любые факторы производства является то, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага. Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели. Предприниматели стремятся обнаружить возможности получения дохода, не замеченные конкурентами. Рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках товаров, уровне издержек производства, объемах предложения и т.д. Для организации производственного процесса требуются многие факторы: труд, земля, техника, сырье, энергия. Все они в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, и наоборот, природные сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и т.д. Однако и труд, и техника, и сырье сопряжены, взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот. Следовательно, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные сопряженные с ними ресурсы и факторы.

21 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ И ИХ ИЗМЕРЕНИЯ 1.Макроэкономиика-раздел экономической науки, изучающий поведение экономики, как единого целого, состоящего из экономических агентов. Макроэкономика изучает закономерности взаимодействия совокупных величин общего уровня цен и безработицы, общего потребления и инвестиций, общего спроса и общего предложения, а так же их влияние на изменение объема производства и на экономический рост. Особенности макроэкономики - использование агрегированных показателей Агрегирование – объединение, суммирование однородных экономических показателей по определенному признаку с целью получения более общих величин. 4 субъекта экономических отношений:
1. Сектор домашних хозяйств – частный собственник всех ФП; вкладывая ресурсы, получает доход; доход делится на потребляемую и сберегаемую части 2. Предпринимательский сектор - приобретает факторы производства, а произведенные продукты предлагает на рынке; для воспроизводства организует инвестирование средств
3. Государство – производит общественные товары; приобретает товары у предпринимательского сектора; государственные расходы (источники + налоги с домохозяйств и предприятий); условие - равенство расходов доходам.
4. Иностранный сектор – приобретает ФП; субъекты за рубежом + гос. институты; виды экономической активности – экспорт и импорт товаров и услуг + фин. операции. Рыночная экономика – система из 4 основных элементов:
· Рынок благ – купля-продажа товаров, услуг, производителем выступает предпринимательский сектор, а потребителем – домохозяйства и государства и фирмы. · Рынок денег характеризует спрос и предложение национальной валюты, продавцом выступает государство, а потребителем остальные хозяйственные агенты.
· Рынок труда – форма движения рабочей силы, предложения осуществляются домохозяйствами. А остальные субъекты представляют спрос. · Рынок ЦБ – с одной стороны государство, с другой – государства, домохозяйства и фирмы. Национальная экономика(национальное хозяйство) - исторически сложившаяся в определенных территориальных (национальных) границах система общественного воспроизводства.
Технологический подход- структура и элементы народного хозяйства государства ( группы стран).
Социально-экономический подход- взаимодействия социума и природы, направленный на удовлетворение потребностей. Национальная экономика - совокупность отраслей и видов производств. Отрасль - совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей. Национальная экономика -совокупность производственных отношений, соответствующих данной стадии развития производственных сил, базис общества, определяющим элементом которого ялвяются отношения собственности. Цели развития национальной экономики: 1. Экономический рост 2. Обеспечение эффективной занятости 3. Эффективность производства - получение максимальной отдачи при минимуме затрат имеющихся ограниченных ресурсов 4. Стабильный уровень цен 5. Справедливое распределение доходов 6. Поддержание платежного баланса, как комплексного показателя ВЭД государства и отражающего все операции с денежными средствами между резидентами данного и др. государства.

22 денежная система и модель денежного рынка Денежные системы представляют собой формы государственной организации денежного хозяйства. Они специфичны в каждой стране, но в основном однотипны в различых исторических эпохах. Денежные системы включают в себя такие основные элементы: наименование денежной единицы и масштаб цен; виды государственных денежных знаков, разменной монеты, порядок их выпуска в обращение и их обеспечение; формы безналичного платежного оборота и условия обращения частных кредитных денег (чеков); порядок обмена национальной валюты на иностранную; госаппарат, регулирующий денежное обращение в стране. Различают такие виды денежных систем: 1. металлические, 2. бумажно-кредитные, основывающиеся на банковских билетах, разменных на золото, 3. бумажно-кредитные, основывающиеся на символических дензнаках, не разменных на золото. Металлические денежные системы сначала были биметаллическими (основывались на золотых и серебрянных дензнаках), в конце 19 в. осуществлен переход к монометаллическому золотому единству. Бумажно-кредитная система возникла при развитии купли-продажи товаров в кредит, что привело к возникновению кредита бумажных денег (вексель - их первая форма, это долговое обязательство, обращались наравне с металлическими деньгами и были обеспечены товарной массой). Банкноты, возникшие на основе учета векселей, - это банковские билеты различных достоинств бессрочного действия, обменные на золото. Бумажно-кредитная система, основанная на символических дензнаках, неразменных на золото, возникла в 20 в. Устав МВФ не предполагает более привязки валюты к золоту, что исключает установления соотношения валют на базе золотого паритета. Была установлена так называемая ямайская валютная система с плавающим валютным курсом. В связи с этим в 70-ые гг. возникла современная денежная система. Основу этой системы составляют кредитно-бумажные дензнаки с символическим масштабом цен, за которыми стоит государственный долг. Такое денежное обращение регулируется государством. Обращение наличных дензнаков сокращается при широком развитии безналичного обращения, в том числе электронных денег. В настоящее время обмен национальных денег осуществляется по обменному или валютному курсу. В связи с отсутствием золотого паритета обменный и валютный курсы определяются на основе паритетов их покупательной способности. Паритеты не постоянны, колеблются, их определяют путем сопоставления цен условной корзины потребительских товаров, конвертируемых в валюте. Финансовый рынок состоит из: фондового рынка (рынка ценных бумаг), кредитного рынка (рынка ссудного капитала) и валютного рынка. В формировании обменного и валютного курсов весьма значительна роль спроса и предложения на валютных курсах. Котировку валют осуществляют государственные или крупные коммерческие банки. Торговля иностранными валютами ведется на валютных 6иржах (Лондонская биржа). В 1992 г. основана ММВБ - Московская межбанковская валютная биржа (негосударственная организация, хотя ЦБР является учредителем и проводит активную политику на валютном рынке, влияя на курс рубля, покупая и продавая валюту (метод поддержания). В настоящее время курс рубля - плавающий, устанавливается официально Центробанком по результатам электронных торгов.

22.1 Классическая теория денег . Для классич. теория денег характерны 3 постулата:

1.Причинности - цены зависят от массы денег;

2.Пропорциональности – цены измеряются пропорц. количеству денег;

3.Универсальности - изменение количества денег оказывает одинаковое влияние на цены всех товаров. Увеличивается денежная масса - растут цены. И наоборот, сокращается денежная масса - снижаются цены. При прочих равных условиях товарные цены изменяются пропорционально количеству денег.

Фишер попытался формализовать зависимость между массой денег и уровнем цен товара. Его уравнение основано на двояком выражении суммы товарных сделок:

MV=PQ,

где М - объем платеж.средств, V - скорость их обращ., Р – средневзвеш. уровень цен, Q - сумма товаров.

Уравнение обмена состоит из двух частей. Правая часть (PQ) - "товарная" - показывает объем реализованных на рынке товаров, ценовая оценка которого задает спрос на деньги. Левая часть (MV) - "денежная" - показывает количество денег, уплаченных при покупке товаров в разнообразных сделках, что отражает предложение денег. Следовательно, уравнение Фишера характеризует равновесие не только товарного, но и денежного рынка. Поскольку деньги являются посредником в актах купли-продажи, то количество уплаченных денег всегда будет тождественно сумме цен реализованных товаров и услуг, то есть данное уравнение представляет собой тождество, где уровень цен прямо пропорционален количеству денег и скорости их обращения и обратно пропорционален объему торговли. Стремясь доказать нейтральность таких факторов, как V и Q, Фишер принимает посылку неоклассической теории, что производство находится в точке максимально возможного объема, и скорость обращения денег является постоянной величиной. Эти допущения позволили Фишеру утверждать, что в долговременном плане развитие экономики определяется факторами предложения, а деньги воздействуют только на уровень цен.Под ликвидностью понимается возможность использования денежных средств (финансовых активов) в качестве платежного средства. Если денежное средство можно непосредственно использовать для платежей и расчетов или легко обратить в средство платежа, то его считают высоколиквидным. Если же применить данный вид денежного средства для платежей и расчетов затруднительно или, хуже того, его надо для этого трансформировать в другой вид средств, то данные денежные средства считаются низколиквидными,а порою и неликвидными.

Денежные агрегаты - группировка ликвидных активов с целью подсчета их общей величины.

М0 - наличные деньги в обращении

М1=М0 +банковские счета до востребования

М2=М1+срочные вклады

М3=М2+крупные депозитные сертификаты

L- предельно широкое определение денежной массы.

L=М3+ ценные бумаги(облигации, акции) с длительным сроком погашения.

Кембриджское уравнение. Аргументация основана на идее кассовых остатков, под которыми понимается часть дохода, которое лицо желает хранить в денежной, то есть в абсолютно ликвидной форме:

M = kPY

k-коэффициент пропорциональности между номинальным доходом PY и желаемыми денежными запасами (М), т.е. частью дохода, которую хозяйственные агенты желают хранить в денежной форме.

Левая часть формулы выражает предложение денег, задаваемое извне существующей кредитно-денежной системой. Правая отражает спрос на деньги, который определяется общим номинальным доходом членов общества с учетом того, какая часть этого дохода хранится в виде кассовых остатков и временно изымается из обращения. В отличие от уравнения Фишера, кембриджский вариант в центр внимания ставит не движение денежной массы, а накопления в кассах предприятий и частных лиц. Исследуются факторы, от которых зависит спрос на кассовые остатки и выделяется два мотива накопления: образование фонда средств обращения и образования резервов на покрытие непредвиденных нужд. Особое внимание при анализе движения денежной массы уделяется принципам распределения дохода, где в качестве критерия выступают: с одной стороны, удобство накапливаемых денежных остатков, а с другой стороны, оценка жертв упущенной выгоды. Выводы, вытекающие из кембриджского уравнения, не противоречат основному выводу из количественной теории денег: при постоянстве k и R изменение денежной массы скажется исключительно на изменении цен.

 

23 национальный рынок товаров и услуг

На макроуровне различают частичное и общее экономическое равновесие. Частичное равновесиесоответствует состоянию равновесия между спросом и предложением на отдельных рынках. Понятие общего равновесия отражает сбалансированное. согласованное функционирование всех рынков, всех сфер экономической системы. Условиями равновесия являются: 1) соответствие общенациональных целей и имеющихся экономических возможностей; 2) использование всех экономических ресурсов; 3) приведение структуры производства в соответствие со структурой потребления; 4) соответствие совокупного спроса и совокупного предложения на всех рынках (товаров, труда, капитала и денег). Указанные условия описываются с помощью соответствующих математических моделей. В модели СЭЯ макроэкономческое предложение товаров балансируется совокупным спросом. В модели «национальные счета» объем совокупных национальных расходов страны равен национальному доходу. В модели равновесных капиталовложений (инвестиций) и сбережений равновесие между совокупным спросом и предложением товаров есть следствие и результат баланса инвестиций и объема сбережений населения. Модель «IS – LM» определяет сдвиг кривой совокупного спроса под влиянием спроса и предложения денег. Спрос, предъявляемый множеством покупателей на отдельные товары, агрегируется в совокупный спрос. Это то количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при данном уровне цен. Совокупный спрос объединяет спрос домохозяйств на потребительские товары и услуги, спрос производителей на инвестиционные ресурсы и товары, государственные закупки товаров и услуг, спрос на продукцию национального производства со стороны иностранных экономических агентов. На графике кривая совокупного спроса АД представляет собой нисходящую вогнутую кривую. Рис. 28. Кривая совокупного спроса На характер кривой оказывают влияние такие факторы как эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортных закупок, соотношение между уровнем цен и денежной массой. Эффект процентной ставки означает, что с ростом цен происходит увеличение спроса на деньги, процентная ставка по кредитам увеличивается, совокупный спрос уменьшается и наоборот. Эффект богатства означает, что вместе с ростом цен уменьшается покупательная способность фиксированных финансовых активов и доходов (проценты от депозитов, облигаций, пенсии, пособия и пр.). Их владельцы уменьшают свои расходы, и совокупный спрос сокращается. Эффект импортных закупокозначает, что вместе с ростом цен уменьшается спрос на дорожающие отечественные товары и увеличивается на более дешевые импортные товары, при этом происходит сокращение экспорта, совокупный спрос уменьшается. Между уровнем цен и предъявляемым спросом существует обратная зависимость, если количество денег и скорость их обращения постоянны. К неценовым факторам относятся уровень благосостояния домашних хозяйств, их ожидания, величина налоговых сборов, колебания валютных курсов, государственная политика предоставления льгот и субсидий инвесторам, состояние внешнеэкономической конъюнктуры и др. Совокупное предложение – это то количество товаров и услуг, которое предприниматели готовы произвести при данном уровне цен. На графике кривая совокупного предложения АS представляет собой восходящую вогнутую кривую. Между уровнем цен и объемом производства существует прямая зависимость. Линия AS может перемещаться на плоскости под влиянием следующих неценовых факторов: изменение цен на основные ресурсы; изменение технологии и рост производительности; изменение уровня налогообложения фирм; действия государства по регулированию экономики. Объединение на одном графике кривых совокупного спроса и совокупного предложения получило название модели АД –АS.

Рис.29. Кривые совокупного спроса и предложения Равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением достигается в точке У1Р1 при пересечении кривых АД и АS. В этой точке находится равновесный уровень цен и равновесный объем производства. Модели равновесия в классической (I) и кейнсианской теории (II) выглядят так:

Рис. 30. Модели равновесия Классическая теория считает, что равновесие достигается в точке полного использования всех ресурсов, а кейнсианская теория утверждает, что равновесие наступает в условиях неполного использования ресурсов.

 

23.1 Макроэкономическое равновесие — это такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между:

ресурсами и их использованием;

факторами производства и результатами их использования;

производством и потреблением;

предложением и спросом;

материально-вещественными и финансовыми потоками.

Совокупный спрос отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике. Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она даёт такие комбинации объёма выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии .

Совокупное предложение - это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового национального, или внутреннего продукта. Совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен. Более высокие цены стимулируют производство товаров и их предложение. Более низкие цены, наоборот, сокращают производство и предложение товаров.

Модель AD-AS (модель совокупного спроса — совокупного предложения) — макроэкономическая модель, рассматривающая макроэкономическое равновесие в условиях изменяющихся цен в краткосрочном и долгосрочном периодах. Равновесие на товарном рынке наступает тогда, когда совокупный спрос равен совокупному предложению .

Эффект храповика — эффект в экономике, который проявляется в том, что рост совокупного спроса вызывает рост цен на товары. Но сокращение совокупного спроса не обязательно приводит к снижению цен, особенно в краткосрочном периоде. Цены сохраняются стабильными.

Экономический смысл эффекта состоит в том , что изменения цен в сторону повышения происходят легче, чем в сторону понижения, то есть негибкость цен в сторону понижения. Например, в Российской Федерации в январе 2004 г. основная ставка НДС была снижена на 2 % (с 20 до 18 %). При этом, одновременно был отменён ещё один косвенный налог — с продаж, ранее установленный практически во всех регионах с максимально возможной ставкой 5 %. Несмотря на предполагавшееся Правительством в связи с предпринятым уменьшением косвенного налогообложения снижение розничных цен, последние не только не снизились, но и продолжили свой рост, подтвердив эффект храповика.

14. Классическая модель макроэкономического равновесия

Классическая модель описывает поведение эк. в долгоср. периоде.

Анализ совокуп. предложения в класс. теории строится исходя из след. условий :

1) Объем выпуска зависит только от кол-ва факторов пр-ва (труда и капитала) и технологии и не зависит от уровня цен; 2) Изменения в факторах пр-ва и технологии происходят медленно;

3) Эк. функ-ет в условиях полной занятости факторов пр-ва, следовательно, объем выпуска = потенциальному;

4) Цены и номинал. з/пл гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках.

Кривая AS в этих условиях вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов. Объяснение формы кривой AS в класс. модели связано с анализом рынка труда, поскольку труд считается глав. фактором изм-ния к-рого м. влиять на уровень выпуска в краткоср. периоде. Рост общего уровня цен снижает реал. з/пл, следовательно спрос на труд превысит предложение на рынке труда – это вызовет рост номинал. з/пл. В рез-те реал. з/пл повысится до исходного уровня, что восстановит равновесие на рынке труда, прежний уровень занятости, а следовательно, объем выпуска практически не изм-ся. Корректировки номинал. з/пл происходят быстро, поэтому при любом изм-нии уровня цен AS остается неизменным на уровне потенциала (Y*). Сдвиги AS возможны лишь при изм-нии величины факторов пр-ва или технологии. Если такие изм-ния отсутствуют, то кривая AS в долгоср. периоде фиксирована на уровне потенциал. выпуска и любые колебания AD лишь на уровне цен.

Класс. эк. теория исходит из 2-х основ. положений :

1)утверждается что вряд ли возможна ситуация в к-рой уровень совокуп. расходов Y=C+I+G+Xn будет недостаточен для закупки пр-ции, пр-ной при полной занятости ресурсов;

2) даже если эта ситуация возникнет, то немедленно изм-ся з/пл, цена и рын. ставка % и вслед за спадом AD произойдет быстрый и крайне не значит спад пр-ва, что стабилизирует ситуацию.

Важно, что ден. рынок всегда гарантирует, что инвестиции = сбережениям, и следовательно полную занятость ресурсов. Возможно лишь «добровольная» безработица в пределах ее естествен. уровня. Это означает, что вточке равновесия ADи ASобъем пр-ва всегда = потенциальному Y*.

15. Основные постулаты кейнсианской концепции макроэкономического равновесия. Кейнсианская модель доходов и расходов. Взаимодействие рынков товаров и денег

Кейнсианская модель общего экономического равновесия построена на принципах , отличных от постулатов классической школы.

В кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, во-первых, в коротком периоде экономические субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того в экономике в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т. д.) реальная гибкость цен отсутствует.

Особое значение имеет относительная жесткость номинальной зарплаты .

Однако основная особенность кейнсианской модели заключается в том, что реальный и денежный сектор экономики оказываются взаимосвязанными. Указанная взаимосвязь обусловливается спецификой кейнсианской трактовки денежного спроса, согласно которой деньги являются богатством и имеют самостоятельную ценность, и выражается через трансмиссионный механизм ставки процента.

Кейнсианская модель ОЭР описывает экономику как целостную систему, в которой все рынки являются взаимосвязанными, и изменение условий равновесия на одном из рынков вызывает изменение равновесных параметров на других рынках и условий ОЭР в целом.

При этом преодолевается классическая дихотомия (разделение экономики на два сектора: реальный и денежный рынки), исчезает строгое разделение переменных на реальные и номинальные, а уровень цен становится одним из параметров общего равновесия.

Модель "доходы-расходы" (или Кейнсианский крест) - кейнсианская модель равновесия национального дохода, в которой:

- планируемые расходы (совокупный спрос) и национальный продукт (совокупное предложение) являются функцией дохода и не зависят от цен, которые остаются фиксированными;

- национальный продукт равен национальному доходу, который, в свою очередь, равен располагаемому доходу вместе с чистыми налогами.

Кейнсианская модель взаимодействия рынков товаров и денег (модель AD– AS) — базовая для анализа процессов выпуска товаров и услуг и уровня цен в экономике. Она позволяет выявить факторы (причины) колебаний и последствия.

 

Кривая совокупного спроса AD — количество товаров и услуг, которое способны приобрести потребители при сложившемся уровне цен. Точки на кривой представляют собой комбинации выпуска (Y) и общего уровня цен (Р), при которых рынки товаров и денег находятся в равновесии. Совокупный спрос (AD) изменяется под влиянием динамики цен. Чем выше уровень цен, тем меньше запасы денег у потребителей и соответственно меньше количество товаров и услуг, на которое предъявляется платежеспособный спрос. Между размерами совокупного спроса и уровнем цен существует и обратная зависимость: рост спроса на деньги влечет за собой повышение процентной ставки.

Кривая совокупного предложения ( AS ) демонстрирует, какое количество товаров и услуг может быть произведено и выброшено на рынок производителями при разных уровнях средних цен. В краткосрочном периоде (два-три года) кривая совокупного предложения согласно кейнсианской модели будет иметь положительный наклон, близкий к горизонтальной кривой (AS1 ). В долгосрочном периоде при полной загрузке мощностей и занятости рабочей силы кривая совокупного предложения может быть представлена в виде вертикальной прямой (AS2 ). Выпуск примерно одинаков при различном уровне цен. Изменения размеров производства и совокупного предложения будут происходить под влиянием сдвигов производственных факторов, прогресса технологии.

Модель экономического равновесия. Пересечение кривых AD и AS в точке N отражает соответствие равновесной цены и равновесного объема производства. При нарушении равновесия рыночный механизм будет выравнивать совокупный спрос и совокупное предложение; сработает, прежде всего, ценовой механизм.

В данной модели возможны следующие варианты :

1) совокупное предложение превышает совокупный спрос. Сбыт товаров затруднен, запасы нарастают, рост производства тормозится, возможен его спад;

2) совокупный спрос обгоняет совокупное предложение. Картина на рынке иная: запасы сокращаются, неудовлетворенный спрос стимулирует рост производства.

Экономическое равновесие предполагает такое состояние хозяйства, когда используются все экономические ресурсы страны (при наличии резерва мощностей и «нормальном» уровне занятости). В равновесной экономике не должно быть ни изобилия простаивающих мощностей, ни избыточной продукции, ни чрезмерного перенапряжения в применении ресурсов. Равновесие означает, что общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления. Условием рыночного равновесия служит равновесие спроса и предложения на всех основных рынках.

 

 

24 финансовая система и финансовая политика Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. Финансовая система делится на централизован







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.