Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие эластичности — определение, значение, суть



Согласно закону спроса, потребитель при снижении цены будет приобретать большее количество товара, но при этом степень реакции покупателей на данное изменение цены для разных товаров различна. Интенсивность реакций покупателей на изменение цены измеряет эластичность спроса.

Существует несколько видов эластичности спроса:

1. Ценовая эластичность – это степень реакции покупателей(потребителей) на изменение цены

Е рd = %∆Q/ %∆P

Эластичность измеряется в относительных величинах и показывает исследователю на сколько процентов изменяется величина (объем) спроса при изменении стоимости (цены) на 1%. При этом она берется по модулю.

В зависимости от методов расчета выделяют точечную эластич-ть и дуговую. При этом, точечная эласт-ть – это мера чувствительности величины сп-са в данной точке. Значение точечной эласт-ти обратно пропорционально (т.е. обратная зависимость) тангенсу угла наклона кривой спроса, используемой при незначительных изменениях Р и Q.

Дуговая эластичность (по средней точке) – показатель средней реакции величины сп-са (его объема) на изменение стоимости (цены) товара — используется при значительных изменениях Р и Q.

= (Q2-Q1)/(Q2+Q1):(P2-P1)/(P2+P1)

Различают 3 основные состояния спроса:

1. Эластичный – если при изменении стоимости (цены) на 1% величина сп-са меняется в большей степени (E pd > 1).

2. Неэластичный – если при изменении стоимости (цены) на 1% величина сп-са меняется в меньшей степени (E pd < 1).

3. Единичный – если при изменении стоимости (цены) на 1% величина сп-са меняется тоже на 1% (E pd = 1)

Выделяют 2 крайних состояния спроса:

1. Совершенно эластичный – самое малое изменение цены приведет к изменению покупок в неограниченных масштабах.

2. Абсолютно неэластичный – никакое изменение цены продукта или услуги не приведет к изменению объема покупок.

10.1

Факторы эластичности спроса:

1. Наличие товаров – заменителей (об этом подробнее в статье про спрос): чем больше таких товаров заменителей, тем у потребителя (покупателя) больше возможностей отказаться от покупки конкретного товара в случае увеличения (повышения) его цены, то есть тем выше эластич-ть. Чем шире круг конкретных товаров, считающихся нами однотипными, тем меньше эластичность на такую группу.

2. Фактор времени: чем меньше времени, тем неэластичнее спрос.

3. Значимость товаров: спрос на, так называемые, товары первой необходимости неэластичны

4. Удельный вес расходов потребителя на данный продукт или услугу в общем бюджете потребителя

5. Размер дохода: чем меньше доход, тем эластичнее спрос

6. Размер запаса: чем меньше запасы, тем неэластичнее спрос.

2.Перекрестная эластичность спроса – характ-ет степень реакции потребителей (покупателей) на товар А при изменении цен на товар В.

В таком случае,

§ Если А и В взаимозаменяемы, то E xd > 0;

§ Если А и В взаимодополняемы, то E xd < 0;

§ Если Е xd = 0, то товары независимы в потреблении

3. Эластич-ть спроса (востребованности) по доходу – характеризует степень реакции покупателей при изменении дохода.

E id = %∆Q / %∆I

Этот показатель позволяет отнести товар к группе нормальных, когда увеличение (рост) доходов приводит к увеличению (росту) спроса (Е id > 0) или к группе низших, когда рост дохода приводит к снижению спроса. (Е id < 0).

Если Е id = 0, то потребитель не меняет объем покупок.

При Е id > 0 выделяются следующие группы товаров:

1. Е id > 1 – товары длительного пользования, предметы роскоши

2. Е id < 1 – товары первой необходимости

3. Е id = 1 – товары повседневного спроса







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.