ЭТАПЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССАСтр 1 из 114Следующая ⇒
ISBN 5-699-01577-9
Книга представляет собой справочное пособие по эффективным техникам психологического консультирования и психотерапии, разработайным к настоящему времени различными психотерапевтическими школами. Сюда вошли такие методы, как классический психоанализ, гештальт-терапия, нейролингвистическое программирование, позитивная психотерапия и др. В книге представлены общие стратегии психотерапевтического консультирования и подходы к диагностике проблем клиента. Но в первую очередь здесь изложены техники индивидуального психологического консультирования и психотерапии. По сути это сборник упражнений, которые психолог (психотерапевт, консультант) может использовать в практической работе. Справочник предназначен для психологов и консультантов, работающих в государственных и частных клиниках, школах, больницах и общественных центрах здоровья. Надеемся, что он окажется полезным не только профессионалам, но и всем интересующимся современными психотерапевтическими техниками.
ISBN S-699-01577.9 © В. Л. Таланов, И. Г. Малкина-Пых, 2002. ©ООО «Сова», 2002. © ООО «Издательство ЭКСМО», 2002.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРОВ.............................................................................................................................................................................23
Глава 1. ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ...............................26
ЭТАПЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА...........................................................................................................32
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ……………………………………………………………47 Начало консультации.................................................................49 Середина консультации...............................................................51 Завершение консультации ............................................................52
ТЕХНИКИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА.......................................................................................................54
ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ..............................................58 Позиция и дистанция......................................................................................................................................................................64 Метафоры в процессе психотерапевтического консультирования.............................................................................................74
ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА.....................................................................................................................................................80
ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОТЕРАПЕВТА.....................................................................................................................86
Список цитированной и рекомендуемой литературы.................................................................................................................89
Глава 2. ПСИХОДИАГНОСТИКА...........................................................................................................................................94
ПСИХОТЕЛЕСНЫЕ СООТВЕТСТВИЯ: ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР И АНАТОМИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ…...94 Основные теории темперамента: Гиппократ и Гален, И. П. Павлов, Я. Стреляу..:.................................................................95 Типологическая модель Кречмера .............................................................................................................................................10З Типологическая модель У. Шелдона...........................................................................................................................................105
ОГЛАВЛЕНИЕ СОЦИОТИПЫ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА...................................................................................................................110 Физиологические и энергоинформационные основы типологии Юнга..............................................................111 Рациональный и иррациональный полюса.............................................................................................................112 Дихотомия «логика—этика»....................................................................................................................................114 Дихотомия «интуиция—сенсорика».......................................................................................................................117 Дихотомия «экстраверсия—интроверсия».............................................................................................................120 Параллели с факторами Айзенка.............................................................................................................................127 Коротко о характере проявлений каждой из четырех психологических функций……………........................128 О проявлениях экстравертных и интровертных компонент психологических функций..................................129 Измерение функций и построение их профиля……………………………………………………….................133 Типология Юнга и соционика.................................................................................................................................137 Функция первого канала……………………………………………………………………..................................138 Функция второго канала………………………………………………………………………...............................139 Функция третьего канала………….…………………………………………………………................................141 Функция четвертого канала.....................................................................................................................................143 Обозначение психотипов.........................................................................................................................................144 Краткие описания психотипов………………………………………………………………................................145 Интуитивные интроверты (Есенин, Бальзак)……………………………………………………………............148 Сенсорные интроверты (Дюма, Габен)...................................................................................................................149 Этические интроверты (Достоевский, Драйзер)……………………………………………………………........150 Логические интроверты (Робеспьер, Максим Горький)………………………………………………………...151 Интуитивные экстраверты (Гексли, Дон-Кихот)…………………………………………………………….......152 Сенсорные экстраверты (Наполеон, Жуков).........................................................................................................153 Этические экстраверты (Гамлет, Гюго)……………………………………………………………….................155 Логические экстраверты (Джек Лондон, Штирлиц)……………………………………………………………..156 Группировки психологических типов…………………………………………………………….........................157 Интертипные отношения..........................................................................................................................................159 Акцентуации характера............................................................................................................................................163 Пограничные личностные расстройства в американской психиатрической классификации — параллели с юнговской типологией………………………………………….............................................................................170 Основные направления использования юнговской психологии в психотерапии.............................................170 Важная дополнительная информация о юнговских функциях………………………………………………....173 Половые различия.....................................................................................................................................................174 Возрастные различия................................................................................................................................................175 Связь с тестами на интеллект..................................................................................................................................176 Посторонние факторы, мешающие правильному измерению юнговских функций..........................................178 Пограничные психотипы.........................................................................................................................................179 Средние значения функций в каналах модели «Ю».............................................................................................182 Приемы типирования без анкет..............................................................................................................................184 Учитываемые при типировании внешние признаки……………………………………………………….........185 ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХАРАКТЕРОВ...............................................................................................................189 Основные психологические защиты и фазы инфантильного развития...............................................................190 Теория базовых конфликтов Хорни........................................................................................................................202 Восемь типов характера: системное описание и базовые проблемы………………...........................................207 Шизоидный тип характера…………………………………………………………………...................................207 Нарциссический тип характера...............................................................................................................................210 Параноидальный тип характера..............................................................................................................................213 Обсессивно-компульсивный тип характера..........................................................................................................215 Психопатический (антисоциальный) тип характера……………………………………………………….........218 Истерический тип характера…………………………………………………………………...............................221 Депрессивный и маниакальный тип характера.....................................................................................................224 Мазохистический тип характера.............................................................................................................................227 ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ТЕСТИРОВАНИЕ .............................................230
Список цитированной и рекомендуемой литературы.........................................................................................237 Глава 3. КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ.....................................................................................................243 ТЕОРИЯ.....................................................................................................................................................................243 ТЕХНИКИ.................................................................................................................................................................269 Техника 1. Свободные ассоциации.........................................................................................................................273 Техника 2. Анализ сопротивления..........................................................................................................................276 Техника 3. Анализ переноса……………………………………………………………….....................................285 Техника 4. Работа со сновидениями……………………………………………………………............................296 Техника 5. Анализ ошибочных действий………………………………………………………….......................302 Техника 6. Самоанализ.............................................................................................................................................303
ТРЕНИНГ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ (ПО КРОЛЬ, ПУРАТОВА, 2000).................................304 Первая группа навыков............................................................................................................................................305 Упражнение на развитие навыков молчаливого невмешательства.....................................................................305 Упражнение на развитие навыков контрвопроса..................................................................................................306 Вторая группа навыков............................................................................................................................................308 Упражнение на выявление контрпереноса……………………………….……………………………................309 Упражнение на развитие навыков анализа контрпереноса..................................................................................310 Упражнение на развитие навыков анализа терапевтической ситуации……………………..............................311 Третья группа навыков............................................................................................................................................312 Упражнение на развитие навыков символического понимания симптомов......................................................313 Упражнение на развитие навыков создания символов………………………………………………………….315 Упражнение на выявление символического смысла предоставляемого клиентом материала.........................315 Список цитированной и рекомендуемой литературы.........................................................................................317
Глава 4. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АДЛЕРА………………………………………............321
ТЕОРИЯ......:.............................................................................................................................................................321
ТЕХНИКИ................................................................................................................................................................344 Техника 1. Первичное интервью............................................................................................................................344 Схема интервью для детей…………………………………………………………………….............................346 Схема интервью для взрослых………………….………………………………………………..........................351 Техника 2. Получение раннего воспоминания…….…………………………………………………................352 Техника 3. Качественный контент-анализ ранних воспоминаний………………….................:.......................354 Техника 4. История жизни…………………………………………………………………...................................357 Техника 5. Анализ сновидений..............................................................................................................................357 Техника 6. Терапевт как модель………………………………………………………………..............................358 Техника 7. Действия «как будто»………………………………………………………………............................359 Техника 8. Негативная практика……………………………………………………………….............................359 Техника 9. Ловля самого себя.................................................................................................................................359 Техника 10. Метод пусковой кнопки……………………………………………………………..........................360 Техника 11. «Ага-переживание»…………………………………………………………….................................360
РЕОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ……...……………………………………………………..........................361 Техника 1. Встреча с самим собой……………………………………………………………..............................361 Упражнение «Надписи на лбу»…………………………………………………………………...........................361 Техника 2. Развитие стереоскопического психологического видения…………………....................................364 Упражнение «Кузнец Родион»…………………………………………………………………...........................365 Упражнение «Объяснение причин»….……………………………………………………………......................367 Упражнение «Пум-пум-пум»……………………………………………………………………..........................368 Упражнение «Перефразирование стихов»……………………………………………………………….............369 Упражнение «Юмор классиков»………………………………………………………………….........................369 Техника 3. Преодоление кристаллизованных паттернов поведения………......................................................370 Сессия Я-посланий………………………………………………………………………......................................370 Сессия «Сократического согласия»…………………………………………………………………....................372 Техника 4. Метафорическое взаимодействие………………………………………………………....................373 Упражнение «Метафорический образ Ребенка»……………………………………………………………........373 Техника 5. Гештальт-терапевтическая техника отождествления с объектом………….....................................375 Техника 6. Исследование и преобразование метафор в адрелианской терапии…………….............................378 Техника 7. Метафорические упражнения для взрослых…………………………………………………….......381 Упражнение 1. Метафора цвета...............................................................................................................................381 Упражнение 2. Метафора качества.........................................................................................................................382 Упражнение 3. Метафорический танец..................................................................................................................383 Упражнение 4. Метафорический букет………………………………………………………………..................383 Список цитированной и рекомендуемой литературы……………………………………………………..........384
Глава 5. ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ........................................................................................................................388
ТЕОРИЯ....................................................................................................................................................................388
ТЕХНИКИ.................................................................................................................................................................419
Техника 1. Развитие осознания………………………………………………………………...............................419 Упражнение 1…………………………………………………………………………...........................................419 Упражнение 2…………………………………………………………………………...........................................419 Упражнение 3…………………………………………………………………………...........................................419 Упражнение 4...........................................................................................................................................................420 Упражнение 5...........................................................................................................................................................420 Упражнение 6……………………...........................................................................................................................420 Упражнение 7…………………………………………………………………………...........................................421 Упражнение 8…………………………………………………………………………...........................................421
Если гешальт-терапия проводится в группе………………………………………………………….................422 Упражнение 9...........................................................................................................................................................422 Упражнение 10. «Непосредственное осознавание»………….……………………………………………….....423 Упражнение 11. «Перемещающееся осознавание»………………………………………………………….......424 Упражнение 12. «Описания»..................................................................................................................................425 Упражнение 13. «Медитация»…………………………………………………………………............................425 Упражнение 14. «Поток сознания»………………………………………………………………….....................426 Упражнение 15. «Три фразы»…………………………………………………………………..............................427 Упражнение 16. «Ваше положение в пространстве»…………………………………………………………....428 Упражнение 17. «Обострение ощущения тела»…………………………………………………………….........428 Упражнение 18. «Наше лицо»………………………………………………………………….............................428 Упражнение 19. «Жизнь без себя»…………………………………………………………………......................428 Упражнение 20. «Ваши способности к искренности»……………………………………………………..…....429
Техника 2. Концентрация внимания на увствах…………………………………………....................................429
Метод 1. Дифференцирование и объединение…………………………………………………………..............429 Упражнение 1…………………………………………………………………………............................................429 Упражнение 2…….……………………………………………………………………...........................................430 Упражнение 3……….…………………………………………………………………...........................................431 Упражнение 4...........................................................................................................................................................431 Упражнение 5............................................................................................................................................................432 Упражнение 6...........................................................................................................................................................432
Метод 2. Вспоминание............................................................................................................................................433 Упражнение 1...........................................................................................................................................................433 Упражнение 2..........................................................................................................................................................433
Метод 3. Обострение ощущения тела....................................................................................................................434 Упражнение 1...........................................................................................................................................................434 Упражнение 2...........................................................................................................................................................434 Упражнение 3............................................................................................................................................................434 Упражнение 4............................................................................................................................................................435 Упражнение 5............................................................................................................................................................435 Метод 4. Опыт непрерывности эмоций……………………………………………………………......................435 Упражнение 1............................................................................................................................................................435 Упражнение 2............................................................................................................................................................435 Упражнение 3............................................................................................................................................................436 Упражнение 4…………………………………………………………………………...........................................436 Метод 5. Вербализация……………………………………………………………………....................................437 Упражнение 1…………………………………………………………………………............................................437 Упражнение 2…………………………………………………………………………............................................438 Упражнение 3…………………………………………………………………………...........................................438 Метод 6. Интегрирующее осознавание…………………………………………………………….....................438 Упражнение…………………………………………………………………………..............................................438 Техника 3. Интеграция полярностей…………………………………………………………….........................439 Упражнение 1. «Разыгрывание ролей»………………………………………………………………..................439 Упражнение 2. «Борьба противоположностей»…………………………………………………………….........439 Упражнение 3. «Антикварный магазин»……………………………………………………………....................440 Упражнение 4. «Два стула».....................................................................................................................................440 Упражнение 5. «Дублирование»………………………………………………………………….........................441 Упражнение 6. «Работа с именем».........................................................................................................................441
Техника 4. Работа со сновидениями……………………………………………………………...........................443 Упражнение 1…………………………………………………………………………...........................................443 Упражнение 2...........................................................................................................................................................443 Упражнение 3. «Диалог снов»…………………………………………………………………….........................443 Упражнение 4. «Антисон»......................................................................................................................................444 Упражнение 5 (в группе).........................................................................................................................................444
Техника 5. Преодоление сопротивления...............................................................................................................444 Метод 1. Превращение слияния в контакт ............................................................................................................444 Упражнение 1...........................................................................................................................................................444 Упражнение 2...........................................................................................................................................................444 Упражнение 3...........................................................................................................................................................445 Упражнение 4...........................................................................................................................................................445 Упражнение 5…………………………………………………………………………...........................................445
Метод 2. Работа с ретрофлексией. Исследование ложнонаправленного поведения…………………………………………………………...........445 Упражнение 1...........................................................................................................................................................445 Упражнение 2...........................................................................................................................................................446 Упражнение 3…………………………………………………………………………...........................................447 Упражнение4............................................................................................................................................................447
Метод 3. Работа с ретрофлексией. Мобилизация мускулов.........................................................................................................................................448 Упражнение 1.........................................................................................................................................................448 Упражнение 2…………………………………………………………………………..........................................449 Упражнение 3.........................................................................................................................................................450 Упражнение 4…………………………………………………………………………..........................................451
Метод 4. Работа с ретрофлексией. Совершение вновь обращенного действия...........................................................................................................451
Метод 5. Работа с интроекцией. Интроецирование и еда………………………..…………………………………………………………………..453 Упражнение ..............................................................................................................................................................453
Метод 6. Работа с интроекцией. Изгнание и переваривание интроектов...................................................................................................................454 Упражнение 1…………………………………………………………………………............................................454 Упражнение 2…………………………………………………………………………............................................454 Упражнение 3…………………………………………………………………………............................................455 Упражнение 4…………………………………………………………………………............................................455 Упражнение 5…………………………………………………………………………............................................456
Метод 7. Работа с проекцией. Обнаружение проекций............................................................................................................................................457 Упражнение 1…………………………………………………………………………............................................457 Упражнение 2…………………………………………………………………………............................................458
Метод 8. Работа с проекцией. Ассимилирование проекций……………………………………………………………………………………....459 Упражнение...............................................................................................................................................................459
Метод 9. Работа в группе.........................................................................................................................................459 Упражнение 1. «Я и объект»....................................................................................................................................459 Упражнение 2. «Самоописание»………………………………………………………………….........................460 Упражнение 3. «Я и не-Я».......................................................................................................................................461 Техника 6. Принятие ответственности…………………………………………………………….......................461 Работа с потерей (утратой)……………………………………………………………………..............................461 Упражнение 1. Лицензия на приобретение знаний………………………………………………………….......463 Упражнение 2. Звездные часы познания………………………………………………………………................464 Упражнение 3. Утраченные иллюзии…….…………………………………………………………....................465 Упражнение 4. Процесс обучения...........................................................................................................................466 Упражнение 5. Цели обучения………………………………………………………............................................466 Упражнение 6. Препятствия в учебе…………………………………………………………………...................467 Упражнение 7. Учимся на ошибках........................................................................................................................468 Упражнение 8. Наставники......................................................................................................................................468 Упражнение 9. Вехи………………….…………………………………………………….....................................469 Упражнение 10. Развитие…………….………………………………………………………................................470 Упражнение 11. Духовное развитие…………………………………………………………………....................471 Упражнение 12. Духовные учителя........................................................................................................................472 Упражнение 13. Благодарность духовным родителям.........................................................................................473 Упражнение 14. Письмо значимого человека……………………………………………………………............474 Упражнение 15. Письмо из будущего……………………………………………………………….....................475 Упражнение 16. Письмо от своего Я………………………………………………………………......................475 Упражнение 17 0 чем я до сих пор молчал……………………………………………………………….............477 Упражнение 18. Письмо своему Я…………………………………………………………………......................478 Список цитированной и рекомендуемой литературы..........................................................................................479
Глава 6. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ………………………………………………......................480
ТЕОРИЯ.....................................................................................................................................................................480
ТЕХНИКИ………………………………………………………………………......................................................508
Метод 1. Формула ABC…………………………………………………………………........................................508 Техника 1. Обучение основной формуле ABC…………………………………………………………..............508 Техника 2. Предоставление доказательств того, что мысли определяют эмоции…………..............................509 Упражнение 1. Создайте эмоцию прямо сейчас…………………………………………………………............509 Упражнение 2. Лучшие примеры из собственного прошлого клиента………………………….......................510 Упражнение 3. Если изменится В, то изменится и С……………………………………………………………510
Метод 2. Определение убеждений..........................................................................................................................511 Техника 1. Определение ожиданий……………………………………………………………….........................511 Упражнение...............................................................................................................................................................511 Техника 2. Определение самоэффективности…………………………………………………………...............512 Упражнение……………………………………………………………………………….......................................512 Техника 3. Определение Я-концепции…………………………………………………………….......................513 Упражнение………………………………….………………………………………..............................................513 Техника 4. Определение внимания……………………………………………………………….........................514 Упражнение .............................................................................................................................................................514 Техника 5. Избирательность памяти……………………………………………………………….......................514 Упражнение 1...........................................................................................................................................................514 Упражнение 2…........................................................................................................................................................515 Техника 6. Определение атрибуции.......................................................................................................................516 Упражнение...............................................................................................................................................................516 Техника 7. Определение оценки..............................................................................................................................516 Упражнение .............................................................................................................................................................516 Техника 8. Определение самоинструктирования…………………………………………………………..........517 Упражнение ................................:............................................................................................................................517 Техника 9. Определение скрытого знания…………………………………………………………….................518 Упражнение…………………………………………………………………………...............................................518 Техника 10. Объяснительный стиль.......................................................................................................................518 Упражнение...............................................................................................................................................................518
Метод 3. Группы убеждений………………………………………………………………...................................519 Техника 1. Определение центральных убеждений………………………………………………………...........519 Упражнение .............................................................................................................................................................519 Техника 2. Определение жизненных ориентиров.................................................................................................520 Упражнение 1. Список критических событий и жизненных ориентиров…………………...............................520 Упражнение 2. Список главных идей.....................................................................................................................521 Техника 3. Когнитивные карты…………………………………………………………………...........................521 Упражнение……………………………………………………………..…………….............................................521 Метод 4. Жесткие техники опровержения………………………………………………………….....................522 Упражнение…………………………………………………………………………..............................................522 Техника 1. Контратака…………………………………………………………………….....................................523 Упражнение…………………………………………………………………………...............................................523 Техника 2. Контрутверждения………………………………………………………………….............................524 Упражнение…………………………………………...............................................................................................524 Техника 3. Диспут и оспаривание...........................................................................................................................525 Упражнение…………………………………………………………………………...............................................525 Техника 4. Форсирование выбора………………………………………………………………...........................526 Упражнение……………………………………………………………………………...........................................526 Техника 5. Создание диссонанса.............................................................................................................................526 Упражнение……………………………………………………………………………...........................................526
Техника 6. Когнитивное «наводнение»……………………………………………………………......................527 Упражнение 1. Образное наводнение……………………………………………………………….....................527 Упражнение 2. Вербальное наводнение……………………………………………………………….................527 Упражнение 3. Прицельное наводнение……………………………………………………………….................527 Упражнение 4. Негативная практика……...…………………………………………………………...................528 Упражнение 5. Иерархия..........................................................................................................................................528
Техника 7. Когнитивное обусловливание отвращения……………………………………………………….....528 Упражнение 1. Самонаказание…………………………………………………………………............................528 Упражнение 2. Стандартные отталкивающие образы….......................................................................................529 Упражнение 3. Физическое отрицательное подкрепление...................................................................................530 Упражнение 4. Отсрочка……………………………………………………………………..................................530 Упражнение 5. Устранение позитивных стимулов………………………………………………………….......531 Упражнение 6. Негативные ярлыки…………………………….……………………………………...................531
Техника 8. Когнитивное обусловливание отстранения……………………………………………………….....531 Упражнение 1. Уход от неприятного состояния....................................................................................................531 Техника 9. Скрытое избегание ............................532 Упражнение ............................................532 Метод 5. Мягкие техники опровержения .....................533 Техника 1. Оспаривание в состоянии релаксации ......___533 Упражнение 1 ..........................................533 Упражнение 2..........................................534 Упражнение 3 ..........................................534 Техника 2. «Антикатастрофицирующая» практика ........535 Упражнение ............................................535 Техника 3. Преодолевающие утверждения .................536 Упражнение ............................................536 Техника 4. Скрытое угасание ..............................536 Упражнение 1. Поведенческая практика in vivo .........536 Упражнение 2. Поведенческая практика in vitro ........537 Упражнение 3. Угасание убеждения ....................537 Упражнение 4. Временное угасание.....................537 Упражнение 5. Нейтральные образы ....................537 Упражнение 6. Сформированное скрытое угасание .....537 Техника 5. Непатологическое мышление ..................538 Упражнение ............................,................538 Техника 6. Скрытое подкрепление ........................538 Упражнение 1. Лучшее возможное убеждение ..........539 Упражнение 2. Стандартные подкрепляющие образы ... 540 Упражнение 3. Внешние вознаграждения ...............540 Метод 6. Объективные техники опровержения .....'.........541 Техника 1. Альтернативная интерпретация ...............541 Упражнение............................................541 Техника 2. Рациональные убеждения ......................542 Упражнение ............................................542 Техника 3. Утилитарные доводы ..........................543 Упражнение ............................................543 Техника 4. Деперсонализация Я ...........................543 Упражнение ............................................543 Техника 5. Общественное значение .......................544 Упражнение .,...........................................544 ОГЛАВЛЕНИЕ Техника 6. Диспут по поводу иррациональных идей ......545 Упражнение ............................................545 Техника 7. Логический анализ ............................545 Шаг 1. Обращение чувств в суждения относительно идеи.........................545 Упражнение............................................545 Шаг 2. Определение убеждений ........................546 Упражнение............................................ 546 Шаг 3. Нахождение значения понятий ..................546 Упражнение ............................................546 Шаг 4. Оценка доказательств ...........................547 Упражнение ............',...............................547 Шаг 5. Решение и обязательства........................547 Упражнение ............................................547 Техника 8. Поиски уважительной причины ...............548 Упражнение ............................................548 Метод 9. Перцептивный сдвиг: основные процедуры .........548 Техника 1. Базовый перцептивный сдвиг .................550 Упражнение ............................................550 Техника 2. Рационально-эмотивное воображение .........551 Упражнение............................................551 . Техника 3. Техники с использованием воображения ......552 Упражнение............................................552 Метод 10. Перцептивный сдвиг: наведение мостов.......___556 Техника 1. С&язующие элементы восприятия .............556 Упражнение ............................................556 Техника 2. Иерархия ценностей как связующее звено .....557 Упражнение ............................................557 Техника 3. Мосты — словесные ярлыки ................,... 558 Упражнение 1. Словесные ярлыки......................558 Упражнение 2. Символические ярлыки .................559 Техника 4. Наведение мостов высшего порядка ...........560 Упражнение ............................................560 Метод 11. Ресинтез прошлого ......................,.........562 Техника 1. Ресинтезирование критических жизненных событий ......................................562 Упражнение............................................562 ОГЛАВЛЕНИЕ Техника 2. Ресинтезирование жизненных ориентиров .....563 Упражнение ............................................563 Техника 3. Ресинтезирование ранних воспоминаний ......563 Упражнение 1. Упражнение с образами .................563 Упражнение 2. Рабочий бланк для ресинтеза ...........564 Техника 4. Ресинтезирование семейных убеждений .......565 Упражнение............................................565 Техника 5. Выживание и убеждения .......................566 Упражнение ............................................566 Метод 12. Практические техники............................ 566 Техника 1. Ролевые игры ..................................566 Упражнение ............................................566 Техника 2. Практика во внешней среде ....................567 Упражнение............................................567 Техника 3. Изучение дневников и практика ...............567 Упражнение ............................................567 Техника 4. Когнитивный фокусинг .......................568 Упражнение 1. Общий фокусинг в когнитивной терапии .................................568 Упражнение 2. Одна специфическая процедура когнитивного фокусинга ...............................569 Список цитированной и рекомендуемой литературы .........571 Глава 7. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ............................574 ТЕОРИЯ.....................................................574 ТЕХНИКИ....................................................611 Техника 1. Определение эго-состояний ...................611 Упражнение 1..........................................611 Упражнение 2 ..........................................611 Упражнение 3.......................................... 612 Упражнение 4 ..........................................612 Упражнение 5..........................................612 Упражнение 6 ..........................................613 Упражнение 7 ..........................................613 Упражнение 8 ..........................................616 Упражнение 9..........................................616 Упражнение 10............................___........616 ОГЛАВЛЕНИЕ Техника 2. Определение трансакций......................617 Упражнение 1 ..........................................617 Упражнение 2 ..........................................617 Упражнение 3 ..........................................618 Упражнение 4 ..........................................618 Упражнение 5 ..........................................619 Техника 3. Поглаживания .................................619 Упражнение 1..........................................619 Упражнение 2..........................................620 Упражнение 3 ..........................................620 Упражнение 4 ..........................................620 Упражнение 5 ..........................................621 Упражнение 6..........................................623 Техника 4. Структурирование времени ...................624 Упражнение 1 ..........................................624 Упражнение 2..........................................625 Техника 5. Определение жизненного сценария ............625 Упражнение 1 ..........................................625 Упражнение 2. Расшифровка вашего сценария .........625 Упражнение 3 ...........................................628 Упражнение 4 ..........................................628 Упражнение 5..........................................629 Упражнение 6. Ломка паттернов сценарного процесса ....................................630 Упражнение 7. Обнаружение драйвера .................631 Упражнение 8. Практикум в обнаружении драйверов...............................632 Упражнение 9. Пять разрешений .......................633 Упражнение 10.........................................634 Упражнение 11 .........................................634 Упражнение 12 .........................................634 Упражнение 13 .........................................641 Техника 6. Работа с игнорированием......................642 Упражнение 1 ..........................................642 Упражнение 2 ..........................................642 Упражнение 3....................'...................... 643 Упражнение 4.......................................... 643 Упражнение 5 ..........................................643 ОГЛАВЛЕНИЕ Техника 7. Работа с мировосприятием и искажением .....644 Упражнение.............................................644 Техника 8. Работа с симбиозом............................645 Упражнение ............................................645 Техника 9. Работа с системой рэкета ......................646 Упражнение 1 ..........................................646 Упражнение 2 ..........................................648 Упражнение 3 ..........................................648 Упражнение 4 ..........................................648 Упражнение 5. Составление своей Системы Рэкета ........................................649 Упражнение 6 ..........................................650 Упражнение 7 ...........................................651 Техника 10. Игры и анализ игр............................653 Упражнение 1..........................................653 Упражнение 2 ..........................................653 Упражнение 3 ...........................................653 Упражнение 4 ...........................................654 Упражнение 5 ..........................................654 Упражнение 6. План игры ..............................654 Упражнение 7 ..........................................655 Упражнение 8 ..........................................655 Упражнение 9 ..........................................655 Упражнение 10 .........................................655 Упражнение 11 .........................................656 Упражнение 12 .........................................656 Техника 11. Контракты на изменение ......................656 Упражнение 1 ....................................•.....656 Упражнение 2 ..........................................657 Упражнение 3 .......................................• • • 657 Упражнение 4 .........................................■ 658 Упражнение 5..........................................658 Упражнение 6..........................................659 Упражнение 7 ..........................................659 Упражнение 8 ..........................................659 Список цитированной и рекомендуемой литературы .........659 ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 8. ПСИХОСИНТЕЗ ......................................661 ТЕОРИЯ.....................................................661 ТЕХНИКИ ....................................................678 Техника 1. Работа с субличностями .......................678 Упражнение 1. Круг субличностей........................678 Упражнение 2. По следам субличности .................680 Упражнение 3. Знакомство с субличностью .,..........680 Упражнение 4. Диалог субличностей ...................684 Упражнение 5. Конфликт субличностей ................685 Упражнение 6. Определите своего Критика.............688 Упражнение 7. Встреча с Саботажником................688 Упражнение 8. Групповой вариант упражнения «Круг субличностей»...................................689 Упражнение 9. Отождествление и разотождествление .. 693 Упражнение 10. Знакомство с нашими внутренними актерами ................................................694 Упражнение 11. Храм тишины ..........................695 Упражнение 12. Диалог с субличностями ...............697 Упражнение 13. Распознавание искаженных качеств ... 698 Упражнение 14. Углубление работы с субличностями (1) 700 Упражнение 15. Углубление работы с субличностями (2) 700 Техника 2. Постижение своего истинного Я ...............701 Упражнение 1. Что есть я? .............................701 Упражнение 2. Психосинтетическая автобиография .... 702 Упражнение 3. Разотождествление .....................705 Упражнение 4. Самоотождествление ...................708 Упражнение 5. Внутренний диалог .....................709 Техника 3. Перестройка личности вокруг нового центра (психосинтез) .............................................711 Упражнение 1. Пробуждение и развитие желаемых качеств ......................................711 Упражнение 2. Формирование идеальной модели ......713 Упражнение 3. Рабочая тетрадь .........................718 Упражнение 4. Синтез ..................................719 Техника 4. Работа с постановкой целей...................719 Упражнение 1. Времена года моей души ................719 Упражнение 2. Бедность, богатство и Господь Бог ......721 ОГЛАВЛЕНИЕ Упражнение 3. Свободен! ..............................722 Упражнение 4. Объявления ............................722 Упражнение 5. Волшебная лавка.......................723 Упражнение 6. Превращаем проблемы в цели ..........724 Упражнение 7. Сон о будущем ..........................725 Упражнение 8. Сон наяву............................... 726 Упражнение 9. Карта будущего .........................726 Упражнение 10. Верстовые столбы моего будущего.....727 Упражнение 11. Ожидания.............................728 Упражнение 12. Радуга.................................729 Упражнение 13. Стрела .....................'............729 Упражнение 14. Путь к цели ............................730 Упражнение 15. Смысл жизни ..........................732 Список цитированной и рекомендуемой литературы .........733 Глава 9. НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ.. 735 ТЕОРИЯ......................................................735 ТЕХНИКИ....................................................786 Техника 1. Работа с якорями ..............................786 Упражнение 1. «Установка якорей»....................786 Упражнение 2. «Сведение рук» .........................787 Упражнение 3. «Интеграция якорей»...................788 Упражнение 4. «Разрушение якорей» ...................789 Техника 2. Работа с метапрограммами ....................790 Упражнение 1. «Расширение референции».............790 Упражнение 2. Точка равновесия .......................791 Упражнение 3. Декартовы координаты .................794 Упражнение 4. «Врата сортировки» ....................794 Техника 3. Работа с убеждениями .........................795 Упражнение 1. «Функция убеждения».................795 Упражнение 2. «Свое место» ............................795 Упражнение 3. Техника изменения убеждения .........795 Упражнение 4. Музей старых убеждений ...............798 Упражнение 5. Истоки ваших убеждений ...............799 Техника 4. Работа с линией времени ......................801 Упражнение 1. Создание линии времени ...............801 ОГЛАВЛЕНИЕ Упражнение 2. Разрядка негативных эмоций ...........802 Упражнение 3. Работа с беспокойством .................804 Упражнение 4. Изменение линии времени..............804 Упражнение 5. Выбор на линии времени................805 Упражнение 6. Изменение мотивации, активности и референции на линии времени ........................807 Техника 5. Универсальные техники .......................808 Упражнение 1. Взмах...................................808 Упражнение 2. Классический «Взмах» .................809 Упражнение 3. Шестишаговый рефрейминг (краткое пошаговое описание) ..........................810 Упражнение 4. Интеграция противоположных частей (визуальное сдавливание)..............................812 Упражнение 5. Круг мастерства ........................813 Упражнение 6. Прилагательные успеха .................814 Упражнение 7. Круг контекстов ........................814 Упражнение 8. Обратная связь из неудачи ..............815 Упражнение 9. Регулировка интенсивности переживаний 816 Упражнение 10. Смена субмодальностей неприятной ситуации ...................................817 Упражнение 11. Извлечение мотивационной стратегии 818 Упражнение 12. Работа с привязанностью ..............818 Упражнение 13. Размер переживания...................819 Упражнение 14. От замешательства к пониманию ......820 Упражнение 15. Самоисцеление ........................821 Упражнение 16. Изменение повторяющегося поведения 823 Упражнение 17. Доступ к сокровищам личного мастерства......................................825 Упражнение 18. Стратегия творчества Уолта Диснея ... 825 Упражнение 19. Интеграция логических уровней.......828 Упражнение 20. Многомерное описание цели..........829 Упражнение 21. Быстрый метод освобождения от страха................................................830 Упражнение 22. «Новый Я» ............................831 Упражнение 23. «Визуально-кинестетическая диссоциация» (замена картинки на экране) .............832 Упражнение 24. Работа с негативными переживаниями 833 ОГЛАВЛЕНИЕ Упражнение 25. Оригинальные варианты решения актуальной проблемы ..................................834 Терминологический словарь....................................835 Список цитированной и рекомендуемой литературы .........840 1нтернет-сайты.............................................842 Глава10. ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ...................843 ТЕОРИЯ .....................................................843 ТЕХНИКИ....................................................872 Техника лечения, основанная на теории возникновения заболеваний.......................872 Позитивный процесс ......................................872 Содержательный процесс .................................874 Ориентация целей ........................................875 Пять ступеней позитивной психотерапии .................875 Ступень 1: наблюдение и дистанцирование .............876 Ступень 2: инвентаризация ............................880 Ступень 3: ситуативное ободрение .....................883 Ступень 4: вербализация ...............................884 Ступень 5: расширение системы целей .................886 Общий опросник «Сферы переработки конфликтов»......888 Схема психотерапевтического взаимодействия в краткосрочной позитивной психотерапии ..................892 Метод 1. Работа с проблемой ..............................893 Техника 1. Придумывание имен и ярлыков ■............. 894 Техника 2. Работа с визитером .........................896 Техника 3. Установление связи с другими проблемами . 899 Техника 4. Проблема как друг ..........................900 Метод 2. Работа с целью ...................................902 Техника 1. Знаки улучшения........................... 902 Техника 2. Шкальные оценки ..........................902 Техника 3. Создание положительных представлений обудущем ......................................................... 904 Техника 4. Нахождение выгод от достижения цели .....906 ОГЛАВЛЕНИЕ Техника 5. Разубеждение ...............................906 Метод 3. Работа с ресурсами ..............................907 Техника 1. Выявление ресурсов пациентов.............907 Техника 2. Ревизия прошлого ..........................909 Техника 3. Признание компетентности пациентов .....910 Техника 4. «Шкала надежды» ..........................911 Техника 5. Фокусирование на исклю ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|