ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
Первая встреча с клиентом всегда включает в себя ряд задач. К трем основным, тесно взаимосвязанным друг с другом задачам первичной консультации можно отнести межличностную, диагностическую и терапевтическую (Ягнюк, 20006). В межличностном плане задача консультанта состоит в установлении отношений с клиентом. Клиент прежде всего нуждается в искреннем и естественном в своих проявлениях стремлении консультанта войти с ним в контакт. Важнейшим условием возникновения психологического контакта между клиентом и консультантом является качество присутствия, то есть способность невербального выражения консультантом вовлеченности в беседу. В диагностическом отношении задача консультанта состоит в определении проблем клиента и рабочих гипотез об их природе. На основе наблюдений за поведением клиента, отслеживания и осмысления собственных субъективных впечатлений от взаимодействия с ним, а также анализа содержания рассказанных им историй консультант начинает выстраивать рабочую модель внутреннего мира клиента и пригодную для данного случая терапевтическую стратегию. ГЛАВА 1 И, наконец, цель терапии состоит в том, чтобы создать в консультативной ситуации особые условия, благодаря которым клиент получает возможность решения своих психологических проблем. Терапевтической же целью первичной консультации является демонстрация консультантом терапевтической позиции — непосредственного отклика на насущные потребности клиента. Даже тогда, когда это не очевидно на первый взгляд, стоит помнить о том, что очень часто клиент обращается за психологической помощью в состоянии кризиса. Задача консультанта при этом состоит в том, чтобы продемонстрировать готовность эмоционально откликнуться на психологические нужды клиента и отнестись с пониманием к проявлениям сопротивления их выражению. Начало консультации: • Представьтесь. • Сообщите об имеющемся в вашем распоряжении времени. • Используйте поощрение — как вербальное, так и невербальное. • Используйте открытые вопросы. • Используйте активное слушание, повторение и прояснение. • Отмечайте и суммируйте жалобы клиента. • Планируйте степень контроля и активности. Середина консультации: • Используйте прямое проявление контроля. • Представляйте каждую новую тему. • Начинайте каждую тему с открытых вопросов. • Используйте закрытые вопросы в конце темы. • Суммируйте, если потеряно направление. • Обращайте внимание на новую информацию. • Избегайте жаргона. • Для выражения гипотез используйте пробную интерпретацию. • Если сообщения клиента содержат противоречия, используйте конфронтацию. • Для стимуляции выражения эмоций используйте отражение чувств и обратную связь. Завершение консультации: • Суммируйте содержание беседы. • Продемонстрируйте готовность услышать о насущной потребности. ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ • Спросите о соответствии происшедшего ожиданиям клиента. • Дайте информацию или профессиональную рекомендацию. • Обсудите следующий шаг. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|