Здавалка
Главная | Обратная связь

Разгосударствление и приватизация собственности



 

Изменение форм собственности связано с понятиями «национализация», «разгосударствление» и «приватизация», которые являются методами, посредством которых меняется акцент в системе стимулов к производственной деятельности, и реализуются попытки повысить эффективность национальных экономик.

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

Оно означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не предполагает полного ухода государства из экономической сферы. Современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушены, то эффективность общественного производства снижается.

Разгосударствление может осуществляться по разным направлениям:

1. Разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения, демонополизации, т.е. безвозмездная передача имущества работникам предприятия;

2. Создание многообразия форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона;

3. Возникновение новых организационных структур, новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.п.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.

Разгосударствление предполагает предоставление предприятиям экономической самостоятельности. Государство перестает управлять хозяйственной деятельностью предприятий. Предприятия теперь сами решают что производить, сколько и по какой цене реализовывать. Они же теперь самостоятельно ищут и поставщиков сырья, комплектующих изделий, а также рынки сбыта.

Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это центральная проблема перехода к рыночной экономике.

В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация.

Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче её в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д. После приватизации субъектами собственности становятся: частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества ит.д.

Масштабы приватизации зависят от того, насколько широко в той или иной стране использовался в них метод национализации частного сектора в предшествовавший период. В странах, где метод национализации применяется редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявилась слабо. В тех странах где процесс национализации зашел далеко (Великобритания, Франция) приватизация осуществляется в широких масштабах.

Мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи государственной собственности и ее функций частному сектору.

Приватизация и изменение функций государства – базовые направления структурной трансформации любой экономической системы. Россия в этом процессе не является исключением, однако по масштабности, силе и глубине трансформации в истории ей нет аналогов.

Можно выделить следующие модели приватизации.

1-ая модель – бесплатное распределение имущества предприятий среди населения путем выдачи приватизационных чеков (ваучеров, инвестиционных купонов), отражающих права на приобретение имущества государственных предприятий. Эти приватизационные чеки (подлежали обмену на акции приватизируемых предприятий. Основной целью данной модели было создание рыночной инфраструктуры в сжатые сроки. Реализация этой модели показала, что предприятия не склоны к быстрым изменениям, смена отношений собственности оказалась формальной, преодоления технической отсталости и роста рентабельности не произошло.

2-ая модель – закрытая продажа акций предприятия персоналу предприятия, т.е. его трудовому коллективу на льготных условиях. Эта модель обеспечивает быструю передачу госпредприятий в руки коллективного собственника, однако не обеспечивает социальной справедливости по отношению к населению, не занятому на приватизируемых предприятиях. Она не решает фискальной задачи, а иногда не может обеспечить эффективного управления.

3-я модель – открытая продажа госпредприятий по рыночной цене – позволяет участвовать в покупке имущества всех желающих, однако, наталкивается на недоверие со стороны нации, нехватку внутренних капиталов и заинтересованность зарубежных инвесторов. Эта модель может привести к улучшению управления и повышению экономической эффективности предприятий.

4-я модель – денационализация, т.е. возвращение бывшим владельцам или их наследникам ранее национализированного имущества.

В чистом виде ни одна модель в странах с переходной экономикой не применялась, наблюдалось их различное сочетание в странах Восточной Европы.

Основными целями приватизации являются:

- повышение эффективности экономики в целом и отдельных предприятий,

- привлечение в производство инвестиций,

- уменьшение бюджетных расходов на поддержку нерентабельных предприятий,

- создание условий для развития предпринимательства,

- снижение монополизма в экономике и развитие конкуренции.

В России приватизация началась с октября 1992 года.

1-ый этап – период 1992-1994 гг. вошел в историю реформ как ваучерный этап приватизации. В стране насчитывалось 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий. Необходимо было реализовать модель, обеспечивающую быстрые темпы и массовый характер приватизации, поддержку приватизации большей частью общества. Именно поэтому было осуществлено безвозмездное размещение приватизационных чеков – ваучеров, представляющих собой ценные бумаги номинальной стоимостью 10 тыс. руб. Они использовались как платежное средство для приобретения объектов приватизации. Приватизационные чеки могли продаваться и покупаться без ограничения их количества. Население России получило 146064 тыс. приватизационных чеков.

Были провозглашены задачи приватизации: покончить с господством государственной собственности и сформировать класс частных собственников, который по уровню доходов превратится в зажиточный «средний класс». По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1 июля 1994 г.) было разгосударствлено 70 % промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общей стоимости имущества составила 35 %.

2-ой этап приватизации – денежный, начался с 1 июля 1994 г. Осуществлялась продажа предприятий или их акций на аукционах, конкурсах; выкуп арендованного имущества и другие способы приватизации.

С 1997 года началась приватизация по индивидуальным проектам.

Если в странах с развитой рыночной экономикой процесс приватизации был направлен главным образом на повышение эффективности экономики, в России процесс приватизации явился созданием самого института частной собственности.

Основными методами продаж являются аукционы и коммерческие конкурсы с инвестиционными и социальными условиями. Это означает, что право владения объектом будет переходить к покупателям после выполнения инвестиционных и социальных обязательств в отношении объекта приватизации, принятых ими на себя по результатам коммерческих конкурсов.

Инвестиционные обязательства могут заключаться в осуществлении мероприятий по реконструкции объекта, приобретению оборудования определенных видов, модернизации и расширению производства.

Социальные обязательства предусматривают сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных мест, переподготовку или повышение квалификации работников, сохранение существующих систем охраны труда и здоровья работников, ограничения на изменение профиля деятельности объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания или на прекращение их использования, а также на реализацию мероприятий по охране окружающей среды.

Разгосударствление госсобственности в ПМР началось с созданием первых арендных предприятий с 1980 г. Сначала они создавались в мебельной промышленности. С 1992 г. стали создаваться АО, особенно они распространялись в электротехнической и легкой промышленности (ЗАО «Молдавкабель», «Тиротекс», «Электромаш»). К 2002 г. началась денежная приватизация собственности. В числе первых выкупленных предприятий «Молдавкабель», «Молдавский металлургический завод». Процесс разгосударствления и приватизации в ПМР объектов госсобственности регулируется Законами ПМР «О разгосударствлении и приватизации», «О собственности» и направлен на:

1. максимальную мобилизацию финансовых ресурсов;

2. рациональное их использование для развития приоритетных отраслей хозяйства и укрепления экономики ПМР;

3. создание многообразных форм собственности;

4. создание условий для свободной предпринимательской деятельности;

5. формирование эффективной социально-ориентированной рыночной экономики.

Для проведения приватизации в ПМР были созданы следующие органы:

· Комиссия по приватизации при Министерстве экономики

· Комиссия по приватизации при Государственной администрации

В Законе «О разгосударствлении и приватизации» определены следующие способы приватизации:

· продажа предприятий по конкурсу

· продажа предприятий на аукционе

· продажа долей, акций предприятия

· выкуп имущества предприятием

Решение о выборе способа приватизации малых объектов и формы платежа принимает глава Госадминистрации по результатам работы комиссии по приватизации, с учетом мнения трудового коллектива приватизируемого предприятия, отраслевых особенностей объекта приватизации, мнения приватизационной комиссии, оценки уставного капитала предприятия и его социально-экономического значения. Президент принимает решения о приватизации стратегически важных объектов, во всех остальных случаях – Верховный Совет. Приватизация предприятий осуществляется по индивидуальным проектам с обязательным выполнением инвестиционных условий (сохранения профиля предприятий, осуществление инвестиций на модернизацию, сохранение численности персонала, погашение кредиторской задолженности, обеспечение рынков сырья). Доход от приватизации поступает в Республиканский бюджет ПМР, Фонды экономического и социального развития ПМР, которые функционируют с 2005 г .

К настоящему времени в ПМР приватизировано более 140 объектов госсобственности, среди них ЗАО «Тиротекс», ЗАО «Молдавская ГРЭС», ЗАО «Обувная фирма «Тигина»», ГУП «Прибор», ЗАО «Тираспольский мясокомбинат», Одема, ГУП «Тираспольский завод литейных машин им. Кирова» и др.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.