Здавалка
Главная | Обратная связь

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.



Семинарское занятие – форма группового обучения, применяемая для коллективной проработки тем учебной дисциплины, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки.

Семинар решает следующие задачи:

помогает студентам овладеть научной терминологией, свободно оперировать ею;

способствует углублению, закреплению и полному усвоению материала, полученного на лекции и в результате самостоятельной работы с литературой и другими источниками;

учит студента использовать знания, полученные на лекциях, и материалы научных исследователей;

формирует научное мировоззрение, общую культуру и профессиональное мастерство, твердые личные убеждения;

контролирует содержание, глубину и систематичность самостоятельной работы студента и дает возможность оценить сильные и слабые стороны в подготовке студента.

Семинарское занятие проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов с коллегиальным поиском ответов на них. Вид проведения семинара определяется содержанием темы, характером рекомендуемых по ней источников, уровнем подготовки студентов данной группы, их специальностью. Наиболее распространенным видом проведения семинарских занятий является развернутая беседа. Данный вид предполагает подготовку студентов по всем вопросам семинара с единым для группы перечнем рекомендованной литературы; выступления студентов (по их желанию или же по вызову преподавателя); обсуждение выступлений, выступление и заключение преподавателя по отдельным вопросам и семинару в целом. Развернутая беседа не исключает возможности заслушивания сообщений отдельных студентов, получивших от преподавателя предварительное задание по тем или иным дополнительным вопросам. Такие сообщения дополняют обсуждение стоящих в плане вопросов.

Другим видом семинарского занятия является система докладов. Преподаватель сам или по желанию студентов назначает докладчиков, содокладчиков, оппонентов. Доклады должны носить характер краткого, но аргументированного сообщения по определенной проблеме, в котором раскрывается ее теоретическое и практическое значение, содержится критика антинаучных толкований данной проблемы. Темы докладов могут полностью совпадать с формулировкой вопроса в плане семинарского занятия или отражать одну из сторон. Нередко практикуются доклады и сообщения по какой-либо литературной новинке.

Круглый стол – это вид семинарского занятия, который предполагает обсуждение вопросов, возникающих в теории и практике. Как правило, это спорные вопросы, имеющие практическую значимость для правовой деятельности и несомненный теоретический интерес. Студенты, заранее выбравшие какой-либо аспект темы, готовят выступления. При подготовке рекомендуется использовать дополнительную литературу (см. список рекомендованной литературы к соответствующему разделу курса). Поскольку в обсуждении должны участвовать все студенты группы, преподаватель предлагает всем заранее познакомиться с наиболее интересными для данной темы материалами. Ведущий – преподаватель или студент – дает каждому выступающему от 7 до 15 минут для доклада. Регламент для вопросов – 5-7 минут. После запланированных выступлений важно предоставить возможность высказаться всем желающим. В заключительной части круглого стола преподаватель подводит итог. Суть семинара-пресс-конференции заключается в том, что преподаватель поручает нескольким студентам подготовку докладов по каждому пункту плана предстоящего семинара. На очередном занятии после краткого выступления руководитель семинара предоставляет по-своему выбору слово для доклада одному из готовившихся студентов. Время доклада 10 минут. Затем каждый студент задает докладчику один вопрос. Вопросы и ответы на них составляют центральную часть семинара. Отсюда и его название: семинар – пресс-конференция.

При этом подразумевается, что для формулировки вопроса студент должен иметь определенные знания по теме, предварительно изучить соответствующие нормативно-правовые акты и литературу. Характер вопросов определяется глубиной самостоятельной работы. Отвечает на вопросы сначала докладчик. Если преподаватель считает ответ недостаточным, он предоставляет возможность высказать свое мнение по вопросу другим студентам, а затем дополняет сказанное и вносит нужные коррективы.

Деловые игры – это игры с использованием юридических процедур (например, парламентские представительного органа муниципального образования и другие). Студенты предварительно должны изучить соответствующие положения нормативно-правовых актов, ознакомится со специальной юридической литературой, публикациями в периодической печати. Студенты распределяют между собой роли. В ходе деловой игры проводится анализ проблем, составляются рекомендации или принимаются решения. В планы семинаров включаются подготовка рефератов. На выступление отводится 10-15 минут.

Успех семинара зависит от качества подготовки к нему. Учебно-методической базой для подготовки студентов к семинарам служат конспекты, а также специальная юридическая литература. Готовясь к семинарам, студенты должны продумать круг вопросов, подлежащих обсуждении на занятии, сделать выписки из необходимых нормативных актов, законспектировать по теме семинара основные положения работ из числа рекомендованной литературы (об этом подробнее смотри в разделе самостоятельная работа студентов), составить текст своих выступлений. Работа над текстом выступления начинается с продумывания его структуры. Это облегчает студенту понимание внутренней логики проблемы, поможет лучше ориентироваться при изучении рекомендованной литературы. Неплохо, если студент начинает свое выступление с плана. В определенной ситуации, студенту можно рекомендовать остановиться лишь на одном или двух пункта его плана. Немалое значение имеет и требования регламента к выступления. Это приучает к лаконизму, умению отбирать наиболее существенное, по дисциплине мысли. Монотонное чтение конспекта лекции или учебника не приветствуется. Слушающим выступление студентам рекомендуется делать заметки, фиксировать собственные мысли и замечания, а по окончанию выступления задавать вопросы и участвовать в дискуссии.

Предлагаемые в учебно-методическом комплексе планы семинарских занятий носят рекомендательный характер. Они могут уточняться руководителями занятий.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.