Здавалка
Главная | Обратная связь

Подведомственность гражданских дел: критерии, правила определения.



Общие принципы определения подведомственности:

· Характер отношения, из которого возникает обращение в соответствующий орган.Заключается в содержании материальных отношений, отражение которых в заявлении влечет его отнесение к компетенции конкретного органа или лица. В ст.22 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены экономические споры. В п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ к подведомственности судов общей юрисдикции отнесены заявления о реализации трудовых прав;

· Субъектный состав отношений, из которых возникает обращение в юрисдикционный орган.В ст.22 АПК РФ в качестве субъектов отношений, из которых может возникнуть обращение в арбитражный суд, указаны юридические лица и граждане, осуществляющие ППД без образования юридического лица и имеющие статус ИП, приобретенный в установленном законом порядке. В ст.2,22 ГПК РФ в качестве субъектов, обращающихся в суд общей юрисдикции, указаны граждане, не обладающие статусом ИП;

· Бесспорность заявления или наличие спора.В соответствии со ст.21-23 СК РФ супруги, не имеющие детей, по взаимному согласию могут расторгнуть брак в органах ЗАГСа. В этом случае, свойством, позволяющим отнести заявление к компетенции органа ЗАГСа, является бесспорность заявления о расторжении брака. наличие спора является свойством заявления о расторжении брака, которое относит его разрешение к ведению судов общей юрисдикции;

· Наличие договора между сторонами спора о его передаче на рассмотрение конкретного органа.Соглашение сторон спора об определении подведомственности должно соответствовать закону, например, соглашением сторон спора не может быть изменена исключительная подведомственность;

· Характер правового акта, т.е. его нормативный или ненормативный характер.Заявления об обжаловании нормативных актов относятся к подведомственности судебных органов, ненормативные акты могут быть обжалованы в административном порядке, например, в вышестоящий орган;

· Определение подведомственности заявления в зависимости от того, НПА какого органа обжалуется.В соответствии со ст.3 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» НПА СФ,ГД могут быть обжалованы на предмет их соответствия Конституции РФ в Конституционный суд РФ. Подзаконные НПА, т.е. принятые органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, на предмет их соответствия ФЗ могут быть обжалованы в соответствующий суд.

Определение подведомственности на основании ч.2 ст.22 ГПК РФ происходит в два этапа. На первом этапесудья должен решить вопрос о возможности или невозможности выделения требований, относящихся исходя из рассмотренных принципов к подведомственности арбитражных судов. На втором -должен быть решен вопрос о том, какие требования будет рассматривать суд общей юрисдикции, исходя из решения о возможности или невозможности разделения заявленных в суде общей юрисдикции требований. Выделения требований, относящихся к подведомственности арбитражного суда, позволяет суду общей юрисдикции рассматривать только часть заявления, относящуюся к его подведомственности. В этом случае с выделенной частью требований заинтересованный участник гражданского процесса может обратиться в арбитражный суд. В тех случаях, когда разделение заявленных в суде общей юрисдикции требований невозможно, заявление в полном объеме, в том числе части, относящейся к подведомственности арбитражных судов, должно быть рассмотрено и разрешено по существу в суде общей юрисдикции.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.