Здавалка
Главная | Обратная связь

Характеристика дисциплины



Учебная дисциплина предназначена для освоения одной из важнейших отраслей – экологии, применение знаний, сельском хозяйстве, биотехнологии, промышленном производстве, народном хозяйстве и других сферах деятельности человека.

Цель изучения дисциплины

Формирование ответственного бережного отношения студентов к окружающей среде и своему здоровью. Такой подход позволит будущим специалистам с высшим образованием принимать экологически грамотные решения и тем самым способствовать устойчивому развитию биосферы.

Задачи курса:

· Изучить основные закономерности функционирования живых организмов экосистем различного уровня организации биосферы в целом их устойчивости.

· Сформировать знания об основных закономерностях взаимодействия компонентов биосферы и экологических последствиях хозяйственной деятельности человека особенно в условиях интенсификации природопользования.

· сформировать у студентов широкий комплексный объективный и творческий подход к обсуждению наиболее острых и сложных проблем экологии охраны окружающей среды и устойчивого развития

· сформировать современные представления о концепциях стратегиях и практических занятиях устойчивого развития в различных странах и Казахстана.

· Дать студентам знание основных экологических категорий и понятии, размеров экологического кризиса и путях выхода из него, представление о природоохранных мероприятиях.

 

 


 

Тематический план лекций

№ п/п Темы и их объем в часах Контрольные вопросы Цели и задачи занятий Проблемные вопросы
Определение понятия «Устойчивое развитие» и роль экологии в реализации концепции Устойчивого развития(1 час) Ознакомить с задачей экологии, с какими науками она связана, разделы экологии аутэкология демэкология синэкология глобальная экология. Основные понятия экологии. Цель и задачи экологии. История развития экологии. Понятие об устойчивом развитии.
Экология особи-аутэкология (1 час) Рассмотреть законы экологии, ознакомиться с экологическими факторами Уровни организации живых ситем. Организм и условия его обитания. Экологические факторы и их классификация. Специфические особенности действия анетропогенного фактора. Закон минимума Либиха. Закон толерантности Шелфорда. Диапазон толерантности. Стенобионтные и эвриобионтные организмы. Экологическое значение основных абиотических факторов в жизнедеятельности организмов. Экологическая емкость среды.
Экология популяций (1 час) Определить регуляцию численности популяций. Факторы зависимые и независимые от плотности популяций. Понятие о популяции. Статистические характеристики популяций. Динамические характеристики популяций. Регуляция численности популяции. Факторы, зависимые и независимые от плотности популяции.
Экология сообществ синэкология . (1 час) Выявить отличия биоценоза, биогеоценоза, экосистемы. Понятие о биоценозе. Понятие экосистемы. Концепция экосистемы. Гомеостаз экосистемы.
Основные формы межвидовых связей в экосистеме. (1 час) Дать представление о том что межвидовая конкуренция один из основных механизмов поддержания видовой структуры сообщества. Формы межвидовых связей (нейтрализм комменсализм протокоперация мутуализм хищнечество паразитизм) Принцип конкуретногто исключения Г.Ф. Гаузе. Правила 1% и 10 % энергии Линдемана. Поток энергии и круговорот химических элементов в экосистеме.
Трофическая структура биоценоза Рассмотреть как работают пищевые цепи и трофические уровни в экосистеме. Пищевые цепи и трофические уровни в экосистеме. Экологические пирамиды (численности биомассы и энергии). Естественное развитие экосистем; первичная и вторичная. Целостность и устойчивость экосистем.
7-8 Биосфера и ее устойчивость (2 часа) Изучение свойств биосферы, концепции ноосферы. Формирование концепции биосферы. Эволюция биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Концепция живого вещаства. Выявление глобальной роли живого вещества. Концепция антропогенного воздействия как мощного геологического и геохимического фактора. Основные биохимические законы В.И. Вернадского. Современная биосфера. Рост производства и нагрузки на окружающую среду.
Концепция Устойчивого развития (1 час) Рассмотреть пути Устойчивого развитие   История возникновения понятия Устойчивое развитие. Факторы Устойчивого развития. Уровни Устойчивого развития. Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития. Деятельность международных организаций по научной разработке теории устойчивого развития.
Природные ресурсы и их рациональное природопользование как один из аспектов устойчивого развития (1 час) Охарактеризовать природные ресурсы Земли: литосферы гидросферы атмосферы. Рассмотреть виды природных ресурсов, причины их неравномерного распределения. Оптимизация окружающей среды как теоретическая основа рационального природопользования. Классификация природных ресурсов; исчерпаемые неисчерпаемые возобновимые и невозобновимые. Охрана природы. Рациональное природопользование малоотходные и безотходные технологии. Использование альтернативных экологически чистых источников энергии как компоненты устойчивого развития экосистем и общества.
Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере. (1 час) Получить представления о дифференциации антропогенной нагрузки на окружающую среду в зависимости от типа цивилизации на различных ступенях ее развития. Дифференциация антропогенной нагрузки на окружающую среду в зависимости от типа цивилизации на различных ступенях развития. Роль природы в становлении и развитии человеческого общества. История взаимодействия природы и общества: основные этапы (биогенный аграрный промышленный информационный)
12-13 Глобальные экологические проблемы современности (2 часа) Выявить причины и последствия глобальных проблем. Проблемы загрязнения атмосферы Изменение климата. Разрушение озонового слоя. Кислотные дожди. Опустынивание. Сокращение биоразнообразия. Загрязнение мирового океана, причины их возникновения и последствия. Экологические проблемы, связанные с интенсификацией сельского хозяйства и промышленности. Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды и их экологические последствия.
Социально экологические проблемы современности и устойчивое развитие (1 час) Рассмотреть социально-экологическим кризисом и устойчивым развитием Социально-экологический кризис и устойчивое развитие. Факторы влияющие на рождаемость. Рост населения и изменения его качества. Бедность и неэквивалентность распределения доходов. Проблемы энергетического кризиса и пути их решения.
15-16 Социально экологические проблемы современности и устойчивое развитие (2 часа) Рассмотреть с социально-экологическим кризисом и устойчивым развитием Мировая продовольственная проблема и пути решения. Ресурсный кризис, причины и последствия, пути решения. Изменение генофонда возрастание общей агрессивности среды. Войны и терроризм. Военно-промышленный комплекс и среда обитания.
Охрана природы и устойчивое развитие. (1 час) Ознакомить с принципами и методами охраны окружающей среды Принципы и методы охраны окружающей среды. Заповедные территории как одна из форм охраны окружающей среды. Охрана генетического разнообразия. Биосферные резерваты. Разработка основ рационального природопользования и охраны окружающей среды как необходимого условия перехода к устойчивому развитию. Красная книга и ее роль в сохранении биоразнообразия. Роль экологического образования и просвещения в обеспечении устойчивого развития человечества.
Актуальные экологические проблемы устойчивого развития Республики Казахстан. (1 час) Ознакомить с процессами дестабилизации природной среды в РК причины и следствия. Проблемы дестабилизации природной среды в РК, причины и следствия. Социально-экологические проблемы Приаралья. Семипалатинский ядерный и другие полигоны на территории РК. Антиядерное движение Невада-Семей.
Методы и критерии оценки окружающей среды. (1 час) Ознакомить с понятием и методами экологического мониторинга. Методы и критерии оценки состояния окружающей среды. Экологический мониторинг принципы его организации. Законодательство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды.
Обеспечение Устойчивого развития Республики Казахстан. (1 час) Ознакомить с Устойчивым развития Республики Казахстан Экологическое образование и воспитание Обеспечение Устойчивого развития Республики Казахстан населения РК. Стратегии устойчивого развития и механизмы обеспечения устойчивого развития.
  Всего   20 часов

Тематический план семинарских занятий

«№ Темы и их объем в часах Устный опрос, Решение задач, проблемных вопросов Письменный опрос (тестовый опрос, контрольные работы, работа по карточкам, доклады, сообщения, рефераты, дом. задания и др.виды); Применение современных методов обучения, использование инновационных технологий в учебном процессе Изучение учебно-монографической литературы
Основные понятия экологии. Структура и методы экологии. (1 час) Цели и задачи экологии, классификация экологических наук, где используются достижения экологии, история развития науки экология. Модель устойчивого общества его признаки и принципы функционирования     Подготовить картотеку по дисциплине «экология и устойчивое развитие» Использование интернет Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006  
Жизнь на Земле. Теории возникновения жизни на Земле Основные теории возникновения жизни на Земле. Идея самопроизвольного происхождения. Идея происхождения жизни по принципу «живое – от живого». Идея космического происхождения жизни. Гипотеза А. И. Опарина. Современные концепции происхождения жизни. Круглый стол. Использование интернет Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006    
    Основные среды жизни и их характеристики Среда обитания. Экологические факторы. Рассмотреть классификацию экологических факторов по Ю. Одуму. Основные представления об адаптациях. Лимитирующие факторы. Влияние температуры на организмы. Свет и его роль в жизни организмов. Вода в жизни оргпнизмов. Круглый стол. Использование интернет Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006    
    Популяция как форма существования вида и ее основные критерии Статистические показатели. Динамические показатели. Продолжительность жизни. Экологические стратегии выживания. Регуляция плотности популяции. Работа с карточками. Устный опрос. Работа с тестами. Работа в малых группах. Использование интернет   Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006    
Агрессивное поведение и его рль в организации сообществ млекопитающих Изучить причины и закономерности проявления агрессии. Можно ли построить идеальное общество, где все равны и нет злобы, зависти и войн. Роль агрессии в нашей жизни, а также в жизни животных. Подготовить сообщение . Круглый стол. Использование интернет Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006    
Альтернативные источники энергии. (Грани нетрадиционной энергетики) 1. Грани нетрадиционной энергетики. 2. Грани солнечной энергетики: 3. Фотонный кнут 4. Промышленный фотосинтез. 5. Электростанции на орбите, а еще лучше на луне. 6. Ветроэнергетика: пожиратель ветра Круглый стол. Подготовить сообщения Использование интернет Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006    
Учет и утилизация отходов. 1. Понятие об отходах и их классификация 2. Хранение отходов .3 . Выбор места размещения хранилищ . 4 Использование промышленных отходов в качестве заполнителя при рекультивации карьеров 5. Размещение радиоактивных отходов 6.Требования безопасности при организации хранилищ 7. Перспективные способы повышения экологической безопасности промышленности.9 Утилизация твердых отходов различного происхождения Подготовить сообщение. Круглый стол Использование интернет Горелов А.А. Экология. 2002   Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006    
  Проблема озона 1. Что такое озон и его движение в атмосфере. 2. Что приводит к разрушению озонового слоя. 3. Методы по защите озонового слоя Подготовить сообщение. Круглый стол Использование интернет- Хван Т.А. Промышленная экология: учеб. Пособие. 320с. Р.н/Д. 2003.   Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006  
Нетрадиционные возобновимые источники нергии 1 .Энергия Солнца 2.Гелиоустановки на широте 60° 3.Гелиомобиль сегодня 4.Преобразователи солнечной энергии. 5.Концентраторы солнечного света. 6.Ветровая энергия.. Конспект, сообщения, тестовый опрос, работа по карточкам Использование интернет- Хван Т.А. Промышленная экология: учеб. Пособие. 320с. Р.н/Д. 2003.   Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006  
Почвы их происхождении, свойства и их роль в жизни. (1 час) 1. Введение 2. Факторы и условия почвообразования . Почвообразующие породы . Климат и почвообразование . Значение рельефа в почвообразовании . Роль организмов в почвообразовании 3. Химические и физические свойства почв Поглотительная способность почв . Химические свойства . Физические свойства 4. Водные свойства почв . Влажность почвы . Влагоемкость почв . Водный режим и водный баланс почвы. 5. Тепловые свойства и тепловой режим почв 6. Плодородие почв . Категории плодородия . Динамика плодородия Конспект, подготовить сообщения, тестовый опрос, контрольная работа, работа по карточкам Использование интернет- Хван Т.А. Промышленная экология: учеб. Пособие. 320с. Р.н/Д. 2003.   Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006  
  Всего       10 ч.

 

 

Тематический план лабораторных занятий

«№ Темы и их объем в часах Устный опрос, Решение задач, проблемных вопросов Письменный опрос (тестовый опрос, контрольные работы, работа по карточкам, доклады, сообщения, рефераты, дом. задания и др.виды); Применение современных методов обучения, использование инновационных технологий в учебном процессе Изучение учебно-монографической литературы
  Биотические сообщества. Лабораторная работа № 1 Видовая структура биоценоза. Нарисовать схему консорции дерева. Пространственная структура биоценоза. Нарисовать схему лесного биоценоза. Экологическая ниша. Взаимоотношения организмов в биоценозе. Нарисовать схему копытных зверей по ярусам питания. Работа с карточками. Работа с тестами. Устный опрос. Использование интернет Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006    
  Экологические системы. Лабораторная работа № 2 Нарисовать схему переноса вещества и энергии. Концепция экосистемы. Нарисовать схему пищевой цепи в озере. Нарисовать схему пищевой взаимосвязи организмов в экосистеме. Принцип биологического накопления. Экологические пирамиды. Цикличность экосистемы. Экологическая сукцессия. Сукцессионные процессы и климакс. тестовый опрос, работа по карточкам. Использование интернет Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006    
  Биосфера – глобальная экосистема Земли Лабораторная работа №3 Биосфера –как оболочка земли. Состав и границы биосферы. Живое вещество. Нарисовать схему распределения живых организмов в биосфере. Круговорот веществ в природе. Малый круговорот веществ. Большой круговорот веществ. Биохимические циклы углерода, азота, и кислорода. Биохимические циклы фосфора и серы. Работа с карточками. Работа с тестами. Устный опрос. Использование интернет Горелов А.А. Экология. 2002   Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006    
  итого       3 часа

 

График проведения и содержание СРСП

 

 

Название темы Содержа-ние задания по теме Рекомен-дуемая литера-тура Форма прове-дения СРСП Неделя прове-дения СРСП и объем часов
Природа моего края (2 часа) Подготовить презентацию по теме. Вронский В.А. Экология. словарь-справочник. 2002.   Акимова Т.А. Экономика природы и человека. 2006   Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Подготовить презентацию. 1 неделя 2час
Экологизация общественного сознания (2 часа) Антропоцентризм и экоцентризм. Формирование нового экологического сознания Вронский В.А. Экология. словарь-справочник. 2002.   Акимова Т.А. Экономика природы и человека. 2006   Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Работа в малых группах. Подготовить сообщения. Устный ответ. 2 неделя 2 часа
Состояние энергетики Казахстана (2 часа) Цель занятия: . представить сегодняшнее техничесое состояние энергетики, . состояние гидроэнергетичесикх ресурсов . состояние атомной энергетики . научно-технический прогресс в электроэнергетике . производство и потребление электороэнергии. А также современное состояние топливно- энергетического комплекса, производство электроэнергии, и развитие Казахстанской энергетики. Гирусов Э.В.и др. Экология и экономика природопользования. 1998.   Глухов В.В. и др. Экономические основы экологии. 2003.   Давыдова С.Л. Нефть как топливный ресурс и загрязнитель окружающей среды. Учеб. Пособие. 2004. Презентация 3 неделя (2 часа)
Автотранспорт и экология города (2 часа) 1 Факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека и окружающую среду. 2 Выбросы от автотранспорта в атмосферу. 3 Вредные вещества, загрязняющие атмосферу. 4.Распространение и трансформация автомобильных выбросов. 5 Влияние вредных веществ на организм. 6 Энергетическое загрязнение. 7. Шумовое воздействие . 8 Вибрации. 9 Электромагнитные излучения. 10 Автокатастрофы Вронский В.А. Экология. словарь-справочник. 2002.   Акимова Т.А. Экономика природы и человека. 2006   Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Круглый стол. Подготовить сообщения к круглому столу.   4 неделя (2 часа)
Международное сотрудничество в области экологии (2 часа) Международные объекты охраны окружающей среды. Международная экологическая конференция 1972 г. Экологические Саммиты 1992. 2002 гг.. Вронский В.А. Экология. словарь-справочник. 2002.   Акимова Т.А. Экономика природы и человека. 2006   Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Подготовить сообщения. Работа в группах. 5 неделя (2 часа)
Заповедные территории Республики Казахстан (2 часа) Заповедники, Национальные парки, Заказники Казахстана Иващенко А.А. Қазақстанның қорықтары мен ұлттық бақтару / альбом. 2006   Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет.     Выбрать один природный объект исследования и подготовить презентацию. (Подробно описать фауну и флору) 6 неделя (2 часа)
Основополагающая роль учения о ноосфере В.И. Вернадского в разработке концепции Устойчивого развития (2 часа) Ноосфера утопия или реальность. Признаки ноосферы. Переход биосферы в ноосферу. Основополагающая роль учения о ноосфере В.И. Вернадского в разработке концепции Устойчивого развития Горелов А.А. Экология. 2002   Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Дискуссия. Подготовить сообщения. 7 неделя 2 часа
Парниковый эффект (2 часа) 1. Сущность парникового эффекта 2. Последствия парникового эффекта 3. Экологическое прогнозирование 4. Пути снижения воздействия парникового эффекта на состояние климата Земли Климаттың өзгеруі және адамның дамуы тұрғысынан оның Қазақстанның дамуына әсері: адам дамуы туралы есеп. 136б. Аст. 2008   Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Подготовить презентацию. Работа в малых группах. 8 неделя 2 часа
Экологические проблемы Казахстана (2 часа) Проблема Арала и Каспия, Балхаша, Иртыша. Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Подготовить презентацию. Работа в малых группах. 9 неделя 2 часа
Поблема опустынивания (2 часа) Опустынивание в Казахстане Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Подготовить презентацию. Работа в малых группах. 10 неделя 2 часа

 

Биологическое разнообразие растительного и животного мира Казахстана (2 часа) Биологическое разнообразие растительного и животного мира Казахстана. Иващенко А.А. Қазақстанның қорықтары мен ұлттық бақтару / альбом. 2006   Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Необходимо выбрать один вид растения или животного и подготовить презентацию . Работа в малых группах. 11 неделя (2 часа)
Экологический мониторинг (2 часа) Цель мониторинга. Объекты мониторинга. Уровни мониторинга. Органы уполномоченные проводить мониторинг. Охрана окружающей среды. Сборник норм. Актов. 2004.   Экология. словарь-справочник. 2002.   Экологическая экспертиза / Питулько В.М. 2004 Подготовить сообщения, 12 неделя 2 часа
Красная книга 1. Создание и ведение Красных книг.2 Красная книга Международного Союза Охраны Природы. 3 Красные книги СССР и СНГ. 4. Красная Казахстана Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Подготовить презентацию. Работа в малых группах. 13 неделя (2 часа)
Проблема лесов. обезлесевание (2 часа) 1. Что такое лес? 2. Причины и последствия сокращения лесов. 3. Охрана и восстановление лесов. Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Подготовить презентацию 14 неделя (2 часа)
Киотский протокол Суть и цели данного документа. История его составления и подписания странами мирового сообщества. Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Подготовить презентацию. Работа в малых группах. 15 неделя (2 часа)
  всего       30 часов

График проведения и содержание СРС

Название темы Содержание задания по теме Рекомендуемая литература Форма контро-ля Сроки сдачи /неделя и объем часов/
1. Антропогенное воздействие 1. Современное состояние природной среды. 2. Атмосфера - внешняя оболочка биосферы. Загрязнение атмосферы. 3 Влияние человека на растительный и животный мир. 4. Радиоактивное загрязнение биосферы.   Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Обсуждение рефератов 1 неделя 2час
2. Загрязнение атмосферы Загрязнение атмосферного воздуха. Основные источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы. Подготовить таблицу о последствиях воздействия на организм вредных веществ на примере:
Вредные вещества Последствия на организм человека
Оксид углерода Припятствует абсорбированию кровью и кислорода…….

 

 

Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы. Возможное потепление климата. Нарушение озонового слоя. Кислотные дожди.

Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Обсуждение рефератов 2 неделя 2 часа
3. Загрязение гидросферы Загрязнение гидросферы. Заполните таблицу:
Химические загрязнители Биологические загрязнители Физические загрязн ители
??? ??? ???

 

Экологические последствия загрязнения литосферы. Истощение подземных и поверхностных вод.

Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Обсуждение рефератов 3 неделя (2 часа)
4. Химическое загрязнение среды промышленностью Химическое загрязнение атмосферы а) Основные загрязняющие вещества б) Аэрозольное загрязнение в) Фотохимический туман (смог) г) Контроль за выбросами загрязнений в атмосферу (ПДК) Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Обсуждение рефератов 4 неделя (2 часа)
5. Химическое загрязнение среды промышленностью Загрязнение почвы а) Пестициды, как загрязняющий фактор б) Кислотные дожди Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Обсуждение рефератов 5 неделя (2 часа)
6. . Химическое загрязнение среды промышленностью Химическое загрязнение природных вод а) Неорганическое загрязнение б) Органическое загрязнение 4. Загрязнение Мирового океана а) Нефть б) Пестициды в) СПАВ г) Канцерогены д) Тяжелые металлы е) Сброс отходов в море (дампинг) ж) Тепловое загрязнение Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Обсуждение рефератов 6 неделя (2 часа)
7. Загрязнение литосферы. Защита литосферы Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Обсуждение рефератов 7 неделя 2 часа
8. Биологическое разнообразие растительного и животного мира. Особоохраняемые природные объекты.(заповедники, заказники, национальные парки) Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Обсуждение рефератов 8 неделя 2 часа
9. Экологическая ситуация и здоровье населения. Экологические последствия использования пестицидов Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Обсуждение рефератов 9 неделя 2 часа
Биотические взаимодействия организмов.   Типы экологических взаимодействий. Конкуренция. Хищничество. Паразитизм.   Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Обсуждение рефератов 10 неделя 2 часа
Проблемы мирового океана 1) Вода 2) Вода - основа жизни на Земле. 3) Что такое Мировой океан. II) Проблемы. 1) Использование океанских недр. 2) Истребление морских животных. 3) Экологическое загрязнение. 4) Утечка нефти. 5) Загрязнение океана неорганическими веществами. 6) Радиоактивное загрязнение Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Обсуждение рефератов 11 неделя (2 часа)
Нефтяная промышленность 1. Нефть. 1. Что такое нефть? Горючие породы. 2. Как образуется нефть? Осадочные бассейны – родина нефти. Современный взгляд на образование нефти. 3. Нефть – пища века. Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Обсуждение рефератов 12 неделя 2 часа
Невозобновимые ресусы Невозобновимые минеральные ресурсы и невозобновимые энергетические ресурсы. Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Обсуждение рефератов 13 неделя (2 часа)
Проблемы «третьего мира». Преодоление отсталости-актуальная проблема устойчивого развития   Проблемы «третьего мира». Преодоление отсталости-актуальная проблема устойчивого развития Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Обсуждение рефератов 14 неделя (2 часа)
Зеленые насаждения Астаны 1. Значение зеленых насаждений. 2. Зеленые массивы Астаны. 3. Современное состояние зеленых насаждений. Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006   Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.   Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006   Интернет. Обсуждение рефератов 15 неделя (2 часа)
  Всего       30 часов

 

 


Список литературы

Основная

 

  1. Рейсмерс Н.Ф. Экология (Теория, законы, правила, принципы, и гипотезы) – М «Россия Молодая», 1994 г.
  2. Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006
  3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006

 

  1. Шилов И.А. Экология – М, Высшая школа, 2000 г
  2. Тарасов А.О.Экология и охрана природы.-М.,1990
  3. Радкевич В.А. Экология. Минск, Высшая школа, 1997 г.
  4. Муравей Л.А. Экология и безопасность жизнедеятельности. М, ЮНИТИ, 2000 г.
  5. Мусина У.Ш. Теоритические основы охраны окружающей среды. Учебное пособие. Алматы КазНТУ, 2000 г.
  6. Сагимбаев Г.К. Экология и экономика –Алматы, 1997 г.
  7. Вронский В.А. Прикладная экология, учеб. пособие. – Ростов на Дону
  8. Будько М.И. Глобальная экология. – М. Мысль, 1997 г.
  9. Чигаркин А.В. Геоэкология Казахстана – Алматы, Санат, 1995 г.

11. Экология.Учебник. Изд.2 – е / В.Н.Большаков, В.В.Колач и др./. М. 2005.

12. Колесников С.И. Эклогические основы природопользования. Ростов -на –Дону, 2009.

 

Дополнительная

1. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек, Учебное пособие. - М.,1998

2. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. - С-П.,1996

3. Экологический терминологический словарь. – Алматы издательство Рауан, 200 г.

4. Проблемы экологии в Казахстане. Министерство экологии и биоресурсов РК, Программа развития ООН, Алматы 1997.

5. Сборник докладов и тезисов научно-практического семинара. Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение Природоохранной деятельности. М.: НИА-Природа, 2000. – 118 с.

6. Антропогенный антибиоз (экологический паразитизм, хищничество, подавление). М., РЭФИА, 2000. – 50 с.

7. Как спасти современный мир от экологической катастрофы. М.: НИА-Природа и РЭФИА, 2000. – 64 с.

8. Экология, экономика, социум: состояние, тенденции, перспективы. М.: РЭФИА, НИА-Природа, 2002. – 302 с.

9. Принципы экологического управления в экономике малого бизнеса. М.: РЭФИА, НИА-Природа, 2002. – 192 с.

10. Географические открытия земли: история и перспективы. М.: НИА-Природа, 2002. – 144 с.

11. Женщины – почвоведы. М.: НИА-Природа, 2003. – 440 с.

12. Природопользование при скважинной гидродобыче богатых железных руд. М.: НИА-Природа, 2001. – 384 с.

13. Экополис – город будущего. М.: Москва 2001. – 210 с.

14. Охрана окружающей среды. Сборник норм. Актов. 2004.

15. Экология. словарь-справочник. 2002.

16. Экологическая экспертиза / Питулько В.М. 2004

17. Интернет.

 

 

Глоссарий

Абиотическая среда (от греч. «а» и «bioticos»- живой) – совокупность неорганических условий обитания организмов.

Автотрофы (от греч. «autos» - сам, «trophe» - питание) – организмы, способные питаться неорганическими соединениями.

Адаптация (от греч. «adapto» - прилаживаю) – приспособление строения и функций организма к условиям существования.

Аменсализм – форма взаимодействия, при которой одна популяция подавляет другую, но сама не испытывает отрицательного влияния.

Антропогенный – вызванный человеческой деятельностью, связанный с деятельностью человека.

Антропоцентризм (от греч. «anthropos» - человек, «kenton» - центр) – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель мироздания.

Ареал(от греч. «area» - площадь) – область распространения данного таксона (вид, род, семейство) в природе.

Аутэкология– раздел экологии, изучающий взаимодействие отдельных организмов и видов со средой обитания.

Биогеохимические циклы – круговороты веществ; обмен веществом и энергией между различными компонентами биосферы, обусловленный жизнедеятельностью организмов и носящий циклический характер.

Биогеоценоз – экологическая система, которая включает сообщества разных видов в определенных геологических условиях.

Биологическая разнообразие – количество живых организмов, видов и экосистем.

Биомасса– суммарная масса особей вида, группы видов, отнесенная к площади или объему местообитания.

Биосфера (от греч. «bios» - жизни, «sphire» - шар) – оболочка Земли, в которой живое взаимодействует с неживым.

Биотоп– пространство, которое занимает биоценоз.

Биоценоз(от греч. «bios» - жизнь, «koinos» общий) – совокупность популяций, приспособленных к совместному обитанию на данной территории.

Вид – естественная биологическая единица, всех членов которой связывает участие в общем генофонде.

Гербициды – химические веществ, используемые для борьбы с растениями – вредителями сельского хозяйства.

Гетеротрофы (от греч. «heteros» - иной, «trophe» - питание) – организмы, питающиеся растениями и животными.

Глобальный (от греч. «globus» - шар) – охватывающий всю Землю.

Гуманизм (от греч. «humanus» человечный) – мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности.

Деградация (от фр. «degradation» - ступень) – ухудшение состояния, утрата качеств.

Демография (от греч. «demos» - народ, «grapho» - пишу) наука о народонаселении.

Дефолианты – химические вещества, вызывающие опадение листьев растений.

Дивергенция– усиление различий между близкородственными видами.

Живое вещество – совокупность всех существующих в данный момент организмов.

Загрязняющие вещества– поступающие в среду обитания вещества, которое приводят к нарушению функционирования экосистем.

Заказчик– охраняемая территория, в которой выполнение функции охраны природы сочетается с ограниченной хозяйственной деятельностью.

Заповедник (от «повеление») – охраняемая территория, в которой запрещена хозяйственная деятельность.

Индустриальная общество(от лат. «industria» - деятельность) – стадия развития общества, одной из основных характеристик которой является промышленное, товарное машинное производство.

Инсектициды – химические вещества, используемые для борьбы с вредными насекомыми.

Информация – мера неоднородности распределения материи.

Кислотные дожди– дожди, содержащие окислы азота и двуокись серы.

Комменсализм – форма взаимодействия, при которой пользу получает одна из двух взаимодействующих популяций.

Конвергенция– уменьшение различий между видами под влиянием эволюционного процесса.

Консументы (от лат. «consumo» - потребляю) – гетеротрофные организмы, главным образом животные, которые поедают продуцентов.

Кооперация – форма взаимодействия, при которой пользу получают обе взаимодействующие популяции.

Коэволюция – совместная эволюция двух или нескольких видов жизни.

Красная книга– свод описаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.

Кризис – (от греч. «krisis» - решение, повторный пункт, исход) – затруднительное положение.

Культура – (от лат. «cultura» - возделывание) - совокупность всего специфически, что создается им как видом Homo sapiens.

Ландшафт – основная категория территориального деления географической оболочки Земли.

Лимитирующий фактор– фактор, ограничивающий существование организма.

Локальный (от лат. «localis» - местный) – относящийся к небольшой территории.

Мелиорация– улучшение естественных земель.

Местообитание – участок, занятый частью популяции и обладающий всеми необходимыми для ее существование условиями.

Метаболизм – обмен веществ организма с окружающей средой.

Моделирование – метод исследования, а другой предмет (модель), находящийся с ним в определенном соотношении.

Мониторинг (от лат. «monitor» - предостерегающий) – система наблюдений, на основе которой дается оценка состояния биосферы и ее отдельных элементов.

Мутация (от лат. «mutatio» - изменение) – изменение в генетическом коде, передающееся по наследству.

Мутуализм – форма взаимодействия, при которой пользу получают обе популяции, причем они полностью зависят друг от друга.

Неолит (от греч. «neos» - новый, «litos» - камень) – новый каменный век (10-6 тыс. лет назад).

Неолитическая революция– коренное изменение в способе ведения хозяйства, выразившееся в переходе от охотничье-собирательного хозяйства к земледельческо-скотоводческому.

Ниша экологическая– совокупность условий, необходимых для существования данного вида.

Ноосфера (от греч. «noos» - разум, «sphaire» - шар) – сфера разума, возникающая в результате появления человека на Земле и его взаимодействия с природным окружением.

Облигатность – вынужденная связь, без которой популяция не может существовать.

Озоновый экран– слой атмосферы, лежащий на высотах от 7 км на полюсах и до 50 км (с наибольшей плотностью озона на высотах 20-22 км), с повышенной концентрацией молекул О3.

Органические соединения– вещества, включающие в свой состав углерод.

Палеолит – (от греч. «palios» - древний, «litos» - камень) – древнекаменный век (от 2-3 млн лет назад).

Парниковый эффект– повышение концентрации в атмосфере так называемых парниковых газов (углекислого газа и др.), поглощающих тепловое излучение земной поверхности, что приводит к потеплению климата.

Пестициды– вещества, используемые для борьбы с вредителями сельского хозяйства.

Популяция (от лат. «populus» - народ) – совокупность особей одного вида, которые населяют определенный участок территории в течение длительного времени.

Предельно допустимые выбросы (ПДВ)– максимальное количество вредных веществ, которые могут поступать в окружающую среду с территории данного предприятия.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) – количество какого-либо вредного вещества, которое может находиться в окружающей среде без значительного ущерба для здоровья человека.

Предельно допустимые суммы (ПДС) – суммарный показатель вредного воздействия загрязняющих факторов.

Предельно допустимые уровни (ПДУ)– уровень вредного физического воздействия (для электромагнитного и шумного загрязнения).

Природно-ассимиляционный потенциал– способность природной среды без ущерба для себя (т.е. для механизмов своего функционирования и самовосстановления) отдавать необходимую для человека продукцию и производить полезную для него работу.

Природно-ресурсный потенциал– часть природных ресурсов, которое может быть реально вовлечена в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды жизни человека.

Продуктивность – суммарное количество биомассы, образующееся за данный период времени.

Продуценты (от лат. «producentis» - производящий) – автотрофные организмы, которые создают пищу из простых неорганических веществ.

Равновесие– состояние, при котором отдельные параметры системы неизменны или колеблются вокруг некоторого среднего значения.

Региональный (от лат. «regionalis» - областной) – относящийся к какой-либо определенной территории.

Редуценты (от лат. «reducentis» - возвращающий) – гетеротрофные, главным образом бактерии и грибы, разрушающие сложные органические соединения и высвобождающие неорганические питательные вещества, пригодные для использования продуцентами.

Рекреационные ресурсы– все явления, которые могут быть использованы для отдыха: климатические, водные, гидроминеральные, лесные, горные и т.д.

Рекультивация – возвращения земель в культурное состояние, способное давать урожай, или в естественное состояние.

Рециклирование - повторное использование отходов производства.

Симбиоз – форма взаимодействия, при которой обо вида получают выгоду.

Синэкология – раздел экологии, изучающий взаимодействие сообществ со средой их обитания.

Сообщество – совокупность живых организмов, входящих в данную экосистему.

Сопротивление среды – совокупность факторов, направленных на сокращение численности популяция или вид.

Среда обитания – совокупность условий, в которых существует данная особь, популяция или вид.

Структура (от лат. «structura» - строение) – совокупность связей между элементами системы.

Сукцессия (от лат. «successio» - преемственность) – процесс развития экосистемы от ее зарождения до гибели, сопровождающийся сменой существующих в ней видов.

Токсичные вещества (от греч. «toxikon» - яд) – вещества, вызывающие определенные болезни и нарушения.

Толерантность (от лат. «tolerantia» - терпение) – способность организма переносить влияния факторов среды.

Трофический – относящийся к питанию.

Урбанизация – процесс роста количества городов и увеличение числа городских жителей.

Устойчивое развитие-удовлетворение потребностей настоящего поколения не угрожая будущему поколению удовлетворять свои потребности.

 

Фито – относящийся к растениям.

Флуктуация – изменение какого-либо показателя под влиянием внешних или внутренних факторов.

Экологическая пирамида – графическое изображение соотношения трофических уровней. Может быть типов: численности, биомассы и энергии.

Экологический фактор– любой элемент среды, способный оказать прямое влияние на живые организмы.

Экология (от лат. «oikos» - дом, «logos» - учение) – наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой.

Экосистема – система, которую составляет сообщество и окружающей средой.

Экотоп– место обитания сообщества.

Этика (от греч. «etos» - обучай, нрав) – одна из философских дисциплин, изучающая поведение людей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.