Тема 2.2. Природно-сырьевой потенциал России
I. Задания для самостоятельной работы 1. По данным литературных источников изучить распределение природных ресурсов по регионам России. 2*. Изучить общие геологические закономерности размещения минеральных ресурсов различных видов по территории земного шара. II. План семинарского занятия (Форма обучения: очная и заочная) 1. Классификация природных ресурсов. Состав минерально-сырьевого потенциала. 2. Количественная, технологическая и экономическая оценка отдельных ресурсов. 3. Анализ эффективности использования природно-ресурсного потенциала.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию При изучении данной темы, прежде всего, необходимо усвоить научную классификацию природных ресурсов. К основным критериям включения тех или иных элементов природы в состав ресурсов относятся техническая возможность и экономическая целесообразность их использования, а также определенный уровень изученности. При этом следует выделить три подхода к научной классификации: экономическую классификацию (использование ресурсов в основных сферах хозяйства), классификацию по принципу исчерпаемости ресурсов и природную классификацию с объединением их в пять групп (минеральные, земельные, водные, биологические и агроклиматические). Основное внимание при изучении природных ресурсов следует сосредоточить на минеральные ресурсы и, прежде всего, на их классификацию и показатели оценки. Экономико-географическая оценка минеральных ресурсов включает три аспекта: количественную оценку отдельных минеральных ресурсов, технологическую и экономическую оценки. Наиболее распространенным показателем оценки минеральных ресурсов являются запасы полезных ископаемых в недрах земли, на ее поверхности, на дне водоемов и в поверхностных и подземных водах. Обратить внимание на то, что запасы минеральных ресурсов по своему хозяйственному значению делятся на две группы (балансовые и забалансовые), а по степени достоверности их учета - разведанные и общие геологические (прогнозные). Среди абсолютных и относительных показателей запасов минеральных ресурсов следует выделить показатель обеспеченности России конкретным видом минеральных ресурсов и показатель прироста запасов. В процессе анализа минерально-сыръевого потенциала необходимо выделить основные проблемные вопросы (истощение многих эксплуатируемых месторождений полезных ископаемых, высокая степень износа оборудования, использование в добыче старых технологий, сокращение объемов геолого-разведовательных работ и др.). Особо обратить внимание на существенные потери минеральных ресурсов в процессе их добычи и переработки, а также на эффективность их использования с применением относительных показателей энерго- и электроемкость валового внутреннего продукта. IV. Рекомендуемая литература Основная литература 1. Национальная экономика. Система потенциалов: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / [С.Г. Тяглов и др.]; под ред. Н.Г. Кузнецова, С.Г. Тяглова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. Дополнительная 2. Кузьбожев Э.Н., Козьева И.А., Световцева М.Г. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2007. 3. Россия в цифрах. 1991…2011: крат. стат. сб./ Федер. сл. гос. стат. –М.: 1991-2011. 4. Федеральные округа России. Региональная экономика: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. В.Г. Глушкой и Ю.А. Симагина. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2011. – 352 с. V. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Каковы особенности размещения по территории страны топливно-энергетических ресурсов? 2. Каково влияние природных условий на заселение территории, размещения населения и хозяйства России? 3. Охарактеризуйте состав и размещение природных ресурсов по территории России. Соответствует ли оно размещению населения и хозяйства? 4. Каковы разведанные запасы в России нефти, природного газа, угля, железной руды, бокситов? 5. Оцените обеспеченность России основными видами топливно-энергетических ресурсов.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|