Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 2. 3. Производственный, научно-технический и инновационный потенциал России



I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить объем и состав основных производственных фондов, созданных в годы индустриализации СССР.

2. Изучить основные положения Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.

3. Изучить цикличность развития мировой научно-технической революции (согласно теории длинных волн Н.Д. Кондратьева).

II. План семинарского занятия

(Форма обучения: очная)

1. Состав производственного потенциала и основные показатели его оценки. Износ основных производственных фондов и их загрузка.

2. Возрастная структура оборудования предприятий промышленности.

3. Обновление производственного потенциала. Инвестиции в основной капитал. Внутренние и зарубежные инвестиции.

4. Производственный потенциал в государственном и частном секторе экономики.

5. Показатели научно-технического и инновационного потенциала. Состояние научно-технической базы. Эффективность научных исследований.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Под производственным потенциалом страны или региона подразумеваются средства производства, образующие производственные (основные и оборотные) фонды. Основные фонды представляют собой совокупность средств производства, которые функционируют многие годы и частями переносят свою стоимость на создаваемый продукт. Оборотные фонды представляют собой часть средств производства, целиком потребляемых в течение одного производственного цикла.

При изучении данной темы особое внимание следует обратить на вопросы оценки производственного потенциала. Для оценки основных фондов используются показатели объема и состава фондов на определенную дату, показатели состояния, движения, воспроизводства и использования основных фондов и их переоценка в сопоставимые цены.

Показателями простого воспроизводства основных фондов являются: ежегодные амортизационные отчисления, коэффициент износа, коэффициент годности и др. Показателем расширенного воспроизводства является прирост основных фондов на тот или иной период времени. В данном случае определяются коэффициенты выбытия, износа, годности, обновления и др.

К информативным показателям производственного потенциала следует отнести возрастную структуру производственного оборудования в промышленности, из анализа которой видно неуклонный рост доли устаревшего оборудования.

Следует обратить внимание на состояние инвестиций в основные производственные фонды, их структуру и динамику.

Решающим фактором экономического развития, способствующим преодолению кризисных явлений и стабилизации экономики является научно-техническая деятельность. Научно-технический потенциал народного хозяйства России представляет собой сеть научных организаций – научно-исследовательских, конструкторских, проектных институтов, а также исследовательских подразделений вузов, функционирующих в целях производства, распространения и внедрения в практику научных знаний, реализации единой научно-технической политики.

Для оценки научно-технического потенциала применяются многочисленные конкретные показатели. К наиболее важным из них можно отнести: состав и состояние научно-технической базы, численность ученых и занятых в научной сфере, объем и эффективность научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, уровень и источники их финансирования и др. При анализе инновационного потенциала учитывается уровень инновационной активности организаций промышленности, объем инновационной продукции, уровень финансирования инновационной деятельности.

При исследовании научно-технического потенциала России необходимо широко использовать метод сопоставлений, анализируя динамику изменения конкретных показателей по годам, а также сравнивая их значения с соответствующими показателями разных стран мира.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Национальная экономика. Система потенциалов: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / [С.Г. Тяглов и др.]; под ред. Н.Г. Кузнецова, С.Г. Тяглова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Дополнительная

1. Кузьбожев Э.Н., Козьева И.А., Световцева М.Г. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2007.

2. Россия в цифрах. 1991…2011: крат. стат. сб./ Федер. сл. гос. стат. –М.: 1991-2011.

3. Экономический потенциал России: развитие и эффективное использование: материалы научной конференции. Москва. РАГС. 24 апреля 2008 года. Лебедевские чтения; под общ. ред. А.Н. Фоломьёва. – М.: Изд-во РАГС, 2010.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Как можно охарактеризовать научный потенциал экономики России?

2.Какие показатели используются для оценки научного потенциала страны?

3. Перечислите важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий.

4. Раскройте понятие «инновационная деятельность».

5. Каковы цели и задачи макроэкономической инновационной политики?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.