Здавалка
Главная | Обратная связь

Демократия,как форма государственно-политического устройства



Демократия – одна из форм государственной власти (типов политического режима), которая характеризуется официальным признанием:

· народа в качестве источника власти;

· принципа подчинения меньшинства большинству;

· политической свободы и равноправия граждан.

В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют: прямую, плебисцитарную и представительную демократию.

В прямой демократии народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. Одной из форм прямой демократии является процесс голосования, в ходе которого осуществляется прямое волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.

Плебисцитарная демократия является другим способом выражения воли народа посредством проведения референдумов.

В настоящее время классической страной плебисцитарной демократии считается Швейцария, где референдумы проводятся регулярно и их проведение оказывает непосредственные позитивные изменения в политике государства.

В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой

 

 

 

демократией. Депутаты, политические лидеры, получив «мандат доверия» от народа, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии.

Преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия.

Демократический режим можно охарактеризовать следующими признаками:

 Суверенитет народа – признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет.

 Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти

 Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.

 Всеобщее, равное и тайное избирательное право. Выборы предполагают наличие реальной соревновательности различных кандидатов, альтернативность выбора.

 Конституция, закрепляющая приоритет прав личности над государством и обеспечивающая одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством.

 Принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) в построении государственного аппарата.

 Наличие развитой системы представительства (парламентаризма).

 Гарантия основных прав человека .

 

 

 

 Политический плюрализм, позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.

 Свобода выражения политических суждений (идеологический плюрализм) и свобода формирования ассоциаций, движений дополняется многообразием различных источников получения информации, не-зависимыми СМИ.

 Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и др.

Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. современные ее формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля, о том, что демократия является наихудшей формой правления, за исключением всех других форм, которые время от времени испытывались.

 

Заключение

В результате изучения темы «Политический режим,его структура и виды» я сделала некоторые выводы.

В теории государства и права существуют различные мнения и подходы к определению понятия и сущности термина «политический режим», некоторые исследователи разделяют это понятие на два, где государственный режим является частью политического, другие же не разделяют эти понятия, наоборот, они их отождествляют, так как, по их мнению речь идет об одном и том же явлении.

 

 

 

 

 

Однако многие исследователи в качестве классификатора определяют соотношение диктатуры и демократии, которое выражает степень свободы личности, гарантированность ее прав и свобод. В соответствии с этим критерием ученые выделяют три основных типа политического режима: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Невозможно однозначно определить тип политического режима в каком-либо государстве, так как почти все государства помимо основных черт, определяющих их политический государственный режим, имеют те или иные черты характерные для других режимов. Определить основной тип помогает соответствие признаков государственного устройства власти конкретного государства тем чертам, которые присущи конкретному типу политического режима.

Политический государственный режим является основным элементом формы государства. Под влиянием определенного типа режима формируются остальные элементы государственной власти, общественные, экономические, международные и другие отношения.

Политический государственный режим - очень динамичное, постоянно дополняющееся и изменяющееся явление. Он требует развития в соответствии с современными условиями в мире и, в частности, России.

Невозможно выделить «плохие» и «хорошие» политические режимы. Каждый тип имеет свои положительные и отрицательные стороны, но для меня наиболее неприятными показались черты тоталитарного устройства государственной власти. Постепенно в мире происходит демократизация государств с жесткими формами правления.

 

Список литературы







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.