Два подхода к проектированию.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Два подхода к проектированию информационных систем
Ивлев В., Попова Т. ВИП Анатех Введение.
Важнейшим фактором успешной деятельности предприятия является умение его руководства чувствовать рынок и ориентироваться на него. Две основные задачи стоят перед любой компанией: позаботиться о себе и видеть окружающую действительность. “Позаботиться о себе” - значит навести порядок в технологиях деятельности, процедурах документооборота, организационно-штатной структуре. Одним из механизмов решения задачи наведения порядка является постановка на предприятии методологии управленческого учета, применение которого даст ответы на вопросы что, где, когда, как, почему, сколько, в чем причина и т.д. Наведение порядка на предприятии приведет к повышению внутренней эффективности предприятия. Однако, успешная внутренняя жизнь предприятия - это необходимое, но не достаточное условие выживания, а тем более для занятия ведущих позиций на рынке. Чтобы повысить внешнюю эффективность, следует адаптироваться к требованиям окружающего мира, потребностям рынка, научиться управлять поставщиками и заказчиками. Способность правильно и своевременно реагировать на внешнюю среду дает стратегическое мышление. В последнее время отчетливо проявляется тенденция перехода от детального управления внутренней деятельностью к управлению заказчиками и поставщиками. Конкурентоспособность компании все больше зависит от способности создавать и углублять взаимоотношения с другими компаниями (партнерами, конкурентами, заказчиками или поставщиками). Причинами этого являются: * расширение экономического пространства, на котором функционируют предприятия; * появление нового стратегического ресурса - информации; * необходимость учитывать фактор времени. Для решения вышеперечисленных задач необходимо иметь эффективную систему управления предприятием, включающую систему менеджмента качества, и информационную систему их поддержки.
Два подхода к проектированию.
Можно выделить два основных подхода к проектированию систем управления предприятием и информационных систем их поддержки, а именно, структурный и процессный. Первый подход основан на использовании организационной структуры компании, когда проектирование системы идет по структурным подразделениям. Технологии деятельности в этом случае описываются через технологии работы структурных подразделений, а взаимодействие структурных подразделений - через модель верхнего уровня. Если компания представляет собой сложную структуру типа холдинг или предприятие-сеть, то необходимо также иметь модель взаимодействия всех входящих в него элементов, в которой будут отражены не только технологические моменты, но также финансовые и юридические. Главным недостатком структурного подхода является привязка к организационной структуре, которая очень быстро меняется, поэтому приходится часто вносить изменения в Системный проект информационной системы. О важности и структуре Системного проекта авторы уже писали в статье “Реорганизация АСУ промышленных предприятий” (КомпьютерПресс, №7, 1997). и в статье “Методологический подход проектирования корпоративной информационной системы предприятия” (материалы конференции “Корпоративные системы’96”, компания “СофтСервис”). Хорошо, если на предприятии есть обученные специалисты, способные быстро и качественно актуализировать этот документ. Но это только начало! Ведь актуализировать надо также и саму информационную систему! Как правило, это достаточно трудоемкий, длительный и утомительный процесс. Несколько по-иному обстоит дело при процессном подходе. Этот подход ориентирован не на организационную структуру, а на бизнес-процессы. С точки зрения авторов, он наиболее перспективен. Бизнес-процессы, в отличие от организационной структуры, меняются реже. Как правило, основных бизнес-процессов на предприятии немного, обычно не более десяти. Процессный подход подводит к необходимости перехода на так называемое «тощее производство» или «тощую» ресурсосберегающую организационную структуру (Lean production). Основными чертами такой реорганизации являются: * широкое делегирование полномочий и ответственности исполнителям; * сокращение количества уровней принятия решения; * сочетание принципа целевого управления с групповой организацией труда; * повышенное внимание к вопросам обеспечения качества продукции или услуг, а также работы предприятия в целом; * автоматизация технологий выполнения бизнес-процессов. Далее авторы рассмотрят, как процессный подход был применен при проектировании информационной системы одного из предприятий пищевой промышленности (далее Компании).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|