Здавалка
Главная | Обратная связь

Два подхода к проектированию.



Два подхода к проектированию информационных систем

 

Ивлев В., Попова Т.

ВИП Анатех

Введение.

 

Важнейшим фактором успешной деятельности предприятия является умение его руководства чувствовать рынок и ориентироваться на него. Две основные задачи стоят перед любой компанией: позаботиться о себе и видеть окружающую действительность. “Позаботиться о себе” - значит навести порядок в технологиях деятельности, процедурах документооборота, организационно-штатной структуре. Одним из механизмов решения задачи наведения порядка является постановка на предприятии методологии управленческого учета, применение которого даст ответы на вопросы что, где, когда, как, почему, сколько, в чем причина и т.д. Наведение порядка на предприятии приведет к повышению внутренней эффективности предприятия. Однако, успешная внутренняя жизнь предприятия - это необходимое, но не достаточное условие выживания, а тем более для занятия ведущих позиций на рынке. Чтобы повысить внешнюю эффективность, следует адаптироваться к требованиям окружающего мира, потребностям рынка, научиться управлять поставщиками и заказчиками. Способность правильно и своевременно реагировать на внешнюю среду дает стратегическое мышление.

В последнее время отчетливо проявляется тенденция перехода от детального управления внутренней деятельностью к управлению заказчиками и поставщиками. Конкурентоспособность компании все больше зависит от способности создавать и углублять взаимоотношения с другими компаниями (партнерами, конкурентами, заказчиками или поставщиками). Причинами этого являются:

* расширение экономического пространства, на котором функционируют предприятия;

* появление нового стратегического ресурса - информации;

* необходимость учитывать фактор времени.

Для решения вышеперечисленных задач необходимо иметь эффективную систему управления предприятием, включающую систему менеджмента качества, и информационную систему их поддержки.

 

Два подхода к проектированию.

 

Можно выделить два основных подхода к проектированию систем управления предприятием и информационных систем их поддержки, а именно, структурный и процессный.

Первый подход основан на использовании организационной структуры компании, когда проектирование системы идет по структурным подразделениям. Технологии деятельности в этом случае описываются через технологии работы структурных подразделений, а взаимодействие структурных подразделений - через модель верхнего уровня. Если компания представляет собой сложную структуру типа холдинг или предприятие-сеть, то необходимо также иметь модель взаимодействия всех входящих в него элементов, в которой будут отражены не только технологические моменты, но также финансовые и юридические.

Главным недостатком структурного подхода является привязка к организационной структуре, которая очень быстро меняется, поэтому приходится часто вносить изменения в Системный проект информационной системы. О важности и структуре Системного проекта авторы уже писали в статье “Реорганизация АСУ промышленных предприятий” (КомпьютерПресс, №7, 1997). и в статье “Методологический подход проектирования корпоративной информационной системы предприятия” (материалы конференции “Корпоративные системы’96”, компания “СофтСервис”). Хорошо, если на предприятии есть обученные специалисты, способные быстро и качественно актуализировать этот документ. Но это только начало! Ведь актуализировать надо также и саму информационную систему! Как правило, это достаточно трудоемкий, длительный и утомительный процесс.

Несколько по-иному обстоит дело при процессном подходе. Этот подход ориентирован не на организационную структуру, а на бизнес-процессы. С точки зрения авторов, он наиболее перспективен. Бизнес-процессы, в отличие от организационной структуры, меняются реже. Как правило, основных бизнес-процессов на предприятии немного, обычно не более десяти.

Процессный подход подводит к необходимости перехода на так называемое «тощее производство» или «тощую» ресурсосберегающую организационную структуру (Lean production). Основными чертами такой реорганизации являются:

* широкое делегирование полномочий и ответственности исполнителям;

* сокращение количества уровней принятия решения;

* сочетание принципа целевого управления с групповой организацией труда;

* повышенное внимание к вопросам обеспечения качества продукции или услуг, а также работы предприятия в целом;

* автоматизация технологий выполнения бизнес-процессов.

Далее авторы рассмотрят, как процессный подход был применен при проектировании информационной системы одного из предприятий пищевой промышленности (далее Компании).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.