Здавалка
Главная | Обратная связь

ГАБРИАДЗЕ РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (РЕЗО ГАБРИАДЗЕ)



Родился в 1936 году в городе Кутаиси (Грузия). Учился в Кутаисском педагогическом институте на историческом факультете, а также в Тбилисском государственном университете на журналистском и филологическом факультетах. В 1968 году закончил Высшие режиссерские и сценарные курсы в Москве.

Известный грузинский, русский режиссер, художник-график, скульптор, драматург театра кукол, писатель, киносценарист и кинорежиссер. В конце 70-х годов, будучи автором более 30 киносценариев, многие из которых имели громкий успех, заинтересовался театром марионеток (см. "Марионетка") и в 1980 году основал собственный театр кукол (Тбилисский театр марионеток под руководством Резо Габриадзе).

Спектакли этого театра - "Альфред и Виолетта" (1980), "Бриллиант маршала де Фанте" (1982), "Осень нашей весны" (1986), "Дочь императора Трапезунда" (1988) - с успехом были показаны на гастролях в Москве, Санкт-Петербурге, Берлине, Мадриде, Париже, Лос-Анджелесе, Лозанне, Цюрихе и в других городах.

С 1990 года Резо Габриадзе работает в разных театрах и городах мира: "Помоги нам, Святой Антоний", 1991, Лозанна, Швейцария; Песня о Волге", 1996, Санкт-Петербург, Россия.

В 1994-1996 гг. - главный режиссер Государственного академического центрального театра кукол им. С. В. Образцова. Подготовил большую часть (куклы, декорации, сценарий) спектакля "Песня о Волге".

Художественный мир Резо Габриадзе - своеобразный сплав грузинской и русской культуры, где основу все же, видимо, составляет русская культура, а колорит и очарование - грузинские.


ГАНСВУРСТ

Если перевести это имя с немецкого, то получится "Иван Колбаса". Гансвурст - один из самых известных героев немецкой кукольной комедии. Он любитель поесть за чужой счет, погулять и повеселиться.

Создатель Гансвурста - "отец венской народной комедии" Иозеф Страницкий (1676-1726). Сын лакея, чех по национальности, Страницкий был родом из немецкого города Граца. Он рано остался сиротой, много странствовал с бродячими кукольниками-марионеточниками, играл в кукольных комедиях о докторе Фаусте (см. "Доктор Фауст") и Дон Жуане.

В 1699 году Страницкий стал хозяином собственного кукольного театра и написал для него свою версию "Фауста", включив в сюжет, где раньше действовал Пикельгеринг (см. "Пикельгеринг"), нового персонажа - Гансвурста. Он удивительно прожорлив, абсолютно раскован и свободен. По сравнению с Пикельгерингом более груб, зато без военных замашек. (Гансвурст был персонажем сугубо штатским.) Страницкий создал куклу, похожую на альпийского крестьянина, заставил говорить его на родном диалекте, одел в костюм с желтыми шароварами, низкими ботинками, красной курткой без застежек, белым воротничком в оборках и знаменитой остроконечной шляпой на голове. На переднике с монограммой красовалось нашитое на зеленое поле сердце, за спиной - ранец в виде колбасы, а за поясом - кнут.

Любой спектакль с участием Гансвурста приобретал типичные черты уличной народной комедии типа комедии о Петрушке, Пульчинелле или Панче (см. соответствующие статьи). (Хотя одна существенная разница все же была - Гансвурст, как правило, был марионеткой, а не петрушкой.)

Появившись на свет, Гансвурст стал вездесущим. Он неожиданно возникал то в комедии об Адаме и Еве, давая им различные советы, то в представлении о Давиде и Голиафе, то громко сокрушался об отсутствии пива, сосисок и колбасы в ковчеге старика Ноя.

В 30-х годах XVIII века в немецких городах давалась кукольная комедия о любимце царя Петра Первого - Александре Даниловиче Меншикове. В этом спектакле одну из главных ролей играл, конечно же, Гансвурст, который одурачивал, как писали в афишах, "забавных сибирских браконьеров".

Гансвурст был одним из самых любимых персонажей многих немецких писателей. К примеру, великий Гете устроил в Веймарском дворце театр марионеток, где игралась и его "Комедия о Гансвурсте". Кукольный театр был постоянным спутником Гете с детства до глубокой старости. Куклы, маски, "китайские тени", шутки Гансвурста мы встречаем во многих его произведениях .

Немецкий Гансвурст - ровесник голландского Пикельгеринга, но он на столетие пережил своего кукольного собрата и сумел остаться не только в трудах историков, но и в сотнях литературных произведений.


ГАПИТ

Короткая палка, на которую насажена голова театральной куклы. Благодаря ему кукла может поворачивать, поднимать и опускать голову, открывать и закрывать рот, глаза, двигать ушами - короче говоря, делать все, что необходимо кукольнику в спектакле.


ГИНЬОЛЬ

Это случилось в прославленном французском городе ткачей Лионе. В годы правления Наполеона жил в Лионе замечательный кукольник - Лоран Мурге. Сначала он был таким же обыкновенным ткачом, как и сотни других. Но во время французской революции потерял работу и, чтобы не умереть с голоду, стал промышлять на ярмарках вырыванием больных зубов. Нужно сказать, что делом этим, как правило, занимались кукольники. Это была их вторая (а иногда первая) профессия. Поэтому не удивительно, что Мурге занялся и кукольным театром - показывал на ширме (см. "Ширма") традиционные французские комедии с Полишинелем (см. "Полишинель"). Взяв за основу традиционного французского кукольного героя, он сделал новую куклу-шута, одев ее наподобие лионского ткача, и назвал ее Гиньолем.

Гиньоль, в отличие от Полишинеля, не шут и не слуга. Он был обыкновенным лионским ткачом, снимал с женой Марлон квартиру у Домовладельца и время от времени ссорился с Хозяином фабрики.

Новый герой уличной комедии сначала полюбился лионским горожанам, потом - всей Франции, а затем - миру. Да так полюбился, что именем этой куклы из народной уличной комедии назвали особый жанр драматургии - короткие смешные и страшные театральные пьесы, и также все кукольные "петрушечные" театры Франции.

В 1910 году на одной из центральных площадей Лиона Гиньолю был поставлен памятник.

Гиньоль - хороший малый, насмешник, веселый, беззлобный зубоскал. Типично народный лионский характер: добр, умен и понятлив, склонен к проказам, не слишком совестлив, невежественен, всегда готов оказать услугу друзьям. Костюм Гиньоля - бесформенная приплюснутая шляпа, из-под которой торчит хвостик. На нем цветной жилет, в руках дубинка, которой он бьет Хозяина фабрики. В отличие от собратьев - от Пульчинеллы до Петрушки (см. "Пульчинелла" и "Петрушка"), Гиньоль действительно "хороший человек". Да, он неидеален. А ты знаешь идеальных людей?

В 1998 году вся Франция праздновала 190-летие Гиньоля.


ГРЯДКА

На этой грядке не растут ни морковь, ни капуста. На ней играют куклы, потому что в кукольном театре грядкой называется верхний передний край ширмы (см. "Ширма").


Д

ДАЛАНГ

Актер-кукольник в ваянге - яванском театре кукол (см. "Ваянг"). Он никогда не говорит за кукол, не озвучивает их. Он только играет. Текст же произносит чтец, который во время спектакля находится всегда рядом с далангом.


ДOKTOP ФАУСТ

Один из величайших сюжетов, созданных человечеством. В 1587 году в Германии появилась народная книга И. Шписа "История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике", и почти одновременно на ярмарках Франкфурта-на-Майне странствующие кукольники стали играть спектакль "Чудесные и печальные истории доктора Фауста - чернокнижника из Виттенберга". Представление, так же как и книга, сразу стало "бестселлером". Кукольный "Фауст" ураганом пронесся по Западной Европе, а в начале XVIII века появился в России. Сюжет стал необыкновенно популярным, и уже через год после появления книги Шписа английский поэт и драматург Кристофер Марло написал "Трагическую историю доктора Фауста", которая сразу же стала играться на драматической и кукольной сценах Англии.

Обогащенный мастерством драматурга, кукольный "Фауст" вернулся в Германию и Австрию вместе с бродячими английскими кукольниками. (А заодно завоевал и всю Европу.) Вернувшись, кукольный "Фауст" продолжал изменяться. Драматурги и кукольники того времени привнесли в него немало новых сцен и одного из новых героев - Гансвурста (см. "Гансвурст").

Кукольные комедии о докторе Фаусте послужили для многих писателей основой их версий и литературных фантазий на эту тему. Так, например, встретились с кукольным театром Лессинг и Гете, и встреча эта принесла известные всем плоды.

Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781), немецкий писатель, много лет лелеял мечту написать собственного "Фауста". В его библиотеке было несколько рукописей с текстами кукольных представлений о виттенбергском чернокнижнике. Несколько раз он приступал к работе. Сохранились отдельные сцены, план пролога и первого действия. Но рукопись потерял кучер, который должен был доставить ее в Лейпциг одному из родственников писателя.

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) впервые встретился с кукольным театром еще ребенком на Рождество, когда бабушка подарила ему набор марионеток (см. "Марионетка"). Мальчишка превратился в заядлого кукольника и показывал собственные кукольные спектакли. Для будущего титана мировой культуры театр марионеток был первой школой литературы, ораторского искусства, драматургии. Наконец "Фауст" - кукольная комедия, которую знали все, которая игралась в каждом немецком городе и прошла путь от Лондона до Москвы, - стала лейтмотивом жизни Гете.

"...Идея этой кукольной пьесы, - писал он, - звенела и пела во мне на все лады, она повсюду была со мной... и была моим наслаждением в часы одиночества". Гете написал своего "Фауста", ставшего одним из самых великих произведений, созданных человечеством. И кукольный театр сыграл в этом не последнюю роль.


ДУБЛЬ

Так называют в кукольном театре подменную куклу. Внешне это точная копия "основной", за исключением одежды или внутреннего устройства. Когда в какой-либо сцене спектакля основная кукла не может выполнить то или иное действие (прыгать, летать, кувыркаться, превратиться во что-нибудь и т. д.) или должна быть по-другому одета, ее незаметно для зрителей меняют на куклу-дубль.


З







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.