Здавалка
Главная | Обратная связь

ЗАЙЦЕВ ИВАН ФИНОГЕНОВИЧ (1863-1936)



Его называли "последним кукольником России". Иван Зайцев - легенда народного театра кукол, известный русский кукольник, первым получивший почетное звание "Заслуженный артист России". Профессиональные выступления начал, когда ему исполнилось семь лет, в цирке Гинке в Москве, где его отец был цирковым наездником и искусным бутафором. В цирке Иван Зайцев умел почти все. Он был и танцором, и фокусником, и клоуном, и чревовещателем, и шпагоглотателем, и "каучуковым мальчиком"...

С 80-х годов работал с куклами в известном московском балагане Вайнштока и Механическом театре кукол Тарвита, где принимал участие в кукольных представлениях, изображавших известные битвы и экзотические сцены - "Взятие Плевны", "Сдача Османа-паши", "Въезд шаха Персидского", "Похороны Папы Римского" и др.

С 90-х годов выступал с собственным кукольным спектаклем "Цирк", который с удовольствием смотрели и дети, и взрослые. Спектакль состоял из цирковых номеров, которые с блеском исполняли куклы-марионетки. Некоторые из этих кукол сохранились в Музее кукол Театра Образцова (см. "Музей театральных кукол").

Одновременно Иван Зайцев ходил со своей ширмой (см. "Ширма") и шарманкой по московским улицам и дворам; показывая представления о Петрушке (см. "Петрушка"). Среди спектаклей Зайцева было и "Путешествие купца Сидорыча в ад и рай", напоминавшее по сюжету старинное кукольное представление о докторе Фаусте (см. "Доктор Фауст").

В 1932 году Ивана Зайцева пригласил работать в только что созданный театр кукол Сергей Образцов (см. "Образцов"). Работая в театре, продолжал играть традиционные кукольные спектакли, передавая свое искусство и даже оказывая финансовую помощь молодому театру кукол.

Иван Финогенович Зайцев одинаково хорошо владел и марионетками (см. "Марионетка"), и перчаточными куклами (см. "Перчаточные куклы"), сам их делал, придумывал кукольные трюки и представления.

Искусство Ивана Зайцева восходит к древней традиции русского скоморошества. Можно сказать, что он завершил в России эту эпоху, передав эстафетную палочку старинного кукольного театра Сергею Образцову.


ЗАПОРОЖЕЦ

Один из главных героев представлений украинского народного кукольного театра - вертепа (см. "Вертеп"). Это украинский Петрушка (см. "Петрушка"), персонаж, в котором сконцентрировались черты украинского народного характера. Запорожец - смелый гуляка-воин, не прочь прихвастнуть, не лезет в карман за словцом и не дает себя в обиду. Его дубинка опускается на голову и правого, и виноватого. Даже сам черт убегает от Запорожца, поджав хвост.


И

ИСПАНСКИЕ ТЕНИ

В средние века в Испании некоторое время артистам было запрещено выходить на сцену. А выйти хотелось. Вот они и придумали испанские тени, играли свои спектакли... через экран. С тех пор такую технику театра, когда вместо силуэтов кукол на экране появляются силуэты людей, называют испанскими тенями.

Если вы с улицы смотрите в окно и видите на занавесках тень, это и есть испанская тень, иначе теневой театр (см. "Театр теней"), где вместо теневых фигур (см. "Теневые фигуры") - фигуры реальных людей или вещей.


К

КАРАГЁЗ

- в переводе - "черный глаз" - герой турецкого театра теней (см. "Театр теней").

Первое упоминание о Карагезе и описание самого кукольного представления относятся к 1623 году. Спектакли Карагеза обычно проходят в турецких кофейнях. Их играет один человек (карагезджи), который управляет теневыми фигурками (см. "Теневые фигуры") и озвучивает по очереди всех персонажей, меняя при этом голос. Теневые фигурки сделаны из тонкой телячьей или верблюжьей кожи, раскрашены яркими красками (как правило, красной и зеленой). С художественной точки зрения теневые фигурки Карагеза уступают более изысканным яванским или китайским собратьям. Впрочем, и само представление по содержанию значительно грубее.

Вид у Карагеза воинственный. Он драчун и хулиган. Говорят, что прототипом Карагеза был вполне реальный турецкий кузнец. Он жил в середине XIV века при дворе султана Орхана и работал на строительстве мечети. Очень любил поболтать со своим другом каменщиком Хадживатом. Они один за другим рассказывали друг другу анекдоты, поэтому работа шла очень медленно. Султан узнал об этом и решил казнить обоих. Не за анекдоты, а за плохую работу. И казнил, а потом раскаялся, но было поздно. Тогда, чтобы утешить султана, один из его приближенных вырезал теневые фигуры ЗФ Карагеза и Хадживата и показал представление, в котором друзья снова, как живые, разыгрывали свои анекдоты. Говорят, это успокоило султана, и с тех пор спектакли с участием Карагеза играются во всей Турции.


КАСПЕРЛЕ

Главный герой немецкой уличной комедии, прямой потомок Гансвурста (см."Гансвурст"). Если "отцом Гансвурста" считается Иозеф Страницкий, то "отцом Касперле" по праву является граф Франц Поччи. Именно в его пьесах, которые играются кукольниками и до сего дня, появился этот персонаж, заменивший старого доброго обжору Гансвурста. Характер Касперле - самого популярного немец- кого кукольного героя, именем которого называются многие театры, - легко понять по пьесам, где он играет одну и ту же роль - свою собственную - Касперле.

В детской пьесе Ф. Поччи "Совиный замок" Касперле, благодаря волшебству, делается министром. Принимая высокую должность, он лукаво замечает, что "вместе с должностью приходит и мудрость".

В другой детской пьесе на вопрос Крокодила: "Где моя жена, где мой ребенок?" - Касперле спокойно отвечает: "За кулисами..." В этом же спектакле Касперле попадает в дремучий лес. Он оглядывается вокруг и, обращаясь к публике, говорит: "Декорация - незнакомый мне лес. Ее, кажется, снова покрасили, и теперь я абсолютно потерял ориентацию".

Касперле играет в романтических спектаклях, которые так любят немецкие дети и взрослые. Он выступает на одной сцене с благородными влюбленными, рыцарями, королями, принцами, принцессами, страшными сказочными духами, аллегорическими персонажами... Но сам он - глуповатый, хитрый обжора - совершенно из другого мира. Здесь он как слон в посудной лавке, и его появление каждый раз вызывает у зрителей ожидание чего-то смешного и неожиданного. Во всем другом он мало отличается от Гансвурста: также любит наказать обидчиков палкой и такой же любитель колбасы, пива и сосисок.

Касперле - непременный герой детских кукольных спектаклей.


КАШПАРЕК

Главный герой традиционной чешской кукольной комедии. Близкий родственник Касперле (см. "Касперле"). Он появился в Чехии в конце XVIII века - в 1790 году, заменив своего предшественника - кукольного шута по имени Пимперле.

Кашпарек говорил с публикой по-чешски, хотя этот язык не был официально признан властями того времени. Народ с восторгом принял нового, понятного им героя, протестовавшего против немецкого засилья в Чехии.

Кашпарек был, как правило, куклой-марионеткой (см. "Марионетка"), играл свои комедии и на улице, и в различных домах. Уличные представления по сюжету были очень похожи на русского Петрушку (см. "Петрушка"), а на сцене он появлялся в качестве шута на спектаклях о докторе Фаусте (см. "Доктор Фауст") и Дон Жуане.

В XIX веке, выступая с Кашпареком, в Чехии прославился известный всему миру кукольник Матей Копецкий. Ему и его герою в 1947 г. был поставлен памятник в городе Колодеи под Лужницами.


КЕЧЕЛЬ ПЕХЛЕВАН

Герой иранского и узбекского театров кукол. В буквальном переводе - "Плешивый богатырь": он действительно совершенно лыс. В отличие от многих героев европейской уличной комедии хорошо воспитан. Но его глубокое лицемерие вполне скрашивает" это единственное достоинство и делает Плешивого богатыря любимым героем иранских зрителей. Плешивый богатырь страшный ханжа. Совершеннейший кукольный Тартюф. Он очень учен, любит сочинять стихи, но все это только плутовская маска.

Приходит он, например, к мусульманскому священнику. Только вошел, а зрители уже хохочут, глядя на его ужимки и старание казаться благочестивым верующим. Он наизусть читает стихи Корана, поднимает глаза к небу... Но незаметно, слово за слово, меняет тему разговора, и вот уже вместе со священнослужителем Плешивый богатырь пьет вино, играет на гитаре и совершенно забывает о благочестии.

Если русский Петрушка (см. "Петрушка") только собирается жениться, то Кечель Пехлеван уже женат. Его жену зовут Биче Ханум. Правда, они часто ссорятся и лупят друг друга.

В отличие от европейских кукольных представлений, спектакли Кечель пехлевана, как правило, бесплатные. В Иране в качестве антрепренеров - тех, кто платит всем участвующим в спектакле, выступают богатые люди, которые хотят заслужить любовь и уважение зрителей.

Например, в 1855 году один богатый вельможа устроил в столи- У;) це Ирана Тегеране спектакль Кечель пехлевана, который длился... 14 дней! Это представление поражало воображение богатством: куклы и декорации были украшены дорогими тканями и драгоценными камнями.

В кукольных представлениях стран Востока очень редко пользуются театральной бутафорией. Даже голова этой перчаточной куклы (см. "Перчаточные куклы") делается не из папье-маше или дерева, а из небольшой тыквы.


КУКЛА НА ГОЛОВЕ

Разновидность верховой куклы (см. "Верховая кукла"). Используется, как правило, для коротких кукольных эстрадных номеров. С куклой на голове работали многие известные кукольники, в том числе и Сергей Образцов (см. "Образцов"). Кукла укрепляется на голове артиста, который стоит за ширмой (см. "Ширма"). А руки актер продевает в рукава одежды куклы, и они становятся руками его куклы.


КУКЛА ТЕАТРАЛЬНАЯ

Это действующее лицо любого кукольного спектакля, персонаж, созданный художниками специально для кукольной сцены. Театральные куклы бывают двух видов - верховые (находятся выше актера) и низовые (находятся ниже актера-кукольника, потому что он управляет ими сверху).

Верховые куклы - это перчаточные, тростевые, теневые куклы. Низовые - это марионетки и планшетные куклы.


КУКЛЫ НА ВОДЕ

Персонажи вьетнамского народного кукольного театра. Их показывают не на сцене, не на ширме (см. "Ширма"), а на воде. (Зрители, конечно, сидят на берегу.) В воде на больших поплавках плавают декорации. За ними, невидимые публикой, стоят по пояс в воде артисты. У каждого в руке длинный шест, направленный в сторону зрителей. Но этот шест не виден, потому что он находится под водой. К другому концу шеста прикреплена кукла. В нужный момент куклы как бы выныривают из-под воды и играют на воде, как на сцене. А когда им нужно уйти, артисты опускают шест на дно и куклы вместе с шестом ныряют в воду. Так все получают удовольствие: зрители, потому что видят интересный кукольный спектакль, а артисты... потому что купаются.


КУКОЛЬНАЯ КОМЕДИЯ

- старинное название любого кукольного представления, будь то трагедия, драма, фарс, опера, балет, пантомима или на самом деле комедия.


КУКОЛЬНИК

Это и артист, и скульптор, и изобретатель. Человек, конструирующий свой собственный, кукольный мир. Кукольник - это не профессия, это свойство души, способность оживлять весь окружающий мир.


Л

ЛЯГУШОНОК КЕРМИТ

Один из самых известных лягушат в мире Его создатель - Джим Хенсон, замечательный английский кукольник. С этого лягушонка начался телевизионный сериал Маппет-шоу.

Компания Джима Хенсона - одна из самых больших в мире. Она делает кукол почти для всех фантастических и сказочных фильмов, которые снимаются на Западе. Джим Хенсон был другом и учеником Сергея Образцова.


М

МАРИОНЕТКА

Марионетки - аристократы кукольного мира. С ними дружили цари, великие философы, ученые, поэты, конструкторы и математики. Марионетки управляются с помощью нитей. Одни концы нитей закреплены на голове, руках, ногах, туловище куклы, а другие - на ваге (см. "Вага"). Управляя вагой, актер управляет движениями марионетки.

Марионетка - гениальная древнейшая модель человека. Не зря же большинство философов всех времен и народов любили смотреть на игру этих кукол. "Человек - это марионетка, управляемая божеством", - утверждал древнегреческий философ Аристотель. А другой великий философ - Платон, беседуя с учениками, брал в руки марионетку и объяснял своим ученикам, что людьми, подобно марионеткам, правят нити Добра и Зла, Добродетели и Порока. Но слушаться нужно только одной нити - золотой нити разума. ("Золотой" называется нить, управляющая головой куклы.)

Есть легенда о том, как марионетка стала называться марионеткой. Это случилось в один из ярких солнечных дней больше тысячи лет назад - в 944 году в Венеции. Двенадцать красивейших итальянских девушек в свадебных нарядах направились в церковь святой девы Марии, чтобы сочетаться браком со своими возлюбленными. И вдруг на город напали пираты, приплывшие на быстроходных каравеллах из Триеста. Пираты похитили всех невест, отвезли их на свои суда и вышли в море. Горе и ужас охватили горожан. Но двенадцать отважных женихов бросились в погоню за негодяями, догнали их и спасли девушек. Венецианцы встретили освободителей с ликованием и возблагодарили деву Марию, которая помогла одержать победу над пиратами. С тех пор каждый год в день святой девы Марии горожане выносят на улицы города куклы на нитях, изображающие девушек в свадебных нарядах и их заступницу деву Марию. Эти куклы - деревянные Марии, или иначе "марионы", - получили название "марионетки" - маленькие Марии.

Марионетки - самые популярные в Западной Европе куклы.


МАШИНКА

Это не "Мерседес" и не "Рено". "Машинкой" кукольники называют небольшой механизм, управляющий куклой. Она служит для того, чтобы кукла могла поворачивать и наклонять голову, открывать и закрывать глаза, рот, хмурить брови, улыбаться... Как правило, машинка крепится на гапите (см. "Гапит").


МЕШОЧНЫЕ (КУЛЬКОВЫЕ) КУКЛЫ

Чего только не бывает в кукольном театре! То, что в обыкновенном мире просто мешок, здесь - кукла из бумажных и матерчатых кульков, набитых ватой и кусочками пенопласта. Голову, лицо куклы рисуют на мешке или кульке. Актер управляет куклой, вставляя руку в кулек.

Такие куклы делали еще в древнем Китае. Видимо, они появились тогда, когда еще не изобрели перчаток, а значит и перчаточных кукол (см. "Перчаточные куклы").

Мешочную куклу сделать очень просто. Можешь попробовать.


МИМИРУЮЩАЯ КУКЛА

Верховая кукла (см. "Верховая кукла"), сделанная из мягкого материала (латекс, лайка, трикотин, резина и т.д.). Рука кукольника - в голове такой куклы. Работая пальцами, он открывает и закрывает рот куклы, морщит лоб, нос, шевелит ушами и т.д. Сделать хорошую мимирующую куклу очень трудно. Лучше всех их создавала русская художница советского периода Екатерина Беклешова.


МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ТЕНЕЙ

Единственный в России большой государственный Театр теней. Был организован в 1937 году при Музее детской книги. Основали его Я. Мексин, художница Е. Зонненштраль и актриса, режиссер С. Свободина. Театр открылся премьерой спектакля "Тиль Уленшпигель".

Театр теней работал очень интересно и сделал множество прекрасных теневых спектаклей. Одним из лучших был "Пушкинский спектакль", куда вошли "Сказка о попе и работнике его Балде", "Сказка о царе Салтане" и стихотворение "Памятник".

Первые спектакли принесли театру успех. Детские представления делались по принципу европейского театра теней (см. "Театр теней"): теневые фигуры (см. "Теневые фигуры") управлялись актерами снизу с помощью нитей. Спектакль вел чтец, а на экране зрители видели иллюстрации к тексту.

Со временем в театре изобрели собственную теневую технику. Теневые фигуры-куклы не прижимались к экрану, а проецировались издалека с помощью специальной аппаратуры. Это позволило значительно увеличить поверхность экрана, не увеличивая сами теневые фигуры (а значит - показывать спектакли в больших залах). Театр начал также применять и китайскую технику вождения теневых фигур. (Куклы прижимаются к экрану и передвигаются с помощью палочек, которые прикреплены перпендикулярно к ним.) Среди спектаклей театра были такие, как "Приходи, сказка!", "Три толстяка" и представление для взрослых "Живые афиши", где на экране оживали дружеские шаржи на Вана Клайберна, Чарли Чаплина, Ива Монтана и др.

Московский театр теней работает и сегодня. В его репертуаре не только теневые спектакли, но и обыкновенные - кукольные.


МУБАРАКА

Традиционный герой иранского уличного театра кукол. В отличие от петрушечной куклы Кечель пехлеван (см. "Кечель пехлеван"), Мубарака - простая марионетка (см. "Марионетка") с двумя-тремя нитями. Голос у него пронзительный, громкий, петрушечный: кукольник, работая с Мубарака, пользуется пищиком (см. "Пищик" ). Мубарака черен лицом, хитер, драчлив. У него белые, навыкате глаза, рот до ушей (но самих ушей нет), большой нос. Одет Мубарака почти так же, как и Петрушка (см. "Петрушка"). На нем красная рубаха до колен. А вот колпачка с кисточкой нет. Впервые Мубарака появился в Иране более 200 лет назад. Его очень любят иранские зрители. И даже Иранское отделение Международного союза деятелей театра кукол называется Мубарака-УНИМА (см. "УНИМА").


МУЗЕЙ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ ЦЕНТРАЛЬНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА КУКОЛ ИМЕНИ С.В. ОБРАЗЦОВА

Организован в 1937 году. Его основателем и первым директором был актер А.Я. Федотов.

Музей - единственное в России и крупнейшее в мире собрание театральных кукол всех известных систем от античности до наших дней. В нем хранятся ценнейшие архивные документы, книги с автографами многих выдающихся деятелей искусства, науки и другие раритеты. Это более 3,5 тысяч театральных кукол и атрибутов кукольных представлений из 60 стран мира, около 8 тысяч афиш, плакатов, программ спектаклей, эскизы декораций и костюмов, чертежи, рукописи, фотографии, негативы, слайды, кинофильмы и материалы по истории мирового и российского театра кукол, личные фонды.

Среди музейных раритетов куклы монгольского буддистского обряда "Цам" и мусульманской поминальной мистерии "Тазие", куклы индийских, китайских и других театров теней, украинский вертеп и польская "шопка", куклы рыцарских европейских театров, балаган народного русского кукольника Ивана Зайцева, куклы русского серебряного века, Спейбл и Гурвинек великого чешского кукольника Й. Скупы, куклы сольной программы С. Образцова, куклы фронтовой самодеятельности времен гражданской и второй мировой войн.

В фондах музея хранятся уникальные фильмы-спектакли Театра С. Образцова и лучших театров кукол мира.

Музей ведет большую экскурсионную и научную деятельность. Работает лекторий для детей и взрослых. Каждый год выставки музея посещают более 250 тысяч человек.

Частью Музея является и Мемориальный рабочий кабинет С. В. Образцова. В мае 1996 года открыт филиал Музея - Музей-квартира С. В. Образцова, где бережно сохраняются личные вещи мастера и уникальная коллекция произведений искусства XVII-ХХ вв., в течение жизни собиравшаяся С. В. Образцовым и описанная им в книге "Моя кунсткамера".

Музей театральных кукол пользуется заслуженной мировой славой. Его выставки побывали в десятках стран.


Н

"НЕОБЫКНОВЕННЫЙ КОНЦЕРТ"

Самый известный кукольный спектакль, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса. Был создан С.В. Образцовым (см. "Образцов") в 1946 году. Пользуется огромной зрительской любовью во всем мире и в наши дни.

Идея создания спектакля появилась в годы Великой Отечественной войны, когда Сергей Образцов занимался фронтовыми кукольными программами. А после войны в театре приступили к работе над ним. Работа шла весело - по принципу театрального "капустника". Все актеры были заражены идеей сделать смешную пародию на обыкновенный концерт. Поэтому и сам спектакль назвали "Обыкновенный концерт".

В "Обыкновенном концерте" узнавалась пародия на тогдашний эстрадный мир: конферансье, цыганский хор, "юное дарование", жанровая певица, сцена из оперетты...

Так прошли три триумфальных года со дня премьеры. И вдруг этот любимый всеми спектакль запретили. Чиновникам от культуры не понравилось, что в нем "нет положительного героя". Театр обвинили в клевете на советскую эстраду.

С. В. Образцов стал искать выход из положения, и вскоре решение было найдено; он сказал, что теперь в спектакле будет "положительный персонаж". Этим персонажем станет он сам - лауреат Государственной премии, один из самых известных людей страны. Он сам поведет "Обыкновенный концерт", переименовав его в "Необыкновенный концерт". Раз он "необыкновенный", значит, такого в жизни не бывает. Чиновники от культуры были вполне удовлетворены, и спектакль остался жить.

В 1968 году была подготовлена его "вторая редакция". Заново сделали кукол, декорации, обновили тексты, придумали новые номера.

В чем же секрет рекордно долгой жизни "Необыкновенного концерта"? Прежде всего в таланте его создателей Сергея Образцова и его труппы.


О







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.