Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБРАЗЦОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1901-1992)



Один из самых известных артистов-кукольников ХХ века. Режиссер, писатель, художник. Его фильмы, спектакли, книги знают и любят во всем мире. А началось все с детской игрушки - перчаточной куклы Би-ба-бо (см. "Би-ба-бо").

Сам Сергей Образцов вспоминал об этом так: "...Мама подарила мне маленькую смешную куклу. Называлась эта кукла Би-ба-бо и состояла из целлулоидной головки и синего халатика, одевающегося на руку как перчатка... Все, что ни делал Би-ба-бо, было смешно и немного трогательно. Я его и любил, и жалел, как любят и жалеют дети маленьких котят. Даже гулять я его брал с собой, и он торчал в рукаве моего полушубка, рассматривая прохожих, городового, детей на Чистопрудном бульваре или витрину магазина... Прошло детство, прошли школьные годы, карандаши и кисти завладели в девятнадцать лет мною окончательно. Я решил стать художником. Но время тогда было голодное, игрушек у детей было мало, и я с друзьями попробовал сделать куклы Би-ба-бо на продажу. Я сделал негритенка и никому его не продал. То ли потому, что покупателя не нашел, то ли потому, что торговать не умел. А скорее всего потому, что с таким веселым негритенком расставаться было жалко..."

Вот с этого негритенка и начался путь великого кукольника. Замечательный художник, ученик А. Е. Архипова и В. А. Фаворского, один из ведущих актеров Музыкальной студии Московского Художественного театра, "звезда" эстрады и создатель целого художественного направления "пародии в куклах", писатель, киносценарист, общественный деятель - до последних дней жизни он руководил своим театром, в котором создал 61 спектакль, в том числе такие известные, как "Необыкновенный концерт", "Волшебная лампа Аладина", "По щучьему велению", "Под шорох твоих ресниц", "Чертова мельница", "Божественная комедия", "Дон Жуан" и многие другие.

Он вырастил и воспитал несколько поколений блистательных актеров, режиссеров, сценографов, художников и драматургов-кукольников, которые работают в сотнях театров России и других стран мира.

С. В. Образцов - создатель жанра документального киномонолога, автор фильмов "Кинокамера обвиняет", "Удивительное рядом", "Невероятная правда", "Кому он нужен, этот Васька".

Свое литературно-теоретическое наследие он завещал нам в книгах: "Моя профессия", "Актер с куклой", "Эстафета искусств", "По ступенькам памяти", "Моя кунсткамера" и др.

С. В. Образцов - выдающийся общественный деятель, был почетным президентом УНИМА (Международный союз деятелей театра кукол, см. "УНИМА"), педагогом, профессором Российской театральной академии, ученым, членом-корреспондентом Берлинской Академии Искусств. Был награжден многими орденами, медалями и даже стал Кавалером "Ордена Улыбки", которым его наградили дети из Польши.


ОЛЕАРИЙ АДАМ

Магистр лейпцигского университета, ученый, дипломат. Адам Олеарий (Эльшлегель) побывал в России в 1633-1634 гг. (в составе Голштейнского посольства) и в 1635-1639 гг. (по дороге в Персию). Его рассказы об увиденном легли в основу книги "Подробное описание путешествия Голштейнского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1639 годах, составленное секретарем посольства Адамом Олеарием". Книга эта была четырежды переиздана только в XVII веке (в 1647, 1656, 1663 и 1696 гг.). В числе многих других наблюдений о быте россиян начала XVII века есть и упоминание о театре кукол, снабженное иллюстрацией, сделанной гравером по рисунку автора. Адам Олеарий первым оставил свидетельства о русском кукольном театре типа "Петрушки". Если бы не он, мы бы до сих пор думали, что русский кукольный театр появился в XIX веке. Так что немецкий путешественник и дипломат подарил нам 200 лет истории отечественного театра кукол.


П

ПАНОРАМА

Один из самых древних видов театра кукол (см. "Раек"). В России панорама появилась во второй половине XVIII века. Этот театр можно назвать прадедушкой кинематографа и телевидения. Панорама действительно выглядела как кинозал, вернее, его модель - небольшой ящик, в котором одна картинка сменяла другую... Панорамные картины поначалу изображали лишь библейские притчи и истории. Позже в представлениях появляются сюжеты светские. Панорама начинает исполнять роль своеобразной кинохроники, служит "окном в мир", рассказывая о разных городах и странах, путешествиях, стихийных бедствиях, популярных лицах.

Вот, например, фрагмент афиши большой панорамы времен царствования Екатерины Великой. "По Всемилостивейшему Ее Императорского Величества позволению, сего февраля 8 дня, будет представлять... натуральное показание Света, чего здесь еще не видали. А прежде сего в Дании и Голландии, Франции и Германии. ...Мудрые Перспективные машины, через которые Небо и Земля, Месяц с рождения своего и до полна и последней четверти, также и Звезды, Воздух, и Вода, Горы, Леса, Города, и Замки, и Гавани, Корабельные ходы, и с них стрельба, и многие другие вещи и прочее. Город Рим. Со стороны реки Тибр, где видеть можно крепкий и изрядный костел Санкт Анжела, у так названного Ангельского моста Церковь Святого Петра, и палаты Папской. Вольный имперской город Гамбург. При том из пушек поздравляются, и из пушек со города палить будут.

Все вышеописанное показано будет у Красных Триумфальных ворот. Начало пополудни о четвертом часе. В первом месте платить по 50 копеек. Во втором - по 25 копеек. В последнем по 12 копеек". Представления такого театра содержали много полезной информации и вполне соответствовали просветительским идеям того времени.

К концу XVIII - началу XIX века и этот вид театра начинает изменяться, превращается в балаганное развлечение, основная задача которого - развлекать, а не просвещать.


ПАНЧ

Как известно, путь из Италии в Англию идет через Францию. Точно так же путь к английскому кукольному народному герою Панчу идет от итальянского Пульчинеллы через французского Полишинеля (см. соответствующие статьи).

В XVII веке итальянские и французские кукольники появились в Лондоне, и горожане с восторгом приняли их представления о похождениях и проделках Пульчинеллы и его французского собрата Полишинеля. В результате появился английский герой кукольной комедии, которому дали имя Панч.

Собственно Панч - это сокращенное имя все того же итальянского Пульчинеллы, которого англичане стали называть Панчинеллой, а для краткости - просто Панч.

Панч - удивительный персонаж. Толстый, уродливый шут с длинным кривым носом и пронзительным резким голосом (кукольник работал с Панчем, пользуясь специальным устройством - пищиком, см. "Пищик"). Это настоящий хулиган, лгун, воришка, у него нет ни одного хорошего качества, но... вот уже много веков Панч - один из самых любимых и обаятельных героев театра кукол.

Первое время Панч был марионеткой (см. "Марионетка"). Но через несколько десятилетий он стал таким, каким его знают и любят сегодня - верховой куклой (см. "Верховая кукла"). И сюжет его комедии сложился не сразу. Сначала Панч появлялся в любом кукольном спектакле. В пьесе о Ноевом ковчеге он лихо отплясывал, в представлении о победах английской армии играл роль солдата... Но всегда и везде он оставался самим собой - любимцем публики, нахальным шутом.

Популярность Панча была столь велика, что многие английские писатели создавали для него пьесы и мало кто не упомянул его в своих произведениях.

Панч играл в пьесах классика литературы эпохи Просвещения Генри Филдинга. Томас Шеридан написал своего "Панча-бакалавра", а Джонатан Свифт сочинил о нем целую поэму, в которой пересказал сюжет традиционного английского представления. Вот, вкратце, ее содержание.

"О, послушайте меня минутку! Я Вам расскажу историю Панча, который был скверным бездельником и убийцей. У него была жена и ребенок несравненной красоты. Имя ребенка я не знаю; его мать звали Джуди.

Мистер Панч не был так красив. У него был нос, как у слона, господа!

На спине у него возвышалась шишка, почти наравне с высотой головы; но это не мешало ему иметь обольстительный голос.

Мистрис Джуди в порыве ревности схватила за нос своего супруга.

Тогда Панч рассердился, принял позу трагического актера и ударом палки раскроил ей голову пополам. О, Чудовище!

Потом он схватил своего наследника... О, бесчувственный отец!

И выбросил его из окошка со второго этажа, господа! Он не больше заботился о своем сыне, чем о щепотке табака.

Содрогаешься от мысли о том количестве крови, которое он пролил.

Говорили, что у него был подписан договор со старым Дьяволом по имени Николс. Может быть, поэтому он всюду имел успех, господа!

Полиция со своей стороны делала все, чтобы посадить его в тюрьму. Его арестовали в тот момент, когда он меньше всего этого ожидал.

И вот приблизился день, когда он должен был рассчитаться за все содеянное. Когда приговор был провозглашен, он стал придумывать хитрости, чтобы спастись от казни. Притворившись, что не знает, как продеть голову в петлю, он сунул в нее голову палача, а свою спас.

Наконец, Дьявол появился требовать долг; но Панч стал уверять его, что тот обознался и принимает его за другого.

- А! Ты не знаешь о долге? - закричал Дьявол. - Так ты его еще узнаешь!

И они с ожесточением стали драться. Дьявол дрался вилами, а у Панча была только палка, господа; и он убил Дьявола. Старый Ник умер, господа!"

...И все это - только часть проделок Панча, часть удивительной комедии с множеством прекрасных кукольных персонажей - Полисменом, которого Панч прокручивает в мясорубке, Крокодилом, которого он бьет своей дубинкой, собакой Тоби и др.

Панч - один из символов Великобритании. В характере и поступках Панча англичане узнают характерные особенности национального юмора. А его настойчивость и упрямство - гордость англичан. У Панча два горба, длинный нос, огромный подбородок, чепец, напоминающий дурацкий колпак. Как и все его европейские братья, Панч не существует без палки, которая в его руках превращается в смертоносное оружие.

Панч сегодня - перчаточная кукла (см. "Перчаточные куклы"). Играют же комедии о Панче лучшие кукольники страны. Их называют панчменами.


ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ (ПЕТРУШКИ)

Это система театральных кукол, надевающихся на руку, как перчатка. Такие же куклы-перчатки играли в кукольных "комедиях о Петрушке". Поэтому у нас эту систему называют еще "петрушки". И все другие Петрушкины братья из разных стран - тоже перчатки.

С этой оравой задир, забияк, зубоскалов и кривляк справиться не сможет даже самый строгий учитель. Никто не знает, откуда они родом. Одни говорят - из древнего Китая, другие - из Индии, третьи - из Древней Греции. Кто прав - неизвестно. Но самое удивительное - они появились почти одновременно в разных странах. Все разные, но все чем-то друг на друга. похожи. Да, это большая семья клоунов-хулиганов. И, наверное, нет страны, народа, у которого не было бы своего "петрушки".

Петрушки - ходячие анекдоты. Это горбатые шуты в колпачках, с дубинками в руках, с длинными кривыми носами и улыбающимися физиономиями. Рядом с итальянским Пульчинеллой - французский Полишинель. Они точно родственники. У них даже имена похожие. Вся разница только в том, что один итальянец, а другой француз. Впрочем, и английский Панч от них мало чем отличается. А вот еще: Кашпарек из Чехии, Касперле из Германии, Гансвурст из Австрии, Пикельгеринг из Голландии (см. соответствующие статьи).


ПЕТРУШКА

Впервые Петрушку увидел в России немецкий писатель, путешественник и дипломат Адам Олеарий (см. "Олеарий"). Это было почти 400 лет назад!

Сюжет представления прост.

На сцене несколько кукол: лошадь, Петрушка и Цыган. Петрушка решил жениться и обзавестись хозяйством - купить у Цыгана лошадь. Только при его характере это трудно. Лошадь Петрушке попалась худая, никчемная. Да и обращаться он с ней не умеет. Сядет на нее за- дом наперед и свалится. А тут как раз лекарь-шарлатан, весь в черном - так раньше все доктора одевались.

Лекарь. Я Лекарь - из-под Каменного моста пекарь и аптекарь! Когда ко мне приходят больные господа, я их лечу удачно всегда! Живо их что делать научу! Вместо аспирина - мышьяк всучу!

Петрушка лупит своей дубинкой шарлатана, но тут приходит Полицейский. Петрушка и его бьет и прогоняет. Тогда за Петрушкой приходит Офицер и хочет забрать его на службу в армию. Он и его охаживает дубинкой и прогоняет. Тогда за Петрушкой приходит огромная и очень злая собака... Она хватает Петрушку за длинный нос и утаскивает за ширму.

На этом представление заканчивается. Если на рисунке Олеария мы видим, что кукольнику аккомпанирует гусляр, то в XIX веке вместе с Петрушкой работает шарманщик. Он крутит шарманку, разговаривает со зрителями и с Петрушкой, а после представления собирает деньги.

Поэт Н. А. Некрасов описал "Комедию с Петрушкою" в поэме "Кому на Руси жить хорошо":

Комедию с Петрушкою,
С козою с барабанщицей
И не с простой шарманкою,
А с настоящей музыкой
Смотрели тут они.
Комедия не мудрая,
Однако и не глупая,
Хожалому квартальному
Не в бровь, а прямо в глаз!

Русский Петрушка принадлежит к многочисленной семье героев европейской уличной кукольной комедии. Он - прямой потомок Пульчинеллы, Полишинеля, Гансвурста (см. соответствующие статьи).

На протяжении нескольких столетий Петрушка, в красном колпаке, в красной рубахе, оставался любимым героем русских людей. Сюжет спектакля был всегда одним и тем же, но со временем в представлении появлялись новые герои, новые шутки, новые анекдоты... Как говорил известный петрушечник Иван Зайцев (см. "Зайцев"), "каждый "Петрушку" уродует по-своему".


ПИКЕЛЬГЕРИНГ

Один из многочисленных персонажей мировой уличной "петрушечной" комедии. Старинный кукольный герой Голландии. В переводе на русский язык "Пикельгеринг" - копченая селедка. Шуты разных стран всегда брали себе смешные имена, часто связанные с любимыми народными кушаньями: Жан Похлебка, Сушеная Треска, Ганс Колбаса, Джон Пудинг и др.

Первые упоминания о Пикельгеринге встречаются в 1620 году, когда на улицах Голландии появились английские комедианты. В спектаклях, которые они играли, персонажи говорили по-английски, а шут (он обязательно был в любом представлении) - на языке народа, по-фламандски. Он носил огромную шляпу, украшенную двумя длинными перьями, куртку в обтяжку с большими пуговицами и широченным жабо, широкие и очень короткие, по колено, брюки и маленькие сапожки. Короткий меч, который он часто и с удовольствием пускал в ход, довершал картину.

Этот герой, одетый в традиционный наряд того времени, так полюбился в Голландии, что стал появляться на бесчисленных кукольных сценах и ширмах (см. "Ширма") - на улицах, во дворах, в купеческих и дворянских домах.

Он был весел, груб, трусоват, любил похвастаться и не лез в карман за словцом. Кукольный Пикельгеринг прожил недолгую (по кукольным меркам) жизнь. Родившись в самом начале XVII века, он появлялся и смешил зрителей в сотнях спектаклей - трагедиях, комедиях, фарсах, моралите. Его имя встречается даже в кукольных пьесах о докторе Фаусте (см. "Доктор Фауст"). Но время делало свое дело, и в конце XVIII века Пикельгеринга окончательно вытеснил со сцены его потомок по имени Ян Клаасен.


ПИЩИК

Очень простое приспособление, которым пользуются все артисты-петрушечники. Это искусственный резонатор, изменяющий голос артиста и делающий его голосом Петрушки, Панча, Полишинеля (см. соответствующие статьи) и др. Пищики делаются по-разному. Используется, например, сплющенная и сложенная пополам серебряная монета, внутри которой натянут конский волос.

Умение пользоваться пищиком - высокое искусство. Это доступно далеко не каждому. Во-первых, пищик легко... проглотить, а во-вторых, очень трудно научиться разговаривать, держа его во рту.

Пищик - это голос Петрушки, поэтому его часто так и называют - "голос", а еще - "говорок".


ПЛАНШЕТНАЯ КУКЛА

Планшетные, или паркетные куклы умеют ходить по полу, по паркету, по настилу сцены, который называется "планшет". Отсюда их название. Известны разные типы планшетных кукол. Кукольники средневековья, например, поставили куклу на стол и управляли ею с помощью веревок. Кукла так здорово танцевала, оживая на глазах у зрителей, что кукольников того времени часто обвиняли в колдовстве, и для некоторых это плохо кончалось. Есть планшетная кукла, которая движется не руками, а... ногами кукольника. Один конец веревки прикреплен к колышку, вбитому в землю, другой - к колену артиста. Сама же веревка продета через туловище куклы. Артист играет на флейте, а его кукла танцует. Иногда артисты так разыгрывали целые сцены с несколькими куклами. Иногда вместо артиста куклами управляла... лошадь.


ПОЛИШИНЕЛЬ

Главный герой традиционной кукольной французской комедии. Самый близкий его старший родственник - итальянский Пульчинелла, младший - русский Петрушка (см. соответствующие статьи).

В отличие от многих других "кукольных братьев", точно известен год рождения Полишинеля. Он появился во Франции в 1649 году вместе с великим итальянским кукольником Жаном Бриоше (см. "Бриоше"), который создал в Париже свой кукольный театр. Кукольник очень точно и тонко почувствовал настроения, характер и вкусы парижан и создал на основе итальянского Пульчинеллы нового героя - Полишинеля.

Полишинель сначала был марионеткой (см. "Марионетка"), требующей от актера большого искусства управления куклой. Лишь через много лет он стал и верховой куклой (см. "Верховая кукла").

Скандал - вот стихия Полишинеля. Он не только жил в обстановке скандала, он его создавал. Высмеивал приближенных короля, служителей церкви, судей, членов Французской Академии, великого Вольтера, премьеры в королевских театрах... Ради скандала не жалел никого.

Подобно Пульчинелле, у него длинный нос, большой горб, а в руках дубинка.

Специально для Полишинеля писали свои пьесы известные французские авторы, такие как Лесаж, Фюзелье и де Орневиль. Как правило, это были пародии, фарсы и скетчи.

У Полишинеля несносный характер, а потому и много врагов. Его терпеть не могли власть имущие, и он жил в рамках многих ограничений, умудряясь обойти каждый очередной запрет.

Полишинелю запрещалось говорить своим голосом - и он стал говорить чужим - с помощью специального пищика (см. "Пищик"). Запрещалось говорить на сцене сразу с несколькими персонажами - он разговаривал со всеми по очереди или произносил длинные монологи. Запрещалось говорить - он пел, запрещалось петь - разыгрывал пантомиму.

У Полишинеля настоящий французский характер! Он не терпел никакой власти над собой, никаких авторитетов. И однажды, уже во времена Французской революции, неосторожно посмеялся над новой властью и был подвергнут показательной казни: под ножом гильотины его кукольная головка покатилась туда же, куда катились головы тех, над кем он так оглушительно смеялся. Но даже после казни Полишинель продолжал жить и веселить публику. Хотя, конечно, со временем он менялся, постепенно превращаясь в Гиньоля (см. "Гиньоль").


"ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ"

Так случилось, что у Московского Художественного академического театра имени А. П. Чехова наиболее известные спектакли - птицы: "Синяя птица" и "Чайка". А у "главного кукольного театра" - Государственного академического центрального театра кукол (см. "Центральный театр кукол") - самое известное детское представление - рыба. Спектакль "По щучьему велению" был создан С. В. Образцовым (см. "Образцов") в 1936 году. За долгие годы, прошедшие с тех пор, спектакль шел свыше 5 тысяч раз. Его видели больше 3 миллионов зрителей - четыре поколения (!). Кроме того, десятки миллионов детей и взрослых видели этот спектакль по телевидению. Вот что писал о спектакле сам С. В. Образцов:

"Мы очень любим "Щуку" за точность адреса (спектакль, безусловно, детский), за ясность и лаконичность формы. Сюжет этого спектакля построен на основе русской народной сказки, герой которой - Емеля. Это ему подарила Щука "заветное слово": и все, чего бы он ни захотел, сбывалось. Без лошади ехали сани, без топора рубились дрова, и по первому слову засмеялась царевна Несмеяна и вышла за него замуж".

Этот спектакль играется перчаточными куклами (см. "Перчаточные куклы"). Очень интересна у "Щуки" конструкция ширмы (см. "Ширма"). Образцов впервые сделал ширму круглой, как на рисунке Адама Олеария (см. "Олеарий"). Только намного больше.


ПУЛЬЧИНЕЛЛА (ПУЛЬЧИНЕЛЛО)

Родоначальники не только огромной семьи героев кукольной европейской уличной комедии, но и многих типажей в мировой литературе, ставших классическими.

Когда мы говорим о Пульчинелле, необходимо помнить, что это не один персонаж, а два - Пульчинелла и Пульчинелло. Это странная, но очень интересная история, начавшаяся, по преданию, в XVI веке в окрестностях итальянского города Неаполя. В кукольных неаполитанских комедиях того времени появились два одинаково одетых шута. В них жители Неаполя узнавали героев веселых анекдотов о жителях Беновенто. Согласно городскому фольклору, в этом городке, половина которого находится на горе, а половина - на равнине, живут разные люди: те, что на горе, - живые, остроумные, хитрые, а те, что внизу, - ленивые, невежественные и глупые. Они-то и стали прообразами Пульчинеллы и Пульчинелло.

Эти герои похожи на петушков, впрочем, поэтому их так и зовут: "полчино" в переводе на русский язык - петушок. Интересно, что и наш русский Петрушка (см. "Петрушка") - тоже Петя. А Петями в России издавна зовут петухов.

Театр Пульчинеллы и его брата-близнеца начинался как театр марионеток (см. "Марионетка"), а со временем его герои стали верховыми куклами (см. "Верховая кукла").

Пульчинеллы - родоначальники кукольных комедий импровизации в Европе. Кукольники, показывая комедию о Пульчинелле, путешествовали по Англии, Франции, Испании, Германии, России, в результате во всех этих странах появился свой Пульчинелла - Панч, Полишинель, Дон Кристобаль, Гансвурст, Петрушка... Все они похожи друг на друга - горбатые шуты с длинными носами, в шутовских колпаках, с дубинками, которыми они расправлялись с обидчиками. Но они и отличались друг от друга, потому что в каждом отражались черты характера его народа.

Пульчинелла и Пульчинелло были своего рода "живой газетой": зрители узнавали из их сценок все интересные новости, слухи и сплетни о событиях, происходивших в Неаполе и его окрестностях. Эти два героя могли играть вместе, но часто выступали и поодиночке.

Пульчинелл вы всегда узнаете по широкой белой рубахе навыпуск, двум горбам и черной полумаске с крючковатым носом и пронзительному скрипучему голосу. Особый голос Пульчинелл делался с помощью пищика (см. "Пищик").


Р

РАЕК

Истоки райка восходят к античной культуре. В те далекие времена на невысокой колонне устанавливалась доска (пинака), снабженная дверцами. Когда дверцы открывались, зрители видели перед собой занимательную картину, нарисованную на ткани. Следующее открытие дверей рождало новую картину. Устройство античной доски-пинаки аналогично райку. Перед зрителями разворачивались самые разнообразные истории. Например. "В первой сцене данайцы готовятся к отплытию из-под Трои, и на пинаке изображается их работа, часть фигур при этом нарисована, а часть выполнена из тонкой раскрашенной кости и может двигаться, например, рука с топором. На следующей картине корабли сталкивают в воду. Когда дверцы открылись в третий раз, были видны только воздух и море. Затем, по принципу балаганной панорамы (см. "Панорама"), разрисованная лента начинает ползти, перематываясь с одного валика на другой, с одной стороны появляются корабли, плывущие в военном порядке, и один за другим скрываются. В море при этом кувыркаются дельфины (это тоже особое устройство), затем море на перематываемой ленте становится бурным, набегают тучи, и корабли плывут тесно сбившись".

В России раек получил широкое распространение в XVIII веке. Его назвали так потому, что в нем показывали "райское действо" - картинки на религиозные темы: "Сотворение мира", "Адам и Ева", "Великий потоп" и др. Раек представлял собой деревянный ящик, внутри которого вращалась лента с разными картинками. Раешник, или - как его еще называли - "раешный дед", крутил ручку ящика и зазывал публику заглянуть в его окошечко.

В XIX столетии русский раешник уже не показывает публике религиозные сюжеты, экзотические города и страны, а больше смешит, развлекает: "А вот извольте видеть, господа, андерманир штук - хороший вид, город Кострома горит, вон у забора мужик сидит; квартальный его за ворот хватает, говорит, что поджигает".

В раешном ящике можно было увидеть, например, и Рим, но не официальный, а другой, народный. "А вот, господа, город Рим,- сообщал раешник, - живет здесь римская папа, загребистая лапа!" Раешный ящик, подобно фонарям гоголевского "Невского проспекта", показывал "все не в настоящем виде".


С







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.