Здавалка
Главная | Обратная связь

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ РИТОРА



План.

Образ оратора.

1.1. Личность оратора.

1.2. Основные умения, которыми должен обладать оратор.

1.3. Типы ораторов.

1.4. Способы речевого воздействия оратора на личность.

1.5. Роли (позиции) оратора. Зрительно воспринимаемые элементы речи оратора.

2.1. Внешность.

2.2. Манера выступления.

2.3. Позы.

2.4. Жесты.

Образ оратора

 

Слово оратор — «тот, кто произносит речь» и «тот, кто обладает даром красноречия» появилось в русском языке в начале XVIII века, оно происходит от лат. orare — «говорить».

 

1.1. Личность оратора. Слушатели не отделяют сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора. Аудитория, прежде всего, запоминает оратора, а потом содержание его речи. В ораторе аудитория хочет видеть личность, индивидуальность, его отличительные черты: какую позицию он занимает? можно ли ему доверять? чем он не похож на других?

Личность оратора составляют:

— лексикон (словарный запас) — должен превышать лексикон партнера или аудитории. Языковая личность ритора моделируется по следующим параметрам:

— зыковая биография — речевое развитие человека;

— языковой паспорт (пол, возраст, национальность, профессия, образование, эмоциональное состояние в момент речи);

— языковая эрудиция – знание языка и текстов на языке;

— риторическая деятельность;

— языковой поступок – речевое выступление говорящего, которое стратегически нацелено на изменение его биографии, карьеры, деятельности;

— прагматикон — система ценностных установок и мотивов речевой деятельности ритора. Адресату или аудитории должны быть понятны мотивы деятельности ритора, и они должны иметь нравственную основу;

— картина мира — система категориальных понятий в сознании ритора, которая определяет взгляд на мир;

— знание прецедентных текстов – устойчивые единицы (фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы), отражающие картину мира ритора в ее национальном варианте;

— этикетный портрет.

Образ ритора создается усилиями самого говорящего, который старается создать в речи впечатление существования у него индивидуальной манеры общения, индивидуального стиля речи.

 

1.2. Основные умения, которыми должен обладать оратор. Ритор должен быть человеком особого склада. Он должен у м е т ь создавать:

— доброжелательности (ритор должен показать, что он не ущемит интересов партнера);

— речевой эрудиции;

— впечатление человека способного на речевой поступок;

— свой имидж — систему предпочтений, осознанных личностью (манеру одеваться, улыбаться, выражение лица, манеру говорить), главное в нем — цельность.

Любая аудитория упрощенно воспринимает личность оратора, подводя ее под стереотипные схемы, роли: мечтатель, практик, молокосос, старичок, моралист, бюрократ, весельчак. Нужно заботиться, чтобы ваш имидж был благоприятным, отражал вашу индивидуальность, и вы были восприняты так, как хотите себя подать. Индивидуальность, непохожесть оратора на других должна быть очевидна для аудитории, нужно ее демонстрировать, не нужно работать «под кого-то». Индивидуальность оратора повышает внушаемость аудитории, все выдающиеся ораторы были индивидуальностями.

Ритордолжны быть присущи следующие профессиональные умения:

— организационные;

— творческие;

— планирующие (умение спланировать речь, исполнить ее по плану и с нарушением его);

— ориентационные (ориентация в содержании речи на тип адресата, его настроение, конкретную обстановку);

— психолого-педагогические (умение неочевидно воспитывать);

— перцептивные (умение перерабатывать все видимое и воспринимаемое для речи);

— социально-коммуникативные (умение общаться);

— собственно речевые (владение языком).

 

1.3. Типы ораторов. Каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности речи. Лингвисты неоднократно осуществляли попытки выделить типы ораторов. С.Ф. Иванова разработала следующую классификацию:

рационально-логический тип:оратор склонен к анализу явлений, к рассуждениям, хорошо аргументирует речь, составляет план выступления и тщательно отбирает материал; чаще всего к этому типу принадлежат сангвиники — люди с заметной психической активностью, быстро реагирующие, стремящиеся к смене впечатлений, подвижные, не зацикливающиеся на неудачах, с выразительной мимикой и жестами;

эмоционально-интуитивный тип:оратор говорит страстно, увлеченно, но не всегда следит за логикой изложения; если нет жесткого плана, то изложение будет рваным; не любит работать над планом; так говорят люди с холерическим темпераментом — энергичные, способные увлекаться, склонные к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями.

философский тип:оратор достаточно эмоционален и логичен; индивидуальность ярко не выражена; склонен исследовать, анализировать объект прямо на глазах у слушателей, вовлекая их в поиск истины; это флегматики – люди невозмутимые, с устойчивым стремлением и настроением, с постоянством чувств, со слабым внешним выражением душевных состояний;

лирический, или художественно-образный тип:оратор глубоко эмоционален, лиричен, впечатлителен; это меланхолики — люди с глубокими переживаниями, легкоранимые, но внешне слабо реагирующие на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенной речью.

1.4. Способы речевого воздействия оратора на личность:

— убеждение — изменение точки зрения собеседников путем приведения аргументов;

— внушение (суггестия) — воздействие речи на человека без доказательств, внушаемый прямо заимствует чужое мнение, воспринимая его некритически. Внушение может осуществляться за счет давления престижа (Сталин всегда прав), эмоционального давления говорящего (особенно подвержены эмоциональному внушению дети и женщины), за счет соответствия мнения ожиданиям. Внушаемы и могут внушать практически все люди, но в разной степени. В каких условиях повышается внушаемость? В условиях напряженного бодрствования, при переходе ото сна к бодрствованию и наоборот, в новом коллективе (новичков всегда разыгрывают), в критических ситуациях, в состоянии эмоционального напряжения, при длительной болезни, в толпе. Формы проявления внушаемости: подражание — сознательная имитация (лежит в основе моды); заражение — бессознательная имитация, стихийная ориентация на действия или мнения собеседника (лежит в основе массовых эмоциональных состояний, паники. Особенно подвержены ей неразвитые личности и дети);

— принуждение — способ заставить человека поступить вопреки его желанию под угрозой неблагоприятных для него последствий. Механизм принуждения — речевой (угрозы, запугивание), но он может включать и неречевые элементы. Американский гангстер Аль Капоне говорил: «При помощи доброго слова и револьвера можно достичь гораздо больше, чем только при помощи доброго слова».

Какие способы речевого воздействия на личность должны использоваться в устном публичном выступлении? Убеждение и внушение, а принуждение должно быть исключено даже из организации выступления. Американский поэт Эмерсон считал: «Подлинное красноречие не нуждается ни в колокольном звоне, чтобы созывать народ, ни в полиции, чтобы поддерживать порядок».

1.5. Роли (позиции) оратора. Позиции оратора в ходе публичного выступления — это ролиоратора, которые он сам на себя принимает:

— информатор — изложение материала, например, сообщение инструкции;

— комментатор — если аудитория знает основное и ждет дополнительных сведений;

— собеседник — оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает «на равных», просит аудиторию высказать свое мнение, использует вопросы;

— советчик — слушатели хорошо подготовлены, нужно расставить акценты.

— эмоциональный лидер — если в аудитории приподнятое настроение, оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. Оратор чувствует себя свободно, допустимы импровизация, отступления от темы.

Позиции, которых следует и з б е г а т ь:

— наставника — оратор не должен быть нравоучительным, категоричным;

— трибуна — не должен говорить с преувеличенным пафосом;

— просителя — не должен просить аудиторию о снисхождении или терпении («Потерпите, я скоро закончу»).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.