Для устного выступления
Рекомендуется вести речь от первого лица и употреблять конструкцию «местоимение я + глагол в личной форме», по возможности избегая безличных конструкций.
Чтобы вовлечь аудиторию в процесс активного слушания, рекомендуется включать текст средства диалогизации речи, а именно: — обращаясь к слушателям, использовать местоимение вы: Как вы помните…; Вы, наверное, слышали…; Вы, вероятно, согласитесь с…; Сейчас мы с вами рассмотрим… и т.п.; — обращаясь к слушателям, использовать глаголы в повелительном наклонении: Обратите внимание…; Постарайтесь запомнить…; Давайте вернемся к… и т. п.; — включать в монолог структуру «вопрос – ответ»: Что же такое стиль? Стиль – это…. Эти приемы позволяют активизировать внимание слушателей, создавать и поддерживать эффект живого общения оратора и аудитории. Следует упростить текст в грамматическом отношении, трансформировать сложные формы и конструкции в более простые, адекватные устной речи. Во-первых, рекомендуется избавиться от частого употребления причастных и деепричастных оборотов, перестроив их, например, в придаточные предложения с глаголом в личной форме:
Во-вторых, рекомендуется реже использовать отглагольные существительные, трансформируя их в личные формы глаголов:
В-третьих, следует реже использовать страдательный залог, отдавая предпочтение конструкциям в действительном залоге:
В-четвертых, следует избегать цепочек слов в форме родительного падежа, трансформируя их, например, в небольшое сложноподчиненное предложение:
В-пятых, рекомендуется трансформировать длинные сложноподчиненные предложения, разбив их на более короткие фразы и соединив посредством сочинительной связи:
Список использованной литературы Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М, 2001. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Популярная стилистика русского языка. М., 1984. Культура русской речи: Учеб. для вузов/Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. М., 2000. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974. Романова Н.Н., Филиппов А.В. Стилистика и стили: Учеб. пособие. М., 2001. Русский язык и культура речи: Учебник/Под ред. В.И. Максимова. М., 2000. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1977.
Вопросы для самоконтроля
1. На каком основании выделяется научный стиль? 2. Перечислите подстили научной речи. 3. Чем устная форма научной речи отличается от ее письменной разновидности? 4. Какие принципы трансформации письменного научного текста в устный научный текст вы можете назвать? 5. Назовите лексические особенности данного стиля. 6. Назовите грамматические особенности данного стиля? 7. Поясните понятие «цепочка (нанизывание) родительных падежей». Лекция 17 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|