Здавалка
Главная | Обратная связь

Архетип Великой Матери



 

Мать – один из основных архетипов коллективного и индивидуального бессознательного: у каждого человека есть опыт пребывания в материнской утробе, последующего рождения и кормления-выращивания. За образом реальной материнской фигуры всегда стоит образ архетипа Великой Матери, матери-природы или матери-богини. Значимость этой силы трудно переоценить: именно от материнской фигуры во младенчестве зависит мироощущение человека, чувство базовой безопасности или небезопасности, принятие или отвержение миром. От этого исходит и его ответное отношение к миру и другим людям: дающее, принимающее, отвергающее, завистливое или мстительное.

Мать – это первая персонификация силы, которая защищает и гарантирует безопасность и поддержку человеку. Позже, по мере взросления ребенка, мать как личность замешается или дополняется семьей, родом, обществом, народом, расой, кроме того – религией, политической партией, рабочим коллективом, любым своим сообществом. Воплощением материнской силы может стать природа, отдельные места, поселения или утолки дикой природы. «Перенесение материнских функций с реальной матери на семью, род, нацию, расу или богиню имеет то преимущество, что, вероятнее всего, мать умрет раньше детей, поэтому возникает потребность в такой фигуре матери, которая бессмертна» (Антонян, с. 21)

Мать оказывается главной силой везде, где присутствует рождение, смерть и возрождение. Не является и ее разрушительная природа: мать способна как давать, так и отнимать, а это и сама жизнь, и ее смысл и ценность. «…Люди своим существованием все равно обязаны матери. Этим обеспечивается непрерывность их жизни и бесконечная повторяемость, которая заложена в природе вещей и выражена в архетипичности прообразов и явлений. Она, эта повторяемость, вечна, как и первообраз матери, каждый раз возрождаясь в живой конкретной матери, земле, Родине, богине и т.д. Это свойственно не только архаичному обществу, но и любому другому. Разумеется, мать иногда приносит страдание, отталкивая от себя своих несчастных детей или чрезмерно наказывая их, но ведь люди мучаются от этого именно потому, что как раз от матери ожидают совсем другого поведения. Они, в отличие от матери, таким образом, придерживаются всеобщего правила, заложенного в них природой. Человек должен уметь выносить переживаемую по названной причине боль, но в ней нет никакого позитивного смысла – он не очищает и не возвышает, поскольку подрывает сами основы бытия» (Антонян, с. 38).

Прямая карта «Императрица» имеет отношение к позитивному проявлению архетипа Великой Матери, перевернутая (если выпадает даже случайно, при методе использования только прямых карт) – к негативному аспекту этого архетипа. При этом следует различать влияние реальной земной матери (детское или актуальное) и существование материнского комплекса в жизни человека. «На первый взгляд кажется, что причиной всех трудностей любого человека является его родная мать. Однако Юнг обнаружил, что родная мать – не единственная причина нарушений, типичных для негативного материнского комплекса; существенное воздействие оказывает также и архетип матери. Вечное проявляется в индивидуальном. Но даже если вечный образ снова и снова находит свое воплощение в конкретном человеке, все равно нельзя говорить об идентичности актуального и архетипического» (Биркхойзер-Оэри, 2006, с. 22).

 

 

Разнообразие жизни

 

Императрица Таро представляет собой разнообразие жизни во всей ее полноте. Богиня Афродита представала и была осознана Платоном – с безусловным предпочтением первого лика – как Урания (Небесная) и Пандемос (Всенародная, плотская). Впоследствии разделение на низменное и высокое разрубило образ Женщины на Святую/Шлюху, Набожную/Ведьму, Жену и Мать/Любовницу. Императрица Таро объединяет все эти образы, не разделяя их на высокие и низкие, не возвышая и не обесценивая ничего из этого – и ничего в мире. Она способна принять и полюбить, подарить свою любовь и расцвет жизни всем. Повторюсь, в Императрице нет опенки, нет ни возвышения одних качеств и принципов, ни обесценивания и принижения других. Для нее все действительно равно. В этом можно узнать сочетание Афродиты с Деметрой, Афродиты, любящей всех своих любовников, с Деметрой, обожающей всех своих детей. Императрица Таро – это не личное качество, а архетипический принцип, божественное женское принятие всего и вся, любящее и дарующее расцвет и любовь.

Проявляется Императрица как периоды благополучного и удачного существования, расцвета творчества или благосостояния, стабильных любовных отношений. Это нахождение источника некоего важного жизненного ресурса и возможность им пользоваться. При отождествлении с Императрицей (примеривании на себя этой роли и даже ее удержании) человек (чаще женщина) может ощущать и видеть себя благодетельницей, ответственной за некую территорию или пространство и отношения между людьми на ней, или же всеблагой дарительницей и подательницей всех благ тому или иному созданию. При этом ответственность за происходящее кажется все более возрастающей, а детали несоответствия прекрасной картине или образу могут сильно огорчать. В ролевых архетипах это похоже на отождествление с Деметрой, Афродитой или Герой. При проекции Императрицы вовне мы можем ожидать милости, одобрения и благословения от некоей материнской фигуры или царственной особы, жестоко разочаровываясь при отвержении или недостаче.

Императрице Таро соответствует алхимический принцип Соли (Магу соответствовала Ртуть) – инертное начало в природе, материя, которую активизирует Сера (алхимическая Сера, разумеется, с которой соотносится Император Таро).

В «Таро Тота», по словам самого Кроули, «…женщина в царских одеждах и короне восседает на престоле, опоры которого, подобные вьющимся языкам голубого пламени, символизируют ее рождение из воды – женской текучей стихии. В правой руке Императрица держит лотос Исиды; лотос олицетворяет женскую, пассивную силу. Корни его скрыты на дне или в воде, но лепестки раскрываются навстречу солнцу, образ которого повторяется в сердцевине чашечки цветка. Итак, это живое подобие Святого Грааля, освященное кровью Солнца. На вершинах пламевидных опор ее престола помещены две ее самые священные птицы – воробей и голубь… Облачение Императрицы украшено пчелами, а также игральными костями в окружении замкнутых спиралей: значение их везде одинаково. Стан ее охвачен поясом зодиака… Ковер под ее ногами расшит королевскими лилиями и рыбами, словно склоняющимися в восхищении перед Тайной Розой, которая помещена у основания престола… Все символы, присутствующие на этой карте, родственны между собой ввиду простоты и чистоты ее основного образа. Противоречий здесь нет; все оппозиции, какие только можно обнаружить, служат лишь сохранению равновесия. На это указывают образы вращающихся лун… Но ввиду красоты и многообразия форм ее основного символа ученик, ослепленный каким-либо одним из се проявлений, может сбиться с пути. В работе с этой картой, как ни с одной другой, необходимо отрешиться от частностей и сосредоточиться на целом» (Кроули А. Книга Тота. Перевод А. Блейз).

В колоде Хайндля также значимыми оказываются Врата, символ соотносящейся с Императрицей еврейской буквы далет, означающей «дверь». Очень часто эта карта являет собой синтез архетипов Деметры и Афродиты, но Хайндль выбрал Афродиту. К женской фигуре летит здесь голубь – птица Афродиты. Императрица здесь открывает особое сакральное знание: на правой руке ее – змей, а в левой она держит тирс вакханки. Это способность отдавать себя экстазу (мистическому, религиозному, эротическому), всему, что открывает дверь в иной Мир. В отличие от многих других колод здесь Императрица теснее связана с водой (как и в «Таро Тота»), чем с землей. По водной стихии она руководствуется больше эмоциями и чувствами, чем принципом сохранения привычного, уютного, комфорта и стабильности. Эта Императрица рискнет постоянством ради нового опыта. III аркан – «Императрица» нумерологически связан с XXI – Миром. А Мир в Таро – это открытие «нового Мира», абсолютно новый опыт и новая реальность.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.