Старая душа и ее нисхождение в материю
Восприятие Отшельника или юнговского мудрого Старца можно уподобить контакту со «старой душой» человека – согласно теории, утверждающей, что через воплощения человека сопровождает старая душа, к которой каждый раз присоединяется Душа новая, молодая. Старая душа слишком много знает, и лишь молодая может дать ей силу и удовольствие от новизны, но и ей необходима поддержка и мудрый опыт души старой. В «Таро Тота» Алистера Кроули карта «Отшельник» подчеркнуто соотносится с потенциалом творения, со скрытым фаллосом (в противоположность восставшему), с заданностью судьбы и наследственности, с тайной мужской силы, семени и оплодотворения. Отшельнику соответствует зодиакальный знак Девы, земной и мутабельный знак, которым управляет Меркурий. Отсюда проистекает идея проводника души (Гермеса-психопомпа) в хтоническом царстве мертвых, выводящего из Аида юную Персефону (вспомним юнговский архетип Девы-Коры и соотнесем его с идеей молодой души). Отшельник Таро может стать скрытым Гермесом, способным спуститься в Аид или мрак сугубо материального бытия, чтобы найти там юную Кору, молодую душу, и вывести ее к свету. И кто знает, не в этом ли состоит одна из задач старой души всякого человека? Вот как описывает Лон М. Дюкетт карту «Отшельник» колоды Тота: «Во-первых, сама фигура Отшельника – это огромный стилизованный Йод[41]. У Отшельника голова ибиса – как у Тота/Меркурия. Кроме головы, видна лишь одна-единственная часть его тела – рука (по-еврейски – Йод). Он стоит посреди плодородного пшеничного поля. Налитые зерном колосья снова ассоциируются с мужским семенем. В руке Отшельника – фонарь, в котором сияет Солнце. По пятам за ним следует трехглавый пес Цербер, привратник подземного мира. Гермес/Меркурий прикормил этого пса медовыми лепешками, когда спускался в Аид, чтобы вызволить Персефону. Но самый загадочный образ этой карты – «стебель» в нижнем левом углу, напоминающий сперматозоид» (Duquette L. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Перевод А. Блейз).
Мистический путь
Для человека, выбравшего особый мистический путь в жизни, карта «Отшельник» может оставаться сильным принципом в течение всей жизни. Вне зависимости от пола, скорее по душевной склонности мистики и маги, ведьмы и колдуньи, прорицательницы, колдуны, эзотерики, оккультисты знают и понимают архетипы «Отшельника» (IX) и Жрицы (II) и следуют за ними. Это уникальный и зачастую одинокий путь человека, ищущего смысл в себе и в мире. Это кроулианский постулат «Каждый мужчина или женщина – Звезда», глубоко и индивидуально понятый и прочувствованный Отшельником, для которого и он сам, и любой другой в этом мире – такой же Отшельник, бесконечно одинокий, ищущий, свободный и усталый. Наиболее прозрачным и ясным это ощущение предстает в мистических переживаниях и откровениях, возможно кратких во времени, но, подобно горящему фонарю Отшельника в Таро, определяющих смысл взгляда и понимания, восприятия всей человеческой жизни. Отшельник «Пражского Таро» идет по улице Алхимиков в Праге, не обращая внимания на открытые двери, – просто бредет по улице. Эта карта часто говорит об одиночестве на избранном пути, иногда – о незрячести и невосприимчивости, иногда – о необходимости не поддаться соблазну чужого тепла. Очень красива карта Отшельника в Таро Хайндля: здесь он, окруженный совами – птицами мудрости и Другими существами на грани реальности, вскинул руки, раскрывая себя всему миру, открывая его в себе, а себя – отдавая ему, всей Вселенной. Тут мне вспоминаются строки песни «Восхождение Черной Луны» Сергея Калугина из альбома «Нигредо»: …Я когда-то был молод – так же, как ты. Я кадил Путем Солнца – так же, как ты. Я был Светом и Сутью – так же, как ты. И был Частью Потока – так же, как ты! Но с тех пор, как Она подарила мне взор, Леденящие вихри вошли в мои сны, И все чаще мне снились обрыв и костер И мой танец в сиянии Черной Луны. Я готов был собакой стеречь ее кров, Ради счастья застыть под хозяйской рукой, Ради права коснуться губами следов, Мне оставленных узкою, легкой стопой. А ночами я плакал и бил себя в грудь, Чтоб не слышать, как с каждым сердечным толчком Проникает все глубже, да в самую суть Беспощадный, холодный осиновый кол. Бог мой, это не ропот – кто вправе роптать? Слабой персти ли праха рядиться с Тобой? Я хочу просто страшно, неслышно сказать: Ты не дал, я не принял дороги иной, И в этом мире мне нечего больше терять, Кроме мертвого чувства предельной вины, – Оттого я пришел сюда петь и плясать В восходящих потоках сияния Черной Луны! Был период, когда я ощущала эту песню как нечто совершенно идентичное происходящему в моей душе. Тогда, очевидно, и совершился выбор самостоятельного мистического пути в моей жизни. А потом «мой этап» этой песни миновал… В «Таро Элементов» карта Отшельника называется «Шаман–Воля». На ней человек в одежде мистика (которая для мужчины нередко оказывается подобием женского платья, намекая на уподобление андрогинному существу) стоит на вершине горы, вскинув руки к небу; на груди его изображены все символы стихий (вспомним, что Шут лишь стоял поддеревом с этими символами, Маг ими манипулировал, но только Отшельник принял их все в себя). Лозунг этой карты – «В слабости моей не покинь меня, не устрашись моей силы». Это отсылает нас к идее внешней слабости и внутренней силы мистика.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|