Кооперация в оптовой торговле
Оптовые торговые предприятия сталкиваются с множеством проблем экономического, финансового и хозяйственного характера. Они вызваны недостатком средства, отсутствием инвестиций, инфляционными явлениями и др. Через это отдельные проблемы предполагается решать с помощью кооперации. Под кооперацией понимается объединение двух и больше предприятий с целью взаимовыгодного решения задач торговой деятельности. Признаками кооперационного объединения есть: 1) обоюдная заинтересованность и использования потенциальных возможностей в работе, которая проводится; 2) правовая и хозяйственная самостоятельность предприятий, которые кооперируются; 3) совместное планирование тех направлений деятельности, за которыми осуществляется кооперация; 4) общее представление о результатах кооперационной деятельности. К перспективным сферам кооперации можно отнести: 1) маркетинговые исследования состояния оптового рынка и прогнозы его развития; 2) расширение частицы оптового рынка; 3) закупочную деятельность; 4) сферу складского хозяйства; 5) сбытовую деятельность. В зависимости от партнеров по кооперации различают горизонтальную и вертикальную формы кооперации. При горизонтальной кооперации сотрудничают предприятия, которые находятся на одном хозяйственной ступени: предприятия-товаропроизводители; предприятия оптовой торговли; мелкооптовые предприятия. При вертикальной кооперации в сотрудничество вступают предприятия с разной хозяйственной деятельностью: товаропроизводители и оптовая торговля; оптовая и розничная торговля; оптовая и кооперативная торговля. При осуществлении закупочной деятельности в горизонтальной и вертикальной кооперации используются следующие системы оптовых закупок: 1. Распределительная система - закупочное объединение покупает за собственный счет товары, берет их на хранение в состав кооператива и оттуда распределяет среди его членов согласно заказу. 2. Система генерального договора - кооператив укладывает с поставщиком договор на определенный объем товаров и организует с целью снижения транспортных затрат доставку от производителя непосредственно участнику. 3. Система прямых снабжений - участники кооператива от собственного имени заказывают за его счет товары, которые поступают в них от производителя (поставщика). Вертикальная кооперация между производителем и торговым предприятием может быть организована в виде представительств, сбытовых объединений и франчайзинга. 1. Представительства - это обособленные подразделения промышленных предприятий, которые осуществляют сбыт продукции на основе исключительного права. Они могут вместе с продажей выполнять гарантийное обслуживание продукции, поставлять запасные части и консультировать покупателей. 2. Сбытовые объединения организуют сбыт товаров между производителями и предприятиями торговли за определенными каналами и/или в определенное время на основе договоров. 3. Франчайзинг - это система сбыта, при которой фирма предоставляет право продажи своей продукции в виде вертикальной кооперации точно определенному кругу торговых предприятий. Современный термин "франчайзинг" происходит от француз. «льгота, привилегия". Самая по себе идея франчайзинга относительно простая и заключается в передаче одной компанией (франчайзером) прав на использование своего товарного знака, имени другой компании (франчайзи) на определенных условиях. Существуют три основных вида франчайзинга: товарный (торговый), деловой и производственный. 1. Торговый франчайзинг используется в сфере торговли. Он может применяться как к товарам, производителем которых есть сам франчайзер, так и к товарам, которые изготовлены другими фирмами и продаются под торговой маркой франчайзера. 2. Деловой франчайзинг отличается от торгового тем, что основным предметом франчайзного соглашения есть передача технологии (ноу-хау) и лицензии на ее использование. 3. При производственном франчайзинге небольшая фирма не просто выступает под торговой маркой франчайзера и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности большой корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучение персоналу, выполнению плана продаж, оперативной отчетности. Франчайзинг - это своего рода операция, в которой принимают участие три стороны: франчайзер, франчайза и потребитель, и каждая из сторон получает для себя определенную выгоду, которую она не смогла бы вытянуть из какого-нибудь другого сотрудничества. Так, франчайзер чаще всего рассчитывает на следующие преимущества: 1) получение выгоды от быстрого расширения своего бизнеса, не удаваясь к кредитам и не беря на себя серьезные финансовые обязательства; 2) осуществление более жесткого контроля над условиями реализации своей продукции сравнительно с тем, который франчайзер имеет при использовании других каналов, где отсутствует тесная взаимосвязь с клиентами; 3) расширение сети распределения своих товаров или услуг, особенно при заключении франчайзинговых контрактов, за которыми франчайзу обязаны покупать необходимое оборудование в франчайзера и необходимые ингредиенты для изготовления конечного продукта. Вместе с преимуществами имеют место и отрицательные моменты, которые заключаются в следующем: 1) франчайзер получает процент от прибыли, т.е. меньший доход, чем тот, который он получал бы, если бы торговые точки принадлежали ему; 2) нет уверенности, что все франчайзы предоставляют правдивый отчет о своей деятельности; 3) ничего нельзя сделать, пока не затронуто условие договора; 4) управление компанией осложнено - много владельцев; 5) наличие проблем с обратной информационной связью.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|