Здавалка
Главная | Обратная связь

Конкурентоспособность



 

Инструментом, позволяющим оценить положение продукта фирмы на рынке относительно конкурентных товаров, является построение многоугольника конкурентоспособности. Многоугольник состоит из векторов (рис. 1), количество которых определяется числом значимых характеристик продукта, определяемых экспертным путем. На каждый вектор наносится шкала, соответствующая единицам измерения, присущим конкретному свойству продукта. Экспертная оценка качественных параметров позволяет также найти них количественное выражение.

 

 
 
   

 


 

 

 

 

   
 
 
 

 

 


 

 

Рис. 1. Многоугольники конкурентоспособности товаров различных фирм

 

Многоугольники конкурентоспособности позволяют оценить сильные и слабые стороны товаров компании, заявляемых на тот или иной рынок по сравнению с аналогичными товарами конкурентов. По результатам качественно-количественной оценки характеристик товаров компания разрабатывает план конкретных мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции.

 

 

Коэффициенты конкурентоспособности

 

Для расчета конкурентоспособности продукции используются следующие показатели:

1) Показатель, отражающий отношение величины какого-либо параметра, характеризующего качество продукта, к величине того же параметра продукта-аналога, выпускаемого конкурентом

P

q = -------- , (1)

Pо

 

где q – единичный параметрический показатель;

P – величина параметра исследуемого продукта;

Pо – величина параметра продукта конкурента или условного образца, соответствующая потребности покупателя.

2) групповой или сводный показатель, объединяющий единичные показатели и характеризующий уровень конкурентоспособности по всем параметрам, интересующим потребителя, рассчитывается по формуле

n

I = S qi ai , (2)

i=1

 

где I – групповой показатель конкурентоспособности;

qi – единичный параметрический показатель по i-му параметру;

ai – вес i-го параметра;

n – число параметров, подлежащих рассмотрению.

 

Показатель конкурентоспособности исследуемого изделия по отношению к аналогичному продукту конкурента-лидера, взятому за образец, определяется по формуле

 

I 1

К = ------ , (4)

I 2

 

где К – показатель конкурентоспособности исследуемого продукта по отношению к образцу;

I1, I2 – групповые показатели качества исследуемого продукта и образца соответственно;

 

Если К<1, анализируемый продукт уступает образцу по конкурентоспособности; если К>1, то он превосходит образец. При одинаковой конкурентоспособности исследуемого продукта и продукта конкурента-лидера К=1.

 

Пример расчета показателей конкурентоспособности

 

Нормированные веса аi 0,5 0,3 0,2 S ai=1
«Обратное» место товара в ряду конкурентов по определенному параметру. 3 - самое лучшее место, 1 – самое худшее
  Параметр 1 q1 Параметр 2 q2 Параметр 3 q3 ИТОГО I= =S qi ai
Фирма 1 (товар 1) 2,3
Фирма 2 (товар 2) 2,3
Фирма 3 (товар 3) 1,4

 

Итоговая матрица сравнения конкурентоспособности

 

Фирмы
К(1;1)=1 К(1;2)=? К(1;3)=1,64
К(2;1)= 1/К(1;2)? К(2;2)=1 К(2;3)=?
К(3;1)= 1/К(1;3)=0,6 К(3;2)= 1/К(2;3) К(3;3)=1

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.