Здавалка
Главная | Обратная связь

Теория государства и права



17. Формационный и цивилизационный подход к выделению типов государства: особенности и соотношения.

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.

Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.

Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.

Подходы к типологии государств:

1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;

2) цивилизационный подход.

Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:

1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

2) класс, инструментом власти которого становится государство;

3) социальное назначение государства.

Формационный подход выделяет следующие типы государств:

· Рабовладельческое государство - экономический базис составлял собственность рабовладельцев на рабов, орудия и средства производства. Основными классами являлись рабовладельцы и рабы, а также социальные прослойки - ремесленники и мелкие земледельцы.

· Феодальное государство - экономической основой выступали собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Основными классами являлись феодалы, крепостные крестьяне, а также отдельные социальные группы - городские ремесленники, торговые люди и др.

· Буржуазное государство - экономическую основу составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В данном государстве существовали два класса: буржуазия (капиталисты) и рабочие (пролетарии), отношения между которыми, вследствие экономических и политических классовых интересов, носили антагонистический характер. Данный тип государства в своем развитии прошел несколько этапов: первый этап характеризуется периодом становления и развития капиталистического государства (свободная конкуренция большого числа собственников, развитие стихийных рынков). Последующий этап совпал с периодом монополистического капитализма (углубление кризиса буржуазной государственности, существенные изменения в экономике, усиление эксплуатации рабочего класса и др.) Указанные выше признаки, монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса с целью завоевания революционным путем государственной власти и использования ее в своих интересах.

· Социалистическое государство - политическая власть принадлежит пролетариату, средства производства принадлежат всему обществу, общественная власть носит публичный характер и т.д.

По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.

Формационный подход имеет следующие достоинства:

1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;

2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.

В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:

1) современных и древних;

2) западных, восточных, православных и др.

Сущность данного подхода состоит в том, что каждое общество в силу специфики, взаимосвязи и взаимодействия его отдельных сфер (экономики, политики, права, социальной и культурной, идеологии, религии, обычаев и традиций) представляет собой целостное образование - цивилизацию.

При этом учитываются особенности духовной жизни, формы сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, особенности обычаев, традиций и др. Указанные выше факторы в своей совокупности образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности, а совокупность родственных культур образует цивилизацию. Следует заметить, что в своих работах английский историк А. Тойнби отмечал, что история человечества представляет собой историю лишь отдельных замкнутых культур-цивилизаций. Последняя представляет собой относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических религиозных, психологических и других факторов. В этой связи каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.

 

В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.

С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.

По мнению А. Тойнби , история человечества представляет собой историю 21 цивилизации, из которых в настоящее время сохранились лишь восемь (западная, китайская, индийская, исламская, православная и др.).

Таким образом, цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития в том числе, ответить на вопрос почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу.

Следует отметить, что в юридической литературе выделяют следующие этапы цивилизации:

· локальные цивилизации, т.е. существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (древнеегипетская, шумерская, эгейская и др.);

· особенные цивилизации (индийская, китайская, исламская, восточно-европейская и др.);

· современная цивилизация (в настоящее время характеризуется совместным существованиям традиционных и современных социально-политических структур).

В научной литературе выделяют государства первичной цивилизации (для государств данного вида характерно то, что они являются частью базиса, а не только надстройки - древнеегипетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская и др.) и государства вторичной цивилизации (они не так всесильны, как в первичных цивилизациях, не составляют элемента базиса, но входят в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс - это западноевропейская, восточно-европейская, североамериканская и др.).

В юридической литературе выделяют и другие виды классификации государств:

· демократические и недемократические (например, государства западной и восточной цивилизаций и др.);

· светские, теократические, клериальные и атеистические;

· государства переходного периода (Монголия, государства Средней Азии и Севера, современной России и др.).

· Государство - явление исключительно разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создаватьразличные системы классификации. В этом плане предпринимались многочисленные,различные по своим основаниям попытки.

 

Положительные черты цивилизационного подхода: 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств.

Недостатки: 1) низкая оценка социально-экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства.

 

18. Понятие и структура механизм государства.

Для воплощения в жизнь целей и задач, стоящих перед государством необходимо существование и функционирование органов которые будут это осуществлять. Государственные цели глобальны по своему постановочному характеру, а их исполнение – длительный и трудный процесс, поэтому необходимо существование сложнейшего механизма, который был бы способен к решению не только долговременных целей, но и повседневных государственных забот (взимание налогов, распределение доходов, поддержание правопорядка, пресечение правонарушений, правовое регулирование отношений и др.). Структура государственных органов, их компетенция в существенной мере зависят от типа, формы государства.

Механизм (аппарат) современного правового государства строится и функционирует по принципу разделения государ­ственной власти на три самостоятельные ветви власти — на за­конодательную, исполнительную и судебную власти. Однако, в современной России существуют органы не входящие в названные три ветви, например: Центральный банк Российской Федерации, Центральная Избирательная комиссия, Счетная Палата Российской Федерации, органы Прокуратуры и др. Государственные предприятия могут действовать также в области производства, распределения и управления материальными и нематериальными благами. Разделение труда между государственными органами происходит в рамках единой государственной власти и закрепляется в компетенции. Одностороннее ослабление, например, законодательной деятельности неизбежно ведет к невыполнению всего комплекса задач государства. Относительное обособление групп государственных органов является разделением не власти, а специализации труда. Поэтому власть остается единой.

Механизм (аппарат) государства - это система органов, учреждений и должностных лиц, наделенных государственно-властными полномочиями с помощью которых реализуется государственная власть. Каждое звено государственного аппарата пред­ставлено многочисленными органами. Каждый государственный орган выступает частью целого - механизма. Для обеспечения реализации власти государства механизм и соответствующая система государственных органов наделена:

1. властными, обязательными для всех полномочиями,

2. материальными ресурсами

3. организационными ресурсами

Благодаря их наличию исполнение воли государства происходит законно, системно. Государственный орган выступает от собственного имени, однако выражает интересы целого – всего государства. Государственные организации тесно связаны между собой и действуют согласованно, в единой системе. Однако есть органы, действующие обособленно, например органы прокуратуры действуют на основе принципа независимости от ка­ких-либо других государственных органов и органов местного самоуправления.

Все государственные органы, учреждения и должности, составляющие механизм (аппарат) государства, образуют­ся и действуют в установленном правовом порядке. Их государ­ственно-властные полномочия, порядок, формы и процедуры реализации полномочий определяются и регла­ментируются нормативно-правовыми актами. Система государственных органов строится по иерархичес­кому принципу подчинения нижестоящих органов вышестоя­щим. Это обусловлено необходимостью выражения единства власти государства в виде соподчиненных компетенций. В иерархической системе каждый орган наделен своей компетенцией, соответству­ющей его месту в данной системе и согласованной с компетен­цией других органов. Компетенция - это совокупность государственно-властных правомочий (прав и обязанностей) государственных органов, учреждений и должностных лиц. Причем права и обязанности обладают признаком активной их реализации в действиях, в отличии от признака пассивности в отношении прав «простого человека» - не должностного лица государственного органа.

Государственный аппарат - это часть механизма государ­ства, представляющая собой совокупность органов, с помощью которых реализуется государственная власть. Механизм государственной власти, каждое его звено соз­дает для осуществления своих нужд государственные учреждения вспомогательного характера – организационно-хозяйственный аппарат, не обладающий властной силой, но играющий важную подготовительно-обеспечивающую роль. Это секретариат, канцелярии, управления делами, ведомственные образовательные учреждения, закрытые научно-исследовательские институты.

 

19. Государство и гражданское общество: проблема соотношения и взаимосвязи.

Под гражданским обществом (или обществом граждан) принято понимать совместные (коллективные) действия людей в сфере не их приватной (частной), а публичной (или общественной) жизни, причём в условиях, когда она перестаёт быть монополией властных элит – как традиционных, так и современных. Это именно сфера действий, поступков людей, которые могут носить как стихийный, так и организованный характер, получая в этом случае организационную форму неправительственных, негосударственных объединений, союзов, ассоциаций, функционирующих по принципам самоорганизации, самоуправления и, как правило, самофинансирования. Непосредственно гражданское общество предстаёт как сложившаяся независимо от властной вертикали, существующая помимо неё система горизонтальных связей и отношений, охватывающая собой значительную часть населения. Не паспорт, а реальная включённость человека в эту связь превращает его из гражданина de jure в гражданина de facto

Правовое государство и гражданское общество – это две стороны одного и того же социально-исторического явления – развитого индустриального и постиндустриального общества. Первое представляет форму, между тем как второе – содержание Как форма, государство отражает интересы гражданского общества; создаёт правовые условия для его дальнейшего развития и функционирования; причём соответствует интересам гражданского общества, гарантированно защищает их в правовом порядке.

Правовое государство взаимосвязано с гражданским обществом таким образом, что является одной из основ функционирования гражданского общества. В то же время правовое государство вполне можно рассматривать как своего рода институт гражданского общества. Ведь государство в конечном итоге является средством удовлетворения определённых потребностей граждан, без которого немыслимо существование гражданского общества как такового.

Возможно ли правовое государство без гражданского общества? Безусловно, тесная связь между этими двумя понятиями и, соответственно, формами социальной деятельности имеется, однако данная связь существует, скорее, на уровне принципов неразрывной «одновременности», взаимосвязи: без гражданского общества нет правового государства во всей полноте этого понятия; в неправовом государстве гражданское общество как бы и не может возникнуть.

На уровне же исторических реалий дело нередко обстоит так, как в нашей стране, – надо строить гражданское общество в условиях, когда ещё нет правового государства в строгом, полном смысле слова; одновременно нельзя отказываться от борьбы хотя бы за некоторые устои правового государства на том основании, что пока не построено гражданское общество, достойное этого названия. Весьма нередко в истории отдельные успехи в построении правового государства достигались при относительно слабом гражданском обществе (так, в частности, было в истории ряда стран, когда само государство могло ставить и частично решать проблемы прав человека, совершенствования правовой структуры и т. д.). И наоборот, если – в борьбе с диктатурой – создавались более мощные структуры гражданского общества, они могли стать мотором для построения правового государства

Гражданское общество и государство находятся в своеобразном диалектически противоречивом единстве. Гражданское общество как таковое является фундаментом правового государства. А правовое государство между тем представляет собой концентрированное выражение гражданского общества. В силу данного обстоятельства этапы развития правового государства совпадают с этапами развития гражданского общества. Но так как любое государство обладает самостоятельностью по отношению к обществу, этапам развития государства присущи определённые качества, отражающие его политический характер.

Выделяют два наиболее важных этапа: первый начался с развития правового гражданского общества, который подразумевает становление рыночной экономики, гласности, свободных СМИ; второй – утверждение и развитие социальных институтов.

В социально-философском анализе взаимоотношений государства и гражданского общества следует выделить и социальный аспект, связанный с основами развития гражданского общества, выразителями которых выступают социальные группы, классы, имеющие разнообразные и достаточно противоречивые интересы. В свою очередь, это определяет известную разобщённость гражданского общества, присущую ему конкурентность и взаимную борьбу индивидуумов, осуществляющих собственный сознательный выбор Данная разобщённость преодолевается созданием своего рода общественных ассоциаций, позволяющих противостоять доминирующим в обществе социальным классам и группам.

Социальная основа гражданского общества, так или иначе, развивается в непосредственной взаимосвязи с социальной основой правового государства. Вместе они выступают в качестве основы саморегулирующегося гражданского общества, способного объединить свободных граждан. Через систему институтов и общественных связей должны создаваться и создаются условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, которые обеспечивают плюрализм мнений, личные права и свободы.

Некоторые исследователи указывают на необходимость взаимодействия социально-экономической основы гражданского общества, которая, в свою очередь, проявляет себя в разнообразных формах собственности в многоукладной экономике, – с правовым государством в том или ином виде. Политико-правовая основа гражданского общества образуется посредством следующих факторов: политического плюрализма, децентрализации властных полномочий, разделения властей, демократического законодательства, верховенства закона и равенства всех перед ним, а также – наличия легальной оппозиции. Культурно-нравственной основой гражданского общества выступают эстетико-культурные ценности, отсутствие монополии на единую идеологию или мировоззренческую парадигму, цивилизованность, свобода совести, нравственность и высокая духовность.

В экономическую основу правового государства встраиваются следующие компоненты: производственные отношения, базирующиеся на различных типах собственности (частной, кооперативной, арендной, коллективной, государственной). Все виды собственности равноправны и охраняются юридически. В правовом государстве собственность принадлежит заинтересованным и экономически стимулируемым производителям, а также – потребителям материальных благ.

Собственно, правовое начало государственности реализуется только в том случае, если имеется в наличии определённая самостоятельность, которая экономически обеспечивает господство права, равенство участников производственных отношений, постоянное саморазвитие, основанное на улучшении качества жизни и труда, и повышение уровня благосостояния общества.

Нравственно-этическую основу правового государства составляют общечеловеческие ценности, основанные на принципах справедливости и гуманизма, свободы личности и её равенства перед законом. Конкретно это выражается в использовании демократических методов политико-государственного управления, правосудия и справедливости.

В правовом государстве обязательно соблюдаются определённые гарантии законности, обеспечивающие свободу человека и соблюдение прав и свобод на законных основаниях

Таким образом, к важнейшим аспектам взаимодействия институтов гражданского общества и правового государства относятся: хозяйственные, экономические, этнические, семейно-родственные, религиозные, нравственные, правовые отношения. К ним также примыкают опосредованные государством политические отношения между индивидами или свободными личностями, партиями, группами интересов.

В то же время формирование институтов гражданского общества как такового становится необходимым условием демократизации всех форм общественной жизни, сознательно проецируемых в социальную реальность.

Гражданское общество и государство тесно взаимосвязаны, хотя характер их взаимосвязи, как показывает история, весьма сложен. Не всегда удается сохранить равновесие между государством и гражданским обществом. Современная политическая наука делит существующие общественные системы с точки зрения соотношения в них государства и гражданского общества на два основных типа, между которыми имеется, конечно, ряд промежуточных форм.

Первый тип - недемократический, тоталитарный. Он характеризуется полным преобладанием государства над гражданским обществом. Политическая система проникает во все сферы общества, централизованно управляет экономикой, культурой на разных уровнях, в том числе и региональном, местном. Гражданское общество вытеснено на периферию. И как следствие ограничения прав и свобод граждан складывается теневая экономика, растет влияние мафиозных структур, в духовной области возникает феномен «диссидентства», «подпольной» литературы, искусства. Юридическая сфера остается неразвитой, всесильные чиновники обладают неограниченным правом казнить и миловать.

Второй тип - демократический - противоположен первому. Роль государства, политической системы ограничена, гражданское общество играет значительную роль. Экономика в такой общественной системе основывается на разнообразных формах собственности. Существует многопартийная система, многочисленные объединения производителей и потребителей. В культурной жизни господствуют принципы терпимости, плюрализма. Созданы условия для свободной конкуренции в хозяйственной и культурной сферах.

В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, они взаимодополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. С другой стороны, частные интересы отдельных индивидов и социальных групп сталкиваются, и их реализация не может быть осуществлена без вмешательства государства. Если гражданское общество выступает опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной властью, то государство призвано противодействовать дезинтеграции общества, хаосу и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности.

Долгое время в политической науке понятия «гражданское общество» и «государство» не различались, использовались как тождественные. И лишь в Новое время, в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка вводится понятие «гражданское общество» для отражения исторического развития человеческого общества, обоснования свободы личности, ограничения деятельности государства. Большой вклад в разработку проблемы гражданского общества внесли Гегель и К. Маркс.

 

20. Проблема соотношения и взаимосвязи государства и права.

В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

· тоталитарная (государство выше права и им не связано);

· либеральная (право выше государства);

· прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.