Феодальное государство ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
является исторически вторым типом государства, который отображает качественный скачек в поступательном развитии человеческого общества, ибо перемена формы эксплуатации превратила рабовладение в крепостничество. Способом присвоения феодалом прибавочного продукта была земельная рента. Известны три её формы: отработочная, продуктовая, денежная, которые условно соответствуют трем периодам в развитии феодального государства. Вся деятельность феодального государства сводилась в основном к одному – удержать власть помещиков над крепостными. На крестьянство ложилась вся тяжесть содержания класса эксплуататоров: князей, дворянства, духовенства. Крестьянин не признавался полной собственностью помещика, но мог быть продан, куплен, наказан своим господином. В истории Западной Европы феодализм занял более чем тысячелетнюю эпоху (V – XVII века). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и правовые институты нашли свое отражение в сословно-корпоративной структуре феодализма. Антагонистические противоречия между феодалами и угнетенными массами, борьба между различными группировками среди феодалов – вот чем характерно это общество. Эволюция социально-экономических и политических институтов приводила и к изменениям в государстве. На первом этапе раннефеодального строя существует раннефеодальное государство (конец V – середина XI века). Феодализм еще только консолидируется и упрочняется как новая общественно-экономическая формация; в рамках данного этапа государства сначала организуются в большие, но весьма слабые по степени интеграции монархии. Для второго этапа – периода полного развития феодального строя, фазы его расцвета (середина XI – конец XV века) типичны централизованные сословно-представительные монархии. Для третьего этапа – периода позднего средневековья (конец XV – XVII век), полосы заката, упадка феодализма и зарождения капиталистического способа производства характерны абсолютные монархии. Феодальный тип государства: 1) монархия в феодальном государстве имела три формы: – раннефеодальная – сформировалась в процессе завоевания территорий. Глава государства, монарх, в это время являлся лишь первым среди равных, поэтому его власть носила только номинальный характер; – сословно-представительная – формируется в более поздний период. При этой форме монархии власть главы государства, хотя уже и была формально полноправной, но при реализации управления он опирался на собрание представителей аристократии, господствующего класса; – абсолютная – сложилась в эпоху абсолютизма, в ней уже отсутствовали органы, которые ограничивали безраздельную власть монарха; 2) республика. В феодальном государстве существовала в форме независимых, экономически развитых торговых городов-республик, господство которых установилось над прилегающими к ним территориями. Такими городами-республиками были, в частности, Венеция, Новгород.
29. Тип государства (формационный и цивилизационный подходы к типологии государства). (СМ.ВОПРОС 17)
Тип государства - взятая в единстве система наиболее общих свойств и признаков, которые имеют схожее проявление в различных государствах. Античная типология. Основные представители: Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон делили различные формы государства на две группы: правильные и неправильные. К группе правильных форм государства они при этом относили те, где власть осуществляется на основе законов и в общих интересах, а к неправильным формам - те, где власть не опирается на законы и служит интересам лишь правителей. Типология духовных формаций в понимании Гегеля основывалась на классификации государства и права проводимой с позиции всемирно-исторического процесса развития духовных формаций, представляющих собой прогрессирующие ступени осуществления разума и свободы. Четыре всемирно-исторических царства: 1) восточное, 2) греческое, 3) римское, 4) германское, представляют собой объективно-исторические формации мирового духа - развитие идей разума и свободы во всемирной истории. Данная типология предполагает следующие типы (формы) государства - теократия, демократия или аристократия и конституционная монархия. Типология духовных формаций в понимании Гегеля основывалась на классификации государства и права проводимой с позиции всемирно-исторического процесса развития духовных формаций, представляющих собой прогрессирующие ступени осуществления разума и свободы. Четыре всемирно-исторических царства: 1) восточное, 2) греческое, 3) римское, 4) германское, представляют собой объективно-исторические формации мирового духа - развитие идей разума и свободы во всемирной истории. Со сменой этих царств, происходит смена соответствующих форм государства. Восточному царству соответствует теократия (свобода одного, верховного правителя – Монголия в 1911 г.), греческому и римскому царствам - демократия или аристократия (свобода некоторых, части населения), германскому царству – монархия Нового времени с представительной системой (свобода всех). Под «германским миром» Гегель имел в виду страны северо-западной Европы, а под монархией - конституционную монархию с системой представительства и разделением властей. Данная типология предполагает следующие типы (формы) государства - теократия, демократия или аристократия и конституционная монархия. Недостатки: некоторые из приводимых форм (например демократия, республика) относятся не только к античности, но и к последующим эпохам истории, вплоть до современности. Искомый идеал формообразования - представительная монархия, еще и во времена самого Гегеля, когда уже после буржуазных революций вновь появились республиканские формы правления в Голландии, США и Франции, не была высшей и последней формой государства, олицетворявшей вершину исторического прогресса.
Типология экономических формаций разработана К.Марксом, Ф.Энгельсом. До последнего времени в теории государства и права преобладал формационный подход. В основе типологии лежат различия в экономических (производственных) отношениях, составляющие базис общества, которыми обусловливается соответствующая ему надстройка, включая государство и право. Вся история человечества делится на пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодальный строй, капиталистический строй и коммунистический строй.
Типология экономических формаций разработана К.Марксом, Ф.Энгельсом. До последнего времени в теории государства и права преобладал формационный подход. В основе типологии лежат различия в экономических (производственных) отношениях, составляющие базис общества, которыми обусловливается соответствующая ему надстройка, включая государство и право. Вся история человечества делится на пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодальный строй, капиталистический строй и коммунистический строй. Трем классово-антагонистическим формациям (рабовладельческой, феодальной и капиталистической), основанным на частной собственности и классовом делении, соответствуют три типа государства и права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное (капиталистическое). При первобытном строе еще нет государства и права, а при коммунизме уже нет государства и права, так как эти классовые явления за ненадобностью исчезнут. Рабовладельческое право рождается вместе с соответствующим государством и представляет собой возведенную в закон волю, стоящих у власти рабовладельцев, юридически закрепляет рабовладельческую форму частной собственности, эксплуатацию человека человеком. Такому типу права присущи особенности: 1) открытое закрепление неравенства людей; 2) рабы не рассматривались в качестве субъектов права, а скорее выступали его объектами; 3) разработана сложная система жестоких наказаний рабов за сопротивление господину; 4) бесправность раба практически закреплялась и поддерживалась нормативно (собственность раба является собственностью его владельца). Феодальное право. Характеристика. Это право, основано на привилегиях, для которого характерно формальное неравенство: права и обязанности определялись по принадлежности к тому или иному сословию. Право носило партикулярный (местный) характер. Соответствующие особенности принадлежали феодальному типу государств: хозяйственная разобщенность, неразвитая техника, медленное развитие сельского хозяйства, политическая децентрализация. Классовая сущность феодального права заключалась в защите интересов крупных землевладельцев и личности феодалов, закреплении крепостной зависимости крестьянства. Земельная собственность является основой для отношений господства и порабощения. Буржуазное право появилось в результате правотворческой деятельности буржуазного государства в целях укрепления капиталистического общественного и государственного строя. Буржуазное право устраняет сословное деление общества, провозглашает принцип священности, неприкосновенности частной собственности, идеи естественных и неотчуждаемых прав человека, деление права на частное и публичное и другие, которые выступили как идеологический прорыв по сравнению с феодальным и рабовладельческим правом. Однако, ввиду недосягаемости построения коммунизма, идеологи данной типологии стали выделять промежуточный, социалистический тип государства и права, что фактически подтверждало отсутствие и несостоятельность планируемого перехода к полному коммунизму без государства и права. Социалистическое право провозглашает равенство, справедливость, гуманизм, демократизм, принадлежит власти народа. Однако, на первом этапе это неравное право, так как открыто предоставляет преимущество только пролетариату и его классовым союзникам. В последующем оно объявляется общенародным, хотя на деле выражает, как правило, интересы находящейся у власти партийно-государственной бюрократии. Культурологические и цивилизационные типологии. Наряду с формационным подходом широко применяется цивилизационный, в основе которого тоже лежит признак соотношения государства и социально-экономического строя, но с учетом индивидуальных, духовно-нравственных и культурных факторов. Каждой цивилизации присущи свои социальные, политические, экономические, культурные, психологические, этнические, религиозные ценности. Основные признаки типологии: религия, формы ее организации и степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Эта типология не столько государства, сколько общества. Культурологические и цивилизационные типологии. Наряду с формационным подходом широко применяется цивилизационный, в основе которого тоже лежит признак соотношения государства и социально-экономического строя, но с учетом индивидуальных, духовно-нравственных и культурных факторов. Каждой цивилизации присущи свои социальные, политические, экономические, культурные, психологические, этнические, религиозные ценности. Основные признаки типологии: религия, формы ее организации и степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Сохранились лишь те цивилизации (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и др.), которые смогли развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности, поскольку каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Эта типология не столько государства, сколько общества. Культурологические и цивилизационные типологии. Наряду с формационным подходом широко применяется цивилизационный, в основе которого тоже лежит признак соотношения государства и социально-экономического строя, но с учетом индивидуальных, духовно-нравственных и культурных факторов. Цивилизационный подход к типологии государства и права развивал основной его представитель - А.Дж. Тойнби (1889-1975), который отрицал единую общечеловеческую культуру и говорил о нескольких десятках локальных, замкнутых цивилизаций с отрицанием цивилизационного единства в человеческой истории. Каждой цивилизации присущи свои социальные, политические, экономические, культурные, психологические, этнические, религиозные ценности. Основные признаки типологии: религия, формы ее организации и степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Сохранились лишь те цивилизации (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и др.), которые смогли развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности, поскольку каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Эта типология не столько государства, сколько общества. Недостатком является то, что на основе подобного учения о различных автономных цивилизациях можно, в лучшем случае, говорить о разновидностях организации власти и нормативной регуляции в соответствующих локальных цивилизациях, но невозможнообосновать некую целостную типологию государства и права. Кроме того, в данной типологии и идеологическом учении Тойнби нет какого-то специального исследования проблем государства и права, на основе которого в юриспруденции можно наращивать теоретические знания.
Либертарно-юридическая типология (Основной представитель – В.С. Нерсесянц) в своей основе имеет зависимость от определенной теоретико-концептуальной сущности и назначения права и государства. Аргументацией для проведения данной типологии служит следующее объяснение. Типы права и государства - это исторические формообразования и конкретизация определенным образом понимаемой сущности права и государства. В зависимости от определенного понимания права и государства, проводится соответствующая типология. Основа типологии – прогресс свободы формально закрепленной в обществе. Этнический тип государства и права.В государствах древнего мира индивид является свободным человеком, субъектом государства и права, но есть ограничения по этническому критерию. Основное отличие в том, что свободные - это субъекты права и государства, а несвободные (рабы) - это объекты права и государства. Сословный тип государства и права. Преодоление рабства ведет к становлению в средние века государства и права сословного типа. Свобода здесь носит характер сословных ограничений и привилегий. Индивидуалистический тип государства и права. С преодолением феодализма, сословный строй в Новое время трансформируется в индивидуалистический тип государства и права. При этом человек становится субъектом права и государства как самостоятельный политический индивид, как отдельный гражданин, а не как член этнической или сословной группы. Гуманитарно-правовой тип государства и права (закона). Современным и распространенным в настоящий период типом права и государства является правовое государство. Унификационный тип государства и права. Продолжение прогресса свободы, уже породил новый тип государства и права, новую форму признания и возможности осуществления свободы людей нашедшая выражение, например, в стирании правовых различий (прав, обязанностей) между гражданами различных государств. Первым примером на пути к формированию нового типа государства и права, можно признать появление и укрупнение Европейского союза.
30. Понятие и виды федерации. Проблемы российского федерализма. Федерация – добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Реже федерации образуются из унитарных государств путем децентрализации. Федерации могут быть национальными, территориальными и смешанными. РФ является смешанной. Наряду с национальными республиками – Татарстаном, Башкортостаном в нее входят практически равноправные с национальными республиками русские области и края. Федерации могут быть децентрализованными, где имеются значительные полномочия, отнесенные к исключительному ведению субъектов федерации (напр., Швейцария) икооперативными, где центральная власть может законодательствовать практически по любому вопросу, а субъекты федерации регулируют лишь те отношения, которые не урегулированы на федеральном уровне (напр., ФРГ). Признаки федерации: 1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов: штатов, земель, республик и т. д. 2. От международных организации федерация отличается наличием высших федеральных органов гос власти, решения которых по предметам их ведения обязательны для субъектов федерации. 3. Предметы ведения федерации и ее субъектов обычно разграничены в конституции, что отличает федерацию от унитарного государства. 4. Субъекты федерации имеют свою конституцию, свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы (в России – мировые судьи), свое законодательство. 5. В большинстве федераций существует союзное гражданство и гражданство субъектов федерации. 6. Внешние сношения осуществляют центральные органы, хотя отдельные полномочия в этой сфере могут быть предоставлены субъектам федерации. 7. В федеральном парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации. 8. В некоторых федерациях субъекты имеют свои вооруженные силы. Например, вооруженные силы Швейцарии состоят из вооруженных сил кантонов. В США наряду с федеральной армией существует «милиция штатов» (т. н. «национальная гвардия» которая занимается в основном подготовкой резервистов на добровольных началах). Термины «федерация» и «федерализм» весьма востребованы в современном мире, причем не только в науке, но и в таких сферах общественных отношений, как литература, публицистика, спорт, культура, профсоюзная и иная профессиональная деятельность, функционирование различных институтов гражданского общества и общественных объединений (женских, молодежных, студенческих, детских, ветеранских и т. п.). В широком смысле слова под федерацией (от лат. federare — объединять, укреплять союзом) понимается любая система, структура, состоящая из неодинаковых частей. Рассматриваемые термины имеют и собственно правовое значение. При этом они не являются тождественными, а соотносятся как форма и содержание. Федерация — это форма территориально-государственного устройства, при которой составными частями государства являются относительно самостоятельные государственные образования — субъекты федерации; федерализм же — это проявление установленных федеративных отношений, это сами федеративные отношения во всем их многообразии. Федерализм справедливо рассматривается как межотраслевое понятие, содержащее не только юридические, но и политические, социологические, психологические, исторические, экономические и иные аспекты. Таким образом, федерация как форма, организационная сторона государства отражает статику в государственных отношениях, а федерализм — динамику внутригосударственных отношений в федеративном государстве. При этом главное в характеристике федерализма — не уяснение территориальной составляющей государства, а именно федеративные отношения, т. е. взаимосвязи различных субъектов этих отношений. Не являясь тождественными, понятия «федерация» и «федерализм» находятся тем не менее в неразрывном единстве (во всяком случае с сугубо юридической точки зрения): федерация немыслима без федеративных отношений, а федеративные отношения возможны только в федеративном государстве. Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ в числе основ конституционного строя. 1. Первым Конституция РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации. Государственная целостность означает, что Российская Федерация — цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность — естественная черта независимых государств. В преамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет все признаки государства, выступает субъектом международного права. Она имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов, осуществляет, будучи суверенным государством, территориальное верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; она сама устанавливает правовые основы единого рынка. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. 2. Единство системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью и ею обусловлено. Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структура государственной власти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти. Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законов и исполнять их. Система государственных органов субъектов федерации устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, в согласии с федеральным законом. Это направлено на обеспечение единства системы органов Российского государства в целом. Особенно большое значение для единства системы государственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти во всей стране в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов. Для реализации компетенции Российской Федерации (а значит, единого государственного руководства в этих пределах на территории всей страны) федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Серьезная гарантия единства системы государственной власти, прав федерации состоит в том, что Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны. 3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов — еще один принцип федеративного устройства России. Конституция РФ определяет: перечень вопросов ведения Российской Федерации3, которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями; предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов4. Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения; Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов — предметам совместного ведения. Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот "остаток" федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере. В пределах своей компетенции и федерация и субъекты федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения Российской Федерации и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться. Споры о компетенции между государственными органами Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ. Он же разрешает дела о конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента, Правительства РФ, палат Федерального Собрания, а также нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и ее совместному с субъектами ведению. Последнее означает, что нормативные акты субъектов, изданные вне этих двух групп вопросов, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ Конституционным Судом РФ, так как они вне пределов компетенции федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти осуществляется не только Конституцией, но и Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей, действуют конституционные нормы. 4. В числе принципов федеративного устройства России — принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Значение их подчеркнуто в преамбуле Конституции РФ. Россия является многонациональным государством, и ее федеративное устройство это отражает. Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик. Для осуществления принципа равноправия применительно к малочисленным народам, большое значение имеет то, что согласно Конституции Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Что касается права наций на самоопределение, то оно закреплено в современном международном праве, в официальных актах Российской Федерации. Самоопределение наций может осуществляться в различных национально-государственных и национально-культурных формах. Способами реализации права наций на самоопределение могут быть: создание суверенного, независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, объединение с другим государством, установление любого другого политического статуса. Таким образом, суверенитет нации может проявляться в создании разных форм государственности, но не всегда — суверенного государства; она может изменить форму своего государственного существования, жить в многонациональном государстве. Право наций на самоопределение не предполагает, что во всех случаях оно произойдет в виде независимого государства. Современное международное право, признавая право наций на самоопределение, требует, однако, соблюдения территориальной целостности независимых государств. Зарубежные конституции так же, как и Конституция Российской Федерации, не предусматривают право на отделение, выход из состава федераций, обеспечивая их территориальную целостность, не допуская расчленения независимых государств. Федеративное устройство России отражает ее многонациональный состав. Она имеет в своем составе много национальных государств и национально-государственных образований, в том числе 21 республику, автономную область, 10 автономных округов. Некоторые автономные образования создавались как форма национальной государственности не только одной нации (а, например, двух и более). Формами самоопределения многих народов, народностей выступают республики, автономные образования в составе Российской Федерации — се субъекты, организованные на основе национально-территориального принципа. Все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право на самоопределение в области культуры, образования, развивая национальную культуру, свои языки, организуя обучение на них. Народы, народности, проживающие в России, в том числе самый большой по численности — русский народ, исторически самоопределились в одном крупном многонациональном федеративном государстве — Российской Федерации. Не случайно в преамбуле Основного Закона РФ, закрепляющего статус России как цельного федеративного государства (его многонациональный характер, устройство, состав), подчеркивается, что Конституция принимается исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. Таким образом. Российская Федерация — это государственная форма самоопределения всего многонационального народа России и, вместе с тем, всех входящих в него народов, народностей. 5. Равноправие субъектов Российской Федерации — принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней Конституции РФ. Она специально подчеркивает его важное проявление — равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Рассмотрим эти несовпадения: - в ст.5 Конституция РФ называет республики государствами, предоставляя им право иметь свои конституции. Остальные субъекты РФ вправе иметь только уставы. Конституция РФ (ст.66) устанавливает, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. В отношении порядка принятия конституций республик такого ограничения не установлено – они могут быть приняты и на республиканском референдуме; - различный правовой статус республик и других субъектов РФ просматривается в п. «а» ч.1 ст.72 где республики и другие субъекты федерации поставлены в различные правовые условия с позиции такой сферы совместного ведения как, как обеспечение соответствия актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам. В отношении республик в качестве объекта контроля указаны только их конституции и законы, в то время как в отношении остальных субъектов – все виды ин нормативных правовых актов; - в соответствии со ст. 68, ч.2 Конституции РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки. Такое право не предоставлено автономной области и автономным округам, также образованным по национальному признаку; - республики в соответствии с ч.2 ст.2 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» вправе иметь свое гражданство: граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики другим субъектам федерации такое право не предоставлено; - определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч.2 ст.70 Конституции РФ является столицей Российской Федерации. Статус Москвы определяется Законом РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации». Особенности статуса столицы выражаются в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств.63 Органы государственной власти Москвы предоставляют в этих целях земельные участки, здания, жилищный фонд, и иные услуги. Они также обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий. Затраты г. Москвы, связанные с осуществлением функции столицы Российской Федерации, полностью компенсируются за счет субвенций из федерального бюджета и платежей за предоставляемые федеральным органам, представительствам субъектов Федерации и иностранных государств услуги. Здесь необходимо сделать одно замечание, касающееся статуса субъектов федерации: Конституция РФ в ч.5 ст.66 указывает, что статус субъектов РФ может быть по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. В отсутствие федерального конституционного закона, регулирующего процедуру изменения статуса субъекта Российской Федерации, в юридической литературе высказываются различные мнения по поводу того, что следует понимать под изменением статуса субъекта федерации. Большинство ученых понимают его как переход субъекта из одного вида в другой согласно перечню, предусмотренному ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации. 64 Следующей особенностью российского федерализма является вхождение автономных образований в состав края или области (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа). Такое вхождение означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов федерации и договором между их органами государственной власти. 65 Весьма проблематичными представляются горизонтальные связи между автономными округами и краем, областями, в состав которых они входят. Хотя в литературе и отмечается, что взаимодействие «сложнопостроенного» субъекта со своими частями строится при помощи механизмов совместных консультаций, тем не менее партнерские отношения между такими субъектами федерации, основанные на сотрудничестве и координации, отнюдь не упраздняют начал субординации, властеподчинения. В настоящее время такая «матрешка» почти ликвидирована. Из 83 субъектов, только 4 имеют в своем составе другие субъекты федерации. Изменение статуса субъекта федерации может быть сопряжено с изменением его территории. В соответствии с ч. 3 ст. 67 Конституции Российской Федерации изменение границ между субъектами федерации требует обязательного взаимного согласования. Вместе с тем, в постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 года по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции РФ положения о вхождении автономных округов в состав края, области отмечается, что для изменения статуса автономного округа не требуется согласия края или области. Но ведь изменение статуса автономного округа может включать в себя и выход из состава края, области, в результате которого изменится и территория последних. Очевидно, в федеральном законе о порядке изменения статуса субъекта федерации этот вопрос должен быть решен. Некоторые ученые считают, что вхождение автономного округа в состав края или области с сопутствующим ему перераспределением полномочий между органами государственной власти равноправных субъектов Российской Федерации и отсутствием их взаимного согласия, фактически изменило статус субъектов федерации. Их критика известного постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 года представляется небезосновательной поскольку, как было указано выше, этих субъектов федерации связывают не только партнерские, равноправные отношения, но и определенные иерархические властеотношения.66 Особенностью российского федерализма является и то, на каких принципах основано образование субъектов Федерации. Республики в составе РФ, а их насчитывается 21, образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. По национальному признаку образованы, также 4 национальных округа и автономная область. Остальные субъекты Федерации образованы по территориальному принципу. Такой подход к образованию федерации уникален. Теперь рассмотрим наиболее болезненные проблемы современного российского федерализма.
31. Государственный и политический режим: понятие, признаки виды. Политический режим представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. Понятие «политический режим» - более широкое, чем «государственный режим» потому, что включает в себя методы и приемы осуществления политической власти со стороны не только государства, но и политических партий, организаций, блоков, общественных объединений. Политический режим отвечает на вопрос как, каким образом осуществляется власть в государстве. Политический (государственный) режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.Согласно одной точке зрения, понятия "политический режим" и "государственный режим" можно расценивать как тождественные. По мнению других авторов, понятие "политический режим" более широкое, чем понятие "государственный режим", поскольку включает в себя методы и приёмы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п. Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории "политический режим" и "политическая система" тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая – как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично. Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социальнополитических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности. Понятие "политический режим" включает в себя следующие параметры (признаки): − степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; − соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности; − характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом; − положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; − место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; − тип политического поведения; характер политического лидерства; − доминирование определённых методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти; − политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.); − меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.
Признаков политического режима достаточно много, учитывая их количественные и качественные показатели можно дать объективную характеристику политическому режиму – демократический или недемократический. Признаки демократического режима: 1) население участвует в формировании и осуществлении государственной власти и деятельности органов местного самоуправления; 2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; 3) существует плюрализм мнений, многопартийность; 4) осуществляются права и свободы человека и гражданина; 5) власть и силовые структуры находятся под контролем общества; 6) верховенство закона во всех сферах общественной жизни; 7) отсутствует цензура; 8) власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Авторитарный режим.Авторитарный режим – промежуточное состояние между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Власть при таком режиме осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитой) при минимальном участии граждан (Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета). Признаки авторитарного режима: 1) концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа власти; 2) отсутствует принцип разделения властей, либо приобретает гипертрофированный вид (происходит доминирование одной из властей); 3) значение представительных и судебных органов власти сужается, преобладает имитация самостоятельности; 4) выборность уступает место назначаемости; 5) частичная цензура; 6) отсутствие общеодобряемой идеологии; 7) плюрализм ограничен властью правящей элиты; 8) права и свободы человека и гражданина имеют формальный характер; 9) «силовые» структуры подконтрольны узурпатору власти и используются в качестве потенциальной угрозы, политической силы. Учитывая недемократичный характер авторитарного политического режима, власть не использует и крайние методы: террор, прямые репрессии (насилие носит скрытый характер). Управление осуществляется на доминировании командно-распорядительных, административных методах властвования. Тоталитарный режим.Тоталитаризм – крайний, антидемократический способ властвования, в результате которого государство проникает и воздействует на все стороны общественной и личной жизни граждан. В каждом государстве тоталитаризм имел свои проявления, однако в общем виде онхарактеризуется полным контролем, подчинением человека власти и господствующей идеологии (Германия с 1938-1945 периода фашисткой идеологии, Россия после войны (1945-1953 гг.). Признаки тоталитарного режима: 1) государство стремится к абсолютной монополии (в экономике, производстве, политике, идеологии, религии, различных ветвях власти, средствах массовой информации), безусловному господству и проникновению во все сферы общественной жизни; 2) общество фактически отчуждено от механизмов формирования и контроля за властью; 3) действует принцип – запрещено все, что не указано в законе как разрешенное; 4) аппарат власти носит бюрократический характер; 5) власть осуществляется с помощью физического насилия, безусловного принуждения, террора; 6) господствует однопартийность, отсутствует плюрализм; 7) права и свободы человека и гражданина декларативны; 8) централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением.
32. Государственный аппарат: понятие, структура, основные принципы организации и деятельности. Государственный аппарат – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Признаки: 1) Госаппарат, это целостная иерархическая система госорганов и учреждений. Целостность её обеспечивается едиными принципами, задачами и целями. 2) Первичными структурными элементами госаппарата являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Госорганы связаны между собой на началах субординации и координации. 3) Для обеспечения государственно-властных велений госаппарат имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения. Без них не может обойтись не одно государство. 4) При помощи госаппарата практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Между функциями государства и государственным аппаратом существует прямая связь, так как он создаётся как раз для выполнения функций государства. Поэтому с изменением функций государства неизбежно следует и изменение госаппарата. Структура госаппарата может быть представлена следующими основными видами органов: 1) органы законодательной власти – т.е. «первичные», органы государственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов; 2) органы исполнительной власти – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части; они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления); 3) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы). Принципы организации и деятельности государственного аппарата это ключевые идеи и положения, лежащие в основе построения и функционирования государственного аппарата. Принципы организации и деятельности государственного аппарата: -Приоритет прав и свобод человека и гражданина -Демократизм, выражается в широком участии граждан в формировании деятельности госорганов. -Разделение властей ( на законодательную, исполнительную, судебную), создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов -Законности, обязательность соблюдения всеми органами государства, гос. служащими, гражданами конституции законов и подзаконных актов. -Гласности, информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует прозрачность процесса функционирования чиновников. -Федерализма, учета интересов регионов -Профессионализма, использование наиболее квалифицированных работников в деятельности госаппарата и др. Некоторые принципы организации и деятельности госаппарата не закреплены в действующем законодательстве, но выдвигаются в юридической науке. Государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупность госорганов, наделенных властными полномочиями для реализации гос. власти. В структуру механизма государства также входят госучреждения и госпредприятия. Нередко государственный механизм отождествляют с государственным аппаратом. Вместе с тем механизм государства это понятие более широкое чем государственный аппарат. Традиционно под государственным аппаратом понимают систему органов при помощи которых осуществляются задачи и функции государства. В этой связи государственный аппарат следует рассматривать в качестве составной части механизма государства. Поскольку помимо органов государства, которые являются государственными организациями в механизм государства входят и др. государственные организации, которые органами государства не являются. Это такие организации как: госучреждения (школы, больницы), а также государственные предприятия. Таким образом, механизм государства составляют три вида государственных организаций: 1) органы государства 2) госучреждения 3) государственные предприятия. Поскольку государственный аппарат составляет только органы государства, то он не тождественен государственному механизму. Государственный аппарат является основной частью и звеном государственного механизма. Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования: 1) нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов; 2) непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов; 3) полнота, в соответствии с ней происходит предва-рительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов; 4) самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов. Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные. Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные. К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят: 1) разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную; 2) демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами; 3) гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов; 4) законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов; 5) профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической; 6) гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом; 7) национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях; 8) федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами. К организационным принципам относятся: 1) иерархичность; 2) дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий; 3) ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий; 4) сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; 5) соотношение отраслевых и территориальных начал управления. Частные принципы организации и деятельности государственного аппарата – это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|