Здавалка
Главная | Обратная связь

Влияние права на государство



Не менее существенно многообразное обратноевлияние права на государство. Исторический опыт показывает, что для своего существования государство как организация нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется:

· во внутренней организации государства;

· в его деятельности.

С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей.

Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что право создаст юридические гарантии против возможностей узурпации всей власти одной из ее ветвей. Тем самым ставится на правовую основу внутреннее функционирование государства, создаются юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

В деятельностном плане посредством права осуществляются цели, задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяются и закрепляются конституционный строй и положение личности в обществе. Без права воля государства не может стать общеобязательной. Образно говоря, основным языком, на кагором государство разговаривает со своими гражданами и поддерживает отношения с правовыми субъектами, является язык права. Следовательно, демократическое современное государство не может действовать вне и помимо права. Право «навязывается» государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебрегать правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободиться от него. Можно сказать, что право облагораживает государственность, делает ее зрелой и полноценной.

В современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мерс оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется, напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует историческому предназначению.

Непреходящим общим началом любого правового государства является ею связанность правом. В своих началах, нормах и предписаниях право выражает взаимодействие в системе «индивид — общество — государство». Взаимная уравновешенность названных элементов есть необходимое равновесие свободы, условие обеспечения правовой справедливости, при котором возможно право, — государственное устройство, отвечающее своему назначению. Еще И. Кант обосновал идею о правовом государстве как о такой государственной власти, целью которой является право. С позиций современного анализа это означает, что, только будучи связанным правом, государство может действовать свободно.

Исходя из этой позиции, некоторые отечественные правоведы приходят к выводу, что правовой государственности вообще присущ особый характер взаимосвязи государства и права, так как главное в правовом государстве — это признание верховенства права над государством, безусловное подчинение всех его органов закону. Действительно, в правовом государстве государственные органы и должностные лица связаны нравом. Но нельзя забывать, что отношение «государство — право» есть отношение людей. И в правовом государстве в центре этой связи находится человек в его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается против самой личности, в конечном счете затрагивает человека и его свободу. Главное в право-государственном устройстве не господство права само по себе, а то, насколько взаимосвязь государства и права обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее свободы. Если ценность права и обусловлена связью с государством, то это имеет место лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку.

 

21. Понятие и предмет теории государства и права.

Теория государства и права –общественно-политическая наука, изучающая общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права, а также специфические закономерности возникновения, становления и развития государства и права различных типов, функционирующих в рамках отдельно взятых общественно-экономических формаций и цивилизаций.

Каждая наука имеет свой предмет – определенный круг изучае­мых закономерностей какой-либо сферы человеческой деятельности. Под закономерностями понимаются реальные устойчивые связи, кото­рые выражают сущность явлений, процессов.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет, свою проблематику. Другими словами, предмет науки есть то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Объект теории государства и права – государственно-правовые отношения в обществе. Предмет теории государства и правасистема общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права, государственно-правовых явлений и основные государственно-правовые понятия являющиеся общими для всей юридической науки.

Характерные черты предмета теории государства и права: 1) общие закономерности; 2) основные вопросы; 3) общая теория; 4) единство науки.

Специфика предмета теории государства и права заключается в изучении государства и права в их тесной взаимосвязи.

Для теории государства и права в качестве объекта выступают государство и право, которые в то же время исследуются и другими науками, как юридическими, так и неюридическими – философией, политологией, экономикой, социологией и т. п.

В целом предметом теории государства и права выступа­ют: во-первых, наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, во-вторых, система основных поня­тий юриспруденции. Предмет теории государства и права не является застывшим – с течением времени он изменяется, что обусловлено развитием самого общества:

1. Предмет теории государства и права представляет собой систему закономерностей, включающую в себя: закономерности становления, функционирования и развития государства и права как относительно самостоятельных компонентов общества; социально-экономические, политические, нравственные и иные закономерности, которые детерминируют развитие и функционирование государства и права, и без знания которых нельзя раскрыть предмет теории государства и права.

Закономерности возникновения государства и права раскрывают, почему и на какой стадии развития человеческого общества появляются государство и право. Закономерности функционирования показывают, как и каким образом действуют составные элементы государственно-правового механизма, как они воздействуют на иные социальные явления. Наконец, закономерности развития государства и права должны выявить, почему и в каком направлении изменяются эти явления.

Различаются общие и специфические закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Общие закономерности присущи государству и праву как общественным явлениям и изучаются философией, социологией, экономической теорией, историей и другими социальными науками. Это означает, что теория государства и права опирается в своих выводах на данные этих наук, конкретизирует выработанные ими понятия применительно к исследованию государственно-правовой сферы. Вместе с тем поскольку государство и право – это специфические общественные явления, то для них характерны закономерности, свойственные только им.

2. Теория государства и права разрабатывает систему понятий не только для «себя», но и для всей юриспруденции, выступая своего рода ее азбукой, фундаментом.

Каждая наука создает и использует свои понятия, позволяющие ей познавать исследуемый объект. Они служат формой отражения мира в мышлении, с их помощью люди познают сущность явлений и процессов, обобщают их наиболее важные признаки и стороны. Многообразие явлений порождает и множество понятий, которые дают возможность их описания, определения и анализа.

Кроме того, в науке часто используют такие слова, как «термин» и «категория». Если под первым понимается слово или словосочетание, точно обозначающее конкретное понятие, то под категорией – наиболее общее, предельно широкое, фундаментальное, обобщающее понятие, фиксирующее наиболее существенные признаки явлений действительности.

Предмет юридической науки является проблемой, которая со стороны разных мыслителей и разных научных школ получила различное решение. Так, сторонники юридического позитивизма ограничивали юриспруденцию только изучением положительного, писаного права. Например, за «чистоту» юридической науки выступает основатель нормативизма Г. Кельзен. Из теории права, по его мнению, должны быть исключены моральные и политические оценки, психологические, экономические и другие исследования. Предмет изучения теории права – правовые нормы, их элементы, их взаимоотношения между собой, действующий правопорядок как целое.

В противоположность сторонникам позитивизма представители других влиятельных научных направлений в юриспруденции (прежде всего социологической и психологической школы) говорят о невозможности подобного ограничения предмета юридической науки. Например, русский юрист С. А. Муромцев, еще в 70–80-х гг. ХIХ в. предвосхитивший некоторые положения социологических учений конца ХIХ – начала ХХ в., указывал, что предметом юриспруденции является не только положительное, писаное право, но прежде всего конкретные жизненные отношения, регулируемые правом. Соответственно, юридическая наука должна ориентироваться и на другие отрасли научного знания – психологию, социологию, экономическую теорию и пр.

Теория государства и права ставит перед исследователями, по крайней мере, три зада­чи:

- построить логически законченную систему понятий, лежащих в основе всех специальных юридических наук, и обобщить все ре­зультаты этих наук в одно гармоничное целое;

- изучить методы, при помощи которых разрабатываются специальные науки;

- наряду с методологическими задачами теория государства и права одновременно решает и мировозз­ренческие вопросы.

 

22. Соотношение теории государства и права с другими юридическими науками.

Юридическая наука обширна и включает в себя группы наук, которые состоят из отдельных дисциплин. Каждая дисциплина – это отдельное научное направление, дополняющее общее юридическое знание.

Место теории государства и права среди наук:

1. Обобщающая роль по отношению к группе историко-правовых наук, т.е. знания дисциплин из названной группы аккумулируются, носят общенаучный характер.

2. Понятийная роль по отношению к группе отраслевых наук обусловлено изучением основных терминологических вопросов юри­дических наук (например, что такое право).

3. Фундаментальная роль по отношению к группе специальных наук определяется акцентом единства государства и права. Например, судебная медицина потеряет свою актуальность, если за ее результатами не последует правовая санкция как государственное обязательство.

Таким образом, теория государства и права занимает главное место в системе юридических наук.

 

Гуманитарные науки дополняют систему образования юриста, расширяя его мышление и способности. Теория государства и права, как важный компонент системы образования, занимает мировоззренческое место среди гуманитарных наук, поскольку формирует определенный тип отношения к праву, государству.

Роль теории государства и права в гуманитарных науках:

1. философия - системная роль позволяет упорядочить науку и увидеть в праве философские категории (содержание, форма, сущность, функции, ценности, смысл и др.).

2. общая история - исследовательская роль обогащает науку за счет анализа фактов и событий из общей истории.

3. социология – структурная роль позволяет рассматривать общество как неотъемлемый элемент государства и права.

4. политология – управленческая роль позволяет рассматривать власть как средство функционирования государства и права.

5. экономика – материальная роль позволяет оценить государство и право как средство экономического благополучия общества (пособия, пенсии), защиты товаро-денежных отношений (выпуск банкнот).

Таким образом, теория государства и права проникает во все сферы человеческой жизни и занимает важное место среди юридических и гуманитарных наук.

 

23. Государство: понятие, сущность, признаки.

Государство – организация публичной политической власти на определенной территории, располагающая аппаратом принуждения и монополией на законодательную деятельность.

Поскольку отношения в государстве строятся в первую очередь на властной основе, постольку сущность государства – это организация публичной политической власти, выражающая чьи-либо интересы. Есть два основных подхода в изучении содержательной сущности государства (классовый и общесоциальный). Классовый подход состоит в том, что государство является средством поддержания господства одного клас­са над другим, причем меньшинства над большинством.

Классовый подход дает возможность выявить сущест­венные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем соци­альные противоречия. Однако, установление классового (сословного) характера государственной власти позволяет уяснить лишь часть проблем в сущности государства, поэтому необходимо уделить внимание общесоциальному аспекту в сущности государства.

Такой подход рассматривает общество с позиции его единства, несмотря на часто возникающие в нем социальные противоречия. Ведь рабы не могут существовать вне отношений с рабовладельцами, крестьяне – без феодалов, рабочие - без капиталистов. Поэтому стоящий у власти класс вынужден заботиться (вопрос лишь в мере заботы) об угнетенных, эксплуатируемых слоях населения, ведь в государстве всегда сочетаются узкоклассовые интересы и интересы всего общества. Именно степень заботы является тем критерием (общесоциальным) который позволяет рассмотреть сущность государства под новым углом зрения, но в комплексе с классовым подходом.

Общесоциальный подход состоит в том, что государство является средством выражения общечеловеческих и общесоциальных интересов. Сущность такого государства заключается в учете наиболее общих интересов при осуществлении власти. Соответствующие государственные цели, задачи и функции основаны на признаке всеобщности интересов. Государственные органы в этом случае являются не орудием подавления сопротивления, а средством реализации общих дел, инструментом достижения согласия интересов и поиска компромиссов. Общесоциальный аспект может проявиться и в классовом обществе как вынужденная уступка революционным требованиям большинства населения ради сохранения (качественно измененной) власти капиталистического меньшинства.

Признаки государства: территория, население, публичная власть, суверенитет, право (законы), налоги, монополия на принуждение. Кратко раскроем содержание признаков.

Территория как признак государства фиксирует принадлежность конкретному государственно-организованному обществу определённой части планеты: земли, суши, недр, моря, воздушного пространства, а также границы, прилегающие к территории, их особый режим. Например в Конституции Российской Федерации сказано: «Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними» (ст. 67).

Население - характеризует совокупность и принадлежность людей (граждан) к данному государству на условии устойчивой правовой связи. Именно через население происходит объединение людей и они выступают в качестве целостного организма - государства. государство объеди­няет своей властью всех людей населяющих его тер­риторию, независимо от принадлежности к роду, племени, национальному меньшинству.

Публичная власть означает наличие у государства особого политического аппарата управления выделенного из общества, осуществляющего управление государством, единственно представляющего всё общество в целом, действующая от его имени. Налоги (система налогов, податей, займов обеспечивающих финансирование государственных органов) - материальная основа для деятельности всего государства, выражается в регулярных, законных отчислениях в государственную казну части своих доходов. Право – система норм, в том числе юридических, официально регулирующих отношения в государстве. Монополия на принуждение – силовое средство, необходимое для обеспечения общеобязательности велений государства в отношении всего населения страны. Суверенитет - присущее государству абсолютное верховенство власти на своей территории и независимость в международных отно­шениях. Данный признак характери­зует государство как особый субъект политических отношений, основообразующий компонент политической системы общества. В обществе власть может иметь разновидности: корпоративная, партийная, семейная, религиозная и др., однако высшей вла­стью обязательной для всех граждан, органи­заций и учреждений, обладает только государство. Суверенитет обозначает, что в пределах государственных границ, государство само определяет отноше­ния с другими государствами, а последние не вправе вмеши­ваться в его внутренние дела. Сувере­нитет (его характеристики) не зависит от величины территории, численности на­селения, политического режима. Признаки верховенства государственной власти: 1) безусловное распространение на всех граждан и все со­циальные структуры общества; 2) монополия на силовые методы, вплоть до лишения жизни; 3) осуществление властных полномочий в юридических формах (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); 4) главенствующая роль в отношении пересмотра нормативных актов других субъектов права. Суве­ренитет государства имеет экономические, политические и правовые аспекты. Экономический аспект выражается во владении и распоряжении территорией, наличием государственной собственности, культурным и национальным достоянием. Политический аспект заключается в суще­ствовании и развитии организации власти исторически сложившегося государства. Правовой аспект закрепляется в основном законе государства (конституции), законодательстве, декларациях, общепризнанных принципах и нормах ме­ждународного права, заключенных международных договорах.

Суверенитет — качественное свойство любого госу­дарства. Однако абсолютного государственного суверенитета нет, поскольку госу­дарства взаимозависимы в торговле, дипломатических и иных отношениях, и эта взаимозависимость в современном мире непрерывно возрастает. Такое возрастание имеет характерную черту - распределение влияния некоторых государств сопровождается стремлением стать сверхдержавой и обрести возможность управлять различными процессами внутри других государств. Проще говоря, влиять на их право и суверенитет. Поэтому, когда например, говорят об экономи­ческом суверенитете государства, то имеют в виду не его экономиче­скую изолированность от других членов международного сообщества, а лишь возможность (термин право к сожалению не отражает истинного положения вещей) определять свою экономическую политику с учетом наличного влияния. Доказательством тому следующий факт. На сегодня даже в одной из самых развитых стран - США около 7 % всей собственности принадлежит Саудовской Аравии (По документальным источникам американского исследователя Майкла Мура цена ее составляет примерно 670 млрд. $). Это огромные деньги и соответствующие собственники - граждане, организации несомненно влияют на политические и экономические решения принимаемые в США. В России ситуация осложнена недостатком денег, зависимостью бюджета государства от мировых цен на газ, золото и нефть. А эти показатели нестабильны, поэтому, например политические решения нашего государства часто отталкиваются от сложившейся экономической конъюнктуры.

 

24. Государственная власть: понятие, структура, функции.

Государственная власть - это разновидность социальной власти, а именно отношение между государством в лице его органов и обществом, в котором государственный аппарат занимает положение властвующего и дает обязательные для исполнения указания, подкрепленные мерами государственного принуждения.

Признаки государственной власти:

· 1. Публичная власть (распространяется на все население в пределах своей территории);

· 2. Политическая власть (политика - искусство управления; главная задача государства - установить компромисс в обществе);

· 3. Суверенна (независимость как во внутренней, так и внешней политике);

· 4. Охватывает все население государства;

· 5. Легитимна (признание государственной власти законной, закрепление основ государственной власти и методов ее осуществления в законодательстве).

· 6. Реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства;

· 7. Легальна - выражается в признании этой власти населением страны в качестве публичной и пользуется авторитетом в обществе.

Структура государственной власти:

· 1. Статистический подход: воля и сила (то, чем воля подкрепляется). Друг без друга не целесообразны.

· 2. Динамическй подход (выделяет 5 элементов): субъект (тот, кто осуществляет); объект (на кого направлена); содержание (отношение между субъектом и объектом); средства (государственные органы, НПА, СМИ и т.д.); методы (убеждения и принуждения, кто-то выделяет метод поощрения).

Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, её целей и функций. Механизм убеждений включает совокупности идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определённых социальных ценностей.

Государственное принуждение - психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) её действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Власть – это отношения между субъектами политики, проявляющееся в способности и возможности одних людей осуществлять свою волю по отношению к другим.

Элементами политической власти являются:

1. Субъект власти - субъект политики, добивающийся от других субъектов осуществления действий, соответствующих его воле.

2. Объект власти — субъект политики, характеризующийся готовностью к подчинению и способностью реализовать волю субъекта.

3. Процесс властвования, т.е. способы, механизмы взаимодействия властвующего субъекта и объекта.

4. Средства властного воздействия — совокупность ресурсов, используемых субъектом властвования для реализации своей воли посредством действий подвластного субъекта.

5. Социальные нормы, санкционирующие властные отношения, - механизмы регулирования общественной жизни, обеспечивающие соответствие между целями социальных субъектов и средствами их достижения.

Процесс властвования можно также разложить на две фазы:

1) волевая фаза состоит в постановке цели властвующего субъекта;
2) инструментальная фаза проявляется в практических действиях по реализации поставленной цели при помощи средств властного воздействия.

Функции власти можно разделить на два вида:

1. Интеграционно-регулятивные функции, связанные с организацией взаимоотношений субъектов политики, обладающих разнообразными политическими целями:

а) достижение общественного согласия;
б) поддержание общественного порядка и стабильности;
в) социальный арбитраж (координация, посредничество во взаимоотношениях между различными субъектами);
г) выявление и разрешение конфликтов и др.

2. Функции руководства и управления, обеспечивающие выработку и проведение в жизнь единой для всего общества политической воли:

а) подготовка, принятие и реализация решений;
б) организация их выполнения;
в) контроль за реализацией принятых решений;
г) оценка их эффективности и корректировка предпринятых действий и решений.

 

25. Правовое государство: понятие и основные признаки.

Правовое государство – организация публичной политической власти на определенной территории, способствующая наиболее полному осуществлению прав и свобод человека и гражданина и ограничивающая власть с целью минимизации злоупотреблений. Принципы правового государства: 1) разделение властей: на горизонтальное (три ветви), вертикальное (федерализм); 2) верховенство закона; 3) взаимная ответственность государства и личности; 4) наличие активного, сознательного гражданского общества.

Отличительными же признаками правового государства являются следующие: Прежде всего, правовое государство предполагает существование гражданского общества; Разделение властей; Верховенство закона; Реальность прав и свобод граждан; Взаимная ответственность государства и личности. В правовом государстве как граждане несут ответственность перед государством, так и государство в лице своих органов и должностных лиц несет ответственность перед гражданами; Политический и идеологический плюрализм.

Возникновение идеи правового государства и современное ее понимание.

Главная идея: правовое государство - государство справедливости. Идея зародилась давно, древние философы задумывались над государством, которое осуществляет свою деятельность на основе закона и гармоничным сочетанием права и государственной власти. По их мнению справедливой государственностью была власть, которая признавала право и с другой стороны им же была ограничена. Древняя Греция и Рим оказали сильное влияние на развитие идеи правового государства. В период перехода от феодализма к капитализму возникли новые подходы к проблеме – это правовая организация государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или группы лиц, обеспечивающей равенство всех перед законом посредством права. Макиавелли видел идеальное государство в форме республики с возможностью свободного пользования имуществом для всех и обеспечение безопасности для каждого. В период буржуазных революций в понятие правового государства внесли вклад такие деятели, как Гроций, Спиноза, Гоббс, Локк, Монтеське, Дидро и Джефферсон, один из авторов Декларации независимости США, в которой, кстати, провозглашается, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Кант Разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек и личность. Маркс рассматривал государство и право исходя из классовой сущности и по его теории государство исчезнет вместе с исчезновением классов в результате диктатуры пролетариата. В русской политико-правовой мысли идеи правового государства были озвучены в трудах Шершеневича (господство права в управлении), Гессена и Котляревского.

Проблемы становления правового государства в России.

Процесс возвращения в Россию идей правовой государственности начался в 60-е гг. и интенсивное развитие получил в последнее десятилетие. Этому способствовал целый ряд факторов: процесс разгосударствления собственности, ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов и т.д. Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности.

 

 

26. Общая характеристика основных теорий происхождений государства (рационные черты и недостатки).

Существуют следующие основные теории возникно­вения государства: теологическая, патриархальная, патримональная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, либертарно-бридическая.

Теологическая теория получила широкое распространение в ХII-ХIII в. По мнению представителей теологической концепции, государст­во - продукт божественной воли. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем как власти от Бога. Церковь - посред­ник между богом и государственной властью. Существующее социально-эко­номическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться. Ока­зание сопротивления, непослушания государственной власти расценивается как непо­слушание власти бога. Правители в государстве окружены ореолом святости, престижа.

Недостатки данной теории в том, что она слабо учитывает влияние социально-экономических и иных причин на государство, не позволяет определить, как совершенствовать форму госу­дарства, государственное устройство. К тому же теологическая теория с научной точки зрения недоказуема и построена в основном построена на вере.

 

 

Патриархальная теория происхождения государства. Общим признаком теории, является утверждение о возникновении общества из разрастающейся из поколения в поколение семьи, ее укрупнения.

Основныепредставители: Аристотель, Конфуций, Филмер, Михайловский. В развернутом виде, патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера (XVII в.), основанная на положениях Библии о божественном сотворении Адама, как родоначаль­ника всего человечества. Он первый отец и первый монарх, поэтому исходная форма правления, установленная Богом – монархия, всякое выступление против абсо­лютной власти монарха - греховное нарушение божествен­ного порядка. В России патриархальные концепции являлись традиционным ком­понентом жизни общества (от «пома­занника божьего» Ивана Грозного до «отца народов» Сталина) и использовались в основном для обоснования и оправдания различных форм деспотической, тиранической власти.

Общим признаком теории, является утверждение о возникновении общества из разрастающейся из поколения в поколение семьи, ее укрупнения. Рост семей и все увеличивающееся число людей, приводит, в конечном счете к образованию государства, во главе которого стоит патриарх, опирающийся на власть как продолжение власти отца всего семейства. Глава семьи становится главой государства – монархом. Его власть неограниченна и основывается на мудрости, добродеятели и авторитете как власти отца. Лишь отеческая забота царя (короля) способна обеспе­чить достойные для человека условия жизни Сопротивление такой власти недопустимо. Монарх не выбирает­ся аналогично тому, как не выбирается отец семьи. Данный подход воз­можен, так как структура современной государственности воз­никла не сразу, а действительно укрупнялась развиваясь от простейших форм пер­вобытной семьи.

Недостатки доктрины: чрезвычайно упрощен процесс происхождения государства, происходит подмена понятий «государство» и «семья», «государственная власть» на «власть отца». Отрицание специфи­ки государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти. В Новое время патриархальные представления с позиций идеи о суверенитете государства критикова­ли Ж. Боден, Г. Гроций, Гегель и другие мыслители.

 

Патримониальная теория происхождения государства и права. А. Галлер считал, что государство произошло на основе развития прав собственника на землю и соответственно на людей, проживающих на данной территории.

Договорная теория происхождения государства. Возникла в XVII—XVIII вв., основные представители: Г.Гроций, Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо, А.Радищев. Известно два вида договора: подчинения (между правителями и подчиненными) и объединения (между гражданами - Афинская республика).

Договорная теория происхождения государства. Возникла в XVII—XVIII вв., основные представители: Г.Гроций, Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо, А.Радищев. Известно два вида договора: подчинения (между правителями и подчиненными) и объединения (между гражданами - Афинская республика).

Разные авторы по различному трактовали государство и право в рамках данной теории. Эпикур (IV-III вв. до н.э.) государство – это результат договора людей между собой об их общей пользе и безопасности. Г. Гроций (1583-1645) различал право естественное и право волеустановленное (позитивное), внутригосударственное право исходит от гражданской власти. Т. Гоббс (1588-1679) утверждал, что догосударственное (естественное) состояние общества характеризовалось как «состояние войны всех против всех», где каждый имеет право на все. В этих условиях разум человека предписывает поиск мира (добровольного отказа каждого от своих естественных прав в интересах общего мира и безопасности) - это смысл первого, основного закона на котором основываются все иные законы. Б. Спиноза (1632-1677) - ради общих интересов люди заключают договор, переносят свою мощь на учреждаемую вер­ховную власть, которая приобретает «высшее естественное право на все», в том числе господство, которому каждый будет обязан повиноваться добровольно, или под страхом высше­го наказания. Дж. Локк развивая договорную теорию (1632-1704) делал акцент на либеральных ценностях закона имеющих силу в естественном и в государственном состоянии общества, поскольку одинаково требуют мира и безопасности для всего человечества. Однако в естественном состоянии права людей обеспечиваются средствами самозащиты, а после заключения общественного договора об учреждении государства обеспечиваются властью правительства и приобретают более реальный характер. Народ - источник суверенитета и согласия, имеет право свергнуть деспотическую власть, если она нарушает условия общественного договора. Каждый человек сам решает вопрос о том, присоединиться ли ему к общественному договору (стать членом государства) или покинуть его. Ж. Ж. Руссо развивая договорную теорию (1712-1778) делал акцент на революционно-демократических позициях. С появлением частной собственности и социального неравенства начинается борьба между бедными и богатыми, выход - соглашение о создании государственной власти и закона, которым будут подчиняться все. В целом договорные концепции государства сыграли прогрессивную роль в развитии либерально-правовых и демократических представлений о сущности и назначении государства, о правовой организации государственной жизни, неотчуждаемых правах и свободах человека, обосновывая естественные права на­рода и права на свержение власти в случае злоупотреблений.

Недостатки: данная теория является схематичным, идеализированным и абстрактным представлением о первобытном обществе, которое осознало необходимость общего соглашения. Вряд ли в действительности осуществимо практическое достижение согласия у большого количества людей. Всегда в обществе присутствует разнообразие мнений, поэтому все не учесть. Следовательно, либо был заключен договор только с выборочным количеством людей, либо с игнорированием определенной части мнений. Очевидна недооценка объективных, социально-экономических, военно-политических факторов и переоценка субъективных.

 

Теория насилия по вопросу о происхождении государства. В логически завершенном виде возникла в XIX в., основные представители: Дюринг, Гумпилович, Каутский. Государство возникло в силу причин военно-политического характера (насилия, завоевания, порабощения одних племен другими). Для подавления порабощенных, стабилизации управления завоеванными народами и территориями принимаются законы, создается аппарат при­нуждения, которым стало государство и государственная власть. По мнению представителей данной доктрины, насилие и подчинение является основой экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия, классы.

 

Теория насилия по вопросу о происхождении государства. В логически завершенном виде возникла в XIX в., основные представители: Дюринг, Гумпилович, Каутский. Е.Дюринг утверждал, что насилие одной части первобытного общества над другой - это тот первичный фактор, порождающий государство (внутреннее насилие). Л. Гумплович, К. Каутский – внешнее насиль­ственное порабощение одних другими и является определяющим фактором возникновения государства. Л. Гумплович исходил из того, что человек является стадным существом, которое всегда руководствуется мнением своего сообщества. Стремление к выживанию, приспособлению, увеличению благополучия и расширение влияния своего рода (сообщества) – это основа войны, эксплуатации, происхождения государства, расширения территорий влияния, имущественное и социальное расслоение населения. Он утверж­дал, что государства всегда основывались более сильной расой, причем государственная власть всегда находится в руках меньшинства. К. Каутский - государство возникает как аппарат принуждения, власть победителей над побежденными, классы появляются не до возникновения государства (как считает марксизм), а после его создания.

Государство возникло в силу причин военно-политического характера (насилия, завоевания, порабощения одних племен другими). Для подавления порабощенных, стабилизации управления завоеванными народами и территориями принимаются законы, создается аппарат при­нуждения, которым стало государство и государственная власть. По мнению представителей данной доктрины, насилие и подчинение является основой экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия, классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Конечно, военно-политические факторы в образо­вании государственности полностью отвергать нельзя элементы насилия сопровож­дали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского), но важно отметить, что степень влияния оказанного насилия на образование государств оказалась разной и в ряде регионов иг­рали в основном второстепенную роль, уступая приоритет со­циально-экономическим факторам. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве сопутствующей причины возникновения государства наряду с иными.

Отдельно стоит сказать о Ницше Ф. критикующего лживые порядки в обществе выдаваемые за истину (работы: «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра»). Нет равенства, нет права – они исчерпали себя. В основе порядка лежит приказание и вынуждение. Человек не цель, а средство на пути к сверхчеловеку и прогрессу общества. Государство – холодное чудовище, которое лжет на всех языках. Демократизация ведет к кровосмешательству (господ и рабов). Отвергает доброту за отсутствие созидательного начала, христианство за сострадание к слабым, поскольку оно разрушает «почву» для формирования сверхчеловека. Любая война священна, она позволяет определить лидера и осуществить прогресс (долгого мира не должно быть).

Недостатки: не учитываются индивидуальные эволюционные процессы общества, государство не итог внутреннего разви­тия общества, а навязанная ему извне сила.

 

Органическая теория происхождения государства. Широкое распространение получила во второй половине XIX в., основные представители: Спенсер, Вормс, Прейс. Органические идеи получили разработку в трудах основателей позитивистской социологии (О.Конта и Г.Спенсера). Определенное влияние на их воззрения оказали идеи социального дарвинизма. О.Конт (1798-1857) рассматривал общество как органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология, опирающаяся на законы биологи и обосновывающая средства гармонизации общества для совместного существования «порядка» и «прогресса».

Органическая теория происхождения государства. Широкое распространение получила во второй половине XIX в., основные представители: Спенсер, Вормс, Прейс. Государст­во - это организм, где происходят постоянные отношения между его частями по аналогии взаимосвязям частей живого существа. Государство представляется продуктом социальной эволюции - разновидностью эволюции биологической. В государстве органы управления – аналог мозга, законы – импульсы, подаваемые к частям тела для выполнения принятых решений. Место, значение каж­дого института государства определяется функцией и ролью соответствующего органа в живом организ­ме. Более важному органу в организме соответствует более высокий статус и власть органа в государстве.

Органические идеи получили разработку в трудах основателей позитивистской социологии (О.Конта и Г.Спенсера). Определенное влияние на их воззрения оказали идеи социального дарвинизма. О.Конт (1798-1857) рассматривал общество как органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология, опирающаяся на законы биологи и обосновывающая средства гармонизации общества для совместного существования «порядка» и «прогресса». Он выдвинул проект религии с культом человечества (Великого общества), только в этом аспекте раскрывается подлинная природа человека как зоологического вида. Г.Спенсер (1820-1903) утверждал, что общество - часть природы, развивающаяся как зародыш животного, причем во всей истории человеческой цивилизации животное начало (биологическая наследственность и др.) доминирует над началом социальным и политическим. Социальный организм, как и животный растет, развивается, усложняется и выживает наибо­лее приспособленный. Спенсер видел цель социального организма не в поглощении своих членов, а в служении им. А.Шеффле - экономические отношения – это обмен веществ в живом организме, Р.Вормс изучал социальную гигиену у различных социальных органов и организмов, П.Ф.Лилиенфельд - правительство осуществляет функции головного мозга, торговля - функ­ции кровообращения. Представители органической школы в социологии идейно наращивали биологизацию социальных и политических явлений.

Полностью исключать влияние биологических факторов на процесс про­исхождения государственности было бы неверно, ведь человек – первично биологическое существо, а вторично – социальное.

Недостатки: подмена проблем социальных, проблемами биологическими, они хотя и взаимосвязаны, но являются разными уровнями жизнедеятельности человека, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

 

Материалистическая теория происхождения государства. Сформировалась в конце 19 века. Представители: Морган, К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин. Государство возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытно-общинного строя, постепенного развития производительных сил, разделения труда, появления частной собственности, имущественной и социальной дифференциации общества, раскола общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Таким образом, государство возникло из необходимости держать под контролем противоположность классов.

 

Материалистическая теория происхождения государства. Сформировалась в конце 19 века. Представители: Морган, К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин. Государство возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытно-общинного строя, постепенного развития производительных сил, разделения труда, появления частной собственности, имущественной и социальной дифференциации общества, раскола общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Уничтожение путем пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права - путь к коммунистическому обществу как более высокой ступени исторического развития. В работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» он исследует три формы возникновения государства в процессе разложения родового строя. Самой чистой, классической формой, является воз­никновение Афинского государства: здесь государство возни­кает непосредственно и преимущественно из классовых противоположностей, развивающихся внутри самого родового общества. В Риме государство возникает в борьбе между ари­стократией родового общества и бесправными плебеями, победа плебеев изменяет родовой строй. У германских победителей Римской империи государство возникает как результат завоевания и господства над обширными чужими территориями. Таким образом, государство возникло из необходимости держать под контролем противоположность классов. «Насколько цель «фун­даментальнее» средства, применяемого для ее достижения, настолько же экономическая сторона отношений является в истории более фундаментальной, чем сторона политическая». Однако, по-нашему мнению, практика современных межгосударственных отношений доказывает обратное. Ради политических выгод, часто допускается прямой экономический ущерб (например, вложение огромных средств в избирательные кампании, проведение «нужного» кандидата на избираемую должность, списание государственных долгов, передача спорной части территории государства другому государству). Такие действия сейчас не редкость.

Г.В. Плеханов усматривал корни деспотизма центральной власти на Востоке в ее деятельности по организации системы орошаемого земледелия: «Земледелие, продолжая щедро вознаграждать усилия человека, становится, однако, немыслимым без той планомерной организации и дисциплины труда, которые, создав древние цивилизации, создали также и древнее деспотическое государство». В.И. Ленин делал акцент на антагонизме классов и на классовой природе государ­ства: «Государство, есть продукт и про­явление непримиримостиклассовых противоречий. Государ­ство возникает там, тогда и постольку, где, когда и посколь­ку классовые противоречия объективно не могутбыть примирены... И наоборот: существование государства доказыва­ет, что классовые противоречия непримиримы».

Существует два подхода в теории. Первый, господствовал в советской науке - государство возникает как продукт непримиримости классовой борьбы, второй подход – государство возникает в результате экономического развития и усложнения самого общества, его производительной и распределительной сфер, что требует обособления управления, его специализации, совершенствования, т.е. возникновения государства. Государство - естественный результат развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое обеспечивает материальные условия возникновения государства и права и определяет социальные изменения общества. Первостепенное значение для развития экономики и появления государственности имело разделение труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом) и совершенствова­ние орудий производства, что в совокупности дали толчок росту производительности и увеличению экономических выгод. Избыточный продукт доставался людям в разном количестве и при­вел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на экс­плуататоров и эксплуатируемых. Как следствие - появление различных интересов в распределении благ и соответствующее выделение публичной власти для урегулирования противоборствующих интересов. Для защиты своих эко­номических интересов организуется новая политическая структура - государство, которое первично выражает интересы и волю богатых. Власть переходит к богатым, превращающимся в категорию управляющих. Государство продукт сохранения и поддержания господства одного класса над другим, а также гарантия существования и функцио­нирования общества как целостного организма.

Недостатки: преувеличено значение силовых, экономических и классовых факторов, занижено национальных, религиозных, психо­логических, военно-политических.

 

Психологическая теория происхождения государства. Получила распространение в XIX веке, основные представители: Л.Петражицкий, Г.Тард, Фрейд. Основа теории - индивидуальная и коллективная психика людей. Характерными чертами теории являются связь возникновения го­сударства со свойствами человеческой психики, выражающимися в желании властвовать одних над другими, стрем­лении подчиняться, подражать и поклоняться харизматическому типу личности, потребностью жить в рамках коллективного, сплочённого общества.

Психологическая теория происхождения государства. Получила распространение в XIX веке, основные представители: Л.Петражицкий, Г.Тард, Фрейд. Основа теории - индивидуальная и коллективная психика людей. Характерными чертами теории являются связь возникновения го­сударства со свойствами человеческой психики, выражающимися в желании властвовать одних над другими, стрем­лении подчиняться, подражать и поклоняться харизматическому типу личности, потребностью жить в рамках коллективного, сплочённого общества. Например, магиче­ская сила, психическая энергия пле­менных вождей, жрецов, шаманов, колдунов делали охоту удачной, бо­ролись с болезнями, предугадывали события, что создавало условия для зависимости сознания одних членов обще­ства по отношению к другим. Вместе с тем всегда существуют несоглас­ные с властью, которые проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для сдерживания, подчинения, послушания, повиновения несогласных (сомневающихся) возникает государство и соответствующий аппарат принуждения. Государство - продукт разрешения психологических разногласий между инициативными (активны­ми) личностями и пассивными, способными лишь к подражанию, исполнению. Достоинства: психика человека - важ­ный фактор, оказывающий влияние на все общественный процессы. Недостатки: психика не всегда рациональна, и не является абсолютной, решающей причиной появления такого сложного властного института как государство. Сама психика человека зависима и испытывает на себе давлеющее влияние государственной политики, социальных, экономических, военных и иных внешних условий, а значит, ее трансформация есть признак вторичности по отношению к государству.

 

 

Либертарно-юридическая теория возникновения государства (Основной представитель - В.С. Нерсесянц). Основана на прогрессе свободы, как основного элемента государства. Эта теория отлична от других концепций тем, что трактуя проблемы возникновения права и государства она проводит тесную связь с определенным аспектом понимания их сущности. Каково понимание (понятие) сущности права и государства, такова и соответствующая концепция их происхождения, назначения и развития. Особенностью данной теории является то, что право и государство при всех исторических изменениях и трансформациях обладают статичной сущностью охватываемой одним и тем же понятием. Все исторические трансформации права и государства как специфических социальных явлений происходят в строгих рамках определенной принципиально единой сущности.

Либертарно-юридическая теория возникновения государства (Основной представитель - В.С. Нерсесянц). Основана на прогрессе свободы, как основного элемента государства. Эта теория отлична от других концепций тем, что трактуя проблемы возникновения права и государства она проводит тесную связь с определенным аспектом понимания их сущности. Каково понимание (понятие) сущности права и государства, такова и соответствующая концепция их происхождения, назначения и развития. По этой причине каждая существующая концепция - это по своему теоретико-познавательному смыслу - составной элемент соответствующего понятия права и понятия государства. Особенностью данной теории является то, что право и государство при всех исторических изменениях и трансформациях обладают статичной сущностью охватываемой одним и тем же понятием. Все исторические трансформации права и государства как специфических социальных явлений происходят в строгих рамках определенной принципиально единой сущности. В противном случае, говоря о прошлом, возникновении права и государства, вкладывается один смысл, а в настоящее время - другой смысл, что означало бы признание произвольного множества сущностей, понятий и привело бы к отрицанию сущностного единства изучаемых явлений, обозначаемых однако непреходящим названием: «право», «государство». На основании либертарно-юридической теории право и государство возникают, функционируют, разви­ваются и действуют (как в прошлом, так и в современном мире) как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности спосо­ба, формы бытия, признания, выражения и осуще­ствления свободы людей.

Исторически свобода проявляется в процессе разложения первобытного общества и дифференци­ации его членов на свободных и несвободных. Право и государство, пришедшие на смену нормам и институтам вла­сти первобытного общества доказывают собой начало прогресса, как форму нормативного и институционального при­знания и защиты свободы в виде правосубъектности и государствосубъектности индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий всемир­но-исторический прогресс свободы (от рабства к феодализму, капитализму, постсоциалистическому и посткапи­талистическому цивилизму) является прогрессом соответствующих правовых и государственных форм бытия, но никак не сущности права и государства. Само возникновение права и государства означает наличие свободных индивидов - формально равных субъектов права и членов государства. Ведь появление свободы и качественно нового деления людей на свободных и несвободных можно выразить лишь в государственно-правовой форме - в форме признания одних (свободных) субъектами права и власти, а других (рабов) - соответственно объектами права и власти первых.

В тех первобытных обществах, где развитие не дошло до дифференциации людей на две принципиально противоположные группы (свободных и рабов), там не произошло перехода к праву и государству. В таких обществах на смену первобытнообщинному строю пришел деспотический строй. Деспотизм, во всех его формах, от древневосточной деспотии до современного тоталитаризма - это строй без свободы, без права и без государства, основанный на насилии властвующих. Поэтому, представители данной теории предлагают не считать переход от первобытного строя к деспотизму как возникновение государства и права. Деспотическое государство, деспотическое право - это такой же нонсенс, как «тиранический правопорядок». Принципиальное отличие государственно-правового строя от деспотизма, отмеченное Платоном, Аристоте­лем, Локком, Монтескье, Кантом, Гегелем и многими современными авторами заключается в отличии свобо­ды от рабства, права от произвола, государственной влас­ти от насилия.

Существенный момент здесь то, что свобода без права и государства, как и право, государство невозможны без свободы. В сравнении с указной причиной, иные теоретические причины (мифологические, религиозные, органические, психо­логические, насилия, договорные, экономические, классовые), носят в лучшем случае сопутствующий характер. Либертарно-юридическая концепция исходит из того, что право и государство возникают для признания, утверждения и защиты свободы в той форме и мере, в какой это вообще было возможно в конкретный период времени. Это подтверждается эволюционным прогрессом свободы в исторически развивавшихся государственно-правовых формах, вплоть до правовой государственности наших дней.

 

27. Общая характеристика рабовладельческого типа государства.

Рабовладельческое государствоявилось первым историческим типом государства, возникшим на рубеже IV и III веков до нашей эры (Месопотамия, Египет). Рабовладельческий строй существовал в странах Азии, Европы и Африки вплоть до III – V веков нашей эры. У славян возникновение государства относится к эпохе феодализма, поэтому они миновали рабовладельческий строй

Экономическую основу рабовладельческого государства составляли производственные отношения, характеризуемые тем, что частной собственностью рабовладельца были не только орудия производства, но и рабы, которых нещадно эксплуатировали, продавали, покупали, могли безнаказанно убивать и т.д.

В основе рабовладельческой эксплуатации лежит прибавочный продукт, создаваемый посредством внеэкономического принуждения. Рабовладельческое хозяйство строилось на непосредственных отношениях господства и подчинения.

Самым главным противоречием рабовладельческого общества, неминуемо ведшим его к гибели, было противоречие между рабской формой труда и рабовладельческой формой собственности, между рабами и рабовладельцами.

Основной экономический закон рабовладельческого общества состоял в производстве добавочного продукта путем эксплуатации рабов в условиях полной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов.

Рабовладельческое государство представляло собой орган классового господства и насилия класса рабовладельцев над рабами и мелкими производителями – крестьянами и ремесленниками. Это была гигантская машина военно-политического характера, располагавшая всеми средствами принуждения: вооруженной силой, полицией, тюрьмами, аппаратом чиновничества, которые являлись орудием диктатуры класса рабовладельцев.

Классовая сущность государства проявлялась в его функциях, которые показывают, для чего рабовладельцы организовались в государство. Функции рабовладельческого государства:

- подчинение сопротивления рабов;

- охрана рабовладельческой собственности на орудия и средства производства;

- идеологическое воздействие и создание культурных ценностей;

- обороны страны и мирного контакта с другими народами;

- захвата чужих территорий;

- по управлению завоеванными территориями.

Рабовладельческий тип государства:

1) монархия существовала в форме восточной деспотии, при которой ничем не ограниченная государственная власть принадлежала монарху-деспоту. Правитель осуществлял единоличное управление страной, используя насильственный военно-бюрократический аппарат. Такие тип и форма государства сложились, например, в древнем Египте, Ассирии и т. д.;

2) республика существовала в рабовладельческих городах-государствах Древней Греции в двух видах:

– аристократическая республика, например Спарта, где большая часть населения была отстранена от участия в выборах в высшие государственные органы;

– демократическая республика, например Афины, в которых для формирования высших органов власти привлекались широкие слои населения.

 

28. Общая характеристика феодального типа государства.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.