Тарифы внутренних и международных железнодорожных сообщений
В каждой стране применяются свои собственные прейскуранты и тарифные правила. При всем их разнообразии можно проследить применение определенных общих принципов ценообразования в целом и на перевозки грузов в контейнерах в частности. Начнем с того, что имеет место применение принципа стандартизации или уравнивания ставок за тонно-километр перевозок для всей сети, независимо от фактической стоимости перевозок на различных обслуживаемых направлениях (routes served). Этим сглаживаются факторы неконкурентоспособности товаров на внутреннем рынке, которые имели бы место при более высоких «местных» тарифах или, наоборот, торговые преимущества — при низких. Применение этого принципа всегда учитывается при построении международных тарифов как железнодорожных, так и интермодальных. Поэтому в системе СМГС применялись и применяются единые—транзитные — тарифы (Международный Транзитный Тариф (МТТ) и Единый Транзитный Тариф (ЕТТ). Покупатели и продавцы экспортных и импортных товаров соседних стран калькулировали свои транспортные издержки на основе своих внутренних тарифов*, не соседних стран — пользовались наряду с внутренними тарифами также транзитными тарифами за перевозку по путям сообщений третьих стран. В настоящее время МГТС РФ использует Международный транзитный тариф для определения размера провозной платы за перевозку экспортных и импортных грузов.
В разных странах по-разному учитывается требование дегрессии тарифных ставок при перевозке грузов на длинные расстояния, что может привести в отдельных случаях к неконкурентоспособности интермодального сообщения, по сравнению с прямым океанским или автомобильным, в пределах движения грузов по локальным территориям. В США и Канаде интермодальные тарифы за железнодорожные участки строились на базисе FАК, т. е. независимо от рода перевозимого груза в контейнере из регионального центра до базисного «порта» и обратно с минимальными весовыми оговорками по ставке «люмпсум» (условное соотношение): 1х20-фут.до24т.-$100 2 х 20-фут. до 12 т. — $ 60 за каждый 2 х 20-фут. до 12-24 т. — $ 80 за каждый 1 х 40-фут. до 24 т. - $ 120 1 х 40-фут. св. 24 т. — $ 150. Перевозки порожних контейнеров — от $ 40 до $ 80 за TEU/FEU. На железных дорогах Европы и Азии применяются другие варианты калькуляции тарифов в зависимости от загрузки площади удлиненной железнодорожной платформы (3 х 20 TEU). Потоварные ставки носят преференциальный характер в целях стимулирования производства и реализации отдельных товаров. Для крупных грузоотправителей и операторов интермодальных перевозок устанавливаются тарифы на перевозки челночными маршрутами (block or unit trains) —фирменными экспрессами, часто имеющими специальные названия, например Москва — Берлин «Восточный ветер» («Ostwind»). Очень часто такой крупный оператор принимает на себя глобальные расчеты с железными дорогами — участниками интермодальных сообщений. Так, около 20% северо-итальянских грузов в контейнерах доставляются в США и обратно через порт Роттердам. Для них цена перевозки от ж.-д. станции Милан (Milan Railroad Station) до портов восточного побережья США регистрируется операторами в FMC в виде специального тарифа, отличающегося от «генуэзского» и от «роттердамского» тарифов, а расчеты операторов с компанией «Интерконтейнер-Интерфриго» (железнодорожный контейнерный оператор) являются строго конфиденциальными. При решении вопросов развития интермодальных перевозок в границах СНГ необходимо учитывать действующую систему ценообразования на железнодорожные транзитные перевозки, тем более, что, начиная с сентября 1999 г. тарифы МТТ и ЕТТ распространяются в России на все без исключения экспортные и импортные перевозки. Ставки МТТ дифференцированы: в зависимости от рода грузов (установлено 7 классов тарифов, и если ставки седьмого класса принять за 1, то ставки первого класса составят 2,5), от веса отправку (если ставку за вес 20т принять за 1, то ставку за вес 5 т составит 1,55), от расстояния перевозки (на протяжении до 1100км): при 100км— 1, при 1100 км и выше — 0,8. В 1993 г. МТТ был преобразован. Была ликвидирована дифференциация тарифов по классам (сохранены 2 и 0 классы). Если принять ставку за 10 ткм при расстоянии в 55 км за 100%, то при расстоянии в 10 тыс. км и более она составит — 20%.. В будущих тарифах провозная птата должна взиматься за все расстояние перевозки без «переломов» (сегодня каждая страна начисляет тариф за «свое расстояние», что автоматически увеличивает стоимость перевозки на величину стоимости начально-конечных операций при каждом переходе границы).
6.ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНТЕРМОДАЛЬНЫХ СООБЩЕНИЙ
История вопроса За высокими темпами развития интермодальных сообщений не успевало их правовое обеспечение. Международного транспортного законодательства по регулированию правоотношений, возникающих в ходе интермодальных перевозок между их участниками, пока не создано. К сожалению, пока не существует международном признанного юридического документа, регулирующего договорные отношения между грузоотправителем (исходя из «базисных условий» внешнеторгового контракта им может быть или продавец, или покупатель товара) и оператором (организатором) перевозки груза в международном как в смешанном, так и в интермодальном сообщениях (независимо от того, является ли такой оператор фактическим или договорным перевозчиком). В историческом плане следует отметить, что регулирование ответственности в области международных морских перевозок грузов опиралось на нормы, которые в последние десятилетия становились все более разнородными. Многие государства были Договаривающими сторонами Гаагских или Гаагско-Висбийских правил. Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 года (Гамбургские правила), вступившая в силу в 1992 году, должна была заменить Гаагско-Висбийские правила, но она не получила широкого признания, и, хотя Гамбургские правила в настоящее время действуют в 34 государствах, ни одна из крупных морских держав не ратифицировала эту Конвенцию. Этот факт интерпретируется по-разному. Правоведы находят в ней «эклектику» в виде несоответствия норм частного и гражданского права («презумпция вины мультимодального оператора — presumption of foult»; бремя доказательства — burden of proof недостаточности вины — lack of foult лежит на операторе — multitransport operator — MTO»). Ответственность перевозчиков и операторов определяется в Конвенции согласно нормам «Гамбургских правил» 1978 г., а они тоже не вступили в силу. Ряд стран не устраивают правила упрощенного таможенного режима для транзитных грузов. В результате на международном уровне сосуществуют три режима обязательной ответственности, а именно: Гаагские правила, Гаагско-Висбийские правила и Гамбургские правила. В то же время стремительный рост контейнеризации и связанные с этим изменения в организации международных перевозок и требованиях в данной области сделали еще более настоятельной необходимость в принятии надлежащих современных регулирующих положений. В области смешанных перевозок не существует единого международного режима, регулирующего вопросы ответственности, а международные правовые рамки являются крайне сложными, поскольку вопросы ответственности по-прежнему регламентируются действующими конвенциями, касающимися отдельных видов транспорта, а также все более разнородными законодательными нормами и соглашениями на национальном, региональном и субрегиональном уровнях. Лишь только в 1956 г., в ходе создания проекта «Конвенции о договоре международной перевозки грузов» (КДПГ/ЦМР) было уделено внимание вопросу ответственности сторон договора при перевозке груза, размещенном на дорожном транспортном средстве (автомобиле), которое, в свою очередь, транспортируется другим видом транспорта, например морским паромом. Согласно условиям КДПГ/ЦМР, считается, что если в ходе такой смешанной перевозки груз не снимается с автотранспортного средства (со временем это понятие было распространено на автоприцеп), то условие КДПГ продолжает действовать. Но если груз из автомобиля или с автотрейлера будет выгружен, а контейнер с шасси будет снят, то в этом случае автомобильный перевозчик несет ответственность по договору дорожной перевозки, подтвержденном международной автотранспортной накладной ЦМР, не согласно нормам КДПГ/ЦМР, а в соответствии с правилами и нормами, действующими на соответствующем виде транспорта (ЦИМ/КОТИФ, СМГС — на железнодорожном; Гаагско-Висбийскими правилами — на морском; Варшавской конвенции 1929 г. — на авиационном), согласно выписанному дополнительно транспортному отраслевому документу: железнодорожной, речной, авиационной накладной, коносаменту. Таким образом, впервые официально, на уровне международной конвенции, был установлен диапазон различных пределов ответственности участников международной интермодальной перевозки применительно к 1 кг веса грузов. Размеры ограничения ответственности установленные на разных видах транспорта (расчетной единицей при определении размера ограничения ответственности является единица специального права заимствования (SDR), как она определена Международным валютным фондом).
Такое решение вопроса, да еще подкрепленное Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП («Конвенция МДП» — «TIR Convention» 1975 г.)*, облегчающей таможенные процедуры при следовании грузов транзитом через территорию третьих стран, способствовало развитию прогрессивных технологий перевозок грузов в смешанных и интермодальных сообщениях с участием автомобильного транспорта (в США «пиггибэк», германской — хукепак, различные европейские контрейлерные системы; съемные кузова, бимодальные и др.). На конференции в Токио в 1969 г. на основе разработанных принципов был принят проект Конвенции о смешанных перевозках грузов — Конвенции ТСМ (Transport Combine de Marschandises), которая получила наименование «Токийских правил» («the Tokyo Round»). В этих правилах впервые получила официальное правовое признание концепция оператора перевозки груза в смешанном сообщении — ОСП, как юридического лица, которое заключает с отправителем договор перевозки груза в смешанном сообщении и несет перед ним ответственность за утрату или повреждение груза, независимо от того, на каком участке — морском или сухопутном они произошли. Оператор, в свою очередь, заключает договоры с соответствующими фактическими перевозчиками, которые такую ответственность несут непосредственно перед ним. Эти и другие подходы к проблемам рассматривались в 1971 г. в Лондоне на конференции Межправительственной морской консультативной организации — ИМКО (the Intergovernmental Maritime Consultative Organization) и Европейской Комиссией ООН (the Economic Commission for Europe — ЕЭС). 70-е гг. являются временем активизации политики развивающихся стран, направленной против диктата судоходных монополий на фрахтовом рынке. Практически это выразилось в том, что Конференция ООН по торговле и перевозки развитию — ЮНКТАД/МТП проводила целую серию международных форумов, результатом которых являются принятые в 1974г. «Конвенции о кодексе поведения линейных конференций». В 1978 г. была принята «Конвенция ООН о морской перевозке грузов» («Гамбургские правила»). Отмечавшаяся выше работа над регламентацией международных смешанных перевозок завершилась после проведения 6 сессий и двух дипломатических конференций принятием в мае 1980 г. Конвенции ООН «О международных смешанных перевозках и формулярах документа комбинированной перевозки (СТ), используемых в практике перевозок»*. В 2008 году после нескольких лет дискуссий была завершена работа над текстом проекта конвенции о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов, и окончательный проект текста, одобренный Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), был принят Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 11 декабря 2008 года. Эта новая Конвенция Организации Объединенных Наций, получившая название "Роттердамских правил"(именуемая в дальнейшем "Конвенцией" или "Роттердамскими правилами"), была открыта для подписания на специальной конференции, проведенной в Роттердаме в сентябре 2009 года. В дальнейшем государствам предоставляется возможность принять решение о том, чтобы стать сторонами новой Конвенции; она вступит в силу после сдачи на хранение двадцатой ратификационной грамоты. В этой связи важно отметить, что ратификация Конвенции влечет за собой денонсацию любых других международных конвенций в области морских перевозок грузов. То есть для Договаривающихся государств любых других международных конвенций о морских перевозках ратификация Роттердамских правил вступает в силу только с одновременной денонсацией Гаагских правил, Гаагско-Висбийских правили Гамбургских правил, если они являются участниками соответствующих конвенций. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|