Здавалка
Главная | Обратная связь

Стандартизация. Основные положения



Одним из направлений реализации государственной защиты прав и интересов потребителей является стандартизация.

Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик по упорядочению деятельности в какой-либо области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

Цель стандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих или потенциальных задач.

В России наиболее распространенным объектом стандартизации является продукция. Однако за рубежом широко применяется и стандартизация услуг.

Это связано с опережающим развитием торговли услугами. Мировая статистика показывает, что доля услуг за последние 25 лет увеличилась в валовом национальном продукте развитых стран с 54 до 61%, развивающихся стран - с 40 до 47%.

Международная торговля услугами в 1991г. возросла более чем на 12%, в 1994г. - на 20% и к 2000г. превысит объем товарообмена на мировом рынке. Лидируют в международной торговле услуги туризма и транспортных перевозок, далее следуют правительственные услуги, банковские, страхование валютных рисков и консультационная деятельность, лицензионные, информационные, инжиниринговые, лизинговые, франчайзинговые услуги, услуги образования и здравоохранения. Вышеприведенные примеры показывают актуальность стандартизации услуг.

В последние годы процесс стандартизации услуг активизируется и в нашей стране. С 1992г. услуги стали объектом Государственной системы стандартизации. До этого требования к качеству услуг устанавливали нормативные правовые акты, ведомственные и производственные документы.

Принятый впервые в нашей стране Закон РФ "О стандартизации" (1993г.) устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

В соответствии с законом руководящим органом по стандартизации в России признан Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Госстандарт России формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, представляет Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по стандартизации и участвует в их работе, организует подготовку и переподготовку кадров по стандартизации, устанавливает правила применения международных стандартов.

Для осуществления своих полномочий на местах Госстандарт России на территории всех субъектов Федерации, а также в крупных промышленных центрах создал территориальные органы Госстандарта России - центры стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ). К примеру, в Москве - Ростест, в С.Петербурге - Тест, в Нижнем Новгороде - Нижегородский ЦСМ.

Закон "О стандартизации" закрепляет перечень нормативных документов (НД) по стандартизации, допускаемых к применению на территории России, и общие требования ко всем нормативным документам. Следует заметить, что раньше (до 1992г.) использовался термин нормативно-технический документ (НТД). Однако в связи с тем, что сфера услуг охватывает не только техническую сторону производства и потребления, но и социальную, этот термин заменили на нормативный документ.

К НД по стандартизации, действующим на территории России, относятся:

1. государственные стандарты РФ — ГОСТ Р;

2. общероссийские классификаторы технико-экономической информации - ОКТЭИ;

3. стандарты отраслей - ОСТ;

4. стандарты предприятий - СТП;

5. стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций.

Кроме этого к НД по стандартизации законодательно отнесены применяемые в установленном порядке международные (региональные международные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации.

В соответствии с международными соглашениями, заключенными Российской Федерацией с другими государствами - участниками СНГ, кроме вышеперечисленных в законе нормативных документов по стандартизации в России, могут применяться межгосударственные стандарты (ГОСТ), обязательные для государств - участников СНГ. К примеру, таким стандартом является ГОСТ 28681.0-90. "Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения".

Государственные стандарты РФ (ГОСТ и ГОСТ Р) применяют на всей территории страны все государственные органы управления и субъекты хозяйственной деятельности.

Однако согласно ст.7 закона "О стандартизации" не все требования государственных стандартов являются, безусловно, обязательными.

Перечень требований государственных стандартов, обязательных для соблюдения:

1. для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

2. для обеспечения информационной и технической совместимости, взаимозаменяемости продукции;

3. единство методов контроля и единство маркировки;

4. иные требования к продукции, работам и услугам (например, указанные как обязательные в договоре).

Согласно ГОСТ 28681.0-90. "Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания" целью стандартизации в сфере туризма является нормативное обеспечение повышения уровня качества и эффективности туристского и экскурсионного обслуживания и защита интересов потребителей услуг.

Основными задачами стандартизации в сфере туризма являются:

· установление номенклатуры показателей качества услуг и обслуживания туристов;

· установление прогрессивных требований к качеству услуг и обслуживания туристов и методов их контроля;

· установление прогрессивных требований к технологии и типовым технологическим процессам оказания туристских услуг;

· установление требований, обеспечивающих безопасность услуг, охрану здоровья населения, охрану окружающей среды, точность и своевременность исполнения, эргономичность и эстетичность услуг и условий обслуживания;

· установление требований к сертификации туристских услуг;

· обеспечение координации деятельности туристских предприятий с предприятиями других отраслей, участвующих в процессах туристско-экскурсионного обслуживания;

· установление терминов и определений основных понятий в области стандартизации и управления качеством в сфере туристско-экскурсионного обслуживания населения.

Объектами стандартизации в туристско-экскурсионном обслуживании населения являются:

· туристские услуги;

· процессы туристского и экскурсионного обслуживания. Услуги в сфере туристско-экскурсионного обслуживания подразделяют на следующие виды однородных услуг:

· реализация туристских и экскурсионных услуг;

· -туристские путешествия;

· экскурсии;

· туристские походы;

· рекламно-информационные услуги;

· транспортные услуги;

· бытовые услуги;

· услуги проживания;

· услуги питания;

· культурно-массовые услуги;

· физкультурно-оздоровительные услуги.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.