Здавалка
Главная | Обратная связь

Порядок проведения сертификации туристских услуг. Схемы сертификации туристских и гостиничных услуг



В соответствии с Правилами сертификации туристских услуг и услуг гостиниц процедура сертификации туристских услуг включает:

1. подачу заявки на сертификацию;

2. принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;

3. разработка методики проведения сертификационной проверки;

4. выдачу сертификата соответствия (сертификата) и лицензии на применение знака соответствия;

5. заключение договора на проведение инспекционного контроля;

6. осуществление инспекционного контроляза сертифицированной услугой (в соответствии со схемой сертификации).

Туристские предприятия для получения сертификата соответствия предоставляют в орган по сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, аккредитованных Госстандартом РФ, заявку по установленной форме (Приложение 19).

В Нижегородской области соответствующий орган создан на базе Нижегородского центра по стандартизации, метрологии и сертификации (603600, Н.Новгород, ул. Республиканская, д.1).

В заявке указываются все виды туристских услуг, оказываемых предприятием, подлежащих обязательной сертификации. Например, туристский отдых и путешествия по транспортным маршрутам с переездом на самолетах (061205), проживание туристов в гостиницах, пансионатах, мотелях, кемпингах, на турбазах (061601).

По желанию туристских фирм в заявку могут быть включены и такие виды услуг, как представление информационных и рекламных материалов о туристских маршрутах (061501), оформление выездных документов на путешествия в зарубежные страны (061102) и др., не подлежащие обязательной сертификации.

Орган по сертификации принимает решение по заявке на сертификацию и направляет его вместе с проектом договора на выполнение работ заявителю в кратчайшие сроки, но не более одного месяца после получения заявки.

В стоимость договора входят все расходы, связанные с проведением сертификации услуг, включая инспекционный контроль, независимо от результатов сертификации. Расчет расходов осуществляется в соответствии с рекомендациями по сертификации Р50.3.001-96 "Оплата работ по сертификации продукции и услуг" исходя из условия, что средняя дневная ставка специалистов, привлекаемых для выполнения работ по обязательной сертификации и инспекционному контролю, не должна превышать минимальной месячной заработной платы, установленной законодательством РФ.

Если по заявке принимается отрицательное решение, то орган по сертификации аргументировано сообщает в письменном виде заявителю о невозможности проведения сертификации туристских услуг.

Сертификационная проверка осуществляется в следующей последовательности:

1. проверка наличия и экспертиза документов, представленных заявителем.

Перечень необходимых документов:

a учредительные документы турпредприятия;

a лицензия на международную туристскую деятельность;

a договоры с партнерами на соответствие их требованиям законов "Об основах туристской деятельности в РФ", "О защите прав потребителей" о наличии у них сертификатов на туристские услуги и лицензий на применение знака соответствия;

a договоры с туристами на предоставление туристских услуг на соответствие требованиям вышеуказанных законов;

a образец туристской путевки на соответствие ее форме ТУР-1;

a образец туристского ваучера у туроператора;

a договор о медицинском страховании туристов;

a соглашение с МИД России на визовое обслуживание туристов, если турпредприятие организует путешествия иностранных туристов на территории Российской Федерации;

a договоры или индивидуальные трудовые соглашения с бюро гидов-переводчиков;

a документы, отражающие профессиональный уровень подготовки сотрудников;

a документы, подтверждающие стаж практической работы в сфере международного бизнеса;

a документы, подтверждающие образование работников турпредприятия, в т.ч. при необходимости и знание ими иностранных языков;

a документы или сведения, подтверждающие работу, направленную на повышение профессионального уровня сотрудников;

a рекламно-информационный материал, информационные листы и памятки к туристским путевкам;

a туристские программы к разработанным турам;

a заявка туриста, листы бронирования, правила предоставления туристских услуг, разработанных турпредприятием, или описание технологии и продажи туристской услуги;

a договор на аренду помещения или свидетельство на собственность помещения.

2. устранение замечаний и недостатков по пакету документов, предоставленных турпредприятием на экспертизу в орган по сертификации услуг.

3. оценка комиссией процесса предоставления туристской услуги в виде деловой игры в офисе турпредприятия, оценка состояния офисного помещения.

Далее эксперт заполняет аттестационный лист-анкету предприятия, подготавливает акт сертификационной проверки и выносит решение о возможности выдачи сертификата соответствия с рекомендациями о необходимых корректирующих мероприятиях с последующей оценкой их выполнения при инспекционном контроле. При отрицательных результатах сертификационных проверок, несоблюдении иных требований, предъявляемых к сертифицируемой услуге, или отказе заявителя от оплаты работ по сертификации орган по сертификации выдает заявителю заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата.

В заключение происходит регистрация в государственном Реестре Системы сертификации ГОСТ Р и заявителю выдается сертификат (в срок не более 10 дней после получения органом по сертификации всех материалов для сертификационной проверки от заявителя). Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на сертифицируемую услугу, результатов оценки, или системы качества, но не более чем на три года. При этом турпредприятию выдается один сертификат, подтверждающий безопасность оказываемых предприятием услуг (услуги). Не допускается выдача сертификата на каждый тур, предлагаемый предприятием.

Если после получения сертификата соответствия в процессе работы у туристского предприятия появляется новая услуга, подлежащая обязательной сертификации, то эту услугу предприятие обязано заявить на сертификацию и получить дополнительный сертификат.

Наличие сертификата соответствия является обязательным условием функционирования туристских предприятий. Однако в случае, если фирма работает по договору коммерческого представительства, не выписывая свою путевку и не заключая договор с клиентом от своего имени, а также в течение 45-60 дней с момента получения лицензии, допускается отсутствие сертификата.

Турфирме при положительных результатах сертификации параллельно с сертификатом соответствия выдается лицензия на право применения знака соответствия (Приложение 20). Исполнители туристских услуг обязаны его применять путем простановки на сопроводительной документации (путевке, квитанции), выдаваемой потребителю, и имеют право использовать его на вывеске, в рекламных проспектах и других материалах. Формы и размеры знака соответствия установлены ГОСТ Р 50460-92.

Инспекционный контроль осуществляется в течение всего срока действия сертификата не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок (в случае жалоб на сертифицированную услугу от потребителей или органов государственного или общественного контроля). Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов контроля и делается заключение о подтверждении действия выданного сертификата.

При неудовлетворительных результатах инспекционного контроля действие сертификата может быть приостановлено или аннулировано, о чем орган по сертификации доводит до сведения исполнителя услуг и Федеральных органов исполнительной власти. Аннулирование сертификата вступает в силу с момента исключения его из Государственного реестра.

В случае несогласия заявителя с результатами сертификации или инспекционного контроля он имеет право подать апелляцию в апелляционную комиссию центрального органа по сертификации - Управление лицензирования и сертификации при Государственном комитете Российской Федерации по физкультуре и туризму, а при несогласии с решением данной комиссии - в Центральную апелляционную комиссию Госстандарта России.

В заключение необходимо отметить, что отказ туроператора или турагента от обязательной сертификации туристского продукта или отрицательный результат его сертификации, а также аннулирование действия сертификата соответствия влекут приостановление или прекращение действия лицензии на туристскую деятельность (закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", ст.5).

В соответствии с законом "О сертификации продукции и услуг" запрещается рекламировать продукцию, подлежащую обязательной сертификации, но не имеющую сертификата соответствия. Закон "О защите прав потребителей" не допускает оказание услуги без информации о проведении обязательной сертификации (ст.7).

В соответствии с Законом Российской Федерации «О стандартизации», стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

a безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

a качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

a единства измерений;

a экономии всех видов ресурсов;

a безопасности хозяйственных объектов;

a обороноспособности страны.

Кроме того, стандартизация — это нормативный метод управления и способ рационализации инженерных, производственных, внешнеэкономических и многих других процессов.

Главный инструмент стандартизации — стандарт, представляющий собой официально признанный документ, отражающий оптимальный результат исследований или практического опыта и содержащий комплекс норм или требований к отдельным объектам или повторяющимся действиям. Инструментом практической деятельности стандарты становятся благодаря следующим свойствам:

a стандарты служат точным эталоном того предмета или явления, которое будет воспроизводиться на их основе;

a стандарты содержат оптимальное решение изделия или процесса;

a стандарты остаются неизменными на определенное, экономически эффективное время.

В настоящее время создается новая модель стандартизации, в основу которой положены следующие принципы:

a адекватность целей новой системы стандартизации проводимой в России экономической реформе и их гармонизация с целями национальных систем стандартизации стран с развитой рыночной экономикой; в числе этих целей — повышение конкурентоспособности продукции российских производителей на мировом рынке, устранение технических барьеров в производстве и экспорте, экономия всех видов ресурсов и улучшение экономических показателей производства;

a национальной системы стандартизации России на законодательные акты, как это принято в экономически развитых странах, и соответствие таких актов международным нормам и правилам, а также национальным законодательствам соответствующих стран в области технологии; следование этому принципу предполагает непосредственное применение международных и зарубежных стандартов, в том числе и для целей сертификации.

Активное и рациональное применение в своей деятельности стандартов (в первую очередь, международных) и сертификатов качества экономически весьма целесообразно для российских предприятий.

Это позволяет обеспечить требуемое качество продукции (услуг), организовать отлаженный и непрерывный технологический процесс, а, в конечном счете, приводит к преодолению технических барьеров на внешних рынках, расширению базы производственного сотрудничества с зарубежными партнерами, установлению более высокого уровня цен на продукцию (услуги), и в целом повышению уровня конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке.

Важнейшими инструментами государственного регулирования деятельности гостиничных организаций и защиты прав потребителей гостиничных услуг являются лицензирование, стандартизация и сертификация. Лицензирование международной гостиничной деятельности является одним из видов правового досудебного механизма ее государственного регулирования. Лицензия есть разрешение, выдаваемое государственным органом юридическим или физическим лицам на осуществление гостиничной деятельности в течение определенного времени при соблюдении ряда условий.

Для получения лицензии ее соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

• заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно правовой формы, места нахождения – для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, – для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерено осуществлять;
• копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) – для юридического лица;
• копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) – для индивидуального предпринимателя;
• копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
• документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
• сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Ниже приводится выдержка из статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», где дан перечень видов деятельности, связанных с предоставлением туристских и гостиничных услуг (услуг средств размещения), на осуществление которых требуются лицензии в соответствии с настоящим Законом:

• перевозки морским транспортом пассажиров;
• перевозки морским транспортом грузов;
• перевозки внутренним водным транспортом пассажиров;
• перевозки внутренним водным транспортом грузов;
• перевозки воздушным транспортом пассажиров (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы);
• перевозки воздушным транспортом грузов (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы);
• перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
• перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом;
• перевозки железнодорожным транспортом грузов. Гостиничная деятельность в данной статье не упоминается. Следовательно, она может осуществляться без лицензии.

Следует обратить внимание на тот факт, что все гостиницы делятся на категории по уровню предоставляемого клиентам комфорта. Деление гостиниц на категории предполагает различный набор предоставляемых услуг. Естественно, что гостиницы высших категорий предоставляют гостям более комфортабельные номера и соответственно больший набор услуг, среди которых могут быть и услуги, на осуществление которых необходима лицензия, например, медицинские или транспортные.

Если гостиница предоставляет своим клиентам услуги, на осуществление которых необходима лицензия, то на такую деятельность она обязана ее получить. Причем, в соответствии с законом о лицензировании, срок действия такой лицензии не может быть менее пяти лет. Это следует из статьи 8 Федерального закона № 128 ФЗ: «Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата».

Помимо лицензирования и обязательной сертификации гостиница может претендовать на определенную категорию либо сразу в период организации, либо после проведения определенной технической и управленческой модернизации. Данная процедура будет называться аттестацией и носить смысл добровольной сертификации.

Аттестация гостиницы преследует следующие цели – определить место того или иного отеля на рынке гостиничных услуг, облегчить клиентам и специалистам профессионалам получение информации о возможности предоставления гарантированного набора услуг, которые могут быть оказаны гостиницей определенного класса.

Аттестация гостиниц может проводиться как на национальном, так и на международном уровне. В нашей стране добровольной сертификацией гостиничных услуг и разработкой стандартов соответствия занимаются государственные органы. В настоящее время определенная категория гостиниц присваивается на основании соответствия «Системе классификации гостиниц и других средств размещения».

В нашей стране аттестацией гостиниц занимаются аккредитованные государством организации. Однако в мировой практике существуют и другие схемы присвоения категорий. Например, в Германии и Швейцарии этим занимаются независимые от государства профессиональные объединения и союзы. В Германии – Объединение гостиничных и ресторанных хозяйство (DEHOGA), в Швейцарии – Союз владельцев гостиниц. Есть страны, где параллельно существуют несколько систем классификации.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.