Цели и задачи дисциплиныСтр 1 из 6Следующая ⇒
Формирование региональных рынков труда Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 38.03.04 – Государственное и муниципальное управление
Гатчина Учебное пособие «Формирование региональных рынков труда» для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 38.04.04 – Государственное и муниципальное управление рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании кафедры государственного и муниципального управления «__» _________________2015 г. Автор-составитель: Г. В. Грацинская,доктор экономических наук, доцент.
Рецензент: М.А. Сулин,д.э.н., профессор, заведующий кафедрой землеустроительного проектирования Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.
© Г.В. Грацинская, 2015, © ГИЭФПТ, 2015
Содержание Стр. 1. Общие положения ……………………………………………. 4 2. Цели и задачи дисциплины…………………………………… 9 3. Основные темы дисциплины………………………………….10 4. Контрольные задачи ..................................................................13 5. Темы докладов, рефератов и семинарских занятий………....25 6. Контрольные вопросы по дисциплине………………………..28 7. Список рекомендуемой литературы…………………………..30 8. Словарь ключевых терминов…………………………………..33 9. Текущий и итоговый контроль знаний студентов по дисциплине…………………………………………………44 10. Содержание и оформление контрольной работы………..….46 10.1. Общие положения……………………………………….46 10.2. Содержание контрольной работы………………………46 10.3. Условия выбора варианта задания……………………..47 10.4. Теоретические вопросы…………………………………47 11. Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентами…………48 12. Приложение 1. Образец оформления титульного листа контрольной работы…………………………………………..50 13. Приложение 2. Образец оформления содержания контрольной работы…………………………………………..51 Общие положения Каждая экономическая система опирается на некоторые механизмы и нормы (институты) для решения задачи координации распределения ресурсов. Например, в советской экономике, которая принадлежала к типу централизованно-управляемых систем, координация осуществлялась посредством директивного планирования производства и потребления ресурсов, которые находились в государственной собственности. Рыночная экономика тоже обладает определенным набором институтов, которые обеспечивают именно рыночное распределение ресурсов. Главным инструментом координации на рынке выступают цены. Они выполняют сигнальную функцию, информируя экономических субъектов о нехватке или избытке товаров. Конечно, есть и множество других инструментов координации, например, ставка заработной платы, процент, налоги, законы и нормы. Среди них многие инструменты тоже являются ценами: таковы, например, ставка заработной платы (цена труда) и процент (цена заемного капитала), но все-таки ценам принадлежит ведущая роль. Исключительное достоинство цен как инструментов координации состоит в том, что, как мы указывали, любому экономическому субъекту, например, производителю того или иного товара, достаточно следить за движением относительных цен, чтобы принять решение, которое будет оптимально с точки зрения его личных интересов и интересов всего общества. (Естественно, это требует, чтобы цены могли свободно изменяться под влиянием соотношения спроса и предложения). Цены выполняют сигнальную и информационную функцию. Как известно, всякий экономический субъект стремится к максимизации полезности (прибыли). Но отнюдь не всегда он может или хочет реагировать на изменение относительных цен. Для этого нужны по крайней мере два условия. Во-первых, экономический субъект должен быть независимым, способным принимать самостоятельные экономические решения в интересах максимизации прибыли. Это позволит ему вступать в свободные контрактные отношения с другими субъектами, находить наиболее выгодных поставщиков и покупателей, нанимать именно то количество рабочей 'силы, которое ему нужно, совершать выгодные для себя сделки со своей собственностью. Экономический субъект должен хорошо представлять границы своей и чужой собственности и при этом иметь возможность в рамках закона и морали делать со своей собственностью то, что он считает нужным. Поэтому неоинституционализм подчеркивает, что четкая спецификация прав собственности – первая предпосылка возникновения рынка. В наиболее полной мере этим условиям отвечает частная собственность. Хотя на протяжении всей экономической истории, в том числе в XX веке, частная собственность соседствует с другими формами собственности, именно она образует основу любой рыночной системы. Обмен деятельностью происходит на рынке, где встречаются продавец и покупатель. Покупатель предъявляет спрос, продавец предлагает товар. Взаимный обмен между ними совершается в соответствии с ценами на товар. Таким образом, главные переменные, которые определяют рыночные связи, - это спрос, предложение и цена. Поскольку объектом обмена в обществе могут быть любые результаты человеческой деятельности (материальные продукты, услуги, ценные бумаги), объекты собственности (земля, ее недра), постольку понятие рынка включает в себя рынки разных типов: рынок товаров, рынок капитала, рынок рабочей силы. Хотя разные рынки весьма различны по характеру и форме сделок, для них характерны общие законы спроса, предложения, ценообразования, влияние других факторов. В зависимости от характера сделок различаются свободные рынки и регулируемые (государством или крупными фирмами). По географическому признаку рынки бывают: местные (локальные), национальные и международные. Все три переменные – спрос, предложение, цены – на этих рынках соответственно формируются как локальные, национальные или интернациональные. Рынок– это: а) совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров; б) один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений; в) базовый элемент хозяйственного механизма; г) регулятор функционирования рыночной экономики. Предпосылкамивозникновения рынка являются: а) общественное разделение труда; б) частная собственность на средства и продукты производства. Основными элементамирынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена. Отличительными чертами рынка являются: гибкость, эффективность, стремление к равновесию. Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий: а) вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными; б) наличие свободных ресурсов и свободное их использование; в) свободный доступ к рыночной информации; г) отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании. С позиций ценообразования и характера конкуренции различаются следующие моделирынка: * рынок совершенной конкуренции (много продавцов и много покупателей); * рынок монопольной конкуренции (один продавец); * рынок олигополии (мало продавцов и много покупателей); * рынок олигопсонии (много продавцов и мало покупателей); * рынок двусторонней олигополии (мало продавцов и мало покупателей); * рынок дуополии (два продавца и два покупателя); * рынок моиопсонии (много продавцов и один покупатель); * рынок монополистической конкуренции (много продавцов и много покупателей). В зависимости от объектовкупли-продажи рынки различаются: а) рынок товаров: б) рынок услуг; в) рынок капиталов; г) рынок труда; д) рынок информации (научно-технических разработок). С точки зрения граници масштабовразличают: местный рынок (в пределах села, города, района); национальный (внутренний рынок); мировой (внешний рынок). Субъектамирынка выступают: 1) юридические лица (фирма, предприятие, учреждение); 2) физические лица; 3) государство. Развитой рынок предполагает развитую рыночную инфраструктуру,основными элементами которой являются: банковская система, страховая система, информационная система. Рынок обладает положительными и отрицательными чертами. Положительные: ·способствует эффективному распределению и использованию ограниченных ресурсов общества; ·способен достаточно быстро устранять дефицит товаров и услуг; ·способствует разработке и внедрению новейшей высокопроизводитель-ной техники и технологий производства; ·координирует экономическую деятельность без административного принуждения; ·содействует свободному экономическому выбору. Вместе с тем рынок – не идеальный механизм экономической деятельности общества. В силу своих внутренних качеств и закономерностей рынок не в состоянии обеспечить решение многих важнейших проблем жизнедеятельности людей. Рынок имеет следующие отрицательныестороны: ·рынок не способен ликвидировать безработицу и инфляцию; ·рынок не может обеспечить социальную защиту в обществе; ·рынок не способен обеспечить оптимальные структурные сдвиги в производстве в долговременном периоде; ·рынок не способен быть эффективным в процессе производства «общественных товаров»; ·рынок не обладает механизмом, который предотвращал бы зарождение Рынок, обмен, обращение – все эти категории тесно между собой связаны и часто на бытовом уровне отождествляются. Между тем они строго детерминированы и представляют собой различные исторические ступени развития товарных отношений. Наличие общественного разделения труда приводит к необходимости возникновения обмена деятельностью и продуктами труда. В этом смысле обмен есть экономическая категория, присущая всем экономическим эпохам. Наиболее типичной формой обмена является бартер(непосредственный обмен одного товара на другой товар (Т – Т) без посредства денег). Между понятиями «обмен» и «товарное обращение» есть различия. Товарное обращение– это товарный обмен, опосредованный деньгами (Т – Д – Т). Как видно, товарное обращение связано с денежным обращением и предполагает наличие развитой денежной системы. Рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления. С точки зрения купли-продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя. С точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики. С позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования. Рынок труда– это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства и механизм ее самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающий в виде изменений цены труда (заработной платы). Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины: – сформировать у будущего специалиста комплекс знаний, умений и навыков, которые позволят ему в будущей деятельности реагировать на изменение ситуации в сфере занятости; - научить строить систему управления персоналом фирмы с учетом особенностей механизма функционирования внешнего и внутреннего рынков труда. Задачи дисциплины: ─ освоение современных теоретических представлений о рынках труда, факторах и условиях, обеспечивающих его формирование и эффективное функционирование; ─ овладение основами методологии и методики анализа динамики рынка труда; ─ приобретение навыков практической работы в области анализа процессов, протекающих в рамках рынков труда различных уровней. В результате изучения данной дисциплины студент должен: иметь представление: 1. Об основных закономерностях формирования региональных рынков труда. 2. О демографических процессах и их влиянии на динамику занятости. 3. О структуре занятости и ее особенностях в системе рыночной экономики. - знать: 1. Организационно-экономический механизм управления занятостью в условиях рынка труда. 2. Социальные гарантии занятости. - уметь: 1. Владеть важнейшими методами экономического анализа состояния регионального рынка труда. 2. Выявлять и правильно интерпретировать происходящие изменения в динамике регионального рынка труда применительно к практике управления во всех его сегментах. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|