Здавалка
Главная | Обратная связь

Цели и задачи дисциплины



Формирование региональных рынков труда

Учебно-методическое пособие

для студентов очной и заочной форм обучения

по направлению подготовки

38.03.04 – Государственное и муниципальное управление

 

Гатчина

Учебное пособие «Формирование региональных рынков труда» для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 38.04.04 – Государственное и муниципальное управление рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании кафедры государственного и муниципального управления «__» _________________2015 г.

Автор-составитель: Г. В. Грацинская,доктор экономических наук, доцент.

 

Рецензент: М.А. Сулин,д.э.н., профессор, заведующий кафедрой землеустроительного проектирования Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.

 

 

© Г.В. Грацинская, 2015,

© ГИЭФПТ, 2015

 

 

Содержание

Стр.

1. Общие положения ……………………………………………. 4

2. Цели и задачи дисциплины…………………………………… 9

3. Основные темы дисциплины………………………………….10

4. Контрольные задачи ..................................................................13

5. Темы докладов, рефератов и семинарских занятий………....25

6. Контрольные вопросы по дисциплине………………………..28

7. Список рекомендуемой литературы…………………………..30

8. Словарь ключевых терминов…………………………………..33

9. Текущий и итоговый контроль знаний студентов

по дисциплине…………………………………………………44

10. Содержание и оформление контрольной работы………..….46

10.1. Общие положения……………………………………….46

10.2. Содержание контрольной работы………………………46

10.3. Условия выбора варианта задания……………………..47

10.4. Теоретические вопросы…………………………………47

11. Методические рекомендации по изучению дисциплины и

организации самостоятельной работы студентами…………48

12. Приложение 1. Образец оформления титульного листа

контрольной работы…………………………………………..50

13. Приложение 2. Образец оформления содержания

контрольной работы…………………………………………..51

Общие положения

Каждая экономическая система опирается на некоторые механизмы и нормы (институты) для решения задачи координации распределения ресурсов. Например, в советской экономике, которая принадлежала к типу централизованно-управляемых систем, координация осуществлялась посредством директивного планирования производства и потребления ресурсов, которые находились в государственной собственности. Рыночная экономика тоже обладает определенным набором институтов, которые обеспечивают именно рыночное распределение ресурсов.

Главным инструментом координации на рынке выступают цены. Они выполняют сигнальную функцию, информируя экономических субъектов о нехватке или избытке товаров. Конечно, есть и множество других инструментов координации, например, ставка заработной платы, процент, налоги, законы и нормы. Среди них многие инструменты тоже являются ценами: таковы, например, ставка заработной платы (цена труда) и процент (цена заемного капитала), но все-таки ценам принадлежит ведущая роль. Исключительное достоинство цен как инструментов координации состоит в том, что, как мы указывали, любому экономическому субъекту, например, производителю того или иного товара, достаточно следить за движением относительных цен, чтобы принять решение, которое будет оптимально с точки зрения его личных интересов и интересов всего общества. (Естественно, это требует, чтобы цены могли свободно изменяться под влиянием соотношения спроса и предложения).

Цены выполняют сигнальную и информационную функцию. Как известно, всякий экономический субъект стремится к максимизации полезности (прибыли). Но отнюдь не всегда он может или хочет реагировать на изменение относительных цен. Для этого нужны по крайней мере два условия. Во-первых, экономический субъект должен быть независимым, способным принимать самостоятельные экономические решения в интересах максимизации прибыли. Это позволит ему вступать в свободные контрактные отношения с другими субъектами, находить наиболее выгодных поставщиков и покупателей, нанимать именно то количество рабочей 'силы, которое ему нужно, совершать выгодные для себя сделки со своей собственностью. Экономический субъект должен хорошо представлять границы своей и чужой собственности и при этом иметь возможность в рамках закона и морали делать со своей собственностью то, что он считает нужным. Поэтому неоинституционализм подчеркивает, что четкая спецификация прав собственности – первая предпосылка возникновения рынка.

В наиболее полной мере этим условиям отвечает частная собственность. Хотя на протяжении всей экономической истории, в том числе в XX веке, частная собственность соседствует с другими формами собственности, именно она образует основу любой рыночной системы.

Обмен деятельностью происходит на рынке, где встречаются продавец и покупатель. Покупатель предъявляет спрос, продавец предлагает товар. Взаимный обмен между ними совершается в соответствии с ценами на товар. Таким образом, главные переменные, которые определяют рыночные связи, - это спрос, предложение и цена. Поскольку объектом обмена в обществе могут быть любые результаты человеческой деятельности (материальные продукты, услуги, ценные бумаги), объекты собственности (земля, ее недра), постольку понятие рынка включает в себя рынки разных типов: рынок товаров, рынок капитала, рынок рабочей силы. Хотя разные рынки весьма различны по характеру и форме сделок, для них характерны общие законы спроса, предложения, ценообразования, влияние других факторов.

В зависимости от характера сделок различаются свободные рынки и регулируемые (государством или крупными фирмами). По географическому признаку рынки бывают: местные (локальные), национальные и международные. Все три переменные – спрос, предложение, цены – на этих рынках соответственно формируются как локальные, национальные или интернациональные.

Рынок– это: а) совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров; б) один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений; в) базовый элемент хозяйственного механизма; г) регулятор функционирования рыночной экономики.

Предпосылкамивозникновения рынка являются: а) общественное разделение труда; б) частная собственность на средства и продукты производства.

Основными элементамирынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена. Отличительными чертами рынка являются: гибкость, эффективность, стремление к равновесию.

Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий:

а) вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными;

б) наличие свободных ресурсов и свободное их использование;

в) свободный доступ к рыночной информации;

г) отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании.

С позиций ценообразования и характера конкуренции различаются следующие моделирынка:

*​ рынок совершенной конкуренции (много продавцов и много покупателей);

*​ рынок монопольной конкуренции (один продавец);

*​ рынок олигополии (мало продавцов и много покупателей);

*​ рынок олигопсонии (много продавцов и мало покупателей);

*​ рынок двусторонней олигополии (мало продавцов и мало покупателей);

*​ рынок дуополии (два продавца и два покупателя);

*​ рынок моиопсонии (много продавцов и один покупатель);

*​ рынок монополистической конкуренции (много продавцов и много покупателей).

В зависимости от объектовкупли-продажи рынки различаются:

а) рынок товаров:

б) рынок услуг;

в) рынок капиталов;

г) рынок труда;

д) рынок информации (научно-технических разработок).

С точки зрения граници масштабовразличают: местный рынок (в пределах села, города, района); национальный (внутренний рынок); мировой (внешний рынок).

Субъектамирынка выступают:

1)​ юридические лица (фирма, предприятие, учреждение);

2)​ физические лица;

3)​ государство.

Развитой рынок предполагает развитую рыночную инфраструктуру,основными элементами которой являются: банковская система, страховая система, информационная система.

Рынок обладает положительными и отрицательными чертами.

Положительные:

​ ·способствует эффективному распределению и использованию ограни​ченных ресурсов общества;

​ ·способен достаточно быстро устранять дефицит товаров и услуг;

​ ·способствует разработке и внедрению новейшей высокопроизводитель​-ной техники и технологий производства;

​ ·координирует экономическую деятельность без административного при​нуждения;

​ ·содействует свободному экономическому выбору.

Вместе с тем рынок – не идеальный механизм экономической деятельности общества. В силу своих внутренних качеств и закономерностей рынок не в состоянии обеспечить решение многих важнейших проблем жизнедеятельности людей. Рынок имеет следующие отрицательныестороны:

​ ·рынок не способен ликвидировать безработицу и инфляцию;

​ ·рынок не может обеспечить социальную защиту в обществе;

​ ·рынок не способен обеспечить оптимальные структурные сдвиги в производстве в долговременном периоде;

​ ·рынок не способен быть эффективным в процессе производства «общественных товаров»;

​ ·рынок не обладает механизмом, который предотвращал бы зарождение
социальной несправедливости, расслоение общества на богатых и бедных.

Рынок, обмен, обращение – все эти категории тесно между собой связаны и часто на бытовом уровне отождествляются. Между тем они строго детерминированы и представляют собой различные исторические ступени развития товарных отношений.

Наличие общественного разделения труда приводит к необходимости возникновения обмена деятельностью и продуктами труда. В этом смысле обмен есть экономическая категория, присущая всем экономическим эпохам. Наиболее типичной формой обмена является бартер(непосредственный обмен одного товара на другой товар (Т – Т) без посредства денег).

Между понятиями «обмен» и «товарное обращение» есть различия. Товарное обращение– это товарный обмен, опосредованный деньгами (Т – Д – Т). Как видно, товарное обращение связано с денежным обращением и предполагает наличие развитой денежной системы.

Рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

С точки зрения купли-продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя.

С точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики.

С позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.

Рынок труда– это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства и механизм ее самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающий в виде изменений цены труда (заработной платы).

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины:

– сформировать у будущего специалиста комплекс знаний, умений и навыков, которые позволят ему в будущей деятельности реагировать на изменение ситуации в сфере занятости;

- научить строить систему управления персоналом фирмы с учетом особенностей механизма функционирования внешнего и внутреннего рынков труда.

Задачи дисциплины:

─ освоение современных теоретических представлений о рынках труда, факторах и условиях, обеспечивающих его формирование и эффективное функционирование;

─ овладение основами методологии и методики анализа динамики рынка труда;

─ приобретение навыков практической работы в области анализа процессов, протекающих в рамках рынков труда различных уровней.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

иметь представление:

1. Об основных закономерностях формирования региональных рынков труда.

2. О демографических процессах и их влиянии на динамику занятости.

3. О структуре занятости и ее особенностях в системе рыночной экономики.

- знать:

1. Организационно-экономический механизм управления занятостью в условиях рынка труда.

2. Социальные гарантии занятости.

- уметь:

1. Владеть важнейшими методами экономического анализа состояния регионального рынка труда.

2. Выявлять и правильно интерпретировать происходящие изменения в динамике регионального рынка труда применительно к практике управления во всех его сегментах.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.