Зависимость правителей
Часто упускается из виду тот факт, что сила, которой обладают отдельные индивиды и группы на высших уровнях политического руководства и управления в любом правительстве (т.е. те, кого мы для краткости называем "правителями"), не является чем - то изначально присущим. Эту силу они получают извне, из общества, которым они управляют. Главы правительств и политических систем не являются ни всемогущими, ни обладающими самовоспроизводящейся силой. Господство правителей и политической элиты зависит в конечном счете от сотрудничества населения и общественных институтов. Политическая сила возникает из взаимодействия всех или хотя бы нескольких источников, таких как: 1. Власть. Устойчивость и действенность власти правителей и ее легитимность в глазах подданных. 2. Человеческие ресурсы. Число людей, поддерживающих, сотрудничающих или оказывающих особое содействие, их число относительно всего населения, а также формы и устойчивость их организаций. 3. Знания и навыки.Умения, знания и возможности этих людей, их способность удовлетворять потребности правителей. 4. Скрытые факторы. Психологические и идеологические факторы, такие как привычки, отношение к повиновению и подчинению, наличие или отсутствие общественного доверия, идеология, чувство долга. 5. Материальные ресурсы. Собственность, естественные и финансовые ресурсы, экономическая система, система связи и транспорта. 6. Санкции. Характер и сила принуждения и наказания, которые имеются в распоряжении правителей для применения их как против подданных, так и в международных конфликтах. Почти всегда существует проблема, в какой степени некоторые или все эти источники силы имеются в наличии; исключительно редко (если не сказать никогда) складывается ситуация, когда все они даны полностью или полностью отсутствуют. Увеличение или уменьшение силы правителей зависит от сочетания этих источников. Правители в большей мере зависят от повиновения и сотрудничества тех, кем управляют. Отвергая их право руководить, подданные тем самым берут назад всеобщее или групповое соглашение, которое только и делает существование правительства возможным. Эта потеря власти ведет к дезинтеграции силы правителей. Когда потеря власти достигает крайней степени, это угрожает самому существованию такого правительства. Ситуация ограничения или отказа подданных от сотрудничества опасна для любого режима, потому что именно своим сотрудничеством подданные способствуют функционированию и увековечиванию существующей системы. Как экономическая, так и политическая системы функционируют благодаря содействию многих людей, организаций и малых групп, а правители зависят от их сотрудничества и содействия. Чем более обширен и более детализирован контроль правителей, тем более они нуждаются в подобном содействии. Сила правителей зависит от постоянства подобного содействия, не только отдельных членов общества, должностных лиц, служащих и т.п., но и организаций и институтов (даже второстепенных), которые образуют систему в целом. Это могут быть министерства, организации, отделения, комитеты и т.п. Однако эти ин дивиды, группы и институты могут отказаться от сотрудничества и могут уклонится от оказания содействия, достаточного для того, чтобы сохранить позиции правителей и дать им возможность реализовывать свой политический курс.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|