Структурные основы общества
Структурная основа общества существенным образом предопределяет возможность граждан контролировать своих правителей. Эта структура выражается в существовании разнообразных общественных институтов, в которых и сконцентрирована политическая сила. Формы и сущность этих органов политической силы меняются от общества к обществу, и от ситуации к ситуации. Одни способны включать такие социальные группы и институты, как семья, социальные классы, религиозные и национальные группы, профессиональные и экономические группы, небольшие поселения и деревни, города, провинции и регионы, органы местной администрации, организации добровольцев и политические партии. Но чаще всего эти органы силы являются традиционными, укоренившимися, официально признанными социальными группами и институтами. Иногда они могут быть организованы не столь формально,могут создаваться или даже восстанавливаться по мере осуществления каких-либо целей или в противостоянии правителям. Cтатус этих образований в качестве органов силы будет определяться их способностью действовать независимо и контролировать действенную силу других, т.е. правителей или других органов власти и силы. И поэтому чрезвычайно важно их количество, степень их централизации или децентрализации, принятые в них процедуры выработки решений, степень их внутренней прочности и жизнеобеспеченности. Структура сил общества, а также их взаимосвязь, значительно определяют сферу и степень максимальной эффективности сил правителя. Когда сила как бы разлита в обществе между различными общественными институтами, власть правителей с большей вероятностью будет подчиняться контролю и ограничениям, так как подобные структуры дают возможность противостоять правительственному влиянию. Подобная ситуация ассоциируется с политической "свободой". Когда же, с другой стороны, органы силы существенно ослаблены, подорваны, или путем различных ограничений нарушено их независимое существование и автономия действий, тогда сила правителей с большой вероятностью станет неконтролируемой. Это ослабит или даже разрушит способность к общему противостоянию. Такая ситуация ассоциируется с "тиранией". Потенциальная способность общества контролировать правителей во многом зависит от условий, в которых действуют органы силы. У общества, в котором существуют группы и институты, обладающие значительной социальной силой и способные к независимому действию, больше возможностей контролировать власть правителей и тем самым противостоять тирании, чем у общества, в котором все подданные одинаково бессильны, так как в нем не существует структур, с помощью которых народ может действовать сообща для достижения своих целей. Источникам власти правителей угрожает опасность, как правило, только тогда, когда одновременно большое количество подданных (или социальные группы или институты) уклоняются от содействия, сотрудничества и повиновения. Поэтому способность этих структур отказывать в поддержке источникам власти приобретает первостепенное значение. Таким образом возможность контроля за действиями правителей со стороны негосударственных институтов общества будет определяться следующими факторами: 1. желанием народа контролировать эти силы; 2. количеством независимых организаций и институтов; 3. степенью их независимости; 4. характером источников силы, контролируемых этими институтами; 5. степенью влияния на социальную силу и контроля за ней и 6. способностью людей выражать свое неодобрение и отказываться от сотрудничества. Если все эти факторы наличествует в достаточной степени, то общество может выбирать, предоставить ли силу правителям или ограничить, а может и совсем перекрыть их доступ к силе. Cледовательно, изменение силы правителей непосредственно или косвенным образом связано с готовностью подданных одобрять правителей, подчиняться им, сотрудничать с ними и выполнять их намерения.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|