Здавалка
Главная | Обратная связь

Франция в период Империи.



а) В результате правительственного заговора 9 ноября 1799 года во Франции был совершен военный государственный переворот. Генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал высший орган законодательной власти – Законодательный корпус и высший орган исполнительной власти – Директорию.

Исполнительная власть была передана Исполнительной комиссии, со­стоявшей из трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, пост которого занял Бонапарт.

Законодательный корпус был заменен двумя законодательными комис­сиями, задачей которых стала выработка новой конституции. Демократические силы не смогли оказать сопротивления новой диктатуре. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обещана, а впоследствии и обеспечена защита его собственности на землю.

Особенность государственного переворота состояла в том, что он был осуществлен не только посредством заговора политической "верхушки", но и при прямой поддержке армии, ставшей опорой государственной власти в условиях политической неустойчивости и неэффективности системы конституционных органов.

б) Режим Консульства юридически закреплялся Конституцией 1799 г. Основными чертами государственного строя стали верховенство правительства и представительство по плебисциту.

Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первым консулом Конституция назначила Наполеона Бонапарта. Как первому консулу ему вручались особые полномочия:

· он осуществлял исполнительную власть;

· назначал и смещал министров, членов Государственного совета, по­слов, генералов, высших чиновников местного управления, судей;

· обладал правом законодательной инициативы. Второй и третий консулы имели совещательные полномочия.

Органы законодательной власти по Конституции:

Государственный совет, осуществлявший редактирование этих за­конопроектов;

Трибунат, обсуждавший их;

Законодательный корпус, принимавший или отвергавший их целиком без прений;

Охранительный сенат, утверждавший их.

Законопроекты могло предлагать только правительство, то есть первый консул.

Таким образом, эти органы не имели самостоятельного значения, а только маскировали единовластие первого консула.

Административно-территориальное управление осуществлялось с помощью разделения страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Руководство департаментом осуществлял назначаемый правительством префект, а в дистрикте – супрефект;

Мэров и членов совещательных советов коммун и городов назначало правительство. Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность должностных лиц первому консулу.

в) По итогам плебисцита 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника, что означало, по сути, возобновление монархии.

В 1804 г. Бонапарт был провозглашен императором французов, полностью сосредоточившим в своих руках исполнительную и законодательную власть.

С переходом Франции к империи сформировавшееся на базе развиваю­щегося капитализма гражданское общество приобрело стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания революции. Правительство преследовало любые проявления свободомыслия: запрещались публичные собрания и манифестации, устанавливалась жесткая цензура над прессой и т. д.

Конец империи был предопределен военными поражениями Франции. В 1812 г. наполеоновские армии вторглись в Россию и в ходе освободительной войны были разгромлены. В 1814 г. русские войска совместно с войсками союзников вступили во Францию. Империя Наполеона потерпела крах.

Основными рычагами императорской власти стали:

армия, превратившаяся к моменту образования империи в профессио­нальную и включавшая привилегированные войска – императорскую гвардию. Она приобрела огромное влияние на политическую жизнь страны;

полицейская система, развитию и укреплению которой Наполеон уделял особое внимание. При министерстве полиции была создана система политического сыска и шпионажа. Генеральные комиссары и комиссары полиции в округах и городах формально подчинялись префектам, но фактически назначались министром полиции и действовали под его руководством;

бюрократия;

церковь.

 

6. Вторая республика во Франции

а) Попытка реставрации монархии во Франции (1814-1847 гг.) привела к общему кризису в стране – экономическому, торгово-промышленному и финансовому.

Зимой 1848 г. население Парижа поднялось на вооруженное восстание. Толчком к восстанию послужил расстрел мирной безоружной демонстрации парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия мер по улучшению экономического положения. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Король Луи-Филипп отрекся от престола.

Временное правительство, сформированное из представителей ли­берально-демократической оппозиции, 25 февраля 1848 года провозгласило Францию республикой. Были опубликованы декреты о введении всеобщего прямого избирательного права (для мужчин), о закреплении права на труд, о гарантиях организации труда (обеспечить всех работой). Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы – была создана наемная мобильная гвардия.

Вскоре Временное правительство повысило налоги, что сильно ударило по крестьянству.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Большинство в собрании принадлежало крупным буржуа, земельным собственникам, генералам и представителям высшего духовенства.

б) Конституция 1848 г. установила следующие принципы государственного строя:

республиканская форма правления;

разделение властей;

представительное правление.

Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собра­ние. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сроком на 3 года.

Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат.

Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц.

Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих от правительства и Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией, и разрешение возникающих в ходе ее деятельности административных споров.

Органы центрального и местного управления не претерпели существен­ных изменений. Сохранилось административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны.

в) Конституция вводила всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.