Потребности, мотивации, эмоции: определение, классификация, информационная теория эмоций.
Потребность – это нужда, которую использует организм и которую стремится удовлетворить посредством целенаправленного поведения. Все потребности человека можно разделить на следующие группы: 1.Биологические (пищевые, половые и др.). В чистом виде у человека не встречаются (исключение – дебилы, имбецилы). 2.Социальные. Желание принадлежать к определенной социальной группе, исполнять нравственные, эстетические и юридические нормы. 3.Идеальные. Потребности познания и т.д. Мотивацией называется эмоционально окрашенное состояние, возникающее в результате определенной потребности, которое формирует поведение, направленное на удовлетворение этой потребности (К. В. Судаков). Эмоции– это психические реакции, отражающие субъективное отношение индивида к объективным явлениям. Эмоции возникают в составе мотивации и играют важную роль в формировании поведения. Выделяют 3 вида эмоциональных состояний (А. Н.Леонтьев): 1.Аффекты – сильные, кратковременные эмоции, возникающие на уже имеющуюся ситуацию. Страх, ужас при непосредственной угрозе жизни. 2.Собственно эмоции – длительное состояние, отражающее отношение индивида к изменившейся или ожидаемой ситуации. Печаль, тревога, радость. 3.Предметные чувства – постоянные эмоции, связанные с каким-либо объектом (чувство любви к конкретному человеку ит.д.). Функции эмоций: 1.Оценочная. Она позволяет быстро оценить возникающую потребность и возможность ее удовлетворения. Например, при чувстве голода человек не подсчитывает калорийность имеющейся пищи, содержание в ней белков,жиров, углеводов, а просто ест в соответствии с интенсивностью чувства голода,т.е. интенсивностью соответствующей эмоции. 2.Побуждающая. Эмоции стимулируют целенаправленное поведение. Например, отрицательные эмоции при голоде стимулируют пищедобывающее поведение. 3.Подкрепляющая. Эмоции стимулируют запоминание и обучение. Например, положительные эмоции при материальном подкреплении обучения. 4.Коммуникативная. Состоит в передаче своих переживаний другим индивидам. Эмоции передаются с помощью мимики, а не мысли. Потребностно-информационная теория эмоций П.В.Симонова. по Симонову эмоция отражение мозгом человека и животных какой-то актуальной потребности (ее качества и величины), а также вероятности ее удовлетворения, кот. мозг оценивает на основе врожденных механизмови приобретенного индивидуального опыта. структурная формула эмоции Э = f ( П ( uн- uс)) Э – эмоция, ее степень, качество и знак ( + или -) П – потребность (может быть и не одна), сила и качество актуальной потребности. uн – информация о средствах, прогностически оценка вероятности необходимых для удовлетворения потребностей. удовлетворения потребности uс – информация о средствах, которыми располагает субъект. на основе опыта
Наибольшая вероятность удовлетворения потребности ведет к отрицательной эмоции и наоборот (увеличение вероятности достижения цели по сравнению с ранее имевшимся прогнозом – положит.эмоции)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|