Здавалка
Главная | Обратная связь

Потребности, мотивации, эмоции: определение, классификация, информационная теория эмоций.



Потребность – это нужда, которую использует организм и которую стремится удовлетворить посредством целенаправленного поведения. Все потребности человека можно разделить на следующие группы:

1.Биологические (пищевые, половые и др.). В чистом виде у человека не встречаются (исключение – дебилы, имбецилы).

2.Социальные. Желание принадлежать к определенной социальной группе, исполнять нравственные, эстетические и юридические нормы.

3.Идеальные. Потребности познания и т.д.

Мотивацией называется эмоционально окрашенное состояние, возникающее в результате определенной потребности, которое формирует поведение, направленное на удовлетворение этой потребности (К. В. Судаков).

Эмоции– это психические реакции, отражающие субъективное отношение индивида к объективным явлениям. Эмоции возникают в составе мотивации и играют важную роль в формировании поведения. Выделяют 3 вида эмоциональных состояний (А. Н.Леонтьев):

1.Аффекты – сильные, кратковременные эмоции, возникающие на уже имеющуюся ситуацию. Страх, ужас при непосредственной угрозе жизни.

2.Собственно эмоции – длительное состояние, отражающее отношение индивида к изменившейся или ожидаемой ситуации. Печаль, тревога, радость.

3.Предметные чувства – постоянные эмоции, связанные с каким-либо объектом (чувство любви к конкретному человеку ит.д.).

Функции эмоций:

1.Оценочная. Она позволяет быстро оценить возникающую потребность и возможность ее удовлетворения. Например, при чувстве голода человек не подсчитывает калорийность имеющейся пищи, содержание в ней белков,жиров, углеводов, а просто ест в соответствии с интенсивностью чувства голода,т.е. интенсивностью соответствующей эмоции.

2.Побуждающая. Эмоции стимулируют целенаправленное поведение. Например, отрицательные эмоции при голоде стимулируют пищедобывающее поведение.

3.Подкрепляющая. Эмоции стимулируют запоминание и обучение. Например, положительные эмоции при материальном подкреплении обучения.

4.Коммуникативная. Состоит в передаче своих переживаний другим индивидам. Эмоции передаются с помощью мимики, а не мысли.

Потребностно-информационная теория эмоций П.В.Симонова. по Симонову эмоция отражение мозгом человека и животных какой-то актуальной потребности (ее качества и величины), а также вероятности ее удовлетворения, кот. мозг оценивает на основе врожденных механизмови приобретенного индивидуального опыта.

структурная формула эмоции Э = f ( П ( uн- uс))

Э – эмоция, ее степень, качество и знак ( + или -)

П – потребность (может быть и не одна), сила и качество актуальной потребности.

uн – информация о средствах, прогностически оценка вероятности

необходимых для удовлетворения потребностей. удовлетворения потребности

uс – информация о средствах, которыми располагает субъект. на основе опыта

 

Наибольшая вероятность удовлетворения потребности ведет к отрицательной эмоции и наоборот (увеличение вероятности достижения цели по сравнению с ранее имевшимся прогнозом – положит.эмоции)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.