Здавалка
Главная | Обратная связь

Роль структур лимбической системы мозга и ее медиаторов в формировании эмоциональных и поведенческих реакций.



Эмоции выражаются определенными двигательными и вегетативными реакциями. Например, при определенных эмоциях возникает соответствующая мимика, жестикуляция. Возрастает тонус скелетных мышц. Изменяется голос. Учащается сердцебиение, повышается артериальное давление. Это объясняется возбуждением двигательных центров, центров симпатической нервной системы и выбросом адреналина из надпочечников (полиграфия).

Основное значение в формировании эмоций принадлежит гипоталамусу и лимбической системе. Особенно миндалевидному ядру. При его удалении у животных механизмы эмоций нарушаются. При раздражении миндалевидного ядра у человека страх, ярость, гнев. У человека важное значение в формировании эмоций принадлежит лобной и височной областям коры. Например, при повреждении лобных областей возникает эмоциональная тупость. Неодинаково и значение полушарий. При временном выключении левого полушария возникают отрицательные эмоции – настроение становится пессимистичным. При выключении правого – возникает противоположное настроение. Установлено, что первоначально чувство благодушия, беспечности, легкости при употреблении алкоголя объясняется его воздействием на правое полушарие. Последующее ухудшение настроения, агрессивность, раздражительность обусловлено действием алкоголя на левое полушарие. Поэтому у людей с недостаточно развитым левым полушарием алкоголь практически сразу вызывает агрессивное поведение. У здоровых людей эмоциональное преобладание правого полушария проявляется мнительностью, повышенной тревожностью. При доминантности левого –этих явлений нет (тест эмоциональной асимметрии мозга - юмор).

Важное значение в возникновении эмоций принадлежит балансу нейромедиаторов. Например, если в мозге возрастает содержание серотонина, настроение улучшается, при его недостатке наблюдаются депрессии. Такая же картина наблюдается при недостатке или избытке норадреналина. Обнаружено, что у самоубийц значительно снижено содержание этих нейромедиаторов в мозге.

 

6. Сон: значение, теории сна, физиологические механизмы, стадии засыпания и фазы сна.

6.Сон - физиологическое состояние, которое характеризуется потерей активных психических связей субъекта с окружающим его миром. Сон является жизненно необходимым для высших животных и человека. Длительное время считали, что сон представляет собой отдых, необходимый для восстановления энергии клеток мозга после активного бодрствования. Однако оказалось, активность мозга во время сна часто выше, чем во время бодроствования. Рефлекторные реакции во время сна снижены. Спящий человек не реагирует на многие внешние воздействия, если они не имеют чрезмерной силы. Сон характеризуется фазовыми изменениями ВНД, которые особенно отчетливо проявляются при переходе от бодрствования ко сну (уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная и наркотическая фазы). В наркотическую фазу животные перестают отвечать условно-рефлекторной реакцией на любые условные раздражители. Сон сопровождается рядом характерных изменений вегетативных показателей и биоэлектрической активности мозга.

Для состояния бодрствования характерной является низкоамплитудная высокочастотная ЭЭГ активность (бета-ритм). При закрывании глаз эта активность сменяется альфа-ритмом, происходит засыпание человека. В этот период пробуждение происходит достаточно легко. Через некоторое время начинают возникать "веретена". Примерно через 30 мин стадия "веретен" сменяется стадией высокоамплитудных медленных тета-волн. Пробуждение в эту стадию затруднено, она сопровождается рядом изменений вегетативных показателей: уменьшается частота сердечных сокращений, снижается кровяное давление, температура тела и др.

Стадия тета-волн сменяется стадией высокоамплитудных сверхмедленных дельта-волн. Дельта-сон - это период глубокого сна. Частота сердечных сокращений, артериальное давление, температура тела в эту фазу достигают минимальных значений. Медленноволновая стадия сна длится 1-1,5 часа и сменяется появлением на ЭЭГ низкоамплитудной высокочастотной активности, характерной для состояния бодрствования (бета-ритм), которая получила название парадоксального, или быстроволнового, сна. Таким образом, весь период сна делится на два состояния, которые сменяют друг друга 6-7 раз в течение ночи: медленноволновой (ортодоксальный) сон и быстро-волновой (парадоксальный) сон. Если разбудить человека в фазу парадоксального сна, то он сообщает о сновидениях. Человек, проснувшись в фазу медленного сна, обычно не помнит сновидений. Если человека во время сна избирательно лишать только парадоксальной фазы сна, например, будить его, как только он переходит в эту фазу, то это приводит к существенным нарушениям психической деятельности.

Теории сна.Гуморальная теория, в качестве причины сна рассматривает вещества, появляющиеся в крови при длительном бодрствовании. Эти близнецы могли спать в разное время: одна девочка, например, могла спать, а другая бодрствовала. Подкорковая и корковая теории сна. При различных опухолевых или инфекционных поражениях подкорковых, особенно стволовых, образований мозга, у больных отмечаются различные нарушения сна - от бессонницы до длительного летаргического сна, что указывает на наличие подкорковых центров сна. При раздражении задних структур субталамуса и гипоталамуса животные засыпали, а после прекращения раздражения они просыпались, что указывает на наличие в этих структурах центров сна. В лаборатории И.П.Павлова было установлено, что при длительной выработке тонкого дифференцировочного торможения животные часто засыпали. Поэтому ученый рассматривал сон как следствие процессов внутреннего торможения, как углубленное, разлитое, распространившееся на оба полушария и ближайшую подкорку торможение (корковая теория сна). Фармакологический сон неадекватен по своим механизмам естественному сну. Снотворные препараты ограничивают активность разных структур мозга - ретикулярной формации, гипота-ламической области, коры головного мозга. Это приводит к нарушению естественных механизмов формирования стадий сна, нарушению процесса консолидации памяти, переработки и усвоения информации.

 

7. Лекция

Афазия — системное нарушение уже сформированной речи. Она может возникнуть при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга, которые были спровоцированы опухолями, воспалительными процессами, перенесенными травмами, инсультами, и даже некоторыми психическими заболеваниями. Данное отклонение затрагивает различные формы речевой деятельности.

Виды:

•При поражении зоны Брока (нижний отдел премоторной области) имеет место эфферентная моторная афазия. При афазии Брока главным речевым дефектом является кинетическая артикуляционная апраксия, которая приводит к невозможности переключиться с одной артикуляторной позиции на другую.

•Акустико-гностическая афазия имеет место, когда локализация очага находится в зоне Вернике (область задней трети верхней височной извилины). Возникает нарушение анализа и синтеза, фонематического слуха, что ведет к потере понимания обращённой речи.

•Поражение нижних отделов постцентральной коры, которые примыкают к роландовой борозде, вызывает афферентную моторную афазию. В таком случае происходит затруднение в поиске отдельной артикуляторной позы, которая необходима для воспроизведения определённого звука — кинестетическая артикуляционная апраксия.

Вследствие поражения внеядерных отделов слуховой коры (средняя височная извилина) имеет место акустико-мнестическая афазия.

•Поражение задневисочных и переднетеменных отделов коры головного мозга провоцирует амнестико-семантическую афазию. Для этой формы афазии характерным является то, что у пациента появляются специфические амнестические трудности, он забывает названия явлений и предметов, у него нарушается понимание грамматических конструкций.

•Динамическую афазию влечёт за собой поражение заднелобных отделов головного мозга, это приводит к нарушению коммуникативной функции речи (неспособность построить внутреннюю программу высказываний и её реализовать во внешней речи).

•Когда происходит обширное повреждение коры доминантного полушария, которое захватывает сенсорные и моторные речевые зоны, происходит развитие тотальной афазии (пациент не способен понимать и воспроизводить речь. Также возможны случаи смешанных афазий: сенсомоторная, эфферентно — афферентная.

 

8.Функциональная асимметрия мозга. Основные блоки структур мозга, ответственные за мышление. Типологические особенности личности.

 

Мышление – это процесс познавательной деятельности человека, проявляющийся обобщенным отражением явлений внешнего мира и своих внутренних переживаний. Сущность мышления состоит в способности мысленно моделировать события в любой временной направленности. Мышление имеет 2 аспекта: распознавание, т.е. принятие решения и устойчивая стадия выполнения поставленной задачи. Формирование мышления начинается между первым и вторым годами. Этот процесс состоит в построении сенсорных схем, т.е.образовании связей сенсорной информации и двигательными действиями. Раньше всего создаются сенсомоторные схемы ходьбы и речи. В период с 2 до 7 лет идет первая фаза формирования человеческого мышления. Она проявляется способностью мысленно осуществлять какие-либо действия и ребенок приобретает способность прогнозировать результаты определенных действий. В то же время действие пока еще остается основным элементом мышления (птица то, что летает). С 7 до 10 лет протекает вторая фаза. Возникает способность к логическому рассуждению и построению достаточно сложных умозаключений. В возрасте 11-15 лет идет 3 фаза. Мозг приобретает способность к сложным абстракциям, оценке гипотез. Выделяют 3 формы мышления:

наглядно-действенную образную

абстрактно-логическую или вербальную.

Наглядно-действенная форма проявляется в результате действий. Слово имеет лишь вспомогательное значение. Образное мышление это оперирование образами. Наибольшее значение оно имеет у детей 6-8 лет. Абстрактно-логическое мышление использует понятия, суждения, умозаключения построенными с помощью абстрактных символов – слов, формул и т.д.Оно возможно лишь при наличии речи. Этот вид мышления наиболее эффективен при достаточном объеме накопленной памятью информации.

Первая фаза мышления, т.е. стратегия решения задач осуществляется нейронами теменно-затылочных, височных и лобных областей коры, а также лимбическими структурами. Этот процесс в основном происходит в ассоциативных нейронах коры. В них обрабатывается сенсорная информация и информация из памяти. В решении задач главная роль принадлежит ассоциативным нейронам лобных областей.

В определенном смысле каждое полушарие имеет собственное мышление.[1] Каждое полушарие изолированно принимает, перерабатывает и хранит информацию. Они обладают собственными ощущениями, мыслями, эмоциональными оценками событий. Несмотря на функциональную асимметрию, в норме полушария работают совместно, обеспечивая все процессы человеческой психики.

Правое   Левое
обеспечивает наглядно-действенное и образное мышление.   абстрактно-логическое мышление
  Лучше узнают стимулы  
Невербальные, трудноразличимые, незнакомые   Вербальные легкоразличимые знакомые
  Лучше решают задачи  
Оценка пространства, установление различий, зрительный пространственный анализ   Оценка времени, восстановление сходства, установление идентичности
  Особенности процессов восприятия  
Целостное, одновременное, конкретное узнавание   Аналитическое, последовательное, абстрактное
  Морфофункйиональные различия  
Диффузное представительство функций   Фокусированное представительство функций

 

Несмотря на функциональную асимметрию, в норме полушария работают совместно, обеспечивая все процессы человеческой психики.

На основании изучения условных рефлексов и оцените внешнего поведения животных И. П. Павлов выделил 4 типа высшей нервной деятельности. В основу своей классификации он положил 3 показателя процессов возбуждения и торможения: силу, уравновешенность и подвижность.

Сила процессов возбуждения определялась по скорости выработки условных рефлексов, а торможения по скорости формирования дифференцированного торможения.

Подвижность оценивалась по быстроте изменения безусловно-рефлекторной реакции на раздражитель. Уравновешенность по соотношению силы возбуждения и торможения.

1.Сильный неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения. Павлов назвал его безудержным. У представителей этого типа быстро вырабатываются возбуждающие условные рефлексы и медленно тормозные. При этом тормозные рефлексы нестойкие. Люди с этим типом высшей нервной деятельности легко возбуждаются, неуравновешенны, часто агрессивны, довольно трудно поддаются воспитанию. По классификации темпераментов Гиппократа – холерик.

2.Сильный уравновешенный подвижный тип, иначе живой. У этого типа легко вырабатываются и возбуждающие и тормозные условные рефлексы, те и другие устойчивы. Возбуждение быстро сменяется торможением и наоборот. Такие люди активны, имеют самообладание, хорошо ориентируются в любой обстановке. Этот тип соответствует сангвинику Гиппократа.

3.Сильный уравновешенный с низкой подвижностью нервных процессов. У представителей этого типа достаточно легко вырабатываются возбуждающие и тормозные рефлексы, но возбуждение медленно сменяется торможением и наоборот. Эти люди легко сдерживают любые эмоции, порывы, но медлительны в принятии решений. По Гиппократу соответствует флегматику.

4.Слабый тип. Меланхолик. Возбуждающие рефлексы вырабатываются с трудом, нестойкие. Тормозные – легко и являются стойкими. Такие люди нерешительны, слабовольны, подозрительны, у них преобладает угнетенное настроение

 

[1]







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.