Здавалка
Главная | Обратная связь

Петропавловская крепость



Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Временные выставки. Мероприятия. Лекции. Экскурсии.

Ноябрь 2015 года

 

Петропавловская крепость

Телефон для справок: 230 64 31

 

Временные выставки:

 

 

Выставка «Наследие Эллады» (Иоанновский равелин) до 15 ноября 2015 года.К году «Россия – Греция».

Новый музейно-педагогический проект Государственного музея истории Санкт-Петербурга на основе более 50 музейных предметов, интерактивных макетов и программ, с помощью увлекательных игр и викторин рассказывает о том, насколько прочно достижения культуры Древней Греции вошли в современную жизнь и повлияли на развитие отечественной архитектуры, изобразительного искусства, литературы, театра.

Занятие – путешествие по выставке:

Занятие-путешествие включает в себя исследовательские задания, игры, а также самостоятельную работу в группах. В ходе интерактивных занятий ребята узнают много нового об атлантах и кариатидах, о созвездиях Лиры и Пегаса, о пантеоне древнегреческих богов и о прекрасных музах. С помощью творческого конкурса ребята запомнят древнегреческие мифы. Специально созданное интерактивное пространство помогает лучше узнать и запомнить всем известные крылатые слова и выражения!

Взрослые могут посоревноваться в развязывании Гордиева узла, узнать почему древнегреческого комедиографа Аристофана называли «неблаговоспитанным любимцем муз» и многое другое.

Активных участников ждут призы!

Приходите всей семьей!

Занятие-путешествие рассчитано на группу от 5 до 15 человек.

Время проведения занятия ― 90 минут.

Занятие проходит каждую пятницу в 14.00.

Занятия проходят по предварительной записи по телефону 498-06-82. (спросить Валерию).

Экскурсии по выставке:

Экскурсии проводятся для групп от 5 до 15 человек по предварительной записи и согласованию с научным сотрудником. Тел. 498-06-82. (спросить Валерию).

Время проведения экскурсии ― 60 минут.

 

Выставка «Буддийская традиция в Санкт-Петербурге» (Инженерный дом) до 29 ноября 2015 года.Выставка посвящена возникновению и духовной жизни первого в Европе буддийского храма - дацана Гунзэчойнэй, который за сто лет своего существования стал знаковым местом для буддистов России и важным культурным центром многоконфессионального Петербурга. Более 230 экспонатов из коллекций ведущих петербургских музеев и частных коллекций расскажут о буддизме в России и в Петербурге и предоставят посетителям возможносить погрузиться в богатейший мир буддийской религиозной традиции. Впервые в Петербурге прямо на выставке будет построена мандала – обитель божества из разноцветного песка. Ламы из тантрического дацана Калачакры (Улан-Удэ, Бурятия) начнут возводить в Инженерном доме двухмерное изображение дворца Бодхисаттвы милосердия и сострадания Авалокитешвары 28 сентября, что смогут увидеть первые посетители выставки. С 7 октября и до окончания выставки мандала будет доступна для осмотра. В конце выставки ламы Санкт-Петербургского дацана проведут ритуал разбора мандалы. Этим обрядом буддийские священнослужители стараются еще раз подчеркнуть непостоянство и мимолетность бытия, направить людей на поиски истинного знания, способного принести благо всем живым существам во Вселенной. После разбора мандалы часть песка будет поднесена специальным божествам – хозяевам воды, оставшийся песок ламы раздадут прихожанам, этот песок будет оберегать их от болезней и несчастий.

 

Выставка «Рисуют мальчики войну...» (выставочный зал Иоанновского равелина) по 17 января 2016 года.В Государственном музее истории Санкт-Петербурга хранится около 700 рисунков детей дошкольного и младшего школьного возраста, выполненных в период Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Большая часть из них поступила в музей в 1961 году от методиста Куйбышевского РОНО Елизаветы Леонидовны Щукиной, которая в годы блокады собирала в детских садах рисунки детей, организовывала передвижные выставки, вдохновляла воспитателей на оформление в альбомы и сохранение детского творчества для будущих поколений. На выставке будет показано около 300 рисунков. На них изображены сражения на фронтах войны, освобождение захваченных городов, прорыв и снятие блокады Ленинграда, первый салют в честь снятия блокады и др. Некоторые рисунки сопровождаются записанными воспитателями рассказами детей о том, что изображено на рисунке. Детские рисунки периода Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда – это беспристрастный, образный рассказ детей - таких же героических защитников нашего города, многие из которых оказались и жертвами блокады. К выставке будет выпущен альбом-каталог. Вход свободный.

 

Выставка «Блокадный дневник архитектора Я.О.Рубанчика "Рисуя блокаду"» (Невская куртина) по 29 ноября 2015 года. Яков Осипович (Иосифович) Рубанчик (1899-1948) – ленинградский архитектор. Начальное образование получил в Таганроге, в начале 1920-х годов приехал в Петроград. Окончил архитектурный факультет Академии художеств в 1925 году. Принимал участие во многих архитектурных конкурсах и получил более 30 премий. Осуществил ряд построек в Таганроге и Одессе. По его проектам возведены жилые и общественные здания в Ленинграде. Совместно с другими архитекторами (А. К. Барутчевым, И. А. Гильтером и И. А. Меерзоном) участвовал в разработке проектов и постройке зданий для фабрик-кухонь в различных районах города.

Во время Великой Отечественной войны вместе с семьей остался в осажденном Ленинграде. Руководил архитектурной мастерской ГИОП, выполнял обмерные чертежи, рисунки Воронцовского дворца и Мальтийской капеллы и одновременно делал зарисовки жизни блокадного города.

На выставке будет представлено более 140 графических работ Я. О. Рубанчика из серии «Ленинград в дни Отечественной войны. Дневник архитектора», запечатлевшие труд и быт ленинградцев, голод и холод, массовую смерть родных и близких, но в то же время отражающие стойкость и мужество жителей.

Сразу после освобождения города от фашистской блокады Я. О. Рубанчик выполнил зарисовки разрушенных дворцов в пригородах Ленинграда. Листы из серии «Расстрелянный Растрелли» будут демонстрироваться на выставке.

В 1945 году архитектор работал над проектами памятников на месте братских захоронений в Ленинграде. В экспозиции можно будет увидеть проекты оформления мемориалов на Пискаревском и Богословском кладбищах.

С 1944 года Я. О. Рубанчик работал в мастерской института «Ленпроект», разрабатывал проекты застройки новых районов города (Выборгского, Калининского, Московского).

Выставка организуется ГМИ СПб совместно с КГИОП. К выставке будет выпущен альбом-каталог. Вход свободный.

 

Выставка «Как возродить памятник. Стратегии АУИПИК» (выставочный зал «Потерна и каземат Государева бастиона») с 16 ноября по 20 декабря 2015 года.Сегодня в России официально насчитывается более 130 000 памятников истории и культуры. Бесценное наследие, служащее символом национальной идентичности россиян, является колоссальной проблемой – как сохранить его? Как и на какие средства реставрировать и поддерживать памятники? Каким смыслом их наполнять? Для решения этих и многих других проблем в 2000 году распоряжением Министерства культуры и Министерства имущественных отношений было создано Агентство по управлению памятниками истории и культуры (ФГБУК АУИПИК).

Целью выставочного проекта стало обозначение стратегий Агентства, в ведении которого сегодня находится более 200 охраняемых объектов, на примере пяти конкретных памятников разного времени, расположенных в разных городах России. Выставка рассказывает о московских палатах в Архангельском переулке, Солодежне и палатах Печенко во Пскове, Императорских конюшнях, находящиеся неподалеку от дворцово-паркового комплекса «Александрия» в Петергофе, Гостином дворе начала XIX века в волжском городе Вольске Саратовской области и «Доме для молодежи и малосемейных» в Екатеринбурге.

Экспозиция раскрывает уникальную историю каждого из пяти выбранных объектов, изученную и реконструированную сотрудниками Музея и Агентства, во всей полноте - на архивных материалах, обмерах, чертежах, фотографиях, предметах декоративно-прикладного искусства. Выставка показывает не только срез деятельности Агентства, но и сам метод его работы: исследования, проекты реставрации и приспособления, – ведь именно правильно подобранный способ использования уникальных памятников обеспечивает этим постройкам как сохранность, так и новую жизнь.

 

Лекции:

1, 8, 15, 22, 29 ноября состоится цикл лекций-экскурсий "История Петербурга-Петрограда. 1703-1918" (Петропавловская крепость, Комендантский дом). Цикл рассчитан на взрослую аудиторию, он будет интересен и полезен экскурсоводам, гидам-переводчикам, работающим в Петербурге, слушателям курсов экскурсоводов и всем интересующимся историей нашего города.
Слушатели цикла на базе экспозиции "История Петербурга-Петрограда. 1703-1918" в Комендантском доме, включающей чертежи и планы Петербурга, изображения города и его жителей ушедших эпох, одежду и предметы быта, макеты и исторические реликвии, смогут расширить свои знания об истории приневских земель до 1703 года и об основании и трехсотлетней истории нашего города.

Продолжительность лекции-экскурсии - 2 академических часа.

Количество человек в группе - 20 человек.

Занятия абонемента проводятся с 25 октября каждое воскресенье в 11.00

Стоимость абонемента 1 400 руб.

Справки по телефону: 498 05 00

 

В рамках дискуссионных встреч «Геологическая природа окрестностей Санкт-Петербурга» состоятся лекции:

  • 8 ноября в 13.00 лекция «Геологическое пространство» (Иоанновский равелин, лекторий).
  • 22 ноября в 13.00 лекция «Процессы внутренней динамики Земли» (Иоанновский равелин, лекторий).

 

Встречи ведет геолог Михаил Юрьевич Никитин. Цикл состоит из 15 занятий. Занятия проводятся 2 раза в месяц по воскресеньям в лекционном зале ГМИ СПб. Приглашаются старшеклассники (начиная с 9 класса) и взрослые, в том числе, студенты и учителя! Стоимость билетов: 150 рублей. Справки по телефонам: 498-06-07, 498-06-57.

 

2 Ноября 2015 в 18.30 (Петропавловская крепость, Иоанновский равелин, лекторий) состоится лекция «Что Ренессанс знал о Риме?».Если поздний, христианский Рим был буквально перед глазами архитекторов эпохи Возрождения и являлся для них живым учебником, то подобное сложно сказать о памятниках Древнего Рима эпохи империи. Если Пантеон и Колизей были сравнительно легко доступны в изучении, то, к примеру, на Форуме количество памятников, находящихся на поверхности, было очень невелико. Известно несколько ренессансных описаний памятников Древнего Рима, множество гравюр, но ещё более показательны обмеры и чертежи А. Палладио, они дают самое наглядное представление о том, что знали и на чём учились архитекторы Возрождения.

 

5 Ноября 2015 в 18.30 (Петропавловская крепость, Иоанновский равелин, лекторий) состоится лекция «Казимир Малевич. Идеи супрематизма в моде XX-XXI веков».Название для своего детища Малевич придумал, взяв за основу из своего родного польского языка слово «супрематия», в переводе означающее «превосходство», «доминирование». Являясь не только практикующим художником, но и теоретиком супрематизма, Малевич в своих статьях объяснял смысл нового направления тем, что оно призвано подчеркнуть главенство цветового компонента над всеми остальными составляющими искусства живописи. Характерные черты супрематизма – четкие геометрические фигуры в чистых локальных тонах, парящие на фоне бесконечно пустого пространства.

9 Ноября 2015 в 18.30 (Петропавловская крепость, Иоанновский равелин, лекторий) состоится лекция «Флорентийская геометрия накануне Возрождения».Флорентийская романская архитектура представляет собой одну из самых примечательных страниц истории романики в Европе, найти ей параллели очень сложно. Количество памятников не так велико, но все они отличаются редкостной строгостью, ясностью строя и подчеркнутым стремлением к геометрической линейности. Главные примеры – церковь Сан Миньято аль Монте и Баптистерий во Флоренции. Они во многом предвещают поиски эпохи Возрождения, но при этом словно бы являются плоскостными геометрическими проекциями античных построек.

10 Ноября 2015 в 18.30 (Петропавловская крепость, Иоанновский равелин, лекторий) состоится лекция «Судьбы героев флота в войне».Военно-морской флот царской России к началу Первой мировой войны представлял весьма грозную силу, но так и не смог отметиться более-менее значимыми победами или даже поражениями. Большая часть кораблей в боевых операциях не участвовала или вообще простояла у стенки в ожидании приказов. А после выхода России из войны о былой мощи императорского флота вообще забыли, особенно на фоне похождений сошедших на берег толп революционных матросов. Хотя изначально для российского ВМФ все складывалось более чем оптимистично: к началу Первой мировой войны флот, понесший огромные потери в ходе Русско-японской войны 1904-1905 годов, был в значительной мере восстановлен и продолжал модернизироваться.

 

11 Ноября 2015 в 18.30 (Петропавловская крепость, Иоанновский равелин, лекторий) состоится лекция «Три века Стрельны. История создания Константиновского дворца».Слушателей ждёт интересный рассказ об истории создания и строительства Константиновского дворца в Стрельне – памятника архитектуры XVIII века.

 

 

12 Ноября 2015 в 18.30 (Петропавловская крепость, Иоанновский равелин, лекторий) состоится лекция «"Здесь дни мои овеяны прохладой". Старый знакомый Каменноостровский проспект».Каменноостровский проспект можно по праву назвать Невским проспектом Петроградской стороны. Нет на проспекте дома, который бы не привлёк внимание своей архитектурой, и необыкновенно разнообразной отделкой фасадов.

Каменноостровский проспект - это детище лучших архитекторов города, до сих пор восхищающее взоры жителей и гостей города.

 

17 Ноября 2015 в 18.30 (Петропавловская крепость, Иоанновский равелин, лекторий) состоится лекция «История возникновения профессионального русского театра».30 августа 1756 года Елизавета издала указ об официальном создании на Руси театра: «Повелели мы ныне учредить русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать головкинский каменный дом... А для оного повелено набрать актёров и актрис: актёров из обучающихся певчих и ярославцев в Кадетском корпусе, которые к тому будут надобны, а в дополнение ещё к ним актёров из других неслужащих людей, также и актрис приличное число...». То было знаменательное для русской культуры событие. Эта дата стала точкой отсчёта в истории отечественного профессионального театра.

 

19 Ноября 2015 в 18.30 (Петропавловская крепость, Иоанновский равелин, лекторий) состоится лекция «Буддийская алтарная скульптура».Иконография буддизма была разработана в основном в первые века н. э. Прежде чем достигнуть Северного Китая и Кореи, она прошла сложный путь становления в Индии и Центральной Азии.

Традиционные буддийские атрибуты, символика, канонические образы, позы и условные жесты рук (мудра) были установлены в IV–V веках. Каждая черточка и каждая линия были наделены глубочайшим смыслом. Каждому будде и бодхисаттве были присущи свои специфические мудра, которые позволяли отличить их друг от друга. А при изображении Будды ваятель должен был учитывать 32 основные черты - локшаны, «признаки большой красоты», которые, по легенде, Будда получил при рождении (длинные уши, три складки на шее, урна - точка на лбу, ушниша - возвышение на голове и ряд других, символизировавших различные качества и достоинства Будды) и 80 вторичных (мудра в это число не входят).

20 Ноября 2015 в 18.30 (Петропавловская крепость, Иоанновский равелин, лекторий) состоится лекция «Фаберже. Знаменитая династия ювелиров».В конце XIX — начале XX века русское ювелирное искусство вступило в свой золотой век. Только одно имя, из многих известных в то время, стало символом этой эпохи и воплощением старинного и современного русского ювелирного искусства. Придворный ювелир «Российского императора, короля Шведского и Норвежского, короля Великобританского и короля Сиамского» - Карл Фаберже, художник и предприниматель, создал крупнейшую ювелирную фирму в России, чьи работы определили развитие этой отрасли с 1870 года по 1917 год, когда Петербург считался одной из ювелирных столиц мира.

Фаберже остро чувствовал моду и вкусы, пусть и не всегда разделял их, но был готов отреагировать предложением на спрос.

Его сотрудники были одними из первых художников-дизайнеров в современном понимании слова, и до сих пор стиль их работ пропагандируется множеством мастеров.

 

23 Ноября 2015 в 18.30 (Петропавловская крепость, Иоанновский равелин, лекторий) состоится лекция «Брунеллески и рождение архитектуры Ренессанса».Филиппо Брунеллески открывает эпоху Возрождения в итальянской архитектуре. Сравнительная неудача в карьере скульптора подтолкнула его к архитектуре, и это было счастливым случаем для мирового зодчества. Подробнейшее изучение памятников древнеримской архитектуры дало ему ту основу, на которой вырастают не только его постройки, но впервые начинает складываться целостная художественная система. На лекции речь пойдёт о его ранних работах – Оспедале дельи инноченти (Воспитательном доме во Флоренции) и церкви Сан Лоренцо.

 

24 Ноября 2015 в 18.30 (Петропавловская крепость, Иоанновский равелин, лекторий) состоится лекция «Судьбы кораблей, как и судьбы людей, в забытой войне».Военно-морской флот царской России к началу Первой мировой войны представлял весьма грозную силу, но так и не смог отметиться более-менее значимыми победами или даже поражениями. Большая часть кораблей в боевых операциях не участвовала или вообще простояла у стенки в ожидании приказов.

А после выхода России из войны о былой мощи императорского флота вообще забыли, особенно на фоне похождений сошедших на берег толп революционных матросов. Хотя изначально для российского ВМФ все складывалось более чем оптимистично: к началу Первой мировой флот, понесший огромные потери в ходе Русско-японской войны 1904-1905 годов, был в значительной мере восстановлен и продолжал модернизироваться.

 

25 Ноября 2015 в 18.30 (Петропавловская крепость, Иоанновский равелин, лекторий) состоится лекция «Восстание 14 декабря 1825 года. Взгляд через столетия».Декабристы были первыми русскими дворянскими революционерами, открыто выступившими против самодержавия. По словам Федора Тютчева: «О жертвы мысли безрассудной…».

Поражение декабристов ещё больше увеличило противоречие между властью и дворянской интеллигенцией.

В первой части лекции речь пойдёт о предистории движения, о тайных обществах и их программах.

26 Ноября 2015 в 18.30 (Петропавловская крепость, Иоанновский равелин, лекторий) состоится лекция «П. Х. Витгенштейн. Спаситель "Петрова града", незаслуженно забытый, но воскресший в потомстве»."Блажен, кто рядом славных дел, свой век украсил быстротечный!" - эти слова поэта А.Толстого можно смело отнести к нашему герою.

Победа у белорусской деревни Клястицы сделала известным имя Петра Христиановича Витгенштейна всей России. Он получил за нее орден Святого Георгия 2-й степени, стал известен как "защитник Петрова града".

В Военной галерее Зимнего дворца кроме портретов героев приведены названия местностей, при которых происходили самые значительные сражения Отечественной войны 1812 года. На первом месте начертано слово Клястицы, а за ним - Тарутино, Бородино, Малоярославец…

Не будучи русским по крови, П.Х.Витгенштейн бесконечно любил Россию и до последних дней был ей предан.

Особняк Румянцева

(Английская наб., 44)

Телефон для справок: 571 75 44

 

Временные выставки:

Выставка «Код художника» с 6 ноября по 6 декабря 2015 года (выставочные залы Особняка Румянцева, вход с ул. Галерной, 45).Выставка работ петербургских художников – Елены Базановой, Аллы Джигерей, Евгения Дубицкого и Елены Новиковой.

 

В рамках выставки будут проведены творческие встречи с художниками:

7 ноября (суббота) в 15.00 - Встреча с Аллой Джигирей

14 ноября (суббота) в 15.00 - Встреча с Еленой Базановой

21 ноября (суббота) в 15.00 - Встреча с Еленой Новиковой

28 ноября (суббота) в 15.00 - Встреча с Евгением Дубицким

 

Выставка «Увидеть Париж» с 19 ноября 2015 по 29 мая 2016 года.Выставка приглашает совершить увлекательное путешествие по Парижу и его окрестностям: Версалю, Марли ле Руа, Кланьи, Мёдону, Со.

Представленные на ней гравюры и литографии, фотографии, предметы декоративно-прикладного искусства, сувенирная продукция XVII – XX веков с видами французской столицы и пригородных дворцово-парковых ансамблей из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга позволяют погрузиться в атмосферу одного из самых красивых городов мира.

Выставка рассказывает, как формировался архитектурный облик Парижа на протяжении столетий, как из Лютеции, небольшого поселения на берегу Сены вырос великолепный город. Здесь можно увидеть многие архитектурные памятники, не сохранившиеся до нашего времени: дворец Тюильри, средневековую церковь Святой Женевьевы, Бастилию и другие.

Дети и взрослые смогут принять участие в интерактивных программах и занятиях.

Пешеходные экскурсии:

 

7 ноября в 13.00 пешеходная экскурсия «О чем говорят фасады». Часть 3-я. Лекция-экскурсия из цикла «Из Адмиралтейской части в Коломну». Одна из тем экскурсии — фасады домов как зеркало их истории; герои — купцы, архитекторы, офицеры-гвардейцы, фабрикант, лейб-медик... Маршрут — улицы Писарева, Декабристов, Союза Печатников, Английский проспект.Билеты можно приобрести перед началом экскурсии в кассе особняка Румянцева. Сбор группы в холле особняка Румянцева.

Лекции:

5 ноября в 18.30 лекция «Александр I и Елизавета Алексеевна».На фоне непростой жизни самой юной семейной пары в истории династии развертывается причудливый многоугольних любовных отношений. Речь пойдет о самом долгом романе императора и самом ярком фаворите и друге императрицы.

 

19 ноября в 18.30 лекция Николай I "Васильковые чудачества".В историю Николай I вошел как один из красивейших мужчин. Имея прекрасную жену он не отказывал себе, подобно своей бабушке, в легких любовных увлечениях. Знаменитым романам и бесчисленным слухам о них посвящена эта лекция.

Другие мероприятия:

28 ноября в 15.00 литературно-музыкальная композиция «Красная герцогиня».Экскурсионно-концертная программа включает в себя экскурсию по парадным залам особняка Румянцева (начало в 15.00) и литературно-музыкальную композицию «Красная герцогиня» (начало в 16.00), посвященную судьбе Дарьи Лейхтенбергской. В ходе экскурсии посетители музея увидят подлинные интерьеры второй половины ХIX века: парадную лестницу со статуей Венеры, залы Невской анфилады, Белый зал, Дубовый кабинет. Этот дом на Английской набережной в свое время был резиденцией герцогов Лейхтенбергских в Петербурге.
Литературно-музыкальная композиция расскажет о жизни одной из представительниц рода Лейхтенбергских – Дарьи (Долли) Евгеньевны Лейхтенбергской. Жизнь этой женщины была полна удивительных событий и романтических историй и до сих пор покрыта налетом тайны. Праправнучка М.И.Кутузова по материнской линии и праправнучка французской императрицы Жозефины по линии отца, выпускница парижской Сорбонны – она блистала красотой и умом и была желанной гостьей в лучших домах России и Европы. Всю жизнь ее сопровождали любопытные слухи и завистливые взгляды, невероятные истории любви и злые интриги, успехи и трагедии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.