Здавалка
Главная | Обратная связь

Роль государственных механизмов в развитии услуг



Значение государственных механизмов в регулировании хозяй­ственных процессов приобретало в России большую важность, чем в других странах. Политика правительства оказывала на развитие услуг как косвенное, так и прямое воздействие. Косвенное влия­ние выражалось в том, что государство создавало предпосылки для развития в стране единого хозяйственного организма. Вместе с тем государственные учреждения развивали некоторые услуги обществен­ного назначения и массового масштаба: сначала ямскую службу, позже железнодорожное строительство и железнодорожные перевозки, а также учреждения культуры, систему образования и др.

Российское правительство приложило немало усилий к тому, чтобы в стране заработали механизмы, формирующие единое хо­зяйственное и финансовое пространство. Так, перевод степняков с кочевого образа жизни на оседлое существование занял не одно столетие. Кроме этого приходилось учитывать различные хозяй­ственные нормы, неодинаковые императивы трудовой морали, порой отсутствие навыков денежно-финансовых операций у пред­ставителей малочисленных этнических групп (например, некото­рых коренных народов Сибири и Дальнего Востока). В результате в общехозяйственные процессы втягивались такие разные субъекты экономической деятельности, как русский крестьянин и кочев­ник-бурят, кавказский горец-пастух и купец прибалтийского го­рода, чукотский охотник на морского зверя и помещик средне­русской деревни.

Сложно шло создание административно-правовых механизмов с целью развития таких областей социокультурных услуг, как об­разование и воспитание молодежи, а в XX в - научная и культур­но-информационная деятельность. Например, система светского образования стала создаваться в стране в период Петровских реформ. Процесс проходил под контролем центральных правительственных органов, которые определяли цели и задачи ученых заведений раз­ного типа, вырабатывали правовые регуляторы их деятельности, определяли материальные источники их работы. Во многом образо­вательная политика царского правительства носила сословный ха­рактер, предоставляя возможность получать полноценное образова­ние лишь выходцам из высших слоев общества. Вместе с тем в этой политике были заключены моменты, которые позволяли нейтра­лизовать ограниченный прием в гимназии и высшие учебные заве­дения. Так, предусматривалось, что в организации учебных заве­дений на местах активную роль должны взять на себя органы мест­ного самоуправления, благотворители и попечители.

С самого начала в России параллельно с государственными учебными заведениями создавались частные, корпоративные и муниципальные формы обучения. Общественная инициатива на уровне муниципальных образований стимулировала начальную и среднепрофессиональную подготовку детей, которая восполняла лакуны государственного образования детей низших сословий в обучении немассовым профессиям, в образовании девочек. Важ­ную роль в организации частного и общественного образования играли местные круги профессионалов, заинтересованные много­детные семьи, а также энтузиасты, бравшие на себя роль органи­заторов и попечителей.

Рассмотрим в качестве примера систему обучения в Тульской гу­бернии конца XVIII - первой половины XIX в. В этот период здесь развивается множество различных типов и форм обучения, рассчи­танных на выходцев из разных сословий и групп населения - кресть­янства, мещанского сословия, ремесленников-оружейников, городской бедноты.

Одной из первых форм обучения для бедных была просущество­вавшая два года народная школа. Затем создавались волостные и уездные училища. В первой трети XIX в. в Туле действовала профес­сиональная школа, в которой оружейники готовили себе смену. Здесь подготовка будущих мастеров оружейного дела осуществлялась на основе передовой в то время ланкастерской системы взаимного обу­чения. Кроме того, выпускала своих питомцев тульская гимназия, куда принимали подготовленных детей из высших сословий. К этому пе­речню следует добавить духовное училище, группу частных школ, а также училищ и пансионов для девочек. (Глаголева О. Е. Русская про­винциальная старина. Тула, 1993)

К концу XIX в. в России была создана достаточно сложная си­стема общеобразовательных, средних профессиональных и выс­ших учебных заведений (включая университеты), которая охваты­вала крупнейшие центры европейской части России, некоторые центры окраинных территорий, включая и Сибирь. Так, универ­ситеты, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, были в Казани, Киеве, Харькове, Томске и других городах.

В советский период данная система унифицировалась, приоб­рела государственный статус, превратившись в единый механизм воспитания и образования подрастающего поколения. Через все­общее среднее обучение проходила вся советская молодежь. При этом основной акцент делался не на услуговую функцию образо­вания, а на воспитательную и идеологическую.

В настоящее время в государственной образовательной системе идеологический компонент отходит на второй план. Функция ус­луг в получении образования вновь становится более значимой.

При сохранении государственного образования создаются частные учебные заведения, включающие в себя разные уровни образова­тельных услуг - дошкольная и школьная подготовка, профессио­нальная подготовка со средним и высшим уровнем образования. Примечательно, что в настоящее время в некоторых регионах Рос­сии вновь восстанавливаются образовательные услуги, предлагае­мые зарубежными центрами.

В течение последних трехсот лет особой заботой правительства страны становилась необходимость развития отечественной эко­номики в более динамичном режиме. Петр I и Александр II прово­дили особенно активную политику модернизации (она определя­лась тогда как «реформы»). Так, после реформ середины XIX в. российские предприниматели и промышленники смогли более активно создавать индустриальные основы экономики.

После 1917 г. были осуществлены радикальные преобразования в системе рыночного хозяйствования и отношений собственности. Упразднение слоя буржуазии и предпринимателей сопровождалось немалыми экономическими, социальными и гуманитарно-куль­турными издержками. Но к 60-м годам XX в. отечественная эконо­мика обрела индустриальный характер. В ее рамках была создана на новой основе сфера услуг современного типа.

В современной России вновь восстанавливаются товарно-ры­ночные отношения, а также право частной и коллективной соб­ственности в экономической практике. Подобные процессы не проходят плавно и легко. Но это преобразует сферу услуг - она становится открытой, подконтрольной общественным институтам и выборным органам власти, приобретает конкурентоспособные качества, основанные на правовом регулировании.

Успех новой государственной политики в сфере услуг будет обеспечен, если реформаторы смогут учесть и преодолеть те труд­ности, которые препятствовали развитию товарно-рыночных от­ношений в истории нашего общества на прежних этапах модерни­зации.

Приведем пример с внедрением в отечественную хозяйственную практику биржевого обслуживания. Первая русская биржа была от­крыта в Санкт-Петербурге в 1703 г. по приказу Петра I и представляла собой по сути копию с амстердамского оригинала. Как и многие дру­гие петровские нововведения, заимствованные с Запада, она совер­шенно не вписывалась в существовавшую структуру экономических отношений. Вторая биржа открылась в Москве лишь в 1837 г., положив начало благоприятному периоду для активной биржевой деятель­ности. Однако этот период закончился в1917 г.

В постсоветский период, в последней четверти XX в., биржи вновь стали играть определенную роль в отечественной практике хозяйство­вания. Понадобится еще немало времени для того, чтобы биржевая деятельность стала активным фактором подъема отечественной эко­номики.

Отечественная история хозяйствования свидетельствует, что го­сударственно-правовые механизмы регулирования сферы услуг все­гда выступали важными факторами развития обслуживания, осо­бенно в условиях динамизации экономического и общественного развития. Однако очень важно, чтобы в преобразованиях были за­интересованы сами предприниматели и работники данной сферы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.