Здавалка
Главная | Обратная связь

Сервисная деятельность в структуре социальных отношений



Современное общество является сложным образованием, состоя­щим из множества дифференцированных частей и социальных еди­ниц. Среди этих частей и единиц следует указать на систему обще­ственного разделения труда, социальные институты, общественные отношения, социальные роли и сетевые связи между людьми, ото­бражающие их всестороннюю зависимость друг от друга, и т.п.

Под сферой социальных отношений (или социальной сферой) понимается сложная сеть взаимодействий людей, а также процес­сы, характерные для всех областей жизнедеятельности и состоя­щие из массовых и групповых связей, ролевых и статусных поло­жений людей.

Стратификационное деление общества выражается в отноше­ниях равенства-неравенства, в принадлежности людей к опреде­ленным классам и социальным слоям, в их позициях, которые они занимают в социальной иерархии, в их неодинаковых притя­заниях и ценностных ориентациях, в степени развития потребно­стей и удовлетворения запросов.

Охарактеризованные отношения и социальная сфера в целом выступают тем пространством общественного бытия, где сервис­ная деятельность находит целевой объект своей активности - че­ловека с его потребностями, нуждой в разных благах, с его каче­ствами, интересами, притязаниями.

В обществе всегда существуют состоятельные и бедные слои, а также промежуточные слои людей со средним достатком. Помимо этого одни группы являются социально активными, мобильными (например, молодежь); другие выступают социально пассивными. Есть социально уязвимые или слабо защищенные слои (пожилые люди, инвалиды, дети, многодетные семьи и др.). Необходимо учитывать и огромный разброс индивидуальных потребностей, вкусов, привычек. Кроме того, представители разных слоев обла­дают неодинаковыми ресурсными возможностями удовлетворения своих запросов. Все это создает в обществе сложную картину раз­нообразных потребностей и интересов, с которыми должны счи­таться производители услуг.

Сервисные организации, учитывая процессы социально-потре­бительской и вкусовой дифференциации, вырабатывают широкий диапазон услуг, ориентированных на разные группы населения. Вместе с тем сервис не в состоянии решать острые социальные проблемы. Так, субъекты сервисной деятельности не могут ней­трализовать процессы социального неравенства. Они также не удов­летворят всю гамму запросов населения, так как объективно су­ществуют ресурсные ограничения в процессе рыночного обмена. Например, представителям сервисного бизнеса во многих случаях оказывается невыгодно заниматься обслуживанием беднейших сло­ев; многие виды услуг нерентабельно организовывать на периферии, вдали от урбанизированных центров. Данные противоречия во многом могут сниматься за счет социальной политики государ­ства, политики локальных властей и трудовых коллективов.

Вместе с тем социальная политика властей и социальная рабо­та внутри коллектива также не в состоянии полностью отрегули­ровать все противоречия, свойственные социальным отношениям и повседневной практике людей, включая недостатки организа­ции сферы обслуживания. Немалую часть усилий в этом направле­нии берут на себя сами граждане. Путем самоорганизации и само­обслуживания население в значительной степени восполняет те звенья жизнеобеспечения людей, которые не в состоянии обеспе­чить сфера услуг, социальная работа в производственных коллек­тивах, социальная политика властей.

Под жизнеобеспечением населения той или иной страны пони­мается комплекс общественных и индивидуальных усилий, наце­ленных на воспроизводство и развитие условий жизни людей. В данный комплекс входит производственная деятельность, домашнее хозяй­ство, трудовая и социальная кооперация между людьми, а также традиции распределения, потребления разными социальными слоя­ми материальных благ, нормы восстановления энергетических затрат человека и поддержания им своего здоровья.

Именно в семье, через ведение домашнего хозяйства, посред­ством сети родственных, соседских и дружеских отношений вос­производится немалый объем жизнеобеспечения людей, реализу­ются те их потребности, которые не могут удовлетворить государ­ственные институты или рыночные отношения. Домашнее хозяйство и родственные отношения в целом развиваются на иных принци­пах, нежели отношения в институциональных структурах власти с их жесткой иерархией, подчинением, а также в рыночной стихии, где доминируют принципы коммерции. Семейно-родственные и дружеские связи создают ту первичную социальность, без которой общество не в состоянии функционировать. Эти отношения фор­мируются под влиянием непосредственных контактов «здесь и сей­час», «лицом к лицу», в которых участвуют люди, хорошо знаю­щие друг друга, сохраняющие привязанность и душевное располо­жение по отношению друг к другу. Интеграция данных сообществ основывается на кровно-родственных, дружеских связях, на мо­ральных нормах взаимоподдержки, отображающих бескорыстие, порой жертвенность.

Сервисная деятельность, напротив, строится на принципах рациональной целесообразности, подчинена требованиям экономической эффективности. В этой разнице семейного мира и сер­висной деятельности товарно-рыночного типа заключено проти­воречие, которое, однако, преодолевается через механизмы соци­ально-экономического обмена, через заинтересованное сотрудни­чество потребителей и производителей услуг.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.