Здавалка
Главная | Обратная связь

Сервисная деятельность как часть культуры



Рассмотрим сервисную деятельность в более широком и слож­ном контексте - в контексте культуры. Научное понимание куль­туры означает целостный, устойчивый способ жизнедеятельности какого-либо народа, нации, который, складываясь исторически, постепенно обновляется и вместе с тем сохраняет идентичность самому себе в течение столетий, иногда тысячелетий. В этом смыс­ле говорят о русской, китайской, французской или американской культуре. Культура заключает в себе длительно действующие меха­низмы самоадаптации того или иного народа к меняющейся среде обитания, которые позволяют ему динамизировать свою практи­ку, оставляя в прошлом одни обычаи, утверждая новые культур­ные нормы, которые впоследствии могут стать традициями.

Внутреннее строение культуры приобретает сложный характер. В ней выделяют такие масштабные части, как духовная и матери­альная культура, а также меньшие части, или субкультуры, - го­родская, сельская, молодежная, элитарная. Кроме того, выделяют функционально целостные области культурной практики: хозяй­ственную культуру (в рамках которой развивается сервисная дея­тельность), политическую, правовую, художественную, религи­озную культуры и др.

В массовом сознании распространено несколько иное понима­ние культуры - в ней люди нередко усматривают лишь норматив­но-оценочную деятельность, которой должен овладеть всякий куль­турный человек. В этом случае культура трактуется в узком смысле, лишь как принятая, нормативно закрепленная активность, прису­щая той или иной области практики. Данный подход позволяет говорить о культуре речи, общения, поведения, досуга, о профес­сиональной культуре и др. Такой подход к трактовке культуры не противоречит научному ее пониманию, но он сосредоточивает внимание лишь на одной ее характеристике.

Для анализа сервисной деятельности важно иметь в виду оба понимания культуры. С одной стороны, сервисная деятельность исторически развивается в рамках той или иной этнонациональной культуры, точнее в рамках такой ее масштабной части, как хозяйственная культура. При этом важно учитывать этнонациональ-ные традиции, исторический уклад жизни народа, которые свое­образным образом преломляются в сервисной деятельности. С другой стороны, сервисная деятельность представляет собой профессио­нальную активность. В этом случае следует говорить о культуре тру­да в сфере услуг, о корпоративной культуре работников сервиса в целом.

Сама сервисная деятельность как часть социоэкономической деятельности оказывается тесно связанной с самыми разными ас­пектами культурной практики - с бытом и домашним хозяйством населения, с практикой государственно-политического строитель­ства, с социальными слоями и группами, с воспитанием подрас­тающего поколения, а также с отдыхом и развлечениями людей.

Особо следует сказать о связи сервисной деятельности с рядом духовных областей культуры, в частности с наукой, искусством, ре­лигией. Во всех этих случаях перед нами обнаруживаются во мно­гом различные типы связей.

Наука сформировалась и стала интенсивно развиваться как со­циальный институт, общественно значимый вид познавательной активности и как область профессиональной деятельности в Но­вое время в странах Западной Европы. Некоторое время занятие наукой было уделом выдающихся личностей или образованных энтузиастов. Позже многие профессора университетов, преподава­тели учебных заведений сочетали обучение студентов с научно-исследовательской деятельностью. В этом случае они развивали одну из специфических разновидностей услуг, связанных с наукой, - услугу по передаче своих знаний молодому поколению.

Еще одной разновидностью услуг, связанных с наукой, высту­пает использование прикладных результатов исследовательской ра­боты. Для развития данной услуги понадобилось время. Поначалу прикладные научные разработки востребуются (например, предпри­нимателями, производственными компаниями, правительственны­ми органами) через прямые контакты с исследователем. И только в XX в. возникают специализированные сервисно-коммерческие орга­низации (консалтинговые центры, венчурные фирмы, внедренчес­кие группы и др.), которые генерируют посреднические услуги между научно-творческой деятельностью и практикой.

Если связь сервиса с научной активностью сложилась сравни­тельно недавно, то отношения услуг с искусством обозначились уже в древности. По мере того как художественное творчество выделялось из процессов народного творчества и становилось индиви­дуальным процессом, возникала общественная потребность в орга­низации публики и демонстрации художественных произведений перед аудиторией.

Кстати, это относилось не только к искусству, но и к органи­зации спортивных, а также других массовых зрелищ. В настоящее время сервисная деятельность в сфере художественно-эстетической активности заключается в посредничестве между творцами (автора­ми, исполнителями), с одной стороны, и публикой, с другой. В этот вид сервиса включены редакторы и издатели художественной лите­ратуры и журналов, владельцы художественных салонов по продаже изобразительной продукции, организаторы концертов, спектаклей, проката фильмов, работники центров звукозаписи и тиражирова­ния компакт-дисков, создатели видеотехники, а также многочис­ленные продавцы магазинов, торгующих массовой художествен­ной продукцией или оригинальными авторскими изделиями худо­жественного назначения.

Представители указанных видов организаторского труда раз­вивают сервисную деятельность в сфере художественно-эстетичес­кой активности, свободного времяпрепровождения, воспитания молодежи. Это направление деятельности определяется как социо­культурные услуги, организация развлечений и отдыха.

Данное направление сервиса порождает вопрос: насколько мож­но считать услугой творческий труд самого писателя, художника, актеров, занятых в театральной постановке, музыкантов и певцов на концертных подмостках? С одной стороны, создатели художе­ственных ценностей отзываются на общественные и индивидуаль­ные потребности эстетического плана и удовлетворяют их. С дру­гой стороны, сама деятельность в искусстве во многом зависит от творческого вдохновения, которое с трудом поддается рациона­лизации, голому расчету действовать ради заработка. Недаром круп­ные художники всегда ценили свою творческую независимость от публики.

Для многих художников прошлых веков эта коллизия - необхо­димость работать на продажу результатов своего труда и сохранять сознание творческой свободы - была порой источником неразреши­мых страданий. Мало кто смог успешно сочетать эти два требования в своем творчестве.

Немецкий поэт И.-В. Гете много размышлял над этой проблемой. Во вступлении к трагедии «Фауст» он вывел фигуры поэта, комического актера и директора театра, которые занимают разные позиции в этом вопросе.

Поэту мучительно слышать о требованиях толпы. В своем твор­честве он хочет сосредоточиться на своих замыслах, уединиться от публики:

Она засасывает, как трясина, Закручивает, как водоворот. Нет, уведи меня на те вершины, Куда сосредоточенность зовет.

Комический актер, вступающий во время игры с аудиторией в не­посредственный контакт, более трезво подходит к зрительским оцен­кам:

В согласье с веком быть не так уж мелко. Восторги поколенья - не безделка, На улице их не найдешь. Тот, кто к капризам публики не глух, Относится к ней без пред убежденья.

Директор театра занимает откровенно прагматичную позицию. Для него наплыв зрителей в театр - самая удачная ситуация:

Что может быть приятней многолюдства, Когда к театру ломится народ.

Отечественные художники - от А. С. Пушкина до авторов наших дней, вдруг оказавшихся перед лицом рыночной стихии, - также не раз задумывались над этой проблемой, предлагая разные варианты ее разрешения. Пушкин в шуточной форме предложил свое решение:

Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать.

Таким образом, результаты труда писателей, музыкантов, ху­дожников, архитекторов, работников кино и театра после завер­шения творческой работы превращаются в предмет спроса, про­дажи, массового или индивидуального освоения. Вместе с тем сам процесс создания художественных ценностей, а также процессы их освоения аудиторией представляют собой сложные по структу­ре и результатам духовные взаимодействия, несводимые к отно­шениям обслуживания и потребления. Искусство, помимо основ­ной своей цели - формировать у людей эстетический вкус, дос­тавлять им художественное наслаждение, выполняет в культуре множество социальных и духовных функций по отношению к ауди­тории - познавательную, развивающую, коммуникативную, вос­питательную и др.

В этой ситуации невозможно свести роль творческой деятель­ности к услугам, а процессы обращения людей к искусству при­равнять к потребительскому поведению. Безудержная коммерциа­лизация художественного рынка социально опасна, ибо в этом случае художественные шедевры или произведения начинающих авторов могут стать недоступными (хотя и по разным причинам) широкой публике.

Говоря о труде художника, писателя, актера, можно утверж­дать, что все они выполняют функцию духовной услуги на ком­мерческой основе лишь в некотором диапазоне своей работы. Но для общества гораздо более значимыми выступают развивающие, творческие функции труда, реализация которых во многих случа­ях требует поддержки искусства со стороны государства и мецена­тов.

Еще в большей степени отдалена от хозяйственно-сервисной деятельности религия и церковная практика. По своей природе ре­лигиозная вера, выполнение человеком церковной обрядности приобретают сакральный - священный - характер. По религиоз­ным канонам недопустимо смешение выполнения обрядов с обы­денными делами, тем более нельзя коммерциализировать свои религиозные убеждения.

Требования нестяжательства, отказ от скопления материаль­ного богатства фиксируются в догматике почти всех мировых ре­лигий. Так, в исламе существует запрет на взимание ссудного про­цента. Христианство прошло длительный путь, пока в рамках католичества и протестантизма было признано легитимным рос­товщичество и банковское дело. В православном сознании по сей день духовные аспекты остаются приоритетными перед матери­альными.

Помощь, которую оказывают верующим в выполнении обря­дов и таинств представители церковной иерархии или монахи (свя­тые старцы, аскеты, дервиши), также приобретает сакральный характер. Прихожане оплачивают эти действия в виде финансовых или материальных пожертвований лишь в той мере, в какой это требуется для скромного существования священнослужителей и монахов. В русских православных монастырях в прошлом иногда было развито несколько производств: огородничество, мукомоль­ное дело, хлебопечение, пчеловодство и др. Однако монахи рабо­тали не ради прибылей; для них труд имел душеспасительное зна­чение.

В истории католической церкви были периоды, когда погоня за материальными благами церковных иерархов приобретала столь откровенный характер, что вступала в противоречие с императи­вами веры и нравственности. Католическая церковь использовала приемы деятельности, позволяющие увеличивать материальные богатства посредством, например, индульгенций, дающих верую­щим возможность «выкупать» свои прошлые и будущие грехи. По­добная практика рассматривалась многими как отход священно­служителей от канонов христианства. Это привело религиозное со­общество западных стран к расколу и Реформации.

В настоящее время в разных странах традиционные религии выступают против коммерциализации своей деятельности. Даже проводимые во многих странах религиозные паломничества орга­низуются на базе необходимого минимума финансовых расходов, которые неизбежны в далеких путешествиях для многих людей.

В современных условиях Русская Православная Церковь выпол­няет за умеренную плату ряд обрядовых таинств (крещение, вен­чание и др.). В церковных лавках верующие покупают религиозную литературу, утварь, иконы, кресты и т.п. Вместе с тем службу в храме верующие не оплачивают. Но каждый прихожанин вправе пожертвовать в храмовую кассу любую, даже малую сумму денег. Все это говорит о том, что активность священнослужителей если и можно назвать услугой, то это услуга особого - духовного - пла­на, облегчающая связь человека с высшим началом. Церковь осу­ществляет свою внутрихозяйственную практику, но данный вид хозяйствования, как правило, глубоко не интегрирован в эконо­мику страны.

Контрольные вопросы и задания

1.Сравните теоретический анализ услуг в рамках английской полит­экономии XVIII-XIX вв. и современной политэкономической мысли.

2. Охарактеризуйте сущность теоретического понимания сервисной деятельности в «потребительском обществе» и в постиндустриальном об­ществе.

3. В чем состоят трудности классификации услуг и сервисной дея­тельности? Как преодолеваются эти трудности в практике разных стран и в мировой практике?

4. Сопоставьте между собой разные типы классификации услуг и сервисной деятельности, например, классификации американского и российского типа, по функциональной направленности и по двум крите-

II. Сущностный характер сервисной деятельности...

риям (по типам услуг и сфере применения) и др. Укажите преимущества и ограничения разных типов классификации.

5. Каковы важнейшие признаки сервисной деятельности как хозяй­ственно-экономического явления и как производства сервисных продук­тов?

6. Раскройте место современной сферы сервиса в структуре нацио­нальной экономики.

7. Укажите отличия труда в сфере сервиса от труда в промышленном производстве.

8. Какие общественные и индивидуальные потребности могут реали-зовываться посредством сервисной деятельности современного типа?

9. Что означает понятие «индустрия сервиса»? Каким образом индус­трия сервиса учитывает многообразие индивидуальных потребительских запросов?

10. Каким образом влияют на развитие сервисной деятельности гео­графический фактор и типы территориального расселения людей?

11. Как взаимосвязаны между собой демографические процессы и сер­висная деятельность в той или иной стране?

12. Какие взаимосвязи формируются в условиях рынка между субъек­там государственно-правовой и сервисной деятельности?

13. Насколько глубоко и каким образом учитывается в сервисной прак­тике стратификационное деление общества?

14. Раскройте сущность и структуру социально-культурного сервиса.

15. Как связаны между собой художественное творчество и сервисная деятельность?

16. Каким образом могут быть включены в современный сервис ре­зультаты научных изысканий или элементы церковно-религиозной прак­тики?

Литература

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального ис­следования / Пер. с англ. М., 1999.

Глазьев С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М., 1993.

Глобальное сообщество: Картография постсовременного мира / Отв. ред. А. И. Неклесса. М., 2002.

Глобальное сообщество: Новая система координат / Отв. ред. А. И. Неклес­са. СПб., 2000.

Интеллектуальный капитал - стратегический потенциал организации / П. В. Беспалов и др. М., 2003.

Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век / Пер. с англ. М., 1997.

Кулибанова В. В. Сервисная деятельность. СПб., 2001.

Леш А. Географическое размещение хозяйства. М., 1959.

Глава 6. Сервисная деятельность в контексте условий жизнедеятельности...

Липец Ю. Г., Пуляркин В. А., Шлихтер С. Б. География мирового хозяйства. М., 1999.

Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации: Путь разума. М., 1998.

Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Ино­земцева. М, 1999.

Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93. Издание официальное. М., 1994.

Печчеи А. Человеческие качества / Пер. с англ. М., 1985.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.

Софина Т. Н. Сфера услуг: Трансформация в рыночной экономике. СПб., 1999.

Социокультурная динамика в период становления постиндустриального общества: Закономерности, противоречия, приоритеты. М., 1998.

Сфера услуг в России: Стат. сб. / Пред. редкол. М. Н. Сидоров. М., 2000.

Сфера услуг: Проблемы и перспективы развития / Под ред. акад. Ю. П. Свири-денко:В4т. М., 2000.

Яковец Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М, 2001.


Раздел III







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.