ТЕМА 2 ОБЬЕКТЫ И СУБЬЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1. Общая характеристика объектов ИС.В соответствии со ст.2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности "интеллектуальная собственность" включает права, относящиеся к (
объекты ИС):- литературным, художественным и научным произведениям,- исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и- телевизионным передачам,- изобретениям во всех областях человеческой деятельности,- научным открытиям,- промышленным образцам,- товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и- коммерческим обозначениям,- защите против недобросовестной конкуренции,- а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. См. ст.420 ГК.
Ошибка! Объект не может быть создан из кодов полей редактирования.1)
Объекты авторского права. Отношения, связанные с правами на произведения в сфере науки и техники, литературы и искусства, регулируются нормами авторского права. По соответствующему законодательству правовая охрана по нормам авторского права предоставляется автоматически с момента создания произведения, но охраняет только оригинальность формы конкретного воплощения той или иной новой идеи, оставляя саму идею в распоряжении общества. К объектам авторского права, как правило, относятся: произведение (в области науки, литературы и искусства), аудио-визуальное воспроизведение, исполнение, передача эфирного и кабельного вещания, фонограмма, программа для ЭВМ, база данных, хотя последние три объекта в силу их специфики выделяют в особые объекты авторского права. В дополнение к характеристикам необходимо отметить также обязательность их представления в объективной форме на материальном носителе или путем произнесения в аудитории независимо от числа слушателей.Однако необходимо помнить, что авторское право обеспечивает правовую охрану только оригинальной формы результатов научного творчества. Если на практике вне данной конкретной формы содержание произведения не имеет коммерческой ценности, или имеет малую коммерческую ценность (это, например, может относиться к удачной форме изложения той или иной научной теории или обобщения результатов в учебнике или научно-популярном обзоре), то авторское право обеспечивает достаточно эффективную охрану результатов творческой деятельности ученого. Позднее научная общественность может испытывать потребность в переводе на другие языки или перепечатку научной статьи или иной работы этого ученого, и в этом случае право разрешать или не разрешать перевод материала приносит материальные блага автору.Однако следует указать,
что авторское право не распространяется на существо идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, т.е. охраняет форму выражения произведения, но не его содержание. Цитирование научной работы (как, впрочем, и любой другой) в разумных пределах в работах других авторов со ссылкой на цитируемое произведение не требует согласия автора цитируемой работы и не является нарушением авторского права. Кроме того, та же научная идея или теория, изложенная в другом ракурсе, в иных выражениях, будет объектом авторского права другого лица и ничего, кроме дополнительной научной известности, первому автору не принесет. Основным результатом многих научных работ являются измеренные параметры, вычисленные величины, т.е.фактографический материал, который также выпадает из охраны авторским правом.2)
Объекты патентного права. Отношения, возникающие в связи с правами на результаты интеллектуальной деятельности, которые определяются их содержанием, регулируются нормами патентного права. Это так называемые
объекты промышленной собственности, к которым относят изобретения, полезные модели, промышленные образцы и топология интегральных микросхем. В отличие от объектов авторского права для получения охраны таких объектов требуется их обязательная регистрация в установленном порядке с оплатой пошлины за каждое юридически значимое действие, экспертиза, выдача правоудостоверяющего документа. Патентное право охраняет саму идею независимо от формы её воплощения.Объектами
изобретения могут быть устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение известного ранее устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению (п.2 ст. 6 ЗУ «Об охране прав на изобретения и полезные модели»). Закон устанавливает перечень объектов, неохраняемых в качестве изобретений. Одни из них не имеют технического характера (научные теории, методы организации и управления хозяйством, математические методы, алгоритмы и др.), либо характеризуют только внешний вид изделий и служат удовлетворению эстетических потребностей; другие не охраняются независимо от их характера (решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали); третьи охраняются в рамках иных законов (программы для вычислительных машин, топологии интегральных микросхем, сорта растений и породы животных).Критериями патентоспособности изобретений являются новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость. К
полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Иными словами, в качестве полезной модели могут выступать те же средства, что и в качестве изобретения на устройство. Критериями патентоспособности полезной модели являются новизна и промышленная применимость; в отличие от изобретения к ней не предъявляется критерий изобретательского уровня.В качестве
промышленных образцов охраняются художественно-конструкторские решения изделий, определяющие их внешний вид, т.е. объекты дизайнерских разработок. Промышленные образцы, имея общие черты с художественными произведениями, отличаются от них своей предназначенностью для воспроизведения в промышленных масштабах. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым. Оценка оригинальности промышленного образца предусматривает его сравнение с дизайнерскими решениями, известными из общедоступных источников информации, которые содержат близкие существенные признаки. 3) Важнейшим средством индивидуализации участников хозяйственного оборота и производимой ими продукции являются объекты интеллектуальной собственности, определяемые как
товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара. Этими понятиями обозначают символы, предназначенные для идентификации производителя определенного товара. Товары одного и того же вида производятся различными фирмами, помечающими продукты своими характерными символами. Удовлетворенный потребитель запоминает символ продукта и в дальнейшем руководствуется им при выборе товаров, причем часто при этом может и не помнить, кому принадлежит данный конкретный символ. Для этого средства индивидуализации товаров должны быть не просто разными, необходимо, чтобы они обладали высокой различительной способностью, выделяясь с первого взгляда, что и является главным критерием для принятия решения о предоставлении им правовой охраны.Правовой режим этих объектов интеллектуальной собственности аналогичен патентному праву, хотя и регулируется специальным законом.
2. Общая характеристика субъектов ИС.·
Автор как первичный субъект ИС.В ст.421 Гражданского кодекса Украины определено, что субъектами права интеллектуальной собственности являются: творец (творцы) объекта права интеллектуальной собственности (автор, исполнитель, изобретатель и тому подобное) и другие лица, которым принадлежат личные неимущественные и (или) имущественные права интеллектуальной собственности в соответствии с этим Кодексом, другим законом или договором. Первичным субъектом интеллектуальной собственности, обязательным участником первого акта присвоения ее объекта является создатель интеллектуального продукта, автор объекта интеллектуальной собственности. Вторичными субъектами могут быть как государство, частные субъекты, так и отдельные, даже «случайные» индивиды, но при формировании дальнейших экономических отношений интеллектуальной собственности неизменным их участником остается первичный субъект как автор, абсолютный владелец, всегда оставляющий за собой определенную группу прав.Согласно ст. 435 ГК, ст. 1 ЗУ «Об авторском праве и смежных правах», автор – физическое лицо, которое своим творческим трудом создало произведение. Аналогичное понимание автора указывается также в ст. 2 Всемирной конвенции об авторском праве, ст. 2 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Как видим, понятие «автор» здесь употребляется исключительно в узком значении – только к субъектам авторского права. Мы же будем его упоминать в широком значении – создателя любых объектов ИС.Согласно действующему законодательству Украины, авторами признаются не только полностью дееспособные физические лица, но и малолетние и несовершеннолетние. Однако объем прав и обязанностей последних существенно ограничен по сравнению с совершеннолетними авторами (см. п.2 ч.1 ст. 31, п.2 ч.1 ст. 32 ГК).Тот или иной результат творческой деятельности может быть создан не одним автором, а двумя и более. Такой вид соучастия в создании этого результата называется
соавторством. Оно может иметь место в любом виде творчества.
Существует 2 вида соавторства:- когда невозможно выделить работу каждого соавтора – нераздельное соавторство. Оно свойственно авторскому праву, но более всего – в научно-техническом творчестве;- когда составные части четко обозначены и известно, кто из соавторов создал ту или иную часть – раздельное соавторство. От соавторства следует отличать
сотрудничество, по которому несколько авторов принимают участие в создании коллективного результата творческой деятельности по заданию определенной организации (заказчика). Такой коллективный труд принадлежит юридическому лицу, по заданию которого он создан.По действующему законодательству Украины об ИС большинство творческих результатов создается в порядке исполнения служебного задания. Право на указанные результаты может принадлежать юридическим лицам –заказчикам. Однако правовой режим работодателей относительно объектов ИС разными законами Украины определяется по-разному.ЗУ «Об авторском праве и смежных правах» провозглашает, что неимущественное право на произведение принадлежит автору, а исключительные имущественные права - работодателю при условии, что автор находится с ним в трудовых отношениях (ст. 16). ЗУ «Об охране прав на изобретения и полезные модели» более основательно определяет правовой режим работодателя (ст. 9). Работодателю принадлежит право на объект промышленной собственности лишь при условии, что он создан автором, который находится в трудовых отношениях с ним и с изобретателем заключено письменное соглашение об условиях оплаты ему (его правопреемнику) соответствующего вознаграждения. Аналогичное правило содержится и в ЗУ «Об охране прав на сорта растений» (ст. 17).Противоположное положение содержится в ст. 429 ГК.Права авторов, а также иных лиц, имеющих авторские права, охраняются в Украине Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений, Законом Украины "Об авторском праве и смежных правах и другими нормативно-правовыми актами.
Срок охраны имущественных авторских прав в Украине равен 70 лет после смерти автора. Этот срок исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти автора (ст. 446 ГК). Срок охраны смежных прав – 50 лет (ст. 456 ГК). Срок действия исключительных имущественных прав - на изобретение – 20 лет со дня подачи заявки (ч.3 ст. 465 ГК), - на полезную модель – 10 лет со дня подачи заявки (ч. 4 ст. 465 ГК), - на промышленный образец – 15 лет со дня подачи заявки (ч. 5 ст. 465 ГК), - на компонирование интегральных микросхем – 10 лет со дня подачи заявки (ч. 2 ст. 475 ГК),- на сорта растений и породы животных – 30 лет, а в отношении деревьев и винограда – 35 лет с момента государственной регистрации этих прав (ч. 3 ст. 488 ГК),- на торговую марку – 10 лет со дня, следующего за днем подачи заявки. Срок может быть продлен каждый раз еще на 10 лет в порядке, установленном в ЗУ (ст. 496 ГК), - на географическое обозначение – бессрочно при условии сохранения характеристик товара (услуги), определенных этим обозначением (ст. 504 ГК), - на коммерческую тайну ограничивается сроком существования совокупности признак коммерческой тайны (ст. 508 ГК).К гражданско-правовой ответственности нарушитель авторских прав может быть привлечен независимо от формы вины (умысла или неосторожности), а также наличия либо отсутствия материального или морального ущерба. В судебном порядке автор или лицо, имеющее авторские права, может требовать признания за собой авторских прав, восстановления положения, существовавшего до нарушения авторских прав, компенсации морального ущерба, а также взыскания с нарушителя материального ущерба. К гражданско-правовой ответственности нарушитель авторских прав может быть привлечен независимо от привлечения его к административной либо уголовной ответственности. Необходимо отметить, что в соответствии с Законом Украины "Об авторском праве и смежных правах" нарушением авторского права, которое является основанием для судебной защиты, считается также совершение действий, которые создают угрозу нарушения авторского права, например, приготовление к совершению нарушения авторских прав.·
Государство и его уполномоченные органы как субъекты ИС.Целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному развитию страны, а важнейшими направлениями этой политики являются адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики и повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности за счет вовлечения их в гражданский оборот.К настоящему времени имеется уже достаточно развития законодательная и нормативно-правовая база, позволяющая вовлекать результаты научно-технической деятельности в хозяйственный оборот. Определены основные направления государственной политики в этом направлении, являющиеся основой создания единого механизма по введению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. Дальнейшая работа осуществляется в направлениях - совершенствование законодательной базы - конкретизация законодательных положений в постановлениях КМУ - разработка конкретных методических указаний по отдельным возникающим вопросам (например, внесение интеллектуальной собственности в уставные фонды, процедуры передачи технологий из военного сектора в гражданский и т.п.).К настоящему времени на законодательном уровне вопросы предоставления государству прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет бюджетных средств, не урегулированы.На примере ЗУ определилась позиция законодателя относительно прав государства на результаты интеллектуальной деятельности, состоящая в следующем:а) решение вопросов распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется в рамках государственного контракта (договора);б) права закрепляются за исполнителем работ, если государственным контрактом не установлено, что это право имеет Украина, от имени которой вступает государственный заказчик (н-р, при гос.заказе на создание фильма – п.4 Приказа Мнистерства культуры и искусств Украины от 03.04.2002 №203 «Про Порядок виплати авторської винагороди за передачу виключних майнових прав на фільм і його використання, що створюється за державним замовленням Міністерства культури і мистецтв України»;в) при закреплении прав за исполнителем Украина может безвозмездно использовать данный объект для федеральных государственных нужд.Основная роль государства в сфере ИС - регулирование процессов правовой охраны и введения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот и обеспечение защиты прав и законных интересов авторов, организаций, инвесторов и государства в целом.Под
защитой интересов государства, в первую очередь, следует понимать максимальное использование интеллектуальной собственности в интересах развития промышленного производства в Украине. Вместе с тем необходимо защищать интересы государства, когда оно является субъектом рыночных отношений, самостоятельно выходя на рынок.Государство в сфере интеллектуальной собственности как субъект выступает в лице соответствующих органов, которые в совокупности составляют государственную систему правовой охраны ИС – центральный орган исполнительной власти в сфере ИС (Учреждение) и совокупность экспертных, научных, образовательных, информационных и иных государственных учреждений соответствующей специализации, которые входят в сферу управления Учреждения.Что касается конкретных областей ИС, то полномочия Учреждения закреплены в ст. 4 ЗУ «Об авторском праве и смежных правах», ст. 2 ЗУ «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», ст. 3 ЗУ «Об охране прав на изобретения и полезные модели», ст. 2 ЗУ «Об охране прав на промышленные образцы», ст. 7 ЗУ «Об охране прав на сорта растений», ст. 2 ЗУ «Об охране прав на топографии интегральных микросхем» и др. ·
Правовое положение патентных поверенных.Новые правовые отношения между изобретателем, работодателем, будущим патентовладельцем выдвинули новую фигуру - патентного поверенного. Ранее такого вида профессиональной деятельности у нас не было, хотя, в некоторых странах Запада институт патентных поверенных существует уже более ста лет.Согласно Положению о представителях по делам интеллектуальной собственности (патентных поверенных), утвержденному постановлением Кабинета министров Украины от 10 августа 1994 г.,
патентный поверенный в Украине - это физическое лицо, которое представляет гражданам, предприятиям, их объединениям, учреждениям и организациям помощь и услуги, связанные с охраной прав на интеллектуальную собственность, представляет их интересы в Госпатенте, судебных органах, в отношениях с другими юридическими лицами, а также гражданами.Патентный поверенный предоставляет физическим и юридическим лицам помощь и услуги, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности, представляет интересы указанных лиц в Государственном департаменте интеллектуальной собственности, а также судебных органах, кредитных учреждениях, в отношениях с другими физическими и юридическими лицами.
Патентный поверенный должен быть гражданином Украины, который:- постоянно проживает в Украине; - имеет полное высшее образование, а также полное высшее образование в сфере охраны интеллектуальной собственности; - имеет не менее чем пятилетний опыт практической работы в сфере охраны интеллектуальной собственности; - сдал квалификационные экзамены, прошел аттестацию и получи свидетельство на право заниматься деятельностью патентного поверенного.Государственная служба интеллектуальной собственности ведет Государственный реестр представителей в делах интеллектуальной собственности (патентных поверенных). Патентному поверенному, внесенному в Государственный реестр, присваивается регистрационный номер. Лица, не зарегистрированные в Государственном реестре, не могут именовать себя патентными поверенными.Правовое положение патентных поверенных регулируется также ЗУ «Об охране прав на изобретения и полезные модели», «Об авторском праве и смежных правах» и др.Патентный поверенный действует по доверенности лица, которое он представляет. Это поручение удостоверяется договором, доверенностью или другим документом, который подтверждает его полномочие соответственно законодательству. Полномочие патентного поверенного могут быть удостоверены также путем указания его фамилии и регистрационного номера в заявке на выдачу охранительного документа на объект промышленной собственности, если заявка подписана заявителем.Права и обязанности патентных поверенных – см. Положение (п. 10-17).
ТЕМА 3. АВТОРСКОЕ ПРАВО 1. Понятие авторского права и сфера его действия.АП в объективном смысле – совокупность правовых норм, регулирующих круг общественных отношений по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства.АП в субъективном смысле – личные неимущественные и имущественные права, возникающие у автора в связи с созданием произведения и охраняются законом.Для АП характерен
принцип неприменения какой-либо формальности для признания произведения его объектом. Этот принцип закреплен в ч.2 ст. 433 ГК, ст. 11 ЗУ «Об авторском праве и смежных правах» и означает, что АП на произведение возникает вследствие факта его создания. Для его возникновения и осуществления не требуется регистрация произведения или какое-либо иное его специальное оформление, а также соблюдение каких-либо иных процедур. Лицо, которое является создателем, вправе специальным знаком охраны «copyright» © оповестить о наличие у него авторских прав и не должен доказывать их принадлежность, поскольку законом предусмотрена презумпция авторства лица, которое обозначено в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.АП распространяется на все обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Украины, независимо от гражданства авторов и их правопреемников. За гражданами других государств авторское право на такие произведения признается только в соответствии с международными договорами Украины, в том числе Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в редакции 1971 г.) и Всемирной конвенцией об авторском праве 1952 г. (в редакции 1971 г.).Важно и еще одно правило. Произведение также считается опубликованным в Украине, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Украины оно было опубликовано на территории Украины (ст. 3 ЗУ «Об авторском праве и смежных правах).
Ошибка! Объект не может быть создан из кодов полей редактирования.2. Объекты АП(ст. 433 ГК, ст. 8 ЗУ «Об авторском праве и смежных правах»)
.Объекты, охраняемые авторским правом, относятся к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство.Законодательство предлагает достаточно широкий перечень различных по характеру творчества и формой выражения произведений, которым предоставляется охрана. Однако он не является исчерпывающим, что дает возможность предоставлять охрану тем объектам, которые будут возникать в будущем благодаря развитию науки, культуры и техники и будут отвечать общим признакам произведения.
Объектами авторского права, в частности, являются:- литературные произведения (включая программы для ЭВМ);- драматические, музыкально-драматические, сценарные, музыкальные, хореографические произведения и пантомимы;- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайды, диафильмы и другие кино- и телепроизведения), состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком) и предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств;- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства (под произведением декоративно-прикладного искусства понимается двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического использования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом);- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; - фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; - географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам.Необходимым условием авторско-правовой охраны являются
признаки, которым должно соответствовать любое произведение. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства,во-первых, являющиеся результатом творческой деятельности и, во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме.Отсутствие любого из названных критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права.При этом объектом авторского права может служить как произведение в целом, так и его часть (включая его название), которая удовлетворяет названным критериям охраноспособности и может использоваться самостоятельно.
Критерий творческой деятельности:- творческой обычно считается умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства.
На практике критерий творчества с полным основанием сводится к установлению факта
самостоятельного создания результата интеллектуальной деятельности (если не доказано, что он является следствием прямого копирования, «пиратства», плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права).
Объективная форма произведения. Закон предусматривает примерный перечень объективных форм произведений:- письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т. п.); - устная (публичное произнесение, исполнение и т. п.),- звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т п);- объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т. п.).Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения. Н-р, некоторые поэты записывали стихи на манжетах, папиросных коробках или обрывках газет. Для авторского права эти способы объективирования творческих произведений также не играют никакой роли.Юридически безразличным является и такой аспект произведения, как его обнародование.Вследствие неповторимости индивидуальных способностей авторов, самостоятельно создающих свои произведения, объекты авторского права всегда оригинальны. Вместе с тем некоторые творчески вполне самостоятельные произведения могут быть органически связаны с другими, служить их новой внешней формой. Такие произведения именуют
производными. К ним относятся переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства.Помимо производных произведений к объектам авторского права также относятся сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие
составные произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов.Закон традиционно предусматривает круг произведений,
не являющихся объектами авторского права (ст. 434 ГК, ст. 10 ЗУ «Об авторском праве и смежных правах»): - официальные документы (в частности, законы, судебные решения, иные тексты административного и судебного характера, а также их официальные переводы;- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. п.);- произведения народного фольклора; - сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
3. Субъекты АП.Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права (ст. 7 ЗУ «Об авторском праве и смежных правах»).
Первичные субъекты – авторы, работодатели, которому принадлежат права на служебное произведение. Соавторство порождает факт создания произведения совместным творческим трудом двух или более лиц. Соавторы имеют единое авторское право на произведение, как образующее одно неразрывное целое, так и состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга. Первое соавторство именуется
нераздельным, а второе
– раздельным.Пример нераздельного соавторства – творчество писателей И. Ильфа и Е. Петрова (романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»). Они не выделяют свои части коллективных произведений.Пример раздельного соавторства – настоящий коллективный учебник для юридических вузов, главы которого, написанные отдельными соавторами, четко разграничены и могут использоваться самостоятельно.Правовой статус авторов составных и производных, произведений обладает определенной спецификой.
Составительство. Автору сборника, базы данных или другого составного произведения, именуемому составителем, принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов. Составительство, будучи творческим трудом, порождает авторские права даже в том случае, когда систематизируемые идеи или факты не являются объектами авторского права.Н-р, авторское право не охраняет факты принадлежности телефонных номеров конкретным абонентам. Поэтому у разных составителей может быть авторское право на телефонные справочники даже в пределах одного населенного пункта. Важно лишь, чтобы справочники разных составителей, содержащие одинаковые телефонные номера одних и тех же абонентов, существенно различались по подбору и расположению предметного каталога, его отдельных рубрик, фотоиллюстраций, рекламных материалов.
Авторы производных произведений. К числу наиболее распространенных авторов производных произведений относятся переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, а также лица, осуществляющие иную переделку либо переработку произведений, например драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей или рассказов. Поскольку авторы производных произведений всегда имеют дело с объектами чужих авторских прав, они пользуются авторскими правами лишь при условии соблюдения ими прав авторов произведений, подвергшихся переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.Применительно к создателям аудиовизуальных произведений различают их авторов и изготовителей
. Авторами являются: - режиссер-постановщик;- автор сценария (сценарист) и автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для аудиовизуального произведения (композитор).
Изготовитель заключает с авторами договоры на создание аудиовизуального произведения. Если в договоре не предусмотрено иное, его заключение влечет передачу изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение данного произведения, а также на субтитрирование и дублирование его текста.
Производные субъекты АП – правопреемники автора и лица, которые с автором заключили авторский договор.
4. Субъективное АП, его содержание и границы(ст.ст. 438, 439, 441 ГК, ст.ст. 14, 15 ЗУ)
.Автор в отношении своего произведения обладает такими
неимущественными правами, как:- право авторства (возможность лица признаваться его автором, создателем);- право на имя (возможности автора использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно));- право на обнародование произведения (возможность автора самому обнародовать или разрешить обнародовать произведение в любой форме. Никто, кроме автора, не вправе осуществлять или разрешать осуществление действий, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения. Обнародование произведения, в зависимости от его объективной формы и желания автора, может осуществляться путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом);- право на защиту своей репутации (возможность защиты произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателя произведения. Закон устанавливает максимально широкие границы данного права. Ограждаются права автора на неприкосновенность не только содержания, но и названия произведения. В соответствии с законом никто, кроме автора, не вправе вносить в произведение изменения и дополнения, снабжать его иллюстрациями, примечаниями, предисловием и послесловием, разрешать перевод, переделку, аранжировку или другую переработку произведения. Редакторская и иная правка допускается только с согласия автора. Закон не перечисляет возможные отклонения по чьей-либо воле от существа и формы произведения, поскольку он ограждает автора от всякого искажения произведения).
Имущественные права:- Право на воспроизведение означает возможность изготовления одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи. Запись произведений, т. е. фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств (магнитной пленки, ленты, кассеты) приобрела широкое распространение в связи с массовым применением аудио- и видеомагнитофонов (в том числе бытовых). Воспроизведением произведения служит также его запись в память ЭВМ.- Право на распространение реализуется различными способами, прежде всего путем продажи экземпляров литературных произведений, сдачи в прокат аудиовизуальных произведений и т д. Прокатом видеопроизведений занимаются, в частности, видеосалоны. При этом право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.- Право на импорт выражается в возможности импортировать, т. е. ввозить из-за границы, экземпляры произведения в целях их распространения. Установление такого права обусловлено, в частности, тем, что отдельные произведения (прежде всего литературные и некоторые аудиовизуальные) воспроизводятся за рубежом на более совершенной технической (в том числе полиграфической) базе.- Право на публичный показ – это возможность демонстрации оригинала или экземпляра (копии) произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диспозитива, телевизионного кадра или иных технических средств в месте, открытом для свободного посещения (картинная галерея и т. п.), или в месте, где присутствует неопределенный круг лиц. Публично показываются, прежде всего, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, а также аудиовизуальные произведения. При этом показ служит одновременно формой и обнародования, и использования произведения.- Право на публичное исполнение также является средством выражения одного из способов как обнародования, так и использования произведения. Подобно публичному показу произведения, его публичное исполнение предполагает звуковое исполнение музыки, песни или декламацию стихов в общедоступном месте или в месте нахождения неопределенного круга лиц: в киноконцертном зале, филармонии, консерватории или на эстраде.- Право на передачу в эфир означает любую возможность сообщения произведения (включая его показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир. Разновидностью передачи в эфир является передача произведения в эфир через спутник, т. е. любое устройство, находящееся во внеземном пространстве, способное передавать сигналы. В рамках так называемого спутникового телевидения передачей в эфир признается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения. При этом не имеет значения фактический прием данного произведения публикой с помощью собственных радио- или телевизионных принимающих устройств.- Право на перевод – одно из важнейших имущественных прав автора, впервые введенных в отечественное авторское право после вступления нашей страны во Всемирную конвенцию об авторском праве с 27 мая 1973 г. Пользуясь данным правом, автор литературного произведения может сам менять его языковую форму или разрешать делать это другим (переводчикам).- Право на переработку дает автору возможность контролировать любую переделку, аранжировку или иную переработку произведения, например создание из повествовательного произведения драматического или наоборот.
ТЕМА 4. СМЕЖНЫЕ ПРАВА 1.
Характеристика смежных прав.В объективном смысле смежные права представляют собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, установлению режима их использования, наделению исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций личными неимущественными и имущественными правами и защите этих прав.
Объектами смежных прав являются фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного и кабельного вещания (ст. 35 ЗУ).
Фонограмма – это любая, но исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков: песен, музыки, голосов людей, птиц или животных, природных шорохов, шумов и скрипов: деревьев, трав, ветра или морского прибоя.Исполнения - представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца в контакте с аудиторией (так сказать, «в живом виде», «живьем») или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т. п.). Кроме того, исполнением признается показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).
Постановкой признается одна из форм исполнения. Поэтому понятием исполнения охватывается также и постановка определенных произведений. При этом важно подчеркнуть, что смежные права исполнителей начинают действовать, только если «живое» исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания.
Передачи организаций эфирного и кабельного вещания – это набор звуковых и изобразительных сигналов, посылаемых в эфир непосредственно или через спутник Земли либо иным образом, в том числе при кабельном вещании – посредством кабеля, провода, оптического волокна и т. п. Под передачей организации эфирного или кабельного вещания как объектом смежных прав понимается передача, созданная самой организацией или по ее заказу за счет ее средств другой организацией.
Субъектами смежных прав (ст. 36 ЗУ) являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. В качестве исполнителей прежде всего выступают артисты: актеры, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, исполняющие произведения литературы или искусства, в том числе эстрадные, цирковые или кукольные номера. В число исполнителей входят также режиссеры-постановщики спектаклей и дирижеры.Как и авторские права, смежные права возникают у их обладателей независимо от соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах может использовать знак охраны смежных прав, помещаемый на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Данный знак состоит из трех элементов:- латинской буквы «R» в окружности: ®;- имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;- года первого опубликования фонограммы.
Ошибка! Объект не может быть создан из кодов полей редактирования.
2.
Способы защиты авторского и смежных прав.За нарушение авторских и смежных прав установлена гражданская, уголовная и административная ответственность. Учитывая рост числа нарушений авторских и смежных прав, закон устанавливает широкий круг как способов защиты, так и органов, уполномоченных осуществлять защиту данных прав.
Нарушением авторского права и (или) смежных прав является:а) совершение любым лицом действий, нарушающих личные не имущественные права субъектов авторского права и (или) смежных прав, и их имущественные права с учетом предусмотренных ограничений имущественных прав;б)
пиратство в сфере авторского права и (или) смежных прав — опубликование, воспроизведение, ввоз на таможенную территорию Украины, вывоз с таможенной территории Украины и распространение контрафактных экземпляров произведений (в том числе компьютерных программ и баз данных), фонограмм, видеограмм и программ организаций вещания;в)
плагиат — обнародование (опубликование), полностью или частично, чужого произведения под именем лица, не являющегося автором этого произведения;г) ввоз на таможенную территорию Украины без разрешения лиц, имеющих авторское право и (или) смежные права, экземпляров произведений (в том числе компьютерных программ и баз данных), фонограмм, видеограмм, программ вещания;д) совершение действий, создающих угрозу нарушения авторского права и (или) смежных прав;е) любые действия для сознательного обхода технических средств защиты авторского права и (или) смежных прав, в частности изготовление, распространение, ввоз с целью распространения и применения средств для такого обхода;ж) подделка, изменение или изъятие информации, в частности в электронной форме, об управлении правами без разрешения субъектов авторского права и (или) смежных прав или лица, осуществляющего такое управление;з) распространение, ввоз на таможенную территорию Украины с целью распространения, публичное оповещение объектов авторского права и (или) смежных прав, из которых без разрешения субъектов авторского права и (или) смежных прав изъята или изменена информация об управлении правами, в частности в электронной форме.
Способы гражданско-правовой защиты авторского права и смежных прав.За защитой своего авторского права и (или) смежных прав субъекты авторского права и смежных прав имеют право обращаться в установленном порядке в суд и другие органы в соответствии с их компетенцией.При нарушениях каким-либо лицом авторского права и (или) смежных прав, субъекты авторского права и (или) смежных прав имеют право:а) требовать признания и восстановления своих прав;б) обращаться в суд с иском о восстановлении нарушенных прав и (или) прекращении действий, нарушающих авторское право и (или) смежные права либо создающих угрозу их нарушения;в) подавать иски о возмещении морального (неимущественного) ущерба;г) подавать иски о возмещении убытков (материального ущерба), включая упущенную выгоду, или взыскании дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения им авторского права и (или) смежных прав, либо выплате компенсаций;д) требовать прекращения подготовительных действий к на рушению авторского права и (или) смежных прав, в том числе приостановления таможенных процедур, если есть подозрение, что могут быть пропущены на таможенную территорию Украины или с ее таможенной территории контрафактные экземпляры произведений, фонограмм, видеограмм, средства обхода технических средств за щиты, в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Украины;е) участвовать в инспектировании производственных помещений, складов, технологических процессов и хозяйственных операций, связанных с изготовлением экземпляров произведений, фонограмм и видеограмм, относительно которых имеются основания для подозрения о нарушении или угрозе нарушения авторского права и (или) смежных прав, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;ж) требовать, в том числе в судебном порядке, публикации в средствах массовой информации данных о допущенных нарушениях авторского права и (или) смежных прав и судебных решениях относительно этих нарушений;з) требовать от лиц, нарушающих авторское право и (или) смежные права истца, предоставления информации о третьих лицах, задействованных в производстве и распространении контрафактных экземпляров произведений и объектов смежных прав, а также средств обхода технических средств защиты, и о каналах их распространения;и) требовать принятия других предусмотренных законодательством мер, связанных с защитой авторского права и смежных прав.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.