ТЕМА 7. ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОМЕРЧЕСКИХ НАИМЕНОВАНИЙ И ТОРГОВЫХ МАРОК
1. Понятие прав на знаки для товаров и услуг.Большое значение для товаропроизводителей в современных условиях имеет применение - с целью успешного продвижения на рынке товаров - разнообразных марок и знаков для товаров и услуг. Представление товара в качестве марочного служит основанием для повышения цены на него, а поэтому применение марок и знаков является важным аспектом маркетинговой политики товаропроизводителя.Отметим, что в ЗУ «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» используется термин
«знак на товары и услуги», а в ст. 492 ГК -
"торговая марка". Термины "знак на товары и услуги" и "торговая марка" являются синонимами, с одним только отличием: знак на товары и услуги - это термин украинского законодательства; торговая марка - результат перевода на украинский язык термина
trademark.Ст. 1 ЗУ: это знак-обозначение, по которому товары и услуги одних лиц отличаются от однородных товаров и услуг других лиц. Причем Закон различает понятие «знак» и «зарегистрированный знак» и очевидно, что в первом случае имеется в виду общее понятие знака для товаров и услуг в понимании определенного функционального обозначения, а во втором — юридическое уточнение первого понятия, связанное прежде всего с возможностями его правовой защиты.
Классификация торговых марок:1) Словесные марки – марки в виде сочетаний букв, слов или фраз. Основное требование к этому виду марок – легкое произношение на разных языках (н-р, Sony).2) Изобразительные марки – обозначения в виде графических комбинаций каких-либо форм на плоскости (н-р, антивирус Касперского).3) Объемные марки – марки в виде фигур или их композиций в трех измерениях – длине, высоте и ширине (н-р, бутылка «Coca Cola», флаконы для духов «SALVADOR DALI», бутылка коньяка «Napoleon», фигурка ягуара на капоте одноименной марки автомобиля и др).4) В качестве звуковых торговых марок могут регистрироваться любые звуки и музыкальные фразы. Звуки — это шумы любого происхождения, которые не могут быть выражены нотами: известные и редкие звуки, встречающиеся в природе, а также звуки, созданные с помощью компьютерной техники или музыкальных синтезирующих устройств. 5) Обонятельные торговые марки - запахи, не свойственные товару, и тем самым являющиеся инструментом отличия одного товара от другого.В Украине, так же как в США и Европе, закон прямо не указывает на то, что обонятельный знак может быть зарегистрирован, но в то же время прямого запрета для такой регистрации нет. Возможно, в ближайшем будущем мы станем свидетелями регистрации, например, такой обонятельной торговой марки, как «запах свежего сала» для сувенирной продукции.Некоторые обозначения
не регистрируются в качестве торговых марок по ряду оснований: в силу их специфики, отсутствия различительной особенности или необходимости оставаться свободными для использования всем обществом. Ст. 6 ЗУ устанавливает, что не допускаются к регистрации в качестве торговых марок обозначения: - тождественные или сходные до степени спутывания с торговыми марками, ранее зарегистрированными в Украине для однородных товаров и/ или услуг, или охраняемыми в силу международных соглашений, участником которых является Украина, или фирменными наименованиями, которые известны в Украине и принадлежат другим лицам; - вошедшие во всеобщее употребление в качестве обозначения товаров и услуг известного рода, а также общепринятые символы, связанные с определенной деятельностью; - не обладающие различительной способностью или носящие описательный характер (например, состоящие исключительно из простых геометрических фигур, чисел, букв, не обладающих словесным характером); - на которые ввиду их специфики не может быть представлено исключительное право пользования, в том числе: состоящие частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара; - состоящие из флагов, гербов или иных эмблем государств, правительств или официально признанных международных или межгосударственных организаций и им подобных, если на это нет согласия соответствующих органов; - состоящие исключительно из официальных контрольных, гарантийных или пробирных клейм и печатей или сходные с ними; - содержащие ложные или способные ввести в заблуждение сведения относительно изготовителя, а также свойств, качеств, происхождения или назначения товара; - противоречащие по своему содержанию правопорядку или общественной морали; - воспроизводящие промышленные образцы, права на которые принадлежат другим особам в Украине; - воспроизводящие названия известных в Украине произведений науки, культуры и т.д. - воспроизводящие фамилии, имена, псевдонимы и т.п. известных в Украине лиц без их согласия.
2. Оформление прав на знаки для товаров и услуг.Порядок регистрации, регулируется Законом Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг", так же Правилами оформления и подачи заявки на выдачу свидетельства Украины на знак для товаров и услуг. Охранным документом, удостоверяющим право собственности на знак и объем правовой охраны (изображение знака и перечень товаров и услуг), служит свидетельство.
Свидетельство - государственный документ, подтверждающий право собственности на зарегистрированный товарный знак.Право на получение свидетельства имеет любое лицо (как физическое, так и юридическое), объединение лиц или их правопреемники.Свидетельство подтверждает объем предоставляемой правовой охраны, который определяется изображением знака и перечнем товаров и услуг. Одновременно с выдачей свидетельства сведения о товарном знаке, владельце, сроках регистрации вносятся в государственный реестр знаков для товаров и услуг.Информация о зарегистрированных, аннулированных и перерегистрированных свидетельствах печатается в официальном бюллетене гос. службы интеллектуальной собственности
"Промышленная собственность". Обозначение рассматривается как торговая марка только во взаимосвязи с товарами и услугами, для разграничения которых она используется. Поэтому объем предоставленной правовой охраны торговой марки определяется приведением в свидетельстве изображением марки и перечнем товаров и услуг, внесенных в реестр, если иное не установлено законом.
3. Ответственность за незаконное использование товарных знаков. За незаконное использование товарного знака или наименования места происхождения товара установлена гражданская и уголовная ответственность. Меры ответственности применяются к лицам, которые в нарушение закона используют как зарегистрированный товарный знак или наименование, так и сходное с ними обозначение для однородных товаров.
Нарушение может выражаться, например, в изготовлении, применении, ввозе, предложении к продаже, продаже, ином введении в хозяйственный оборот или хранении с этой целью товарного знака либо обозначенного им товара. Как нарушение прав владельца товарного знака квалифицируется также несанкционированное применение в тех же формах в отношении однородных товаров обозначения, сходного с зарегистрированным товарным знаком до степени смешения.
Специфической формой нарушения в области наименований географических объектов является применение зарегистрированного наименования в переводе на другие языки Нарушением считается использование зарегистрированного наименования в сочетании с такими выражениями, как «род», «тип», «имитация» и т. п., а также применение сходного обозначения, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара. Н-р, помещение на бутылки с минеральной водой наклеек «типа "Ессентуки-17"».
Владелец свидетельства на товарный знак вправе потребовать по суду от нарушителя его прав прекращения нарушения и возмещения причиненных убытков. Другими формами воздействия на нарушителя могут служить публикация судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего, а также удаление с товара и его упаковки незаконно помещенного товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, либо уничтожение изготовленных изображений товарного знака или сходного обозначения.
4. ИС на коммерческое наименование.В соответствии со ст. 489 ГК правовая охрана предоставляется коммерческому наименованию, если оно дает возможность отличить одно лицо среди иных и не вводит в заблуждение потребителей относительно действительности его деятельности. Таким обр.,
коммерческое наименование – это наименование, по которым лицо выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует это лицо среди иных его участников. Оно должно быть истинным и соответствовать требованию исключительности и постоянства.
Принцип истинности – наименование должно соответствовать виду деятельности лица и не вводить в заблуждение потребителей.
Принцип исключительности – наименование должно отличаться от других, чтоб не допустить смешивания. Исключение, лица с одинаковым наименованием могут действовать в разных сферах деятельности, если это не вводит в заблуждение потребителей.
Принцип постоянства – право на коммерческое наименование сроком не ограничено.Для приобретения ПИС на КН не требуется исполнения формальных действий. Право на КН действительно с момента первого его использования и охраняется без обязательной подачи заявки на него или его регистрации.Законодательство устанавливает
ограничения относительно распоряжения имущественными правами на КН: они могут быть переданы другому лицу вместе с единым имущественным комплексом лица, которому эти права принадлежат, или его соответствующей частью. Это объясняется принципом истинности. Поэтому в случае ликвидации юр.лица действие имущественным прав ИС на КН прекращается (ст. 491 ГК).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.